С.Ю. Глазьев

 

Цена некомпетентности

Какие потери несет Россия и ее граждане из-за некомпетентности руководства страны?

 

За последние полгода мы стали свидетелями грубых ошибок российского руководства, стоивших стране серьезных человеческих, экономических, материальных и моральных потерь. Судя по реализуемым сегодня социальной и политической реформе, а также решениям в сфере внешней и внутренней политики, эти потери будут нарастать. Их причина – некомпетентность руководителей российского государства, принимающих решения не исходя из понимания закономерностей современного социально-экономического развития и знания российских возможностей в целях роста народного благосостояния, экономической мощи и авторитета России, а руководствуясь поверхностными представлениями, амбициозными ощущениями и корыстными интересами.

Главный критерий кадровой политики Путина – принцип личной преданности – ведет к недееспособности, безответственности и коррумпированности власти, которая сосредотачивается в руках некомпетентных людей, принимающих ошибочные и вредные для страны решения, исходя из личной выгоды или ложных представлений.

 

Внутренние потери. Жертвы политики.

 

Трагедия в Беслане и предшествующие ей взрывы самолетов стали очередным свидетельством неспособности федеральной власти обеспечить безопасность своих граждан, некомпетентности отвечающих за национальную безопасность чиновников. Совершение этих террористических актов сразу же после выборов президента Чечни доказывает иллюзорность достигнутого в ней урегулирования и свидетельствует о неэффективности всей политики государства в этом регионе.

После четырех лет второй чеченской войны, унесшей тысячи жизней, в том числе, ни в чем неповинных людей, как в Чечне, так и в Москве, мы имеем те же нерешенные проблемы. Массовый исход чеченской молодежи в организованные преступные группировки, действующие на территории всей страны, профессионализация террористической деятельности, в которую под руководством матерых бандитов вовлекаются оставшиеся без родителей дети и подростки, стали очевидным и, пожалуй, единственным реальным результатом этой войны. Ее главные вдохновители остаются недоступными для спецслужб, продолжая делать бизнес на крови, а ответственные за их нейтрализацию генералы и начальники продолжают имитацию борьбы с терроризмом на кремлевском паркете.

С самого начала урегулирование чеченского кризиса велось неадекватными средствами, порождавшими все новые жертвы и проблемы, и лишь усугублявшими кризис. Развязанная как элемент президентской избирательной кампании вторая чеченская война стала перманентной, подтолкнув целое поколение чеченской молодежи в ряды боевиков и организованных преступных группировок. Под телевизионные фанфары победоносной войны кремлевским политтехнологам удалось убедить большинство запуганных взрывами в Москве избирателей, не задумываясь отдать свои голоса ельцинскому преемнику, представшему в образе героя, спасающего нацию от чеченских бандитов.

Оборотной стороной этой политтехнологии стали тысячи мирных граждан, убитых и пострадавших в результате нового витка военных действий, а также десятки тысяч новых добровольцев в бандитские и преступные группировки, записавшихся на войну с Россией, чтобы отомстить за погибших родственников.

Для любого специалиста в области межэтнических отношений очевидна бесперспективность применения грубой силы в решении межнациональных конфликтов. Война, всегда сопровождающаяся большими жертвами среди мирного населения, многократно увеличивает количество вовлеченных в конфликт людей, облегчая сепаратистам вербовку новых боевиков из числа пострадавших. Нарастающее количество жертв порождает массовую мобилизацию охваченных чувством мести добровольцев, которые становятся на путь преступлений и уже едва ли смогут вернуться в состояние законопослушных граждан.

Вторая чеченская война закономерно стала перманентной, перейдя в террористические формы. Лагеря по подготовке террористов размещаются теперь не только в горах Чечни, но уже и в Ингушетии. Деятельность сотен преступных группировок с участием чеченских боевиков охватила все крупные российские города, налажена их координация и сбор налогов для финансирования террористической деятельности. Проутюжив чеченские дороги по второму разу, российская бронетехника выдавила чеченскую молодежь из сел в лагеря по подготовке террористов и в другие регионы страны на преступный промысел.

К таким формам борьбы наши службы национальной безопасности оказались не готовы. Коррупция в правоохранительных органах подорвала их дееспособность. Как показали расследования последних террористических актов, их исполнители за небольшие взятки проникали в самолеты, проходили блокпосты и пункты дорожно-патрульной службы, и даже использовали сотрудников милиции в качестве проводников и пособников.

