С. Суляк

 

«Забытый» этнос

 

История России изобилует «белыми пятнами». Среди этих «пятен» история Юго-Западной Руси — едва ли не самое большое. Потомки русских племен — белых хорватов, уличей и тиверцев, создавшие в конце XI в. Галицкое княжество, несмотря на тяжелую историческую судьбу, сумели сохранить не только свою «русскость», но и древнее самоназвание населения Руси — «русин». Это слово, применительно к русским, упоминается в тексте договора князя Олега с греками (912 г.) и в Русской правде. Галицкое княжество, одно из самых могущественных на Руси, пережило расцвет во времена правления князя Даниила (1201–1264гг.). Он усмирил крамолу боярскую; создал войско, которое не уступало войскам соседних государств; построил много новых городов, из которых особою красотою отличался любимый им Холм, возбуждавший удивление современников; призвал колонистов: «немцы и русь, иноязычники и ляхи»; принимал мастеров, бежавших от татар; покровительствовал торговле. По свидетельству дореволюционных историков, Даниил Галицкий «отличался не только государственной мудростью, блестящею храбростью, заявленною им еще в ранней молодости, и чрезвычайною деятельностью, но и замечательным благодушием: он положил условием в войне с поляками, чтобы сражались только войска, а «не воевати ляхам русских челяди, ни Руси лядьской». Отличался он также любовью к правде». Благодаря ему пределы Галицко-Волынской державы были значительно расширены. Международный авторитет князя был настолько высок, что римский папа в 1254 г. прислал ему королевский венец.

После гибели правнуков Даниила — Андрея и Льва (около 1324 г.) — княжество становится ареной ожесточенной борьбы между Польшей, Великим княжеством Литовским и Русским и Венгрией. Начался период бесконечных войн, который закончился присоединением в 1386 г. Галиции к Польше. В 1772 г. во время разделов Польши Австрийской империи досталась Восточная Галиция, а в 1814–1815 гг. — Западная с древней польской столицей Краковом. Искусственное объединение различных этнографических и исторических земель было официально названо «Королевство Галиция и Лодомерия вместе с Великим княжеством Краковом и княжествами Освенцимом и Затором». Угорская Русь вошла в состав Венгерского королевства в XIII в. Но, испытывая национальный и религиозный гнет, население этих земель по-прежнему считало себя русскими.

Со второй половины XIX в. начало формироваться русинское движение, которое вначале проявилось в изучении русского литературного языка. По свидетельству советского академика М. Грушевского, одного из идеологов украинского национализма, русофильское движение во второй половине XIX в. «охватило почти всю тогдашнюю интеллигенцию Галиции, Буковины и Подкарпатской Руси, наиболее подпавшей мечтам о всесильной России после разгрома венгров российскими войсками». Появляется целая плеяда деятелей русинского Возрождения: Д.Зубрицкий, Я.Головацкий, И.Наумович, А.Духнович, А.Добрянский и т.д. К сожалению, современному читателю эти имена, как, впрочем, и других патриотов Галиции, Буковины и Угорской Руси, немало выстрадавших за свою «русскость», ничего не говорят. Их культурно-просветительская и научная работа внесла вклад не только в начало разработки истории русинов, но сыграла роль в подготовке к массовому переходу населения в православие. Видя широкий размах русинского (русского) движения, власти Австро-Венгрии прибегли к репрессиям. Проводится ряд шумных политических процессов, где русины обвиняются в государственной измене: «дело Ольги Грабарь» (1882 г.), первый и второй Мармарош-Сигетские процессы (1904, 1913–1914 гг.), «дело братьев Геровских» (1914 г.) и т.д. С подачи «украинского» националиста Н. Василько (Николаус фон Вассилко), румына по происхождению, в мае 1910 г. австрийские власти закрывают все «москвофильские» организации Буковины («Общество русских женщин», «Карпатъ», «Русско-православный народный дом», «Русско-православный детский приют», «Русско-православная читальня», «Русская дружина»), а также русские бурсы в Черновцах и Серете. Имущество организаций было конфисковано, а затем продано с торгов. Причиной разгрома были голословные обвинения в шпионаже и государственной измене. Террор усиливается с началом Первой мировой войны 1914 г. Через лагерь Талергоф, созданный австрийцами в первые дни войны в песчаной долине у подножия Альп, возле Граца, прошло не менее 20 000 русских галичан и буковинцев.

