Ю. Нерсесов
КОНВОЙ,
УНИЧТОЖЕННЫЙ ЧЕРЧИЛЛЕМ
Поскольку продюсером «патриотической» мыльной оперы «Караван PQ-17»
значится тот же делец, что и у «Штрафбата», я с первых же минут ожидал
душещипательной истории о зверствах НКВД. Я не ошибся. Уже во второй серии в
кадре появились горемычные бабы, грузившие под штыками бериевских опричников
золото на британский крейсер «Эдинбург». Золотишко предназначалось для оплаты
«бескорыстной» военной помощи союзников, и погрузка его шла в строжайшей тайне.
Видимо, именно поэтому лубянские изверги наплевали на существующий порядок
работы с секретными грузами. Поленившись таскать сами, они заставили бедных
женщин тащить ящики, весящие, судя по объему, не менее двухсот кило. А когда
две грузчицы разбили тару и увидели слитки, повели их на расстрел.
Само собой, ни в реальности, ни в романе Валентина Пикуля,
по которому поставлен сериал, этого бреда не было и в помине. Но съемочная
группа лихо наплевала и на реальность, и на покойного писателя. Заодно
киношники постарались отмазать наших британских друзей, полностью исключив из
картины слова Пикуля о реальных причинах гибели PQ-17.
Между тем, имеющиеся документы убедительно подтверждают
версию, изложенную в романе. Часто допускавший в своих книгах грубые «ляпы»,
Валентин Саввич на сей раз совершенно правильно назвал фамилию человека,
сознательно подставившего конвой под удар. Хотя в фильме этот человек —
британский премьер-министр Уинстон Черчилль — горько сожалеет о гибели
каравана, есть все основания предполагать, что в реальности он испытывал совсем
иные чувства.
ДЕРЖИТЕ НАС СЕМЕРО
Согласно официальной британской версии, отправленный в
Советский Союз 27 июня 1942 года конвой PQ-17 стал жертвой трагической ошибки.
Получив информацию об угрозе атаки конвоя германской эскадрой во главе с
линкором «Тирпиц», первый лорд Адмиралтейства адмирал Паунд отдал 4 июля приказ
охраняющим конвой крейсерам контр-адмирала Гамильтона отойти, а транспортам
рассредоточиться. Беззащитные суда стали жертвами немецких самолетов и
подлодок, и конвой был наголову разгромлен. Из 38 транспортов и танкеров до
советских берегов с трудом дошло 13. На дне осталось 210 самолетов из 297
отправленных, 430 танков из 584, 3550 автомобилей из 4246 и много прочего
добра.
Впоследствии утверждалось, что союзные крейсеры пошли
помогать своим линкорам топить «Тирпиц», да тот удрал. Особенно отличился с
отмыванием мундиров британских адмиралов эстонский русскоязычный беллетрист
Веллер, да и создатели душещипательного сериала тут постарались. Но стоит
повнимательнее посмотреть материалы, связанные с конвоем, как и мундиры
британских военных, и фраки управлявших адмиралами политиков покрываются совсем
уж зловонными пятнами.
Прежде всего, добровольные прачки адмиральской униформы до
сих пор не могут решить: что, собственно, задумали их подзащитные? По Веллеру и
Ко — расправиться с зловредным «Тирпицем». Видимо, охота на любимое корыто
фюрера представлялась джентльменам столь важным и престижным делом, что
угробить ради него конвой с оружием для какого-то паршивого Сталинграда казалось
для них парой пустяков. Воистину, охотничий азарт британских аристократов —
страшная штука!
Есть и другая точка зрения, ныне разделяемая большинством
западных историков. Согласно которой, англичане, наоборот, страшно боялись
германского флагмана. Вот и пришлось Паунду срочно уводить крейсера Гамильтона
под защиту линкоров, дабы вдарить по супостату объединенными силами.
Первая версия опровергается одним взглядом на карту похода
конвоя. «Тирпиц» вышел из Альтен-фьорда 5 июля и, отойдя от норвежских берегов,
взял курс на восток. А крейсера уже с вечера 4-го рвут когти на запад,
проскакивая между Шпицбергеном и островом Медвежий! Хороши морские волки —
пытаются ловить врага, двигаясь тремястами милями севернее него, да еще и в
противоположном направлении! Более того, якобы охотясь на «Тирпица», англичане
толком не знали, где его искать. «Предполагается, что вражеские тяжелые корабли
севернее Тромсе, — меланхолично радировали на PQ-17 из Адмиралтейства, — после
отдачи приказа рассеяться — но недостоверно, повторяю, недостоверно, что они
вышли в море» (Д.Брум. «Конвою рассеяться!» в сборнике «Два конвоя: PQ-17 и
PQ-18». М.: АСТ, 2004).
