С.Ю. Глазьев

 

Чуда не будет: курс остается прежним

 

С принятием Госдумой проекта федерального бюджета и поправок в законодательство о порядке формирования региональных органов власти завершается правовое оформление предлагаемого Путиным курса социально-политических и экономических реформ. Следовательно, можно делать выводы, которые, скорее всего, станут окончательными.

Путин имеет шансы войти в историю как последовательный продолжатель дела Ельцина, обернувшегося геноцидом против народа России и фактической утратой им национального суверенитета.

В ходе избирательных кампаний 2003–2004 гг. мне не раз приходилось предупреждать: голосуя за Путина и его партию власти, получишь продолжение ельцинских «реформ». К сожалению, мой прогноз подтвердился. Не прошло и двух месяцев после переизбрания президента, как на общество обрушилась новая волна реформаторского зуда. На этот раз объектом упражнений ультралиберальных фундаменталистов стала социальная сфера – под лозунгами «укрепления государства» путинское правительство и «Единая Россия» приступили к демонтажу его социальной составляющей.

Наивные граждане, ожидавшие от Путина после его избрания на второй срок чудесного перевоплощения из ельцинского преемника в народного заступника, оказались разочарованными. (Выражаясь языком нынешней власти, их кинули.) Глава государства, еще недавно представлявший себя нанятым обществом «по контракту», и его придворная партия «Единая Россия» посчитали себя свободными от выполнения слишком обременительных с их точки зрения социальных обязательств. Если раньше государство эти обязательства выполняло хотя бы частично, стыдливо ссылаясь на недостаток денег, то нынешняя власть решила вообще от них отказаться, отменив соответствующие законы и нарушив тем самым конституционный принцип социального государства. При этом речь идет не только о социальных льготах, но и о восстановлении дореформенных сбережений граждан, о нормативах финансирования отраслей социальной сферы, об условиях оплаты труда.

 

Новым курсом по старой дороге

 

Суть ельцинской политики сводилась к отказу от ответственности государства[1] за состояние экономики, Путин распространил ее и на социальную сферу. При Ельцине граждан лишили права на общенародную собственность, обесценили сбережения и ввергли большинство населения в нищету, при Путине отобрали права на социальные гарантии, восстановление сбережений, на государственную поддержку и защиту. Ельцин разрушил государство[2], прикрываясь переходом к демократии и рынку, Путин узаконил это разрушение под разговоры о построении правового государства. Круг замкнулся: мы получили демократию без народовластия, рынок без конкуренции, государство без ответственности. Граждане же лишились основных конституционных прав.

Чтобы понять, в каком положении мы оказались, и что нас ждет дальше, необходимо разобраться в последствиях проводимой политики для основных социальных групп. Только по делам, а не по словам и лозунгам, можно определить ее истинный смысл. Главные вехи путинской политики прослеживаются по подписанным им законодательным актам: Земельному, Трудовому и Налоговому кодексам, реформе жилищно-коммунального хозяйства, «социальной» реформе, а также по макроэкономической, бюджетной и структурной политике.

Последние остаются неизменными: взятый Ельциным курс на отказ государства от функций развития экономики продолжается. Макроэкономическая политика сводится к контролю над приростом денежной массы, порождающему хроническую нехватку кредитных ресурсов и денежный голод в реальном секторе экономики.

Ни ученым, ни оппозиции не удалось убедить Путина в необходимости восстановления полноценной системы денежного обращения и в использовании главного рычага воздействия государства на экономический рост – управления кредитом посредством механизмов денежного предложения и рефинансирования банковской системы. Так и не заработали лишенные доступа к кредитным ресурсам банки развития. Вместо проведения политики кредитования экономического роста бюрократия Центрального банка свернула основные функции государственной банковской системы, привязав рубль к доллару и приватизировав принадлежащий государству эмиссионный доход. Правительственные и центробанковские финансисты вновь начали спекулятивные игры с раздуванием государственного долга, игнорируя уроки 1998 года.

В результате реальный сектор экономики остается без внутренних источников кредитования, а немногие успешно работающие предприятия вынуждены брать кредиты за рубежом. При этом продолжается массовый вывоз капитала, который был легализован Путиным в недавно принятом новом законе о валютном контроле. Отказываясь от расширения внутренних источников кредита, российское государство остается крупнейшим донором мировой экономики, вывозя в общей сложности до 50 млрд. дол. в год. Российская денежная система по-прежнему привязана к доллару, что препятствует выполнению ее основных функций, а финансовые потоки российских предприятий постепенно перемещаются за рубеж.

Остались пустыми словами и многократно высказывавшиеся намерения о возврате природной ренты в доход государства, что позволило бы вдвое увеличить его финансовые возможности и снизить налоги на труд и производство. Путинские партия «Единая Россия» и правительство (далее мы будем называть их «партия власти») уже три года заматывают принятие закона о налоге на сверхприбыль у недропользователей и другие меры, направленные на восстановление государственного контроля над доходами от использования принадлежащих ему природных ресурсов. Рост мировых цен на экспортируемое из Росси сырье продолжает обогащать небольшую группу тесно связанных с властной верхушкой лиц, оставляющих по 20–25 млрд дол. валютной выручки за рубежом.

Вместо того чтобы снизить налоги на труд и производство, компенсируя выпадающие доходы бюджета за счет доходов от использования государственной собственности (природных ресурсов и Центрального банка), партия власти пошла по пути снижения расходов бюджета, направляемых на социальные нужды. Как видим, такая политика последовательно проводится в интересах получателей рентных сверхприбылей за счет всего населения. Главным источником доходов властвующей олигархии остаются сверхприбыли от эксплуатации природных ресурсов, от естественных монополий, от финансовых спекуляций, и на их сохранение в частных руках направлена макроэкономическая политика. Ее результатом является структура распределения национального дохода, львиная доля которого достается получателям рентных доходов, паразитирующих на государственной собственности и функциях.