Аресты и избиения в начале войны, а особенно после кратковременного пребывания в Галиции русских войск, нанесли «москвофильству» тяжелый удар. Русская (русинская) интеллигенция оказалась почти уничтоженной. Морально ее доконала, считал русский зарубежный историк Н.И. Ульянов, большевистская революция в России, открыто принявшая сторону самостийнического антирусского меньшинства.

Историческая судьба русинов Пруто-Днестровского региона была несколько иной. Они вместе с волохами, которые в качестве компактной этнической группы появляются в середине XIV в., и русинами Семиградской Руси (Трансильвании) создали Молдавское православное княжество. Молдавское государство возникло в период усиления польско-католической агрессии против Юго-Западной Руси. Тем самым русины Пруто-Днестровских земель избежали прессинга католицизма. В XIV в. они составляли 39,5% жителей княжества. Почти все воеводы начального периода молдавской истории — Драгош, Богдан I, Богдан II, Лацко и др. носили славянские имена. О многочисленности русского населения свидетельствуют Новгородская и Воскресенская летописи, где перечислены русские города конца XIV — начала XV в., в том числе расположенные в Карпато-Дунайских землях, вошедших к этому времени в состав Молдавского княжества: «А се имена всем градом рускым, далним и ближним: На Дунаи: Видычев град, о седми стенах каменных; Мдин. И об ону страну Дунаа: Тернов, ту лежит святаа Пятница. А по Дунаю: Дрествин, Дичин, Килиа. А на усть Дунаа: Новое село, Аколякра. На море: Карна, Каварна. А на сеи стороне Дунаа, на усть Днестра над морем: Белгород, Черн, Яськыи торг на Пруте реце, Романов торг, Романов торг на Молдове, Немеч в горах, Корочюнов камен, Сочява, Серет, Баня, Чечюн, Коломыя, Городок на Черемоше. На Днестре Хотен».

Восточные славяне, по данным румынской исследовательницы Маргареты Штефэнеску, оставили на территории Молдавского княжества в общей сложности 548 названий с чисто славянскими корнями и 321 название с славянским суффиксом —-овци, которые имели особенно широкое распространение в Буковине (174 названия), в Северной Молдове и Северной Бессарабии (Хотинский, Сорокский, Оргеевский уезды). В грамотах молдавского господаря Стефана Великого (1457–1504 гг.), относящихся к Бессарабии, упомянуты несколько десятков названий, в которых, наряду с молдавскими — 8 и татарскими или неясными названиями — 8, встречается опять-таки большинство — 38 — восточнославянских. О том, что волохи под предводительством Богдана или Драгоша «явились на берегах Прута, нашли там еще многих россиян и поселились между ними на реке Молдаве», упоминал русский историк Н.М. Карамзин.

Русины сыграли значительную роль в формировании молдавского народа. Антрополог М.С. Великанова отмечала, что в облике молдаван (жителей Республики Молдова и Румынской Молдавии) присутствуют особенности, имеющие четко выраженную восточнославянскую направленность. Русины оказали огромное влияние на формирование духовной и материальной культуры молдаван. Заметны черты русинского влияния и в народной одежде молдаван. Не менее значительно русинское влияние в молдавском языке.