Бурный рост наркоторговли, проституции, игорного бизнеса и прочих злачных видов деятельности в крупных российских городах, излюбленных этническими преступными группировками, подрабатывающими также финансовыми аферами и торговлей, генерируют широкий поток доходов для подготовки новых боевиков и коррумпирования должностных лиц.

Общее количество жертв второй чеченской войны составило 4705 военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов. А число жертв среди мирного населения, по некоторым данным, составило 40 тысяч человек. В результате террористических актов погибло около 2 тысяч человек. Таковы издержки политтехнологии, примененной для успешной передачи власти от Ельцина к Путину при помощи проведения крупномасштабного телевизионного шоу о победоносной войне с чеченскими бандитами, убедившей избирателя отдать голоса преемнику как спасителю Отечества.

А что следовало делать после взрывов домов в Москве? - спросит сторонник Путина. Во-первых, спросить с тех руководителей, которые отвечают за нашу безопасность. Замечу, что никто из высших должностных лиц, отвечающих за безопасность страны, не понес никакой ответственности за явные провалы в деятельности спецслужб. Само совершение теракта – это уже провал, следствие отсутствия системы предупреждения преступлений против общества, включающей агентурную сеть, технологии сбора и анализа информации, элементарный контроль транспортных перевозок и т.п.

Колоссальные жертвы, которыми сопровождались почти все последние теракты, не делает чести руководителям спецслужб, которые оказались неспособными к быстрому принятию правильных решений, боялись взять на себя ответственность. До тех пор пока за теракты у нас вместо того, чтобы снимать с должности отвечающих за безопасность страны руководителей, будут раздавать им ордена и медали, едва ли мы добьемся компетентности власти в выполнении своей главной обязанности – обеспечения безопасности граждан.

Во-вторых, прежде чем «мочить», следовало бы подумать, кто заинтересован в проведении терактов и в каких целях. Как учит история, любая война начинается с провокации, которую организовывают заинтересованные в ней силы. Очевидно, что сотни тысяч проживающих в Чечне граждан, пострадавших в ходе первой чеченской войны, не были заинтересованы в ее возобновлении. Да и сепаратисты, питавшие в то время иллюзии Хасавюртовских соглашений, едва ли хотели новой войны. Но для политтехнологов маленькая победоносная война – не более чем техническое средство «промывки мозгов» избирателям в целях мобилизации общественного мнения для победы своего кандидата на выборах. Тысячи человеческих жертв и долгосрочные последствия воспринимаются ими как неизбежные издержки политического процесса.

В-третьих, ни в коем случае нельзя борьбу с террористами переводить в войну с населением[1]. Это лишь легитимизирует террористов в глазах последнего и расширяет их социальную базу.

Подчинение системы безопасности страны политическим интересам властвующей верхушки дорого обошлось нашему народу. Десятки тысяч убитых и искалеченных жизней, увеличивающийся размах деятельности организованных преступных группировок, рекрутируемых из числа охваченной чувством ненависти и мести чеченской молодежи – слишком высокие издержки работы кремлевских политтехнологов.

 

Потери в экономике

 

Ельцин, как и положено, преемнику оставил структуру распределения национального дохода, так же как и определяющую ее экономическую политику государства, без изменений. Курс ельцинского правительства на самоустранение государства от регулирования экономики, приватизацию государственного имущества, отказ от решения задач развития экономики был продолжен еще более последовательным образом. При Путине были свернуты немногие остававшиеся механизмы стимулирования научно-технического прогресса и развития научно-производственного потенциала, в том числе, отменены многие целевые программы, фактически свернуты банки развития и ликвидирован бюджет развития. Вместо этого огромные средства заморожены в стабилизационном фонде, созданном для успокоения иностранных кредиторов, а олигархам разрешено не только присваивать, но и легально вывозить десятки миллиардов долларов сверхприбылей от эксплуатации принадлежащих государству природных ресурсов.

В руководстве страны укоренилась абсурдная мысль, что в экономике слишком много денег, которые следует стерилизовать, проще говоря, изымать из экономического оборота, перекачивая за рубеж.