Ясно, что такая политика противоречит интересам 90% населения, живущего на низкие зарплаты и пенсии. Именно у них, в конечном счете, отбираются сверхприбыли от эксплуатации принадлежащих всему обществу природных ресурсов, именно за счет них наживаются задирающие цены монополии.

Дискриминация трудящихся, работающих по найму, отчетливо проявилась и в навязанном партией власти новом Трудовом кодексе. Их лишили значительной части прав и возможностей защищать свои интересы, в том числе, прав работников на коллективную защиту; профсоюзы отстранены от решения важнейших вопросов жизни предприятий, а работодатель получил право устанавливать 12-часовой рабочий день.

После избрания Путина на второй срок его правительство попыталось демонтировать оставшиеся еще механизмы государственных гарантий по защите права граждан на достойно оплачиваемый труд. В рамках кампании по «монетизации льгот» правительство инициировало поправки в недавно принятый Трудовой кодекс, разрушающие связь между минимальной зарплатой и прожиточным минимумом, составляющую фундамент механизма социального партнерства. Федеральный минимум оплаты труда предложено отменить, обязательной для всей страны величины низшего разряда тарифной сетки (меньше бюджетнику заплатить нельзя) тоже не будет.

Сама кампания по «монетизации льгот» вылилась в отказ государства от выполнения своих социальных обязательств по широкому кругу жизненных интересов и прав граждан. В том числе:

- ликвидируется нормативный принцип формирования федерального бюджета по социальным обязательствам государства (до сих пор существовали законодательно установленные нормативы, сколько процентов расходов нужно направлять на здравоохранение, образование, культуру и науку);

- все вопросы исчисления заработной платы работникам бюджетной сферы, в т.ч. здравоохранения, народного образования (установление систем оплаты труда, тарифных ставок, окладов, различных выплат) передаются на уровень субъектов РФ и муниципальных образований. Одновременно отменяются ряд дополнительных выплат и льгот, определяющих возможность компенсации вредных факторов воздействия на организм работника;

- признан утратившим силу Закон РСФСР от 11 марта 1992 г. № 2490-1 "О коллективных договорах и соглашениях", что не позволит в полной степени реализовать принципы социального партнерства, регламентировать взаимоотношения работодателей и работников;

- отменяется закон о восстановлении сбережений граждан, обесценившихся в ходе реформ;

- с передачей полномочий по установлению мер социальной поддержки граждан, страдающих социально–значимыми заболеваниями, с федерального уровня на уровень государственной власти субъектов РФ отменены государственные гарантии по обеспечению лекарствами хронических больных сахарным диабетом, туберкулезом, онкологическими заболеваниями, психически больных, ВИЧ-инфицированных и склеротиков, а также бесплатное обеспечение лекарствами амбулаторных больных;

- отменяются устанавливаемые на федеральном уровне ежемесячные пособия на детей;

- у детей-сирот и прочих воспитанников интернатов и детских домов отбирают право на бесплатный проезд в городском транспорте и бесплатный проезд к родственникам на отдых во время каникул (льгота оставлена только для воспитанников федеральных учреждений);

- не смогут сироты и выпускники детских домов бесплатно учиться в ПТУ и на подготовительных курсах средних и высших учебных заведений.

В целом, замена социальных обязательств на частичные денежные компенсации противоречит принципам социального государства, которое гарантирует именно четко определенные права граждан, а не номинальные денежные доходы. В отличие от развитых государств, практикующих отношения социального партнерства и сотрудничества, партия власти пошла на слом тех немногих элементов социального государства, которые ранее удалось выстроить, противодействуя ельцинской «шоковой терапии».

Для проведения антисоциальной реформы нет никаких объективных причин. Во-первых, она контрпродуктивна, так как подрывает основы механизмов социального партнерства в современном обществе. Социальные гарантии являются оборотной стороной экономики знаний, опирающейся на массовое высшее образование и создание условий для реализации творческого потенциала каждого человека. Путинская «социальная» реформа отбросила нас к бесчеловечным отношениям эксплуатации труда и классовым антагонизмам позапрошлого века, несовместимым с требованиями организации квалифицированного интеллектуального труда, определяющего конкурентоспособность современной экономики.

Во-вторых, ответственность за состояние социальной сферы сбрасывается на субъекты федерации, что на фоне многократных различий в уровне среднедушевых бюджетных доходов между регионами будет означать дезинтеграцию страны. Возрастание разрыва в уровне  жизни людей несовместимо с конституционным принципом недискриминации граждан, в том числе, в зависимости от места проживания.

Наконец, в-третьих, реформа невыгодна экономически, так как повлечет за собой увеличение бюджетных затрат на выплату компенсаций по льготам, которыми многие не пользуются. Вполне вероятно, что в этом  заинтересованы  определенные коммерческие структуры. В частности, приближенные к проводящим реформу чиновникам страховые компании, рассчитывающие на резкое увеличение пропускаемых через себя бюджетных ассигнований на обязательное медицинское страхование. Как и приватизация, которая планировалась по идеологическим мотивам, а стала средством наживы приближенных к власти лиц, монетизация льгот, несомненно, обогатит посредников, призванных властью к распределению бюджетных средств.

Не было никаких объективных причин и для лишения всех права на бесплатное бессрочное использование земли и введения механизма принудительной приватизации городской земли в Земельном кодексе. И рекомендации науки, и мировой опыт свидетельствовали о нецелесообразности такого решения.