Маразм не прекращается и после разгрома каравана. Признав
случившееся следствием угрозы нападения «Тирпица», союзники до осени 1943 года
вообще прекращают какие-либо попытки его атаковать! Вот и возникает вопрос:
действительно ли в Лондоне так уж жаждали уничтожения бронированного монстра
кригсмарине? Или с воплями: «Держите нас семеро, не то убьём гада!»
Адмиралтейство просто изображали охоту на него?
ОСКВЕРНЕНИЕ ТРАДИЦИЙ
Неужели наследники Нельсона и Фаррагута и вправду сдрейфили
перед гитлеровским монстром? Давайте посмотрим, как они действовали против
превосходящего противника в других эпизодах Второй мировой войны. Когда 8 июня
1940 года немецкие линейные крейсера «Шарнхорст» и «Гнейзенау» у тех же
норвежских берегов расстреляли британский авианосец «Глориес», прикрывавшие его
эсминцы «Ардент» и «Акаста» идут на них в самоубийственную атаку. Эсминцы
гибнут, но торпеду в борт «Шарнхорст» все-таки получил.
Уже под конец войны, 25 октября 1944 года, точно так же
лихо лезут на японские линкоры в филиппинском проливе Сурригао прикрывающие
свои авианосцы миноносцы 5-го флота США.
Атлантика, 5 ноября 1940 года. Охраняющий конвой HX-84
вспомогательный крейсер (то есть вооруженный пассажирский лайнер) «Джервис Бей»
вступает в бой с германским «карманным линкором» «Адмирал Шеер». Естественно,
его топят, однако 32 из 37 транспортов успевают уйти.
Остров Гвадалканал, 13 ноября 1942 года. Американская
эскадра контр-адмирала Каллагэна (2 тяжелых и 3 легких крейсера, 8 эсминцев)
сталкивается с многократно сильнейшим японским флотом (линкоры «Хиэй» и
«Кирисима», 4 тяжелых и 3 легких крейсера, 19 эсминцев). Шансов нет ни
малейших, но Каллагэну на это плевать. Скомандовав: «Четным орудиям бить по
левому борту, нечетным по правому!» он пускает свои корабли межу японских
колонн, на дистанции едва ли не пистолетного выстрела. Бой превращается в
безумную свалку, два японских эсминца и половина американской эскадры идут к
дну, самого адмирала разносит в клочья, но, уже уйдя в Валгаллу, он добивается
своего. При стрельбе почти в упор японская броня не держит удар, и «Хиэй»
смертельно ранен. Изуродованный линкор теряет ход; на следующее утро его добивает
авиация.
Снова Северный Ледовитый океан, 31 декабря 1942 года. В
составе атаковавшей конвой JW-51B германской эскадры однотипный «Шееру»
«карманный линкор» «Лютцов» (6 х 283-мм, 8 х 150-мм и 6 х 105-мм орудий),
тяжелый крейсер «Адмирал Хиппер» (8 х 203-мм и 12 х 105-мм) и 6 эсминцев.
Против них британские легкие крейсера «Шеффилд» и «Ямайка» (12 х 152-мм и 8 х
102-мм на каждом) с 4 эсминцами. Тем не менее немцы отбиты, и караван успешно
проходит.
Подобных примеров можно привести еще много, но, думаю, и
так ясно: трусы среди офицеров союзных флотов встречались куда реже, чем
отморозки. Так какой же Годзилла вылез в июле 1942 года из норвежских фьордов,
что британские львы и американские орлы мгновенно превратились перепуганных
баранов? Неужели «Тирпиц» был действительно столь грозен?
ПУГАЛО ОСОБОГО НАЗНАЧЕНИЯ
Для начала оценим количество кораблей обеих сторон. У
немцев, кроме «Тирпица», для атаки PQ-17 предназначены «Лютцов», «Шеер»,
«Хиппер», плюс дюжина эсминцев и миноносцев. Союзные силы куда внушительнее.
