Н.А.Нарочницкая
депутат ГД от фракции «Родина»
ПРАВОЕ - ЭТО
СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ ГОСУДАРСТВА
Говоря о социальном аспекте русского традиционализма,
необходимо, прежде всего, подвергнуть полному уничижающему и философски точному
разбору тезис нынешних либералов, что они, якобы правые, а левые - это
марксисты. Давайте обратимся к священному Писанию. В 25 главе Евангелия от
Матфея описывается, как на Страшном Суде Господь отделяет козлов от овец -
козлы по левую руку, а овцы - по правую. "Тогда скажет Царь тем, кто по
правую сторону Его: "Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте
Царство, уготованное вам от основания мира. Ибо голоден был Я, и вы дали Мне
есть; жаждал, и напоили Меня; странником был, и приняли Меня; наг, и одели
Меня; болен был, и посетили Меня; в тюрьме был, и пришли ко Мне". Тогда
ответят Ему праведные: "Господи, когда мы Тебя видели голодным, и
накормили? Или жаждущим, и напоили? Когда же мы видели Тебя странником, и
приняли? Или нагим, и одели? Когда же мы видели Тебя больным или в тюрьме, и
пришли к Тебе"? И ответит им Царь: "Истинно говорю вам: сделав для
одного из братьев Моих меньших, вы для Меня сделали".
То есть правыми в Евангелии названы те, кто обул, одел и
накормил ближнего, а значит, сделал это Господу. Поэтому правое - это социальная
роль государства. Она недвусмысленно вытекает из Евангелия как явление правого,
праведного характера и является правой именно в евангельском смысле. Но наши-то
либералы именуют себя правыми только по критерию отношения к средствам
производства, как в историческом материализме и научном коммунизме! И это
сходство является вполне закономерным. Потому что и марксизм, и либерализм, в
сущности, это две ветви философии прогресса, и они гораздо ближе в
общефилософских категориях друг другу, чем христианскому взгляду на мир. Для
христианина конечные цели коммунизма и либерализма кажутся совершенно
одинаковыми - это безнациональное, безрелигиозное, глобальное сверхобщество под
глобальным управлением, только у марксистов движущей силой является класс, а у
либералов - индивид, вот и все. А конечный итог - един!
Не отношение к средствам производства, а отношение к
иерархии ценностей определяет принадлежность к левому - лукавому, нечестному,
или правому, праведному, правильному. Воинствующий эгалитаризм в духовной сфере,
который исповедуют наши либералы, - явление такое же левое по своей сути, как и
марксизм, который к концу ХХ века свелся к редукции эгалитаризма всего лишь в
материальную сферу.
И совсем не случайно Православная вера, бывшая в течение
столетий главной нравственной скрепой и нравственной движущей силой нации,
подвергается изощренному ехидству либералов. Обращение все большего количества
людей к вере, возвращение к истокам, по мнению наших либертарианцев, как я их
называю, усиливает способность русских как явление мировой истории и культуры к
самостоянию, освобождает их от раболепного и бездумного следования доктринам,
чуждым России и губительным для ее самостоятельного будущего.
Индивидуалистическое начало, на которое так рассчитывают
либералы, сразу умеряется чувством ответственности за все и вся, возникает
некий иммунитет против разложения и расточения всего преемственно русского,
рождается естественный импульс продолжать себя как носителя русского
религиозного и культурного начала, наконец, возникает более острое чувство
протеста против порока и бесчестья. И именно это и вызывает такую бешеную
ненависть.
Сейчас мы видим новую волну ожесточенной агрессии против
Церкви, наверное, потому, что по последним опросам, Церковь пользуется
наибольшим доверием людей, к вере обращается все больше народа. Вера дает
человеку смысл его исторической жизни, побуждает его задумываться над
сопряжением своей личной жизни с той общей задачей, которую человечество
получило от Бога, ему, поэтому, свойственно не просто так прожить свою жизнь,
удовлетворяя свои потребности, но и самому ее оценить, оправдать в собственных
глазах на основе критериев нравственных. Именно человек один из всех живых
существ имеет такую вещь как история, о которой спорят и которую переписывают.
И даже не верящим в Суд Божий небезразлично, как оценивают их деяния.