Городскую землю следовало оставить в распоряжении муниципальных органов власти, введя механизм ее долгосрочной аренды для коммерческих организаций, а гражданам – сохранить права на бесплатное использование земли под жилыми домами и дачными участками. Но возобладал не здравый смысл, а личная заинтересованность проталкивавших его чиновников. По логике последствий принятия Земельного кодекса они действовали в интересах финансовых спекулянтов, желающих поиграть на купле-продаже земельных участков, а также крупных землепользователи и коррумпированной части управляющих госимуществом, которые рассчитывали поживиться на приватизации земли.

Еще более наглядно коммерческая заинтересованность прослеживается в «реформе» естественных монополий, направленных на их фактическую приватизацию. Если раньше выдвигались требования обеспечить прозрачность естественных монополий, то сегодня речь идет о келейной приватизации электроэнергетики, частей «Газпрома», коммерциализации железных дорог. Определенные лица смогут преумножить свои состояния, а для всей страны это обернется существенным повышением тарифов работающих в частных интересах монополий.

Напрашивается вывод: главные мотивы, движущие новый курс мало изменившейся партии власти по старой дороге ельцинских «реформ», – банальное стремление к наживе близких к ней коммерческих структур и бегство бюрократической верхушки от ответственности за выполнение государственных обязательств. Неудивительно, что последствия движения по этому курсу остаются теми же. С той лишь разницей, что Ельцин проводил политику разрушения, сопровождавшуюся резким ухудшением социально-экономических показателей, а Путин законодательно закрепил сложившиеся в результате ельцинских реформ социально-экономические отношения. В этом смысле он доказал свою эффективность в качестве преемника – власть олигархии не только сохранилась, но и укрепилась. Структура власти стала более прозрачной и понятной, приобретя классическую форму пирамиды, замкнутой на одно лицо. Похожим образом скорректирована и проводимая властью политика – она стала более последовательной и системной.

Внешне результаты этой политики отличаются: при Ельцине – череда кризисов и чудовищный спад, при Путине – стабильные и сравнительно высокие темпы экономического роста. Но, во-первых, рост во многом инициирован и поддерживается благоприятной для российского экспорта конъюнктурой мировых сырьевых и энергетических рынков. Во-вторых, это главным образом восстановительный рост выживших в ходе реформ производственных структур, и достигается он не благодаря, а, скорее, вопреки проводимой экономической политике. В-третьих, после административного подчинения органов государственной статистики министерству экономического развития, достоверность официальных показателей роста стала весьма сомнительной.

Российская экономика выживает как изуродованный многочисленным членовредительством и неспособный к самостоятельному существованию инвалид. Пока еще работают общие системы жизнеобеспечения и опирающиеся на мировой рынок сырьевые производства. Но о развитии говорить не приходится. За путинскую пятилетку не удалось преодолеть тенденций быстрой деградации научно-технического и интеллектуального потенциала, возникших вследствие политики шоковой терапии 90-х годов. В сущности, путинское правительство и не пыталось этого сделать. В результате Россия потеряла значительную часть потенциальных возможностей экономического роста, главным фактором которого сегодня является научно-технический прогресс.

Многие перспективные отрасли наукоемкого машиностроения, высокотехнологической промышленности и науки, имевшие конкурентные преимущества и высокий потенциал роста в масштабах мирового рынка, прекратили свое существование. Необратимому разрушению подверглось инвестиционное машиностроение, приборостроение, фармацевтическая и биотехнологическая промышленность, многие другие отрасли, имеющие огромный потенциал роста на мировом рынке. За последние годы Россия утратила приоритет в космосе, на грани необратимой остановки находится авиационная и электротехническая промышленность, в которых еще недавно у России были конкурентные преимущества на мировом рынке. Значительная часть российских ученых и высококвалифицированных специалистов переехали за рубеж, усиливая своими знаниями и опытом позиции иностранных конкурентов.

Российская экономика и общество продолжают стремительно деградировать, опускаясь все глубже на сырьевую периферию мирового рынка и теряя по мере разрушения научно-технического и производственного потенциала возможности будущего самостоятельного развития. Многочисленные предложения ученых и специалистов о переходе к активной политике развития, предусматривающей формирование механизмов инновационной экономики, были оставлены путинским правительством без внимания.

По сути проводимой политики путинские партия и правительство принципиально не отличаются от своих предшественников – гайдаровского «Выбора России», черномырдинского «Нашего дома» и даже от выбитого из парламента Союза правых сил, активисты которого по-прежнему поддерживают деятельность правительства и привязанной к нему фракции «Единой России» в Государственной Думе. Главные направления этой политики:

- отказ от сколько-нибудь серьезной государственной поддержки развития экономики, защиты интересов отечественных товаропроизводителей и внутреннего рынка, стимулирования инновационной и инвестиционной активности;

- привязка денежной системы к доллару и фактический отказ от государственной функции организации кредитования экономического роста;

- вывоз значительной части национального дохода и утечка умов за рубеж;

- неразвитость механизмов конкуренции  и систематические злоупотребление приближенных к власти монополистов своим доминирующим положением на рынке путем завышения цен и тарифов;

- присвоение доходов от использования государственной собственности, в том числе, на природные ресурсы, небольшой группой приближенных к власти лиц;

- отказ от социальных гарантий и обязательств государства, чудовищная эксплуатация и недооценка труда наемных работников, обнищание большинства населения, демонтаж механизмов защиты прав и интересов граждан.

Эта политика проводится властвующей олигархией в интересах собственного обогащения и поддерживается коррумпированной частью бюрократии, паразитирующими на рентных доходах монополистами и экспортерами российского сырья, сросшейся с властью организованной преступностью. По существу это типичная для многих периферийных слаборазвитых стран политика присвоения национального дохода ориентированной на самообогащение властвующей верхушкой. Интересы последней объективно противоречат интересам подавляющей части граждан и общенациональным целям  развития страны, поэтому главной угрозой для такого рода паразитической власти является собственный народ, возможности волеизъявления которого блокируются, а сам он подвергается деморализации и геноциду.