Против «Тирпица» у них в эскадре дальнего прикрытия адмирал Товея шли мощные
линкоры «Вашингтон» и «Дюк оф Йорк». Тут же рассекал волны авианосец
«Викторьез» с 33 самолетами, уже успевшими потрепать однотипный с немецким
супердредноутом «Бисмарк». Линкоры и авианосец сопровождают близкий по
характеристикам к «Хипперу» тяжелый крейсер «Камберленд», легкий крейсер
«Нигерия» и 14 эскадренных миноносцев. Плюс у Гамильтона британские тяжелые
крейсера «Лондон» и «Норфолк», более мощные американские «Уичита» и «Тускалуза»
(9 х 203-мм и 12 х 127-мм на каждом) и три эсминца. Еще шесть эскадренных
миноносцев стерегут непосредственно транспорты.
Казалось, вдвое меньшая германская флотилия при любом
раскладе союзникам не страшна. Тем не менее моряки двух прославленных флотов,
где традиции отважных атак на превосходящие силы врага поддерживаются веками,
драпают сломя голову. И это при том, что вражеские корабли болтаются где-то в
сотнях миль, а Адмиралтействе даже не уверены насчет их выхода с баз!
Может быть, немецкие корабли настолько сильнее союзных, что
количество вымпелов не имеет значения? Но один только «Вашингтон», не уступая
«Тирпицу» в броневой защите, значительно превосходил его по вооружению. Залпы
девяти 406-мм орудий «американца» куда разрушительнее огня восьми 380-мм пушек
немецкого оппонента. Точно так же «Дюк оф Йорк» с десятью 356-мм орудиями и
броневой защитой, рассчитанной на бой с равным по классу противником (борт —
381 мм, палуба — 149 мм) с гарантией отправляет на дно и «Шеер», и «Лютцов».
«Карманные линкоры» с 283-мм пушками и броневым поясом
максимум в 80 мм для боя со сверхдредноутом не приспособлены и при встрече с
ним могут рассчитывать лишь на бегство, да и то без гарантий на спасение. Шесть
быстроходных крейсеров союзников достаточно легко сближаются с ними на
дистанцию, выгодную для их менее мощной, но куда более многочисленной и
скорострельной артиллерии. А малейшая потеря хода для немцев - верная гибель.
«Шеер» и «Лютцов» даже в полностью исправном состоянии по скорости всего лишь
равны «Дюк оф Йорку», а в случае малейших повреждений британский гигант их
просто растерзает.
В бою у Нордкапа 26 декабря 1943 года английские крейсера
«Белфаст», «Шеффилд» и «Ямайка», действуя именно таким образом, атаковали
«Шарнхорст». Используя преимущество в радиолокационной технике, британцы
влепили в противника как минимум семь снарядов, получили в ответ всего два и
без проблем сумели навести на цель «Дюк оф Йорк». Благодаря надежной броне
германский линейный крейсер продержался три часа, но в итоге все равно пошел на
дно. Совершенно очевидно, что хрупкие «карманные линкоры» «Дюк оф Йорк» утопил
бы куда быстрее. Да еще, пожалуй, сумел бы без отрыва от производства по
«Тирпицу» шандарахнуть!
Немцы силу вражеского флота осознавали прекрасно. Двигайся
главная союзная эскадра поближе к PQ-17, они из Альтен-фьорда и носу не
высунули бы! После гибели «Бисмарка» Гитлер трясся над своими малочисленными
линкорами, как Кощей над яйцом с иголкой, и потому запрещал пускать их в дело
при малейшем риске. Существуй хоть малейший риск встречи «Тирпица» с двумя
линейными кораблями и авианосцем, торчать ему в норвежских гаванях безвылазно
до самого падения Берлина!
Тем не менее германские корабли спокойно шли на перехват
конвоя, прекратив операцию лишь после обнаружения своего движения сперва советской
подлодкой К-21, а затем британской «Аншейкн». До того немцы знали, что
транспорты реально от них стережет только Хамильтон, а эскадра дальнего
прикрытия болтается где-то за Шпицбергеном, якобы опасаясь вражеских самолетов
и подлодок. Может, и правда опасалась? Но всего месяцем позже британский флот
проводит операцию «Пьедестал», и весь страх перед соколами Геринга и подводными
волками Деница куда-то испаряется. Ведя на Мальту конвой для снабжения себя,
ненаглядных, английские адмиралы бестрепетно ставят едва ли не в общий строй с
транспортами 2 линейных корабля и 4 авианосца. И прекрасно себе шли, невзирая
на все вражеские бомбо-торпедные подарочки. Даже отслужившие уже пятнадцать лет
линкоры «Нельсон» и «Родней», хоть и ползли со скоростью едва ли не броненосцев
русско-японской войны, атаки люфтваффе отбивали вполне успешно.
