Н. Попова

 

МОСКВА МОЖЕТ УЙТИ ПОД ЗЕМЛЮ

 

1 июля с.г. в Москве обрушился дом в самом, что называется, сердце столицы – на ул. Большая Дмитровка, 16/1. До Кремля – рукой подать. Это не первое подобное происшествие на улице, которая, можно сказать, возглавляет парад "самых нестабильных зон Москвы". В этом же большом списке присутствуют: "Новый Арбат (карсты, плывуны), Пушкинская площадь (карсты), Гоголевский бульвар (глубинный разлом), Воробьевы горы (карстовые провалы, оползни, плывуны), Сухаревская площадь (провалы), Хорошевское шоссе (карсты), пересечение Садового кольца с Цветным бульваром (сгнившая канализация, провалы), Щукино (плывуны), Филевский парк (горизонтальные разрывы), Крылатское (раздвиговые трещины).

На снимке из космоса ученые-геоэкологи зафиксировали еще одну крупную трещину: она проходит с юго-запада столицы на северо-восток. И два этих древних разлома геологического фундамента столицы пересекаются не где-нибудь, а под Кремлем. Таким образом, в зоне риска сегодня находятся гостиница "Россия", Государственная Дума РФ, Белый дом и Кремль.

Интенсивное строительство идет нынче на провальных Воробьевых горах. Достаточно 3-4 балльного землетрясения (а такие землетрясения были зафиксированы в столице в 1940, 1977 и 1990 гг.), и половина Белокаменной может уйти под землю.

 

Хроника провалов

 

1970-1980 гг.

провалы до 40 м жилых домов на Хорошевском шоссе.

1995 г.

подземные толчки и обрушения в Лефортово, на Госпитальном валу.

1996 г.

подземная стройка на Манежной площади вызвала обрушение карстовых полостей в радиусе 1, 5 км.

1998 г.

провал мостовой и обрушение дома на улице Большая Дмитровка.

2001 г.

ушел под землю подвал в Театре имени Дурова.

2003 г.

провалы на Ленинградском проспекте, вблизи станции метро "Аэропорт".

 

После многолетнего перерыва не так давно открылась станция метро "Воробьевы горы". Почему закрывали станцию? Причина в коррозионном разрушении стальной арматуры бетонных конструкций Метромоста хлоридом кальция. Он вводился для ускорения твердения цемента при строительстве. Очень часто, к сожалению, при принятии строительных решений не учитываются такие важные вопросы, как совместимость при сопряжении материалов или их поведение в той или иной окружающей среде. Известен случай швартовки подводной лодки с титановым корпусом к барже со стальным корпусом. Через какое-то время баржа затонула из-за ускоренного коррозионного разрушения.

Если бы строители всегда прислушивались к мнению ученых-специалистов, возможно, тогда можно было бы избежать многих ошибок.

8 июня с.г. провалилась попытка продать с открытого аукциона право построить в Москве 3 первых небоскреба по программе "Новое кольцо Москвы". Городские власти планировали выставить на открытый аукцион три новых объекта: 35-этажное административное здание на Алтуфьевском шоссе, 30-этажное административное здание в Семеновском переулке и многофункциональный жилой (24-33 этажные здания с подземным гаражом) в проезде Серебрякова. Конкурсная комиссия забраковала всех потенциальных инвесторов, которые подали заявки на участие в аукционе, кроме одного – корпорации "Строймонтаж". Что же стало причиной такого вот жестокого отсеивания конкурентов?

"Основная причина, – сказал первый заместитель мэра Москвы Юрий Росляк (он и возглавлял конкурсную комиссию), то, что среди подавших заявки были фирмы, зарегистрированные в столице полгода назад. Мы не можем доверять такие ответственные, рисковые объекты непроверенным компаниям".

Для сведения. К 2015 г. по программе "Новое кольцо Москвы" столичные власти собираются построить 60 высотных комплексов. Сегодня уже возводятся "Эдельвейс", "Континенталь" и "Вертикаль". Проверить, как именно строят, на каком месте (есть ли разломы, карстовые провалы, оползни) достаточно проблематично. После обрушения в аквапарке "Трансвааль" московские власти предприняли попытки проверить несколько десятков возведенных и строящихся большепролетных зданий, а также высотных сооружений и объектов жилого и общественного назначения. "В пресс-службе строительной компании "Конти" (которая и возводит высотное здание "Эдельвейс" на проспекте Жукова, 72-74), сообщили, что пока идет освобождение стройплощадки от здания общежития и газовой конторы. Небоскреб же существует только в проекте, поэтому проверять будут только документы. Такие же "бумажные" проверки пройдут по строительству делового комплекса "Москва-Сити" на нулевом цикле, гостиницы на Тверской улице, которая строится на месте "Интуриста" и проектируемые участки Краснопресненского проспекта.