 

Кто выживет?

 

Первые шаги партии власти после сокрушительной победы на парламентских и президентских выборах должны развеять последние надежды всех здравомыслящих граждан на нынешнюю власть. Отказавшись от выполнения своих социальных обязательств, она ясно дала понять: спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Наиболее объективным показателем деятельности власти является средняя продолжительность жизни населения, которая снизилась с 67 лет в 1998 году до 65 лет в 2002 году, будучи самой низкой в Европе.

Политика партии власти едва ли существенно изменится. Об этом свидетельствуют не только неизменность принятого еще Ельциным «курса реформ» и кадровый состав путинского кабинета министров, сформированного из малообразованных либеральных фундаменталистов и крупных бизнесменов, но и программные документы правительства на ближайшие годы.

Проект федерального бюджета на 2005 год, составленный в соответствии с президентским бюджетным посланием, не оставляет никаких надежд на изменение социально-экономической политики по меньшей мере до конца будущего года. По-прежнему главным и, по сути, единственным приоритетом бюджетной политики государства остаются платежи по внешнему долгу, на которые приходится 17,4% расходов федерального бюджета. При этом, выплачивая столь крупные суммы иностранным и отечественным финансовым спекулянтам, путинские партия и правительство наотрез отказываются от выполнения подтвержденных Конституционным судом и установленных Законом обязательств по восстановлению дореформенных сбережений граждан.

Интересы людей для нынешней власти ничтожны по сравнению с интересами сросшихся с ней финансовых спекулянтов. В пользу последних правительственные финансисты искусственно раздувают государственный долг (по проекту федерального бюджета на 2005 год он составляет 995,5 млрд. руб.), сооружая финансовые пирамиды государственных обязательств и необоснованно повышая процентные платежи путем трансформации символических нерыночных долговых обязательств в реальные рыночные. А ограбленным государством гражданам предлагаются вместо восстановления честным трудом заработанных дореформенных сбережений жалкие частичные компенсации по достижению предсмертного возраста. Отменяя под предлогом нехватки денег свои социальные обязательства, что равносильно банкротству, путинское правительство искусственно поддерживает профицит бюджета и формирует стабилизационный фонд, который на конец 2005 года составит около 700 млрд. руб., чтобы финансовые спекулянты не беспокоились о платежеспособности российского государства.

Проект федерального бюджета на следующий год подтверждает отказ партии власти от выполнения своих обязательств перед обществом. Отменены федеральные нормативы бюджетного финансирования отраслей социальной сферы, а ответственность за ее состояние сброшена на органы власти субъектов федерации, большая часть которых не имеет необходимых для этого доходов. Таким образом, граждане, нуждающиеся в государственном медицинском обслуживании, обучении своих детей, благоустроенном жилье и социальной помощи, могут федеральную власть больше не беспокоить – она их проблемами заниматься не будет.

Тогда возникает вопрос: зачем гражданам нужна такая федеральная власть?

Почти во всех регионах баланс налогово-бюджетных отношений с федеральным центром является отрицательным. С отказом партии власти от общефедеральных социальных гарантий большинству регионов придется свернуть значительную часть социальных обязательств в отсутствие источников их финансирования. Для нуждающихся групп населения таких регионов встанет вопрос о самом смысле деятельности федеральной власти, которая приобретает все более паразитический облик. Во всяком случае, для нуждающейся в государственной поддержке части населения, политика партии власти имеет явно негативные последствия. К этой категории населения относятся подавляющее большинство семей с двумя и более детьми, учащаяся молодежь, инвалиды, значительная часть ветеранов и пенсионеров, лишенных немалой доли заслуженных пособий и социальных льгот.

Работающие в большинстве отраслей экономики граждане тоже имеют все основания отвергать политику путинского правительства. За исключением занятых в экспортно-ориентированных сырьевых отраслях, естественных монополиях и финансовых организациях, получающих часть рентных доходов в форме относительно высокой зарплаты, все остальные предоставлены сами себе.

Учитывая нынешнее положение большинства предприятий обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства, строительства, сферы услуг, можно с уверенностью прогнозировать их ликвидацию в неравной борьбе с иностранными конкурентами. Правительство не планирует каких-либо мер по их защите. Напротив, маниакальное стремление путинских экономических министров и консультантов поскорее отказаться от национального суверенитета в области торгово-экономической и финансовой политики не оставляет нашим товаропроизводителям никаких надежд на поддержку родного государства.

Российское правительство, по-видимому, остается единственным в мире, которое поддерживает не своих товаропроизводителей, а их зарубежных конкурентов, предоставляя немалые налоговые и таможенные льготы под ввоз импортных самолетов, других аналогов производимой в России и вполне конкурентоспособной техники и оборудования. Для предприятий наукоемкого и инвестиционного машиностроения, легкой промышленности, сельского хозяйства и большинства других, ориентированных на внутренний рынок, производств, проводимая правительством политика наносит лишь ущерб, не предоставляя им необходимой защиты и обычных для иностранных конкурентов условий: доступа к кредитам, государственным гарантиям, механизмам стимулирования обновления производства и внедрения новой техники в силу отказа от соответствующих государственных функций. Чистый вклад проводимой экономической политики в рост производства отрицательный: сокращение спроса вследствие профицита бюджета, сокращение инвестиций вследствие вывоза капитала и сооружения новых долговых пирамид, разрушение научно-технического потенциала и утечка умов вследствие свертывания бюджетных ассигнований на развитие.