На фоне острой нехватки кредитных ресурсов в производственной сфере, трехкратной ликвидации сбережений граждан и крайне низких доходов подавляющего большинства семей правительственные чиновники лопочут об избытке денег и изымают из экономики сотни миллиардов рублей, обрекая на уничтожение целые, вполне конкурентоспособные и перспективные отрасли. Вследствие отказа путинского правительства от активного использования мер по стимулированию инвестиционной и инновационной активности, расширению кредитования производственной сферы, защите внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции, погибли целые отрасли машиностроения, легкой, химической промышленности, агропромышленного и строительного комплексов. На грани выживания находятся авиационная и автомобильная промышленность, поставленные проводимой экономической политикой в худшие условия по сравнению с зарубежными конкурентами.

Недоступность кредитных ресурсов, систематические злоупотребления монополистов, завышающих цены на сырьевые товары и тарифы на транспортные и энергетические услуги, оторванность от научно-технических достижений, обусловленные проводимой путинским правительством и Центробанком политики, обрекают большую часть российского производственного потенциала на деградацию и уничтожение. Миллионы людей, занятые в машиностроении, агропромышленном комплексе, строительстве, легкой промышленности, не имеют сегодня достойного заработка и надежных перспектив вследствие проводимой экономической политики. При этом из страны по-прежнему уходят десятки миллиардов долларов, а российское правительство стимулирует вывоз капитала.

Главные экономические решения Путина свелись к окончательному отказу от политики развития экономики, либерализации вывоза капитала, легализации доходов сомнительного происхождения и правовому оформлению несправедливого распределения доходов с двукратно заниженной оплатой труда, многократным завышением цен монополистами и присвоением большей части природной ренты небольшой группой олигархов и опекающих их чиновников. Экономическая политика путинского правительства последовательно ведется в интересах сформировавшейся в ельцинский период разграбления государственной собственности властвующей олигархической верхушки. В их интересах Путин разрешил вывоз капитала, приватизацию городских земель, резко снизил налоги на доходы, отказался от какой-либо ревизии итогов приватизации, урезал права трудовых коллективов и профсоюзов по защите интересов наемных работников, а также оставил сверхприбыли от эксплуатации государственных природных ресурсов приближенным и лояльным олигархам.

Экономическая политика путинского правительства направляется интересами доминирующих в распределении доходов групп влияния и очень далека от оптимальной, с точки зрения общенациональных интересов развития российской экономики. Напротив, по многим направлениям она им противоречит. В оправдание этой политики конструируются мифы, пропагандируемые некомпетентными и малообразованными путинскими назначенцами. Один из этих мифов – об избытке денег в российской экономике – нами уже обсуждался. По своему смыслу он аналогичен рекомендации лечить дистрофию путем голодания на том основании, что ослабевший организм утратил способность переваривать пищу. Назначение этого мифа – оправдать легализацию вывоза капитала, которая за путинскую пятилетку составила более 100 млрд. долл. Это наиболее емкая оценка результата его экономической политики. Не приходится сомневаться, что если бы эти деньги оставались в стране, темпы экономического роста были бы существенно выше.

Любопытно заметить, что при Путине в состав главных экспортеров капитала наряду с олигархами вошло и государство[2]. Не только Центральный банк, но и правительство занялось наращиванием резервов, размещаемых за рубежом. Причем в основном – в быстро обесценивающихся вследствие девальвации доллара американских бумагах. Только на этом наше государство потеряло уже свыше 25 млрд.долл. К чему такое навязчивое стремление кредитовать США за счет российских налогоплательщиков – остается только гадать.

Чистый вклад путинского правительства в экономический рост составляет, по нашим оценкам, минус 6%, в прирост инвестиций – минус 8% в год. Только замораживание изымаемых через налоги средств в Стабилизационном фонде обходится в 3% ВВП снижения конечного спроса. Нереализованные вследствие отсутствия должной кредитной и инвестиционной политики государства возможности организации производства и лизинга новых российских самолетов, сельскохозяйственной техники, жилищного строительства, освоения передовых технологий и наращивания выпуска наукоемкой продукции, обходятся потерей еще не менее 3-5% ВВП. Политика Центрального банка и правительства по сдерживанию денежного предложения, их неспособность организовать нормальную систему предоставления кредитов производственным предприятиям, предпринимаемые ими меры по стерилизации денежной массы и фактическому поощрению вывоза капитала более чем ополовинивают инвестиционные возможности российской экономики. Объем производственных инвестиций у нас вдвое ниже объема сбережений, львиная доля которых хранится в иностранной валюте и вымывается из России.