Вряд ли эскадре Товея немецкие летчики и подводники
представлялись страшнее, чем кораблям, охранявшим мальтийский конвой. Скорее
наоборот, из-за отдаленности маршрута PQ-17 от норвежских баз германским
бомбардировщикам и торпедоносцам было куда труднее. Приходилось действовать на
пределе дальности и без истребительного прикрытия. Да и было немецких самолетов
явно недостаточно, чтобы одновременно эффективно атаковать транспорты и военные
корабли с сотнями зенитных установок и отличными радарами.
Не слишком легко действовать в присутствии 23 эсминцев и
германским подводным лодкам. Да и у союзников тоже вместе с караваном идут две
субмарины, а возле норвежских берегов патрулирует еще десяток. Получив от них
пару торпед, любой из вражеских кораблей имеет все шансы не вернуться на базу.
При любом раскладе морское сражение заканчивалось для кригсмарине столь
печально, что немцы на него никогда бы не рискнули. Естественно, англичане это
прекрасно знали, а «Тирпиц» оказался для них очень удобным пугалом, не раз
позволявшим оправдывать заморочки с конвоями.
МИЛОРД ОТПУЩЕНИЯ
Некоторые исследователи признают прокол, но пытаются
перевести стрелки на скончавшегося вскоре после разгрома каравана первого лорда
Адмиралтейства. Ладно, примем за аксиому, что среди орлов Адмиралтейства
случайно затесался трусливый стервятник Дадли Паунд, который все и опошлил. Он
и линкоры загнал фиг знает куда, и крейсера в ужасе перед «Тирпицем» отвел, и
даже транспортам велел рассредоточиться во избежание их расстрела германским
чудовищем. Но трусостью одного адмирала случившуюся катастрофу объяснить
невозможно. Ведь по большому счету сам приказ Паунда особо разрушительных
последствий не имел.
Роль крейсеров в охране каравана от подлодок и авиации не
столь велика: защищать транспорты было кому и без них. В одном строю с
грузовыми судами все еще движется девятнадцать боевых кораблей разных типов с
множеством зениток и большим запасом глубинных бомб. Даже рассредоточившись
мелкими группами по четыре-пять транспортов и два-три конвойных корабля, PQ-17
все равно проходил, не превратись вслед за лордом Дадли в трусливых идиотов и
его подчиненные.
Увидев отход Гамильтона, командующий отрядом из 6
миноносцев непосредственного сопровождения транспортов капитан 2-го ранга Брум
неожиданно предлагает контр-адмиралу присоединиться к нему. Тот немедленно
соглашается, и оборона конвоя слабеет еще на сотню универсальных орудий и
зенитных автоматов. Впоследствии оба командира утверждали, что Адмиралтейство
вело их в заблуждение, обещав бой с «Тирпицем». Но это откровенная брехня. Ни в
одной радиограмме из «Лондона» ни малейшего указания на грядущую баталию нет.
Более того, Бруму вообще никто не приказывал уходить. Однако он резво уносится
вслед за крейсерами, напоследок велев: «Оставшимся эскортным кораблям
самостоятельно следовать в Архангельск» (Д.Брум. Там же).
Именно этот приказ наносит каравану последний удар.
Вспомогательные крейсеры ПВО «Паломарес» и «Позарика», 4 корвета, 3 противолодочных
корабля, переделанные из траулеров, и 3 тральщика повинуются и бросают своих
подопечных. Когда капитан «Позарики» Лоуфорд предлагает все-таки не совершать
такой пакости, старший по званию командир «Паломареса» капитан 1-го ранга
Джонси прямо запрещает ему защищать транспорты. Лишь командир британского
траулера «Айршир» лейтенант Грэдуэлл плюет на распоряжение начальства и таки
доводит три американских судна до места назначения, но он такой один... Все
прочие либо тупо подчиняются приказам, обрекающим конвой на гибель, как
Гамильтон, либо, официально не получив их, бросают транспорты на растерзание,
как Брум. И поскольку очень сложно предположить среди лихих английских моряков
эпидемию медвежьей болезни, приходится подозревать, что почтенные сэры не
паниковали, а действовали строго по плану. И план этот предполагал сознательную
подставку конвоя немцам, дабы те с гарантией пустили его на дно.