За последние годы было упущено множество возможностей успешных прорывов российских товаропроизводителей на мировом рынке из-за невыполнения правительством своих функций развития экономики. В частности, из-за отсутствия механизма кредитования и страхования экспорта (в развитых странах он осуществляется государственными экспортно-импортными банками) российские предприятия электротехнической промышленности, гидротехнического и мелиоративного строительства, тяжелого машиностроения утратили перспективные ниши на мировом рынке, проиграв тендеры при очевидных конкурентных преимуществах в себестоимости продукции. Из-за блокирования введения механизма поддержки лизинга гражданской авиатехники упущены колоссальные возможности роста производства современных российских самолетов и вертолетов, оцениваемые в миллиарды долларов. Из-за отсутствия системы государственного стимулирования инновационной активности не реализованы тысячи перспективных научно-технических разработок, многие из которых успешно осваиваются иностранными конкурентами при помощи российских специалистов.

Отказавшись под давлением лоббистов американских интересов от собственной орбитальной станции, Россия утратила монополию на важный сегмент мирового космического рынка. Стремительно исчезают завоеванные ранее преимущества в сфере ракетостроения, атомной промышленности, лазерных и биотехнологий, в других перспективных направлениях с огромным и быстрорастущим рынком.

Лишаясь преимуществ в сфере высоких технологий, Россия лишается будущего – современный экономический рост более чем на 90% обеспечивается научно-техническим прогрессом. Странно, что путинские партия и правительство этого не понимают, всерьез хвастаясь выходом России на первое место в мире по объемам экспортируемой нефти и закрывая глаза на утрату возможностей в сфере высоких технологий. А ведь цена единицы веса авиатехники более чем в 10 тысяч раз превосходит цену нефти и соответствующим образом различается вклад производства этих товаров в национальный доход и экономический рост.

Сползание России на сырьевую периферию мирового рынка и утрата конкурентных преимуществ в высокотехнологической сфере уничтожают также возможности реализации творческого потенциала сотен тысяч работающих сегодня ученых и специалистов. Беспомощность, некомпетентность и корыстолюбие власти оборачиваются трагедией для нынешнего и будущих поколений талантливых российских граждан, которые оказываются лишними при сырьевой ориентации экономики. Ведь добыча и транспортировка сырьевых товаров не требует больших трудозатрат, так же как другие растущие виды деятельности: торговля импортными товарами, юридические или финансовые услуги. Так что хорошие перспективы при продолжении нынешней политики власти будут иметь не более трети от численности занятых.

В целом при продолжении проводимой социально-экономической политики лишь каждый третий рождающийся сегодня ребенок получит хорошее образование, интересную и высокооплачиваемую работу. Остальные обречены на жалкое существование и прозябание в трущобах, в которые быстро превращаются районы муниципальных многоэтажек российских городов.

Может быть, для минимизации «лишнего» населения нынешняя российская власть попустительствует эпидемии СПИДа, свернула профилактику социально обусловленных болезней, резко увеличила легальную дозу наркотиков, разрешаемую иметь при себе гражданам.

 

Власть против общества

 

Для большинства населения последствия политики нынешней партии власти мало чем отличаются от ельцинского геноцида. Преследуемые ею цели самообогащения властвующей олигархии и бюрократической верхушки объективно противоречат общенациональным интересам развития страны и интересам большинства населения. Власть не защищает должным образом ни прав, ни интересов, ни социальных гарантий граждан, предоставленных самим себе.

Многим, конечно, удается не только «сводить концы с концами», но и вполне успешно вести свои дела, добиваясь высоких профессиональных результатов и благосостояния. Но достигается это не благодаря хорошим условиям, создаваемым государством, а через борьбу с порождаемыми нынешней властью трудностями и вопреки проводимой ею политике. По показателям коррупции, организованной преступности, количеству разоряющихся предприятий и убитых бизнесменов, стоимости жизни и уровня бедности Россия устойчиво занимает одно из первых мест в мире.

У подавляющего большинства граждан нет оснований поддерживать нынешнюю партию власти. Понимая это, последняя пошла на свертывание демократических институтов и установление неограниченной авторитарной власти, подчиняя президентской бюрократии не только правительство, но и парламент, судебную систему, средства массовой информации. Главными средствами установления авторитарного режима остаются коррупция и спецслужбы, которые тисками сжали все ветви власти. Чиновникам разрешают брать взятки в обмен на политическую верность и готовность обеспечить спускаемые сверху директивы по количеству голосов за кандидатов партии власти на президентских и парламентских выборах. Те, кто проявляют несанкционированную самостоятельность, подвергаются преследованиям спецслужб, против них фабрикуются уголовные дела или их безосновательно увольняют.

Многочисленные примеры снятия с должностей руководителей органов местного самоуправления, не обеспечивших в своих районах нужных результатов голосования за партию власти, доказывают сомневающимся серьезность ее намерений любой ценой удерживать господствующее положение. Преследование сотрудниками ФСБ представителей неугодных властью кандидатов в регионах становится типичной практикой политического процесса. А «дело Ходорковского» убедительно доказало бизнесменам, что любая политическая активность на федеральном уровне должна согласовываться с президентом.

Путем шантажа, бюрократического произвола и использования грязных политических технологий президентская администрация «зачищает» политическое пространство от нежелательных кандидатов, обеспечивая продвижение только лично преданных друзей на все сколько-нибудь значимые посты. Подтасовка итогов голосований, жесткая цензура в СМИ, бюрократический произвол в отношении конкурентов стали привычными орудиями партии власти. Как показали действия Минюста в отношении партии «Созидание» и общественной организации «За достойную жизнь», нелояльные власти общественные организации и политические партии просто закрываются или не регистрируются.

Грубый политический произвол на федеральном уровне дополняется применением различных методов подавления оппозиции на местах. Многие региональные «фюреры» действуют примитивно и жестко, не допуская нежелательных конкурентов к участию в выборах, привлекая правоохранительные органы, а подчас и организованную преступность для получения нужного политического результата.