«Язык наш, — отметил Н.М. Карамзин, — до самого XVII века был не только церковным, но и судебным, как то свидетельствуют подлинные грамоты молдавских господарей»16. Молдавия до конца XVII в. была двуязычным государством. В основном фонде современного молдавского языка около 2 тысяч восточнославянских заимствований.

Впоследствии большая часть русинского этноса вошла в состав образовавшихся молдавской и румынской народностей и утратила память о русском (русинском) происхождении. Но часть русинов, проживающая на севере и северо-востоке Молдавского княжества, сумела сохранить свою идентичность. К тому времени у русин появился второй этноним — руснак (первоначально — русняк). Так они стали себя называть в противовес полякам-католикам. В 1774г. северная часть Молдавского княжества (Буковина) была оккупирована австрийцами. Часть территорий Молдавского княжества, населенных русинами (Хотинский (с частью Буковины), Бельцкий (Ясский) и Сорокский уезды), вошла в состав России в 1812 г.

В середине XIX в. русские исследователи выпустили ряд трудов, где русины Бессарабии упоминаются как часть русского народа: «Список населенных мест Российской империи. Бессарабская область» (СПб., 1861 г.), труды А.С. Афанасьева-Чужбинского «Поездка в Южную Россию. Очерки Днестра» (СПб., 1863г.) и А.И. Защука «Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами генерального штаба. Бессарабская область» (СПб., 1862 г.). Позднее вышли специально посвященные русинам исследования П.А. Несторовского «Бессарабские русины. Историко-этнографический очерк» (Варшава, 1905 г.), «По Русской Буковине» («Исторический вестник». Т. CXII. 1908 г. № 5), специальная статья А.И. Соболевского «О райках бессарабских» (в брошюре «Русский народ как этнографическое целое» (Харьков, 1907 г.) и т.д.

Большинство дореволюционных авторов считали русинов второй по численности после молдаван этнической группой и коренными жителями края. К началу XX в. их насчитывалось 250 тыс. чел. (1/8 населения губернии)18. Подчеркивались культурные и языковые особенности этой этнической группы, ее отличие от молдаван, великороссов и малороссов. К сожалению, после революции 1917 г. и образования украинской государственности все исследования по русинской проблематике в СССР были свернуты. Русинов «причислили» к украинскому народу. А так как они имели этнокультурные и языковые отличия от малороссов, то продолжение изучения могло поставить под угрозу курс на создание украинской социалистической нации. Сам этноним «русин» фактически оказался под запретом. Советские ученые утверждали, что русины — предки одной из групп украинского народа, что русинские поселения в Сорокском и Бельцком уезде Бессарабской губернии к середине XIX в. утратили самобытную культуру и слились с молдавскими. Хотя данный факт опровергается результатами переписей, в частности, последней 1989 г., показывавших наличие большого количества населенных пунктов на севере Молдавии с преобладанием «украинского» населения. Постепенно сокращалось место, оставленное «древнерусскому» населению в официальных учебниках. В «Истории Молдавской ССР» 1984 г. русинам Молдавского княжества посвящена всего пара строк, где, в частности, говорится, что волохи встретили сохранившееся древнерусское население, которое ими впоследствии большей частью было ассимилировано21. Принятый сегодня в Молдове курс «История румын» вообще отвергает наличие коренного восточнославянского населения на территории Румынии и Молдавии.

Исследование русинской идентичности в годы социализма были прекращены и в других государствах, где проживают русины и их потомки: в Венгрии, Чехословакии, Польше, Румынии. Польские власти после войны «решили» русинскую проблему, выслав большинство русинского населения в Западную Силезию. Румыния при всех режимах проводила курс на ассимиляцию нацменьшинств. Венгерские и чехословацкие ученые не решались нарушить идеологические «табу».