Для чего? Вспомните обстановку на фронтах на 4 июля 1942
года. Именно в этот день пал Севастополь. Рушатся Брянский, Юго-Западный и
Южный фронты и Советский Союз вновь оказывается на грани разгрома. Но
одновременно с этим на Средиземноморском театре войск гитлеровского Евросоюза
приближаются к Суэцкому каналу и усиливают блокаду Мальты. Своя рубашка ближе к
телу: пряников, то бишь танков с самолетами, на всех не хватает. А значит,
поневоле встает вопрос о радикальном сокращении поставок по ленд-лизу.
Ну а поскольку просто так взять да и послать «Дядюшку Джо»
рискованно и не соответствует имиджу благородных джентльменов, требуется
весомый повод. Разгром крупнейшего на сей момент каравана для СССР - как раз
то, что надо!
И своей цели лондонские хитрецы достигли. Как отмечают в
своем исследовании «Военно-воздушные силы Великобритании во Второй Мировой
войне» (М.: «Воениздат», 1963) Д.Ричардс и Х.Сондерс, «намечавшаяся отправка
конвоев в Россию была временно отложена». Само собой, Гамильтон, Брум и Джонси
благоразумно промолчали о негласных распоряжениях начальства. А своевременно
скончавшийся через несколько месяцев после гибели PQ-17 лорд Паунд выступил в
роли чрезвычайно удобного козла отпущения.
«ПОТРЯСНОЕ ЗРЕЛИЩЕ»
Старик Черчилль не скрывал своего торжества. Сколько раз он
выступал против отправки северных конвоев, а теперь немцы блестяще подтвердили
его правоту! Всего за полтора месяца до отправки PQ-17 сэр Уинстон уступил
давлению Сталина, сообщив, что: «операция будет оправдана, если половина
доберется до места». (У.Черчилль «Вторая мировая война». М.: «Воениздат»,
1991). И надо же случиться, что именно семнадцатый конвой из серии PQ потерял
две трети судов – больше, чем шестнадцать предыдущих, вместе взятые! Поэтому
уже 18 июля 1942 года британский премьер заявляет Сталину, что не считает
правильным рисковать своим флотом к востоку от острова Медвежий, и конвоев пока
не будет.
Однако «Дядюшка Джо» проявил настойчивость, и 2 сентября
1942 года в Советский Союз направился караван PQ-18, добравшийся через две
недели до Архангельска. Из 43 шедших в его составе судов немцы потопили 13.
Потопили бы и больше, но на сей раз капитанов конвойных кораблей, похоже,
подобрали менее тщательно. Хотя командовавший PQ-18 контр-адмирал Барнетт
неоднократно пытался перенацелить их с обороны транспортов на защиту самих
себя, полностью ему это так и не удалось.
Тем не менее большие потери и готовящаяся высадка в Африке
позволили тормознуть следующие конвои почти до конца года. В самые тяжелые дни
боев на Волге и Кавказе в Мурманск пришло лишь несколько одиночных судов.
Отправка конвоев возобновилась только 15 декабря, после начала контрнаступления
под Сталинградом, когда стало ясно, что Советский Союз войну не проиграет.
С точки зрения интересов своих стран Рузвельт и Черчилль
действовали вполне рационально. Заботясь прежде всего о процветании своих
государств, они были заинтересованы в максимальном взаимном ослаблении СССР и
Германии. А коли одна сторона уже не может мочить другую, так зачем же тратить
на нее ресурсы?
Мистер Франклин и сэр Уинстон всего лишь честно отражали
взгляды большинства своих избирателей, чью позицию лучше всего отразил
безымянный моряк с бросившего транспорты тральщика «Хэлсион». Увидев, как
подбитый советский танкер «Азербайджан» охвачен пламенем, а его экипаж,
наполовину состоявший из женщин, пытается потушить пожар, морячок радостно
заорал: «Парни, выбирайтесь скорее наверх! Потрясное зрелище! Сейчас танкер
накроется!» (П. Лунд. «Конвой в ад». В сборнике «Два конвоя...»).
Я не буду осуждать как Рузвельта с Черчиллем, так и
ценителя красивых взрывов с «Хэлсиона»: они совершенно не обязаны нас любить.
Но пускать розовые слюни насчет ленд-лиза, а уж тем более тратить
государственные деньги на съемки халтурных мыльных опер на эту тему еще более
нелепо. Более того, поскольку всякие чувства требуют взаимности, искреннее
удовольствие многих россиян от нью-йоркского фейерверка 11 сентября 2001 года
тоже совершенно естественно. Зрелище там было куда более потрясное.
Спецназ России
№ 11 2004