Фактически Путин последовательно завершил начатое при Ельцине сооружение системы неограниченной власти «семьи», гордо назвавшей себя олигархией, которая, согласно классическому определению Аристотеля означает власть избранных. (Цитата: «Когда же право на участие в законосовещательной власти принадлежит не всем, а только избранным, но они правят, как и в первом случае, по закону, тогда мы имеем дело с олигархией в собственном смысле» (Политика, IV, xi,6) ).

Однако, в отличие от широкого распространения олигархической формы правления в древности, уже тогда неэффективной, ее современное воплощение в условиях научно-технической революции, экономики знаний и гуманизации человеческих отношений выглядит нелепым анахронизмом. Стремление небольшой группы людей к неограниченной власти не только лишает остальных граждан реальных возможностей отстаивать свои интересы и, следовательно, полноценно реализовывать свой творческий потенциал, но и подавляет конкуренцию в бизнесе, блокируя тем самым фундаментальные механизмы развития современной рыночной экономики. При этом сама государственная власть, подчиненная частным интересам правящей верхушки, в отсутствие механизмов демократического контроля быстро коррумпируется и деградирует до уровня бюрократических кормушек назначаемых по принципу «личной преданности» власть предержащим лиц. Круговая порука коррумпированных чиновников лишает государственную власть смысла деятельности, противопоставляет ее общественным интересам и делает государство неэффективным и неспособным не только решать задачи социально-экономического развития страны, но и поддерживать элементарный правопорядок и базовые условия жизнеобеспечения общества.

В ситуации спонтанной деградации власти и формирования авторитарной системы подавления общенациональных интересов и гражданских прав ради бесконечного обогащения властвующей олигархии и бюрократической верхушки особая ответственность лежит на патриотической оппозиции. До сих пор, несмотря на то, что уже 13 лет проводимая властью политика противоречит интересам подавляющей части общества, а по отношению самым многочисленным социальным группам по своим последствиям имеет характер геноцида, оппозиции не удается добиться политического успеха. Даже локальные победы на региональном уровне часто оборачиваются отступничеством победивших кандидатов, принуждаемых разными способами к переходу на службу партии власти.

Беспомощность оппозиции нельзя объяснить исключительно грязными политическими технологиями и произволом авторитарного режима. Во многом это результат сговора последнего с наиболее влиятельными лидерами оппозиции, которым в обмен на «игру в поддавки» открывается доступ к СМИ, разрешается участие в выборах и прохождение в парламент. Победа Ельцина на президентских выборах в 1996 году и его преемника в 2000 были бы невозможными без согласия кандидатов от оппозиции соучаствовать в проводимом партией власти обмане избирателей.

В 2004 году обнаглевшая от собственного произвола власть сделала следующий шаг в установлении тотального контроля над политическим пространством, решив в принципе его зачистить от нежелательных и раздражающих ее конкурентов. Лидерам оппозиционных партий было предписано не участвовать в президентской гонке и выдвинуть вместо себя «подставных кандидатов» для превращения выборов в чисто декоративную процедуру с заранее известным результатом. Все оппозиционные парламентские партии с этим послушно согласились, а отказавшийся подчиниться такому требованию блок «Родина» был расколот президентской администрацией путем подкупа и шантажа с противозаконной передачей своим ставленникам думских постов и атрибутов политического представительства[3].

В рамках создаваемой системы авторитарного олигархо-бюрократического режима президентская администрация пытается контролировать не только органы власти, но и оппозицию. Для достижения этой цели применяются привычные технологии коррупции и шантажа. Соглашающимся на «игру в поддавки» оппозиционным партиям и лидерам гарантируется доступ к СМИ и к участию в выборах, а также места и посты в Государственной Думе в обмен на безоговорочное исполнение установок президентских чиновников. В отношении «неуправляемых» применяется весь набор грязных технологий с целью их устранения из политического пространства: запреты и отказы в регистрации организаций, дискредитация посредством грязных клеветнических материалов, размещаемых на подконтрольных власти телевидении и газетах, шантаж, блокирование доступа к СМИ и т.п.

После развала блока «Родина» и раскола КПРФ, в результате которого Зюганов вынужден был просить у Путина поддержки в сохранении за собой поста лидера партии, в парламенте не осталось неподконтрольных президентской администрации фракций. Возникает вопрос, кто и как будет в этой ситуации отстаивать интересы общества?[4]

 

С кем вы, патриоты России?

 

Очевидно, что политика партии власти является антисоциальной не вследствие каких-либо ошибок или недоразумений. Это последовательная системная политика, проводящаяся целенаправленно уже более десятилетия и имеющая фундаментальное идеологическое обоснование. Согласно последнему каждый должен сам заботиться о собственном благе, и любая государственная поддержка рассматривается как «искажение рыночных сил», отклонение от оптимального распределения ресурсов, якобы автоматически совершаемого рынком. Она не будет изменена при нынешнем президенте, потому что он, судя по его делам и решениям, считает ее правильной и, вероятно, единственно возможной. Соответственно политические силы левой ориентации не могут иметь никаких общих позиций с нынешней властью, которая проводит целенаправленную политику демонтажа социальных гарантий, отказа от конституционного принципа социального государства и действует вопреки общественным интересам.

Нет оснований для поддержки нынешней власти и политическими силами правой ориентации[5]. Ее политика ведет к деградации человеческого потенциала и расколу общества на антагонистические классы, в конечном счете – к утрате национального суверенитета. Она противоречит не только принципу социальной справедливости, но и идеологии общенационального сотрудничества и партнерства, сохранения традиционных культурных и морально-нравственных ценностей, которые должны отстаивать правые. Разумеется, речь идет о правых в классическом понимании этого термина, а не о союзе правых сил и прочих космополитических организациях, ответственных за проводившуюся в последние 13 лет политику предательства национальных интересов и именующих себя «правыми».