Меж тем, оперативники Главного управления по борьбе с налоговыми преступлениями (ГУНП) Федеральной службы по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями (ФСЭНП) МВД России выяснили, что российский строительный комплекс ежегодно не доплачивает в казну более $1 млрд. налогов. Именно после того, как произошла трагедия в аквапарке "Трансвааль", правоохранительные органы заинтересовались лицензиями на строительство Госстроя РФ (сегодня – Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству). Если заказчиков и генподрядчиков строительства объектов, на которых происходили ЧП, удавалось обнаружить, то субподрядчиков, осуществляющих по документам большую часть работ, – нет. В результате оперативники решили изучить всю систему возведения зданий и обнаружили немало интересного. Не секрет, что решения по многим тендерам на возведение объекта принимаются еще до их проведения. Заранее выбранному победителю тендера и его организаторам надо показать, что он прошел в честной борьбе. Для этого на тендер выставляются 2-3 подставные фирмы, созданные буквально накануне конкурса. Они, конечно, проигрывают тендер и потом исчезают. Но каждая такая фирма-однодневка имеет весь набор лицензий Госстроя, без которых их бы не допустили на торги. Потом начинается этап поиска инвесторов на возведение зданий. Когда встает вопрос, сколько нужно денег на строительство, происходят повальные нарушения. Никаких четких указаний по составлению смет сейчас либо нет, либо они устаревшие. В результате многие генподрядчики работ составляют сметы по самой высокой стоимости, указывая, что будут использоваться только лучшие материалы. Делается это с расчетом на то, что значительную часть денег удастся присвоить, а на работы пустить более дешевые материалы.

Но самые вопиющие нарушения начинаются в момент развертывания строительства. Каждый генподрядчик привлекает до 50 субподрядчиков. Половина из них – это тоже фирмы-однодневки. Именно благодаря их активному участию, генподрядчику удается уходить от уплаты налогов. Пока возводится дом, фирмы-однодневки либо сдают нулевые балансы, либо вообще не предоставляют отчеты в налоговые органы. Потом они исчезают. В результате строительные организации ежегодно не доплачивают в казну более 30 млрд. руб.

"Практически на любой стройке в столице процветает система повальной коррупции, – считает Алексей Клименко, член экспертно-консультативного общественного совета при мэрии г. Москвы, – от получения лицензии на строительство до замены одной марки бетона на другую, более дешевую или просто замены бетона песком".

Высотное домостроение развивается в Москве без каких бы то ни было норм, правил и контроля. Все высотки строители возводят на свой страх и риск. Неквалифицированные строители даже не имеют представления о том, как строится многоэтажный дом. Выходит, что сегодня безопаснее жить в хрущевке, построенной 40-50 лет назад, чем в элитном многоэтажном доме.

Пока правоохранительные органы разбираются с недобросовестными строителями, ученые-геоэкологи решают другую, не менее сложную проблему: как все-таки спасти Москву от провалов и оползней. Сегодня в столице развернута система диспетчерского контроля – присмотра за проваливающимися домами. Сигнализирующие датчики появились во многих жилых строениях столицы: датчики стоят в домах 3, 4, 6, 7, 8, 10, 12, 41, 42, 44 по улице Вершинина. На улице Народного Ополчения "помечены" дома 37, 39, 41, 43, 46. Установлены сигнализирующие датчики на ул. И.Левченко, в домах под №№ 7, 9, 11.

Сегодня никто не может сказать, что именно происходит в столице под землей. За глубинными процессами не наблюдают уже более 10 лет. Эти работы никто не финансирует.

Вот мнение ученого-геолога Виктора Сухина, директора московской промышленно-научной компании " ГРИПО":

"Проблема, на мой взгляд не в том, что Москва активно возводит высотные здания, появление которых нравится не всем обитателям города. Всплывают вопросы безопасности возводимых и запланированных объектов. Существующими документами (Инструкции, СНиПы) регламентируется геологическое изучение площадки путем бурения скважин, должно быть и лабораторное исследование керна (тех фрагментов пород, которые поднимают на поверхность при бурении и по которым судят о геологическом строении изучаемого участка). Да и задачи строительства стали сложнее. Они все больше и больше требуют изучения геологического пространства при проектировании на большую глубину. В целях экономии средств, выделенных на инженерно-геологическую подготовку, часть скважин не бурится. Строители обращаются к архивным данным. Но следует помнить, что из-за бурной жизнедеятельности столицы реальные характеристики пород могли значительно измениться. О проблемах начинают говорить, когда в стенах появляются трещины. Для нас давно привычны датчики пожарной сигнализации, по соседству с ними вынужденно устанавливают и сигнализирующие датчики о состоянии элементов конструкций. Каковы вибрационные нагрузки? Какой изгиб конструктивных элементов? Есть ли изменение уровня грунтовых вод? Нарастает ли напряжения в несущих элементах?

Но пока такие датчики есть не у всех москвичей...

Еще в 1871 г. в газете "Московские ведомости" было сообщение, что служитель одного из соборов насчитал 9 провалов фундамента под Московским Кремлем. Но тогда Москва была двухэтажной и проседала всего на 2 миллиметра в год. Потом город разросся до 1200 кв. км, соорудили метро, осушили подземные речушки. Дело довершили вибрации от заводов, машин, поездов метрополитена. Первыми осели здания Государственной библиотеки, Малого театра, гостиницы "Метрополь", поползли дома в древних руслах Москвы-реки и Яузы. Скорость оседания достигла 14 мм в год. В Москве нынче строительный бум, и чтобы столица провалилась, даже землетрясений не надо: карстово-суффозионные и оползневые процессы покрыли половину Москвы. Контроль над строительным процессом в столице полностью утерян.

 

Новая политика

23.08.2004


Реклама:
-