Правительство не замечает президента
Путина
Расходная часть всякого бюджета состоит из трех крупных
блоков, соответствующих основным функциям государства: безопасность и
управление, социальная помощь, развитие экономики. Меняющееся соотношение между
ними точно отражает изменения в политике государства.
Бюджет-2005, как и бюджеты последних лет, является
военно-полицейским. При общем росте расходов (в реальном выражении, то есть с
учетом 8% инфляции) на 6,1% расходы на оборону увеличатся на 18,2%, а на МВД и
ФСБ – на 16,6%. Эта диспропорция недвусмысленно указывает на реальных «хозяев»
страны – доминирующую в политике часть правящей бюрократии.
Доля расходов на обеспечение «общегосударственных
вопросов», то есть в первую очередь управление, увеличится существенно меньше:
с 44,7% в 2004 году до 46,5% в 2005-м. Причина – снижение влияния гражданской
бюрократии (суды, в частности, судя по всему, уже взяты под контроль). В
результате в реальном выражении расходы на «общегосударственные вопросы» даже
сократятся на 1,1%.
Двум другим блокам повезло еще меньше. Доля расходов на
экономику сократилась с 8% в бюджете нынешнего года до 7,6% в бюджете-2005. В
реальном выражении это подразумевает сокращение расходов на сельское хозяйство
на 16,7% и резкое увеличение финансирования такого заведомо коррупционного и
неэффективного инструмента, как федеральные целевые программы.
Доля расходов социальной направленности (ЖКХ, экология,
образование, культура и СМИ, здравоохранение и спорт, социальная политика и
помощь регионам) в бюджете-2005 тоже усохла на 1,5%. Снизились расходы на ЖКХ,
на охрану окружающей среды. Разрекламированная реформа образования тоже будет
проводиться при сокращении финансирования (на 8,6%), а пресловутая «монетизация
льгот» – при урезании денег на социальную политику (на 1,5%), что, вопреки
официальной пропаганде, весьма красноречиво свидетельствует о подлинных заботах
правительства.
Обещания по компенсации великодушно переложены на плечи
регионов, далеко не все из которых смогут выдержать эту нагрузку. Ведь
межбюджетные трансферты увеличатся всего на 6,4%.
Однако самое интересное – несовпадение динамики роста
расходных статей с заявленными Путиным приоритетами. Ведь понятно, что борьба с
бедностью (если, конечно, не трактовать ее как борьбу с бедными) вне
зависимости от механизмов и даже вдохновляющей ее идеологии попросту невозможна
без увеличения удельного веса расходов социальной направленности.
А модернизация страны (простая человеческая жалость не
позволяет анализировать списанный у Горбачева лозунг «удвоения ВВП») – без роста
доли расходов на экономику.
Получается, что приоритеты, провозглашенные президентом, не
согласуются с реальными приоритетами возглавляемого им государства.
Впрочем, чтобы найти в этом что-то странное, нужно быть
либо очень наивным, либо очень опытным человеком...
БОЛЕЗНЬ ПЛЮШКИНА
Неизлечимая болезнь бюджета последних лет – неиспользуемые
остатки, деньги налогоплательщиков, замороженные в так называемом
стабилизационном фонде без всякой пользы. Причина проста: при незащищенности
собственности (естественной в условиях ее постоянного передела и господства
олигархии – сначала коммерческой, а теперь силовой) получаемые страной
«нефтедоллары» не находят себе производительного применения и нависают над
потребительским рынком, грозя инфляцией.
Между тем снижение инфляции едва ли не единственная
экономическая задача, доступная пониманию засевших в правительстве либеральных
фундаменталистов. Именно ее решению они подчиняют все свои силы, действуя в том
числе и таким варварским методом, как «замораживание» денег в бюджете. Это
создает и политические сложности, так как лишает смысла уплату налогов, которые
не идут на решение конкретных, понятных и ощутимых налогоплательщиками проблем.
Официально цель стабилизационного фонда – не борьба с
инфляцией, а накопление денег «на черный день», чтобы продержаться какое-то
время в случае падения мировых цен на нефть.
Поражает при этом, что правительство не предпринимает
никаких усилий для того, чтобы «слезть» с «нефтяной иглы» или хотя бы ослабить
зависимость от нее, модернизировав экономику. Вместо того чтобы направить
средства из стабилизационного фонда на модернизацию, они копят их, как старушка
– «гробовые».
В проекте бюджета 2005 года эта бессмысленная
накопительская страсть достигла гомерических масштабов. Главный автор идеи
«заначки» Кудрин многократно говорил о «достаточности» стабилизационного фонда
в 500 млрд. рублей, однако в проекте бюджета-2005 он намерен увеличить его до
795,3 млрд. рублей.
При этом профицит бюджета в 2005 году должен составить
всего 278,1 млрд. рублей, а стабилизационный фонд волшебным образом вырастет на
387,8 млрд. рублей. Откуда, спрашивается, возьмутся недостающие деньги? Если
отбросить экзотические варианты вроде распродажи госрезервов для «спасения»
профицитного бюджета, источник денег один – займы. При этом рублевый эквивалент
заложенных в проект бюджета внешних займов на 3,65 млрд. долларов – 109,5 млрд.