Русинский этнос, особенно в XXв., был подвергнут насильственной дерусификации. Значительная его часть была ассимилирована другими народами. В настоящее время потомки русинов, помнящие о своем происхождении, отдают предпочтение не этнической, а государственной идентичности. Но немалая их часть продолжает хранить традиционное русское (русинское) национальное самосознание, свой язык и обычаи. По данным президента Карпато-русинского исследовательского центра (США), профессора университета Торонто (Канада) Павла Роберта Магочия, в мире насчитывается не менее 1,6 млн русинов и их потомков. Поэтому сегодня актуально продолжение изучения этнической истории русинов. Это будет способствовать дальнейшей разработке не только фундаментальных вопросов истории России, но и истории Украины, Польши, Румынии, Венгрии, Словакии, Сербии (Воеводины).

90-е гг. ХХ в. ознаменовали национальный подъем русинов, второе русинское Возрождение. Назовем основные события современного русинского Возрождения:

1989 г., апрель — в Польше возникает «Общество лемков».

1990 г., февраль — на Подкарпатской Руси (Закарпатье) возникает Общество карпатских русинов.

1990 г., 25 марта — в Словакии возникает «Русинское возрождение» («Русиньска оброда»).

1990 г., октябрь — возникает «Общество друзей Подкарпатской Руси» в Чехии.

1990 г., декабрь — основана организация «Русинская мать» (по-бачванско-русински «Руска матка») в Югославии.

1991 г., 22–23 марта — проходит I Всемирный конгресс русинов в Медзилаборце (Венгрия).

1991 г., 1 декабря — более чем 78% жителей Закарпатья голосуют за автономию их региона.

1992 г., май — возникает «Организация русинов Венгрии» в Будапеште.

1992 г., 6–7 декабря — проходит I Международный научный семинар (конгресс) о кодификации русинского языка в Бардеевских Купелях.

1993 г., 22–23 мая — проходит II Всемирный конгресс русинов в Кринице (Польша).

1995 г., 27 января — в Словакии утвержден русинский литературный язык.

1995 г., май — проходит III Всемирный конгресс русинов в Русском Керестуре (Югославия).

1997 г., май — проходит IV Всемирный конгресс русинов в Будапеште.

1998 г., октябрь — в Венгрии основано самоуправление для 13 районов, населенных русинами; в январе 1999 г. основано общегосударственное самоуправление для русинов.

1999 г., 16–17 апреля — в Пряшеве (Словакия) открывается Отделение русинского языка и культуры Института национальных меньшинств и иностранных языков Пряшевского университета, прошел II Международный научный семинар по русинскому языку.

1999 г., июль — проходит V Всемирный конгресс русинов в Ужгороде (Украина).

2003 г., июнь — проходит VI Всемирный конгресс русинов и Всемирный форум русинской молодежи в Пряшеве.

2003, 28 августа — в Кишиневе создана республиканская общественная организация «Русь», первая этнокультурная организация руснаков (русинов) Молдавии.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Московский Летописный свод конца XV века. ПСРЛ. Т. 25. М.; Л., 1949. С. 344–345; Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М.; Л., 1950. С. 176.

2 Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. Т.X. СПб., 1893. С. 92–93.

3 Суляк С.Г. Осколки Святой Руси. Очерки этнической истории руснаков Молдавии. Кишинев, 2004. С. 82–83.

4 Грушевский М. Иллюстрированная история Украины. С приложениями и дополнениями. Донецк, 2002. С. 538.

5 Фролов К.А. Святые мученики и исповедники Галицкой и Карпатской Руси // Ватикан: натиск на Восток. М., 1998. С. 164, 168.

6 Добржанський О. Нацiональний рух українцiв Буковини другої половини XIX — початку XX ст. Чернiвцi, 1999. С. 399–400.