Сказанное выше не означает, что в экономике страны нет позитивных тенденций. Но, во-первых, они сильно преувеличены путем занижения инфляции и, тем самым, искусственного завышения темпов экономического роста. Во-вторых, они достигнуты не благодаря, а вопреки проводимой правительством политики, которая лишь тормозит экономический рост.

Совокупная плата за некомпетентность экономической политики путинского правительства и назначенного им руководства Центрального банка составляет более 5 трлн.рублей непроизведенного за последние 5 лет валового продукта.

 

Социальные потери

 

Последняя пятилетка ознаменовалась новым падением средней продолжительности жизни населения. Она снизилась более чем на 1,5 года. В целом, сокращение населения России с 2000 по 2004 гг. составило 4,6 млн. человек.

Разумеется, сокращение численности населения нельзя целиком списывать на проводимую сегодня политику, демографический кризис продолжается уже более десятилетия. Но исследования доказали, что его главная причина – затяжной психологический стресс населения, вызванный утратой жизненных ориентиров, сломом традиционных нравственных ценностей, резким снижением доходов и утратой жизненных перспектив для большей части населения. В конечном счете, все эти причины порождены действиями власти в экономической, социальной, информационной и прочих сферах.

Преодоление одних последствий некомпетентной государственной политики, как например, чудовищного обнищания большей части населения, потребует немалого времени. Другие, как, например, пропаганда насилия и разврата на контролируемых государством телеканалах, могут быть исправлены быстро. Но дело в том, что путинское правительство просто не пытается ликвидировать причины демографического кризиса. Напротив, по многим направлениям оно содействует его углублению.

Вместо реальной борьбы с наркотизацией населения, служащей главной причиной эпидемии СПИДа и повышенной смертности среди молодежи, правительство на порядок увеличивает разрешенную дозу наркотиков, которую граждане могут держать при себе. Этот подарок наркомафии сопровождается преследованием сотрудников правоохранительных органов, всерьез взявшихся за борьбу с наркоторговцами, бросив вызов коррумпированному начальству.

Вместо очищения электронных СМИ от льющегося на телезрителей потока насилия и разврата, правительство само финансирует изготовление такого рода «продукции», поощряя деморализацию населения.

Вместо реальных мер по оказанию помощи семьям с детьми, правительство снимает с себя обязательства по выплате детских пособий. Имея полтриллиона свободных денег в стабилизационном фонде, государство не находит возможным изыскать средства для обустройства сотен тысяч беспризорных детей.

Вместо сохранения наиболее эффективных в мире систем всеобщего народного образования и бесплатной медицинской помощи населению, правительство вообще отказывается от каких-либо обязательств в этих сферах, сбрасывая их финансирование на регионы, у подавляющего  большинства которых нет для этого средств. В условиях, когда  бюджетные доходы на душу населения различаются в субъектах федерации в 5-7 раз, это означает деградацию системы образования и здравоохранения на большей территории страны, за исключением Москвы и Тюменской области, доходы которых позволяют принять на себя сбрасываемые центром обязательства в этих сферах.

Вместо обеспечения социальных гарантий в соответствии с конституционным определением российского государства как социального, федеральная власть от них отказалась, заменив права граждан на получение жизненно необходимых благ частичными денежными компенсациями. Проведенная федеральной властью социальная реформа поставила под угрозу жизнь миллионов инвалидов и ветеранов, имевших права на бесплатные лекарства. Для многих из них частичных денежных компенсаций явно не хватит на приобретение жизненно важных лекарств, но путинское правительство это не волнует.

Путин мог бы, пользуясь полученной властью, направить деятельность правительства на решение наиболее острых социальных проблем, благо денег у него сегодня достаточно. К примеру, сорока миллиардов рублей на обустройство беспризорных детей, выделяемых детским домам, церковным приютам, семьям с приемными детьми хватило бы на полное решение вопиющей проблемы детской безнадзорности. Это спасло бы миллионы детских жизней, но правительство предпочло загнать эти деньги на покупку американских ценных бумаг, в которых они быстро обесцениваются с девальвацией доллара.