рублей – волшебным образом совпадает с требуемой разницей.
Похоже, правительство собирается наращивать
стабилизационный фонд за счет внешних займов. Если учесть, что средства фонда
можно инвестировать только в первоклассные госбумаги, то есть, по сути, в
экономику наших потенциальных кредиторов, то одобренный правительством механизм
становится даже не пикантным, а попросту неприличным.
В последний раз к нему прибегали во времена массового
преддефолтного «распила» бюджета, но тогда он хотя бы не оформлялся
законодательно...
Правда, и однопартийной системы тогда еще не было.
РЕГИОНЫ: ПОРУЧЕНО СДОХНУТЬ[1]
Бюджет-2005 вновь подтверждает, что финансовые возможности
регионов последовательно урезаются. Передача регионам широкого круга бюджетных
полномочий – без передачи рычагов финансирования этих самых полномочий – ставит
целый ряд губернаторов перед интересным выбором между социальной, коммунальной
и бюджетной катастрофой. Уголовное дело, понятно, прилагается, но оно давно
входит в число таких же профессиональных рисков любого крупного менеджера
России (тем более губернатора), как силикоз у шахтера или туберкулез у
заключенного.
Неудивительно, что многие губернаторы, как грамотные
профессионалы, уже согласны и с укрупнением регионов, и с отказом от избрания
их руководителей, что может обернуться переходом от федерального к унитарному
государственному устройству. Что ж, советская власть тоже в свое время
позволила крестьянам убедить себя в правильности форсированной коллективизации.
Так что многим регионам придется пройти через трагедии.
Единственный раздел бюджета, который вызовет всеобщее
одобрение, – увеличение на 20% зарплат бюджетников. Федеральный бюджет заплатит
только «своим», остальные будут повышать зарплату по мере возможностей. Кто-то
повысит ее на полгода позже, кто-то – всего на 10%, а кто-то не повысит вообще.
При этом гарантированный минимум для каждой категории бюджетников будет
различным в разных регионах, а возможно, и районах, что создает объективные
предпосылки для экономической дезинтеграции России.
Самое скверное случится в бедных регионах, где губернаторы
направят на повышение зарплаты средства, предназначенные для подготовки к зиме.
Именно из-за этого произошла коммунальная катастрофа 2002–2003 годов, когда 40
тысяч человек встречали Новый год без тепла и света, количество отключений
выросло почти в 20 раз и коснулось более чем 2 млн. человек, а МЧС возило
отопительные батареи самолетами, на деле превращая чугун в золото.
НОВАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ: ПИЩЕВАРИТЕЛЬНЫЙ ТРАКТ
Продолжая, а отчасти доводя до логического завершения
тенденции первого срока Путина, бюджет-2005 ведет Россию к политической
катастрофе. Сбрасывая проблемы на регионы, либеральные фундаменталисты не
просто провоцируют недовольство, но и разрывают единую экономическую и
социально-политическую ткань общества, готовя Россию к территориальному распаду.
В то же время, заваливая деньгами гноящиеся коррупцией
органы, которые все реже и все с большей иронией называют «правоохранительными»
и все чаще «силовыми», они усугубляют разложение нашего государства и ускоряют
его стихийный дрейф – не к Португалии, а к Нигерии и Гаити.
Существенно, что навязшее в зубах противоречие между
силовиками и либералами на деле не принципиально: они дополняют друг друга,
являясь частями единого пищеварительного тракта, переваривающего и
перемалывающего современную Россию.
Либералы, снижая налоги, передают общественные ресурсы
бизнесу и принимают на себя ответственность за негативные последствия этого.
Вызываемое их действиями недовольство формирует социальную базу силовиков,
обеспечивая им поддержку общества, а значит, возможность «доить» бизнес для
удовлетворения личных и клановых аппетитов и амбиций.
Когда этот паразитирующий на России организм приведет ее к
закономерному системному кризису, а себя – к гибели, мы должны быть готовы не к
борьбе за власть, но к политической модернизации и созиданию ответственного и
разумного государства.
Автор – председатель президиума – научный руководитель
Института проблем глобализации, доктор экономических наук
Еженедельный журнал
№138,
27.9.2004
[1] По мнению Редакции «Золотого льва» административно-территориальные единицы государства российского, которое никогда не было и не должно быть федерацией, по своей природе не являются и не могут являться политическими субъектами бюджетного и вообще хозяйственного законодательства. Их образование и упразднение должно исходить из задач государственного управления и относится к административному праву. Губернаторы - чиновники по особым поручениям от Правительства, а не от главы государства. Что же касается «потребительных» стоимостей и средства для уплаты налогов, то их создают не «регионы», а хозяйственные субъекты - предприятия. Вот почему никаких отдельных от общегосударственного или местных бюджетов бюджетов регионов быть не должно. Настоящее редакционное примечание не снимает той критики, которая относится к бюджетной политике Правительства РФ и к бюджетному законодательству, которое предусматривает финансовую и хозяйственную деградацию страны.