Ю. Солозобов

 

Кремлевская резня бензопилой

 

«Президент Владимир Путин вчера устроил резню бензопилой для чахлых корней российской демократии», — вот так ярко отозвалась о президентских инициативах «The Financial Times» и сходу разоблачила Рutinizm. — «Объявив о планах ограничения независимости региональных губернаторов и Думы, он объяснил их намерением усилить защиту России от терроризма. На самом деле это здесь совершено не причем».

Наши ведущие политологи тоже были близки в своих оценках к саспенс — стилю в духе популярного ужастика «Кремлевская резня бензопилой». Среди нарастающего шквала тревожных комментариев изредка возвысится одинокий голос в защиту гаранта конституции, а так все больше хором твердят про страшный «конституционный переворот». Сам президент США Джордж Буш-младший высказал свою обеспокоенность «решениями, которые сейчас принимаются в России и которые могут подорвать демократию в стране».

Но недаром саспенс - это классический прием фильмов ужаса, в котором, как и в российской политике, непонятно, что происходит вообще. Какие-то звуки, шаги, тени, а что это такое — неизвестно, но пугает до жути. «Близкие» к ужасным кремлевским тайнам намекают о «личном пиетете Путина к основному закону», а внезапные новации связывают исключительно с желанием поглубже «внедрить в России уважение к Конституции». «Чужие» открыто ехидничают о почти законных способах обойти эту тонкую брошюру в условиях всеобщей мобилизации. Но наш зритель сериала твердо верит, что честь нашей воинской части будет соблюдена, и открытого надругательства на буквой закона не случится.

Другое дело - вызванный терактами к жизни дух Конституции. Политологи сегодня определенно говорят о выходе за пределы конституционного поля — если и не по букве, то по духу. По корректному определению Станислава Белковского, на наших глазах происходит «антифедеративный переворот». Точнее, неизбежная трансформация страны из федерации в унитарное государство после краткого пятнадцатиминутного выступления Президента Российской Федерации.

Что ждет нас кроме щекотания нервов? Скорее всего, новые назначенцы административных единиц сохранят приведенные в федеральное соответствие свои маленькие конституции, декоративные гербы и всякие прочие флаги. Зато бывшие губернаторы утратят главное — возможность пусть ограниченной, но суверенности на своей территории, обретенной в ходе всенародных выборов. Они утратят публичный статус регионального лидера, который нужен не только для написания губернаторской диссертации.

Региональный лидер — это местный гарант политической коммуникации. По его твердому слову без всяких денег сеялись поля, отгружался мазут и топились зимой дома. Понятно, что назначенец центра не будет обладать таким символьным капиталом. Даже при всей своей «персональной ответственности за развитие территории, безопасность и качество жизни жителей».

Но региональное лидерство никуда не исчезнет. Оно не растворится без следа, просто из публичной сферы лидерство перейдет в «серую зону». Уйдет к тем региональным элитам и политическим сетям, которые сегодня, как уже писал АПН, определяют политику и экономику региона, продвигая в губернаторы внезапных для Кремля кандидатов.

Любому назначенцу, взятому с короткой скамейки кремлевских «запасных», с неизбежностью придется договариваться с существующей региональной элитой. Иметь дело с местным чиновным аппаратом и влиятельными корпорациями. А «тутошние» и «местные» будут привычно «прописывать» в своем регионе «тамошнего» новичка, последовательно коррумпируя пришлого «секретаря обкома». Действуя по той же накатанной схеме, какая была отработана в советские времена. Точно так же, и сегодня после переезда в регион происходит «перемена к лучшему» с благосостоянием моногочисленных федеральных чиновников или присланными туда для надзора силовиками. И даже с некоторыми отдельно взятыми полпредами.

Как будет происходить институционализация неизбежной коррупции власти? Какие публичные политические механизмы будут использоваться для согласования интересов местных политических элит и «государевых людишек»? На эти вопросы не просто нет ответа, но и сами механизмы реализации предложений Президента даже не вынесены в поле обсуждений.

Тут следует сказать и о другой стороне проблемы подбора и выдвижения кадров для руководства регионами. Сегодня, когда система номенклатурной лестницы и контуров контроля над руководящими кадрами необратимо утрачена, характер назначения руководителя субъекта может свестись к известной исторической практике «откупщиков» и «целовальников».

Скорее всего, на деле будет реализована традиционная для России последних лет схема решения проблем — испытанным методом «заноса» в отдельно стоящие на площади здания и номерные корпуса, как в «изначало изнаначал» власти. Это означает появление нового непрозрачного рынка услуг «по назначению» с многомиллиардным годовым оборотом, превышающим существующий рынок формирования общественного мнения.

Действующие губернаторы никак не комментировали цели реформы, а также полное отсутствие механизмов для реализации президентских предложений. За исключением того, что все главы регионов единодушно поддержали предложенные нововведения. Истоки этого воодушевления связаны с тем, что для нынешних «региональных лидеров» эта реформа может стать способом сохранения рычагов власти. Они надеются пролоббировать назначение нужного «преемника», который был ранее принципиально не избираем путем выборов. Но скорее всего, наши политические «зубры» смогут даже продлить свое пребывание у власти. При условии, что с введением нового регионального порядка властвования будет отменено существующее ограничение полномочий двумя сроками подряд.

Может так случиться, что после резни по-живому конституционного поля и всех «масштабных политических изменений» мы увидим на своих местах до боли знакомые лица. Новых старых губернаторов, объясняющих нам в передаче «Лицом к региону»: Регионального лидера из меня не получилось! Пришлось срочно переквалифицироваться в управрегионом…

 

www.apn.ru


Реклама:
-