С. Комков

 

Россию превращают в страну «третьего мира»

Вытеснение с рынка информационных технологий, утечка мозгов, потеря фундаментальной научной базы – основные этапы превращения России в страну «третьего мира».

 

Эксперты Всероссийского фонда образования вынуждены констатировать факт полной дезорганизации деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации. Об этом заявил на пресс-конференции 18 ноября президент фонда и по совместительству президент Европейского института развития образования Сергей Комков.

 

«С момента своего создания новое министерство фактически не приступило к выполнению своих основных обязанностей», - сказал С. Комков. Причину этого он видит в реализации административной реформы, которая, по его словам, «не просто застопорила развитие государства, но по некоторым показателям повернула его вспять».

«Слияние образования и науки - не просто ошибка. Это стратегический просчет, который может привести к катастрофическим последствиям, поскольку наука и образование имеют совершенно разные функции в государстве», - считает С. Комков. «В рамках одного министерства объединили двух нищих, и теперь происходит дележ мизерного финансирования», - добавил профессор.

- У власти оказались люди, далекие от образовательных проблем. Сам Фурсенко не имеет никакого отношения к школе, - заметил С. Комков.

Следствием некомпетентности руководства основных департаментов министерства в проблемах образования - считает С. Комков, - стало значительное сокращение финансирования основных воспитательных программ, таких как: «Профилактика детской беспризорности и правонарушений несовершеннолетних», «Одаренные дети».

Профессор подверг острой критике дополнения и изменения, внесенные правительством при содействии министерства образования и науки в закон «Об образовании». По его мнению, содержание этих поправок свидетельствует, что образование полностью перестало быть приоритетной сферой жизни общества:

- Отменены государственные гарантии развития образования. В рамках монетизации отменены льготы и надбавки работникам сферы образования, отменена федеральная помощь учащимся. Отменена государственная поддержка негосударственным образовательным учреждениям. Это значит, что с 1 января 2005 года ни одна из православных школ, существующих на гроши, не получит ни копейки от государства, и многие из них просто закроются, - сказал С. Комков.

Наибольшее возмущение у профессора вызывает отмена ограничений на платное образование в бюджетных ВУЗах. По его мнению, теперь процент студентов-платников резко возрастет, что приведет к сокращению мест для студентов-бюджетников. В результате, отметил профессор, юридические, экономические и управленческие факультеты престижных ВУЗов фактически станут платными.

- Через 10-15 лет руководителями всех ведущих отраслей управления будут дети олигархов. А у выходцев из семей даже со средним достатком не будет шансов получить престижное образование и претендовать на престижные рабочие места, - сказал С. Комков.

Глава Всероссийского фонда образования резко осудил запланированный Минобразования полный перевод школы на 12-летний режим работы. Он сообщил, что увеличить срок обучения планируется за счет снижения возраста учащихся младших классов до 5 лет. Однако, поскольку денег на финансирование этого проекта не предусмотрено, то, по словам С. Комкова, начальное образование не менее чем на 45% будет производиться на платной основе.

- По данным Минфина, за год на внедрение ЕГЭ было потрачено 960 млн. рублей. Для сравнения, на всю программу патриотического воспитания на пять лет было выделено всего 400 млн. рублей. Но целей заявленных не достигли: коррупция не исчезла, она просто перешла на другой уровень; 20% учащихся ЕГЭ не сдали, но аттестаты все равно получили, тогда какой в этом смысл? – сказал С. Комков.

Профессор подчеркнул, что введение единого госэкзамена станет только первым шагом в радикальной реформе системы образования. Следующим шагом, по его словам, станет получение выпускниками школ ГИФО – государственного именного финансового обязательства. В официальной трактовке – это обязательства государства оплачивать высшее профессиональное образование выпускника школы в зависимости от того, сколько баллов он набрал при сдаче ЕГЭ. То есть, чем выше балл, тем больше наполнение ЕГЭ.

- Если после окончания школы выпускники пойдут на два года работать на производство, то это дает им определенные льготы при поступлении. Но это коснется только тех, кто не сможет оплатить обучение сам, кто нуждается в ГИФО. То есть, для тех, кто не может платить, вводится трудовая армия. Дети богатых родителей ни в какую трудовую армию, равно как и в войска, не пойдут. После окончания школы в ВУЗы беспрепятственно будут поступать только те, кто способен оплатить образование. Все остальные должны будут идти в трудовую армию или в войска, и только потом государство посмотрит, допускать ли их до высшего образования, - сказал С. Комков.

- В настоящее время готовится пакет законодательных актов, значительно изменяющих всю структуру системы образования и способствующих по полному развалу системы образования и науки. Вызывает недоумение тот факт, что руководит всей «реформаторской деятельностью» ректор Высшей Школы Экономики Ярослав Кузьминов, который не известно по чьей воле стал руководителем Российского Общественного совета по развитию образования (РОСРО).

Мы солидарны с ведущими учеными страны, которые 14 сентября 2004 года высказали недоверие Министерству образования и науки и потребовали немедленной отставки министра образования А. Фурсенко и его заместителя А. Свинаренко, - заявил президент Всероссийского фонда образования.

С. Комков считает, что позиция Министерства образования и науки, которое фактически согласилось с остаточным принципом финансирования образования и науки в России, недопустима. Профессор подчеркнул, что когда на эти нужды из бюджета страны выделяется только 4% ВВП, в то время как Германии и Китае – 9.5%, а в Финляндии – 16%, вытеснение страны с рынка образования – вопрос времени. С. Комков выразил убежденность, что действия реформаторов направлены на развал российской системы образования, а в сочетании с недофинансированием это приобретает катастрофические масштабы.

- При подобной постановке дел Россия через 3-5 лет будет полностью вытеснена с самого большого и перспективного современного рынка – рынка информационных технологий. Мы потеряем нашу фундаментальную научную базу и тех людей, которые могли бы эту базу воссоздать. И тем самым мы превратимся в страну «третьего мира», - подвел печальный итог С. Комков.

 

МиК 22.11.2004


Реклама:
-