По сути, Путин распространил на социальную сферу реализованный правительством Ельцина в экономике принцип самоустранения государства от ответственности. Вопреки закономерностям современного экономического роста, основанного на научно-техническом прогрессе и человеческом потенциале, правительственная политика направлена на подрыв этих главных факторов развития. В то время как все развитые страны переходят к экономике знаний, основанной на всеобщем высшем образовании и предоставлении каждому человеку возможностей для реализации своего творческого потенциала, наше государство фактически лишает своих граждан прав на современное образование, охрану здоровья, на достойную оплату труда.

Свертывание социальных гарантий – это близорукая политика, которая ведет к деградации человеческого потенциала, качество которого составляет главный ресурс развития в экономике знаний 21 века. Отказ государства от политики стимулирования научно-технического прогресса и инновационной активности, финансирования науки и образования означает разрушение основных источников современного экономического роста. Платой за некомпетентность в этой области станут не только миллионы загубленных человеческих жизней, но и будущее всей страны, которая в отсутствие грамотного, духовно и физически здорового населения утратит возможности самостоятельного развития, опустившись на сырьевую периферию мирового рынка.

По данным социологических исследований, при сохранении нынешней социально-экономической политики лишь один из трех рождающихся сегодня детей получит хорошее образование, интересную и высокооплачиваемую работу. Две трети населения России обрекаются проводимой государством политикой на жалкую борьбу за выживание с беспросветной бедностью. Такова цена некомпетентности социальной политики Путина.

 

Внешние потери

 

Некомпетентность во внутренней политике дополняется некомпетентностью в политике внешней. Эта некомпетентность проявляется во всех существенных вопросах мировой политики, затрагивающих наши интересы. Цена этой некомпетентности порой бывает исключительно высока, а допускаемые ошибки – неисправимыми. Рассмотрим в качестве примера два ключевых внешнеполитических сюжета последнего времени – войну в Ираке и борьбу за власть на Украине.

С самого начала американской авантюры в Ираке российское руководство заняло противоречивую и непоследовательную позицию, вследствие чего не только не использовало очевидные возможности укрепления российского влияния в мире, но и допустило серьезные потери. Выступив против планов американского вторжения в Ирак, российские руководители затем испугались испортить отношения с дядей Сэмом и остановились на полпути. Российское руководство так и не решилось объявить США агрессором, что создало бы правовую основу для принятия реальных мер по предотвращению противозаконной войны. В этом случае эти меры могли бы включать, согласно международному праву, замораживание американских активов, прекращение использования американской валюты, а также другие санкции, обычно применяемые в отношении агрессора на основании норм международного права. Нет сомнений, что к этой акции присоединилось бы значительное число государств, недовольных проводимой США политикой силы. Вашингтону пришлось бы выбирать между угрозой девальвации доллара и глубокого финансового кризиса и мирным решением иракского вопроса. Скорее всего, войны удалось бы в этом случае избежать, и Россия вернула бы себе авторитет мировой державы.

К сожалению, у российского руководства не хватило ни понимания судьбоносности момента, ни политического мужества всерьез противостоять американской агрессии. Более того, спустя некоторое время под давлением «друга Буша» российский президент соглашается поучаствовать в финансировании американской авантюры, принимая решение о списании 80% иракского долга. Это означает, что Россия вносит в пользу поставленного американцами в оккупированном ими Багдаде марионеточного правительства 6 млрд. долл. В условиях, когда полностью зависимое от США правительство оккупированного ими Ирака будет принуждено к погашению американских военных расходов путем передачи американским кампаниям нефтяных месторождений, прав на импорт и транспортировку нефти, строительных подрядов, финансируемых за иракский счет, списание иракского долга по своему смыслу означает соучастие России в погашении американских военных расходов.

Таким образом, заняв изначально внешне жесткую, но практически нерешительную позицию против американской оккупации Ирака, затем российское руководство своими действиями не только подтвердило легитимность агрессии США, признав поставленное американцами марионеточное правительство, но и стало ее соучастником, выделив, в конечном счете, на покрытие военных расходов и компенсацию сделанных американцами разрушений, 6 млрд. долл.

Тем самым России нанесен, во-первых, немалый материальный ущерб – Ирак, обладающий колоссальными запасами легко извлекаемой нефти - платежеспособная страна, прежнее руководство которого даже в условиях экономической блокады никогда не отказывалось от погашения долгов. Во-вторых, окончательно подорван международный престиж России, позицию которой американцы не только проигнорировали, но и заставили изменить на противоположную и даже заплатить штраф в размере 6 млрд. долл. Путин, идя на поводу у «друга» Буша, фактически позволил американцам нашу страну высечь на виду у всего мира.