7 Фролов К.А. Святые мученики и исповедники Галицкой и Карпатской Руси. С. 161–162. Также см: Андрейко И.А. Венские процессы. Русский Голос, Львов, 1934, № 1; Из Талергофа в Вену. (Воспоминания по случаю 20-летней годовщины). Русский Голос, Львов, 1935, №17; Андрусяк М. Глумление в Талергофе. Дiло, Львов, 1933, № 184; Галицкое москофильство i Талергоф. Дiло, Львов, 1933, № 231–234; Галицкая болячка. Дiло, Львов, 1993, № 231–234; Ваврик В.Р. Талергоф. Русский Голос, Львов, 1925, № 108–110, 115, 117; Талергоф. Русский Голос, Львов, 1925, № 108–110, 115, 117; Пелехатый К. Воссоединение украинских земель в едином советском государстве. Львовская правда, Львов, 1946, № 203.

8 Ульянов Н.И. Происхождение украинского сепаратизма. М., 1996. С. 212–213.

9 Полевой Л.Л. Очерки исторической географии Молдавии XIII–XV вв. Кишинев, 1979. С.113.

10 Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М.; Л., 1950. С. 475; Воскресенская летопись. ПСРЛ. Т.VII. СПб., 1856. С. 240.

11 Сергиевский М.В. Топонимия Бессарабии и ее свидетельство о процессе заселения территории // Известия Академии наук СССР. Отделение литературы и языка. Т. V. Выпуск 4. М., 1946. С. 335–336.

12 Там же. С. 339.

13 Карамзин Н.М. История государства Российского. Т. IV. М., 1992. С. 174.

14 Великанова М.С. Антропология средневекового населения Молдавии (по материалам памятника Старый Орхей). М., 1993. С. 88–89.

15 Зеленчук В.С. Население Бессарабии и Поднестровья в XIX в. Кишинев, 1979. С. 234–235.

16 Карамзин Н.М. История государства Российского. С. 174.

17 Зеленчук В.С. Население Бессарабии... С. 236.

18 Берг Л.С. Население Бессарабии. Этнографический состав и численность. Пг., 1923. С. 17; Бессарабия. Географический, исторический, статистический, экономический, этнографический, литературный и справочный сборник. Издание газеты «Бессарабец» / Под ред. П.А. Крушевана. М., 1903. С. 179; Несторовский П.А. Бессарабские русины. Варшава, 1905. С. 11.

19 Список населенных мест Российской империи. Бессарабская область. СПб., 1861. С. XX; Защук А.И. Материалы для военной географии и военной статистики России, собранные офицерами генерального штаба. Военное обозрение Бессарабской области. СПб., 1863. С. 106; Лашков Н.В. Бессарабия. К столетию присоединения к России. 1812–1912 гг. Кишинев, 1912. С. 55–56; Бессарабия. Географический, исторический, статистический, экономический, этнографический, литературный и справочный сборник. Издание газеты «Бессарабец» / Под ред. П.А. Крушевана. М., 1903. С. 179; Берг Л.С. Население Бессарабии. Этнографический состав и численность. Пг., 1923. С. 15; Несторовский П.А. Бессарабские русины. Историко-этнографический очерк. Варшава, 1905. С. 7–8; Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. Том IIIА. СПб., 1891. С. 607; Потоцкий С. Историко-географический очерк Бессарабской губернии. Опыт народоведения. Ялта, 1902. С.35.

20 Зеленчук В.С. Население Бессарабии и Поднестровья в XIX в. (Этнические и социально-демографические процессы). Кишинев, 1979. С.181; Богатая Л.К. Украинское население Молдовы в XIX — начале XX в. (Исторические аспекты) // Археология, этнография и искусствоведение Молдовы: итоги и перспективы. Кишинев, 1990. С. 115–116.

21 История Молдавской ССР с древнейших времен до наших дней. Кишинев, 1984. С. 45–46.

22 Магочiй П.Р. Карпатьскы Русины. Торонто. 2000. С. 2.

23 Там же. С. 14–19.

 

Автор - Сергей Суляк, президент общественной организации «Русь»,

г. Кишинев, Республика Молдова

 

Москва

№ 11 2004


Реклама:
- купить зимние сапоги казаки