Нет смысла поддерживать партию власти профсоюзам, выражающим интересы наемных работников. Вся социально-экономическая политика партии власти направлена против их интересов, вследствие чего за один и тот же труд российские работники получают вчетверо меньшую зарплату, чем их коллеги в развитых странах. В России – один из самых высоких уровней эксплуатации труда; принятие нового трудового законодательства лишило трудящихся реальных механизмов защиты своих интересов, отбросив Россию на уровень производственных отношений позапрошлого века.

За исключением связанных с нынешней властью монополистов, паразитирующих на присвоении природной или монопольной ренты, большая часть отечественных товаропроизводителей, в особенности связанных с наукоемкой промышленностью, также не имеют оснований поддерживать нынешнюю власть, предоставляющую льготы их иностранным конкурентам и отказывающуюся поддерживать свои предприятия.

Ученым, творческой интеллигенции, работникам культуры, образования и здравоохранения нет резона поддерживать нынешнюю партию власти, разве что в порядке соучастия в самоубийстве. Судя по бюджетной политике, эти сферы деятельности рассматриваются партией власти как ненужная обуза, отвлекающая ресурсы от целей обогащения властвующей олигархии, и финансируются по остаточному принципу. В ходе проведения антисоциальной реформы партия власти отменила законодательно установленные нормативы финансирования отраслей социальной сферы и сбросила с себя ответственность за ее состояние.

Таким образом, ни у левых, ни у правых, ни у профсоюзов, ни у товаропроизводителей, ни у творческой интеллигенции, ни у работников социальной сферы нет никаких оснований поддерживать нынешнюю власть, проводящую противоречащую их интересам политику. И, тем не менее, руководители многих представляющих их интересы организаций оказывают партии власти политические услуги в обмен на «подачки с барского стола» и в страхе утратить свои кормушки.

Слабость оппозиции – это следствие коррупционной встроенности во власть многих ее лидеров, которые фактически предают интересы представляемых ими социальных групп за личный комфорт и материальное благополучие. Коррупция и шантаж, применяемые властью для нейтрализации оппозиции через управляемых и подставных лидеров, делают свое дело.

Чтобы добиться изменения проводимой в стране политики, следует отстранить от государственного управления нынешнюю партию власти, отражающую интересы коррумпированной бюрократии и паразитической олигархии, блокирующей все попытки развернуть политику государства в интересах развития страны. Сделать это можно, только объединив общество на основе общенациональных ценностей и интересов, а для этого надо избавиться от приспособленчества, коррупции и предательства в руководстве оппозиционных сил. В нынешних условиях их необходимо организовывать снизу – не по сценариям президентской администрации, а путем прямого представительства социальных групп в создаваемых на основе общественной самоорганизации политических структурах.

Конечно, становление политических сил, реально представляющих интересы общества, в условиях авторитарного режима власти – дело  весьма непростое. Но без этого добиться приведения политики государства в соответствие с общенациональными интересами не удастся. Разве можно всерьез надеяться на то, что назначенные президентской администрацией политические клоуны, которых мы видим на телеэкранах или выстраивающиеся в очереди в кремлевских коридорах  кандидаты на руководство левым, правым, социал-демократическим, патриотическим и прочими направлениями политического представительства, смогут обрести самостоятельность и выражать чьи-либо интересы, кроме интересов кукловодов? Участие в демократических декорациях политического театра нынешней авторитарной власти равносильно соучастию в преступлении против общества на самых постыдных ролях.

В условиях подчинения президентской клике всех ветвей власти, включая парламент и все его фракции, для выражения общенациональных интересов в противовес политике самообогащения властвующей олигархии и бюрократической верхушки остается только прямое волеизъявление народа. Для этого рядом общественно-политических организаций предложено проведение общенародного референдума в целях защиты социальных гарантий и конституционных принципов социального государства. Общественная организация «За достойную жизнь» инициировала обсуждение ключевых вопросов социально-экономической политики, предлагаемых к всенародному волеизъявлению:

 

Согласны ли Вы с:

1. сохранением социальных гарантий, льгот и обязательств, установленных федеральными законами Российской Федерации по состоянию на 1.07.2004 г., включая установление минимальной зарплаты и пенсий на уровне прожиточного минимума, а также обязанность государства восстановить дореформенные сбережения граждан в соответствии с ФЗ «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации»?

Положительный ответ на данный вопрос будет означать восстановление всех социальных гарантий и обязательств Российского государства, отмененных федеральным законом «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Положительный ответ на данный вопрос также позволит добиться повышения минимальной заработной платы и пенсий до уровня прожиточного минимума с соответствующей корректировкой всей тарифной сетки и фонда оплаты труда.

Положительный ответ на данный вопрос заставит Правительство и Президента исполнить, наконец, нормы ФЗ «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации», предусматривающего восстановление дореформенных сбережений граждан в соответствии с их реальной покупательной способностью на момент замораживания вкладов 20 июня 1991 года.

Положительный ответ на данный вопрос воспрепятствует попыткам отмены законодательно установленных обязательств государства в сфере регулирования минимальной оплаты труда и восстановления сбережений, предпринимаемым время от времени Правительством и «Единой Россией».

2. тем, что недра, земли лесного фонда, атомные и гидроэлектростанции, железные дороги, ЛЭП, магистральные трубопроводы должны находиться исключительно в государственной собственности, а прибыль от их эксплуатации в части, превышающей среднюю норму прибыли в промышленности, должна облагаться дополнительным прогрессивным налогом?