Между тем, даже упустив момент для объявления американского вторжения в Ирак агрессией, Россия могла бы немалого добиться в своих интересах, сохраняя свою позицию неизменной. Требование США поучаствовать в финансировании агрессии и разрушении Ирака, продавливаемое ими через Парижский клуб кредиторов, дало нам возможность исправить весьма дорогостоящую ошибку, допущенную Ельциным с подачи Чубайса. Принятое без каких-либо обоснований и втайне от общественности решение о вступлении России в Парижский клуб кредиторов обошлось нашей стране в 60 млрд. долл., предоставленных в свое время СССР развивающимся странам в виде военной техники, оборудования и др. товаров. Обязательства перед Россией на эту сумму были списаны без сколько-нибудь существенных выгод для нашей страны. В ответ на навязчивые предложения США Парижскому клубу кредиторов списать долги оккупированного ими Ирака, российский президент мог бы вынести соглашение о вступлении России в Парижский клуб на ратификацию в парламент, который бы ее провалил, сделав это соглашение недействительным. Нам удалось бы тем самым не только сохранить иракский долг в полном объеме, не мешая другим государствам участвовать в финансировании американской авантюры в Ираке, но и исправить последствия национальной измены, стоившей России 60 млрд. долл.

К сожалению, как говорят в народе, кишка тонка. Российский МИД так и не решился объявить США агрессором, Минфин с готовностью поддержал предложение США о списании иракского внешнего долга, и президент после очередной встречи с «другом» Бушем с легкостью изменил позицию на противоположную, согласившись списать с марионеточного иракского правительства в пользу США 6 млрд. долл. Хотя к тому времени уже было доказано, что никакого оружия массового поражения, ради уничтожения которого американцы оккупировали Ирак, у него не было, и военная авантюра США окончательно утратила легитимность. Своим решением Путин фактически узаконил в мировом общественном мнении американскую агрессию, а Россия вновь «потеряла лицо».

Еще большим конфузом и потерями обернулась другая крупная внешнеполитическая инициатива Кремля, решившего поучаствовать в выборах украинского президента.

Придворные политтехнологи склонили Путина бросить весь авторитет и возможности России на поддержку украинского премьера В. Януковича. Политтехнологам, «наварившим» на обслуживании партии власти на думских и президентских выборах в России немало миллионов долларов, захотелось поживиться и на Украине. Благо менять сценарий, методы и политтехнологии было не нужно. Привычный для кремлевских мастеров грязных избирательных технологий административный ресурс был у них в руках. По российскому образцу они надеялись «мочить» противника с позиции силы, запросив за свои услуги двойную цену - по политическому оформлению административного ресурса не только украинского правительства, но и российского президента. Втягивание последнего в украинскую избирательную кампанию стало для кремлевских политтехнологов настоящей «золотой жилой».

Удивительно, как российский президент со всем своим дорогостоящим штатом советников, разведчиков, аналитиков, экономистов, культурологов и прочих «экспертов» стал жертвой «разводки» нескольких придворных политтехнологов, давно подвизающихся на ниве политических провокаций. Его просто использовали в чужой игре, разыгрываемой Кучмой в целях сохранения власти сложившейся вокруг него олигархической группы.

Еще весной, когда никакого участия России в украинской избирательной кампании не было и в помине, из Киева доносились слухи о планах Кучмы провести президентские выборы так, чтобы они не состоялись. В открытой печати и в кулуарах Верховной рады обсуждались различные сценарии: сорвать выборы через недостаточную явку, продлить полномочия Кучмы или вообще упразднить властные функции президента, сохранив власть правящей группы через парламентское большинство, подчинив ему правительство. Во исполнение этих планов начала разворачиваться конституционная реформа, главная цель которой – переход к парламентской республике – открыто и широко обсуждалась украинской общественностью.

Вскоре стало ясно, что сорвать президентские выборы через занижение явки едва ли удастся, конкуренты Кучмы набирали обороты, активизируя общественное мнение. По этим же причинам забуксовала конституционная реформа – разные группы в украинской политической элите решили всерьез побороться за власть. В этих условиях Кучма принимает единственно верное для себя решение – дать дорогу кандидатам, которые, породив неразрешимый конфликт, окажутся неприемлемыми для украинского общества в целом. Это решение было естественным в ситуации, когда лидеры избирательной гонки уже обозначились, вышли из-под контроля и продемонстрировали решимость идти до конца на взаимонеприемлемых расходящихся позициях.

Ющенко, давно считающийся вождем националистов[3] и сторонником полной переориентации Украины на Запад вплоть до вхождения в Евросоюз и введения полноценной границы с Россией, был заведомо неприемлем для тесно связанных с Россией восточных и южных областей, население которых традиционно с подозрением относится к «западенцам», подчас называя их «бендеровцами». Янукович, жестко связанный с донецкой экономической группой, вызывал страх у украинских деловых кругов, опасающихся установления монополии этой группы на власть, а также был неприемлем для устоявшегося киевского политбомонда своими грубыми манерами.

Кучме для сохранения власти в своих руках не оставалось другого варианта, как дать обоим кандидатам максимально развернуться, мобилизовав своих противников на непримиримую борьбу. Российский президент здесь подвернулся весьма кстати.

Активное и даже навязчивое включение российского президента в украинскую избирательную кампанию на стороне неприемлемого для «западенцев», а также значительной части деловых и политических кругов Украины кандидата, немедленно вызвало мобилизацию сторонников Ющенко. Они стали представлять Януковича как промосковского кандидата, который свернет остатки демократии и при поддержке Москвы установит диктатуру в частных интересах стоящей за ним экономической группы. На полную катушку были запущены слухи о криминальном прошлом Януковича и его склонности к произволу и рукоприкладству. Несмотря на попытки введения административного контроля над СМИ в украинском общественном мнении силами симпатизирующих Ющенко киевских журналистов формировался ужасный образ будущей криминальной диктатуры.

Явное включение российского руководства в украинскую избирательную кампанию стимулировало и легитимизировало поддержку Ющенко со стороны США и Евросоюза. Ющенко предстал в мировом общественном мнении как герой сопротивления имперским амбициям Москвы и защитник демократии. Тем самым с образа Ющенко были смыты позорные пятна бендеровского национализма, с которым связано его политическое прошлое. На этом фоне Ющенко легко удалось расширить свою электоральную базу и объединить всех недовольных кучмовским руководством политиков. И настоящим подарком для него стало объявление российской прокуратурой в розыск небезызвестной Ю.Тимошенко – украинской политической элите словно дали понять, что в случае победы Януковича депутатов Верховной рады будут вызывать на Лубянку для объяснений в политлояльности.

Грубое давление российского руководства на украинское общественное мнение сыграло злую шутку с образом Януковича. Он потерял имидж самостоятельного политика и предстал в общественном мнении как странное сочетание административного произвола, монопольного бизнеса и московского ставленника. Это позволило сторонникам Ющенко разыграть карту национального суверенитета, приписав ему роль спасителя украинской «незалежности». За Ющенко стали высказываться те, кто никогда раньше его не воспринимал, рейтинг его начал быстро расти за счет раздувания мифа о национальной угрозе в случае победы Януковича.

В сущности, голосование за Ющенко стало голосованием против Януковича. И, наоборот, под давлением российских СМИ Ющенко стал восприниматься как ставленник Запада и противник России, что позволило мобилизовать поддержку Януковича со стороны понимающих значение российско-украинских связей избирателей.

Кучма добился своего – руками российского президента он раскол украинское общество и тем самым избежал появления нового общеукраинского лидера. За Ющенко голосовали сторонники украинского суверенитета, за Януковича – сторонники воссоединения с Россией. Парадоксальным образом эти два кандидата стали олицетворением двойственной политики самого Кучмы, который одновременно заигрывал с западом и дружил с Москвой, ухитряясь сочетать невозможное: находясь в отношениях свободной торговли с Россией запрашивать Евросоюз о присоединении к нему Украины.

Результаты выборов автоматически превратили Кучму в спасителя нации, который, объединяя два противоположных начала, стал единственным реальным гарантом целостности Украины. Испуганный угрозой раскола государства, украинский парламент в спешном порядке завершил инициированную Кучмой политическую реформу, отобрав властные полномочия президента в пользу Верховной Рады.

Чего добилась Россия, сыграв в этом политическом спектакле чужую игру?  Во-первых, консолидации весьма разных и  ранее склочничавших друг с другом политических организаций на антироссийской основе вокруг Ющенко. Именно вмешательство Путина превратило Ющенко из регионального националиста в политическую фигуру европейского масштаба, защитника демократии и суверенитета.