Положительный ответ на данный вопрос будет означать сохранение в государственной собственности важнейших природных ресурсов и объектов инфраструктуры, а также заставит федеральные органы государственной власти ввести, наконец, механизм возврата природной ренты в доход государства, что даст бюджету страны не менее 300 млрд. рублей дополнительных доходов, необходимых для восстановления социальных гарантий и обязательств государства.

3. закреплением земель поселений в государственной и муниципальной собственности и восстановлением права граждан и  религиозных организаций на бесплатное бессрочное использование земельных участков  под жилыми домами, дачами, садовыми и приусадебными участками, культовыми зданиями и прилегающими к ним территориями?

Земельным кодексом отменено право граждан и негосударственных организаций на бесплатное бессрочное землепользование. Таким образом, государство вынуждает их приватизировать земельные участки, которые затем будут обложены налогом на имущество по их рыночной стоимости. Это повлечет за собой увеличение налогового бремени на население без увеличения его доходов.

Положительный ответ на данный вопрос позволит избежать земельных спекуляций в городах, дать гражданам возможность бесплатно пользоваться землей под жилыми домами, а городам – получать земельную ренту от передачи земель коммерческого назначения в долгосрочную аренду. Каждый домовладелец владелец получит право выбора – приватизировать земельный участок и платить с него налог на имущество или владеть им на правах бесплатного бессрочного наследуемого владения. То же касается религиозных организаций.

4. введением норм ответственности Правительства Российской Федерации за уровень и качество жизни населения России, предусматривающих отставку Правительства в случаях их ухудшения?

Положительный ответ на данный вопрос позволит ввести нормы прямой политической ответственности правительства России за результаты проводимой им социально-экономической политики, предусматривающие его периодическую отчетность о состоянии уровня и качества жизни населения в стране и процедуру отставки Правительства в случае их снижения.

5. сохранением (восстановлением) права граждан избирать руководителей органов исполнительной власти субъектов федерации, своих персональных представителей в Государственную Думу, руководителей органов местного самоуправления?

Положительный ответ на данный вопрос позволит сохранить основные избирательные права граждан, которые находятся под угрозой в связи с объявленными президентом намерениями отменить прямые выборы руководителей субъектов федерации и депутатов Государственной Думы по одномандатным округам. Это необходимо для сохранения возможностей влияния граждан на органы государственной власти, без чего последние обречены на коррупцию и безответственность.

 

Ответы на эти вопросы позволят коренным образом изменить проводимую государством политику в общенациональных целях. Само проведение референдума позволит организовать общество, выстроить политическую структуру, действительно отражающую общенародные интересы. Кремлевским марионеткам, ряженым под лидеров оппозиции, их кукловоды не разрешат всерьез участвовать в организации референдума. В результате произойдет естественный отбор претендующих на политическое представительство оппозиционных сил, что позволит очистить политическое пространство от метастаз партии власти[6].

Мы не рассчитываем на легкое проведение референдума. Партия власти несомненно попытается заблокировать его свойственными ей методами бюрократического произвола и шантажа. Вряд ли можно будет рассчитывать на объективность Центризбиркома, судов и СМИ. Но другого способа организации общенародного волеизъявления нет. Ни Государственная Дума, ни Совет Федерации, ни тем более правительство и президент не отражают интересы общества; надежды на их чудесное превращение в настоящих слуг народа утрачены. Члены партии власти не понимают, что власть – это ответственное служение обществу, а не способ обогащения, удовлетворение собственных амбиций и желаний. Нет надежды и на парламентские, якобы оппозиционные партии, руководство которых согласилось прислуживать партии власти.

Если мы хотим отстоять наше право на достойную жизнь, и изменить проводимую в стране политику в соответствии с общенародными интересами, то действовать надо самим, не надеясь на чудо.

 

МиК 2.12.2004



[1] Имеется в виду не государство, а государственная власть (здесь и далее прим. Ред ЗЛ).

[2] Очевидное преувеличение. Деятельность режима Ельцина была направлена на разрушение территориальной целостности Российского государства и разложение целостности государственной власти. Разумеется, такую деятельность нельзя оценивать иначе как государственную измену. Не стоит вместе с тем забывать, что ельцинизм был поддержан большинством жителей России, что подчеркивает политическую незрелость населения страны.

[3] Что касается блока «Родина», то данное утверждение, особенно в отношении его раскола, представляется весьма пристрастным и вряд ли соответствующим действительности. Это не значит, что в блоке не было и нет разногласий и противоречий. Но это значит, что они есть между автором и руководством блока «Родина».

[4] Процессы, происходящие в избирательном блоке «Родина» и в КПРФ, вряд ли можно расценивать как развал и раскол. Один из участников блока «Родина» - партия СЭПР, представители которой в октябре покинули высший совет блока, не выходили из фракции «Родина», партия «Народная воля», другой член блока, заявила, что объединяется с третьим участником блока – партией «Родина». Что же касается раскола КПРФ, то имела место попытка раскола, предпринятая рядом ее лево-радикальных руководителей во главе с Семигиным; пока что она успехом не увенчалась.

[5] В данном случае имеются в виду либералы, которые в политологической классификации к правым партиям не относятся. В самом общем виде идеология правых партий опирается на национальные традиции, идеология левых партий – на их отрицании. Либералы, как и коммунисты, должны быть отнесены к левым партиям.

[6] Редакция «Золотого льва» иначе, нежели автор, оценивает референдум, полагая, что в современной России его невозможно использовать как для изменения природы власти, так и характера проводимой ею политики. Если большая часть избирателей, участвовавших в голосования, отдает по тем или иным причинам свои голоса «партии власти», а она осуществляет губительную для страны политику, то вряд ли на референдуме большинство выразит недоверие такой политике. Доказательством такого вывода являются результаты референдума весной 1993 года, поддержавшего экономическую политику Ельцина-Чубайса вопреки своим собственным интересам (да-да-нет-да).


Реклама:
-