Во-вторых, резкого разворота Евросоюза к Украине, которой теперь, как ранее прибалтийским государствам, может быть предоставлена возможность вступления в ЕС по политическим мотивам.

В-третьих, резкого осложнения жизни всех открыто поддержавших Януковича руководителей, против которых националисты начнут преследования. Давшие яркий всплеск пророссийские настроения и стремления миллионов жителей Украины жить в едином государстве с Россией могут быть растоптаны новой волной украинского национализма.

  Наконец, Россия попросту проиграла выборы и опозорилась причастностью к грязным избирательным технологиям и фальсификациям, признанным украинским Верховным судом. Ущерб от этого поражения огромный и долгосрочный. Напуганный российской навязчивостью украинский политический бомонд побежит, «задрав штаны», в Евросоюз. А последний, из целей противодействия России, задушит в евро-объятиях украинские деловые круги, резко расширив инвестиции в украинскую экономику из политических целей.

Конечно, далеко не все потеряно. И, хотя первый блин российского политического присутствия на Украине вышел «комом», многое можно исправить последовательной и системной работой в новых политических условиях. Российско-украинская интеграция объективна, и никаким современным бендеровцам не удастся перечеркнуть столетия совместной исторической жизни. Но российскому руководству следует отказаться от принципа «сила есть, ума не надо», так как из-за отсутствия ума легко можно потерять и силу.

Это случилось не только на Украине, но и в Абхазии, народ которой сам, без какого-либо давления извне принципиально проголосовал против навязываемого Кремлем кандидата, не побоявшись даже угроз экономической катастрофы.

Еще больший конфуз может произойти на Дальнем Востоке, где односторонние территориальные уступки России воспринимаются соседями как слабость и провоцируют еще большие претензии.

 

P.S. Невежество власти – угроза здоровью нации. Уже когда эта статья готовилась к печати, путинское правительство решило, что наши дети страдают от излишнего образования и надо сократить учебную нагрузку на учащихся средней школы и подкорректировать соответствующим образом структуру высшего образования. Вместе с предыдущими решениями этого же правительства о десятикратном увеличении минимальной дозы наркотиков, разрешаемой гражданам иметь при себе, а также об отказе от финансирования учреждений среднего специального образования за счет средств федерального бюджета, это свидетельствует о последовательной политике деградации человеческого потенциала, продолжаемой нынешним руководством страны. Вместо того чтобы озаботиться обучением 2 млн. детей, не посещающих школу, путинский министр образования решил облегчить знания тех, кто еще учится. И это притом, что впервые подрастает целое поколение, менее образованное, чем его отцы. Около 30% 15-летних подростков вообще нигде не учатся.

Невежественные власти не хотят иметь образованных граждан, ведь малообразованными людьми управлять гораздо легче. Снижение образовательного уровня населения в условиях современной экономики знаний, в которой экономический рост основывается на НТП, обрекает страну на нарастающее технологическое отставание, а экономику – на неконкурентоспособность на фоне перехода развитых стран к всеобщему высшему образованию.

Некомпетентность российского руководства слишком дорого обходится стране. Вполне возможно, что еще три года глупости и плутовства наша страна не выдержит. И уж точно не выдержит еще одного преемника у власти. Преемственность начавшейся при Ельцине политики разграбления страны властвующей элитой имеет объективный предел, за которым наступает необратимый процесс деградации экономики и распада общественного сознания, вымирание доведенного до отчаяния народа.

За последнее десятилетие вследствие некомпетентности и коррумпированности власти уже понесли ущерб, сравнимый с потерями в результате гитлеровского нашествия. Хватит, пора взяться за ум.

 

Автор - лидер движения «За достойную жизнь».

МиК 14.12.2004



[1] События в Чечне и вокруг нее, о чем здесь говорит автор, обладают всеми признаками вооруженного мятежа, где акты террора и диверсии являются одними из применяемых мятежниками методами ведения войны против России (здесь и далее прим. Ред.ЗЛ).

[2] Имеется в виду не государство, а государственная власть и ее институты.

[3] Ющенко, относительно личных качества которого существуют нелицеприятные суждения, был «сделан» вождем, но не националистов, а украинских этно-шовинистов.


Реклама:
-