Интуитивно они знают, что судимы-то они будут по делам своим. Те, кто по
неразумению поддается на ложные, коварные тезисы о том, что вера лишает
человека свободы, просто не понимают, что они рубят сук, на котором сидят. Не
говоря уже о том, что только люди, пришедшие к вере или никогда не отступавшие
от нее, понимают, какая перед ними открывается бездонная духовная свобода. И
свободен человек становится от действительности, которая может поработить.
"И познаете Истину, и Истина сделает вас свободными" (Ин. 8, 32). Эта
внутренняя свобода и дает возможность к самостоянию.
Вообще, без веры нет нации. Что на самом деле, делает из
народонаселения нацию? Именно общий дух, миросозерцание, общие представления о
добре и зле, общие исторические переживания. Когда этого нет, нация
атомизируется на индивидов, объединенных только отметкой в паспорте.
Распадается как раз то самое гражданское общество, о котором нам столько уже
сейчас напето… И сама эта тема, мне кажется, нуждается в серьезном развенчании.
Сама по себе это категория очень важная - это гармония между "я" и
"мы". Она была искажена в коммунистическом обществе в сторону
коллективизма, когда "мы" довлеет над "я". Но либеральная
система опрокидывает эту схему, сохраняя изначальную порочность самого
противопоставлении этих категорий, потому что "я" и "мы"
существует неслиянно, но и нераздельно, и принадлежность к целому становится
источником ценностей, которые создают уже личностные качества, которых бы у
личности не было, если бы она не была частью этого целого.
Здесь надо заметить, что российские западники всегда
подбирают западные учения не тогда, когда они находятся в расцвете, а когда они
уже приходят к вырождению. Конечно, классический либерализм возник тоже на
основе критики грехов и несовершенств и католической религии, и инквизиции, и
сословного общества, и неравенства людей перед законом, но либералы прошлого,
воспитанные еще в классической культуре, готовы были за свои идеалы отдавать
жизни на эшафоте. Вера, Отечество, долг, любовь, та же свобода - для либерала
прошлого было выше физической жизни.
Сегодняшний же постсоветский либерализм, или, вернее,
либертарианство, - не имеет корней даже в русском дореволюционном либерализме,
потому что все российские либералы и даже марксисты, хотя и были в массе своей
неверующими, были воспитаны в цельной православной культуре и в глубоком
проникновении в культуру западноевропейскую, которая в своей основе тоже
апостольско-христианская. Но наши отъявленные либертарианцы не имеют никаких
генетических или преемственных связей, они полностью оторваны и от православной
культуры, и от западноевропейской. Постсоветское российское западничество
являет собой сочетание всех худших сторон всех потоков западничества в русском
сознании: это раболепство перед Западом, свойственное петербургской культуре
XVIII века, это буквально истерическая ненависть ко всему русскому и
православному у раннего пламенного большевизма, и примитивное, но уже не
наивное, а воинствующее невежество во всем, что находится за пределами
исторического материализма, свойственное периоду коммунистического застоя. Как
правило, люди, глумливо и самоуверенно рассуждающие о вере и о Церкви,
воспроизводят примитивные клише в лучшем случае, из "Большой советской
энциклопедии" советского периода. Мне всегда хочется спросить их: "Вы
так цените свободу, что же вы ею не воспользовались, когда она появилась? Что
же не прочли все то, что было заперто от нас, и не обосновали свое суждение?
Что же вы продолжаете говорить все то, чему вас учили в тех самых
большевистских учебниках, которые вы так поносите"?
У меня иногда такое ощущение, что это, как раз, самые
несчастные, наиболее травмированные коммунизмом и тоталитаризмом люди, потому
что у них никогда не было этой внутренней свободы. Интеллигенция была
проутюжена историческим материализмом и научным коммунизмом гораздо в большей
степени, чем народ, который, может, и остался без должного образования в
вопросах веры, Библейской истории, тем не менее, сохранял внутреннюю свободу, и
коммунизм шел как бы мимо него. А вот эти жертвы тоталитаризма как раз наиболее
травмированы, потому что у них никогда не было - и это чувствуется - внутренней
свободы.
В России будущее за теми, кто обязательно будет утверждать
свободу человеческой личности, но не отделять свободу внутреннюю от внешней, и
не будет изымать ее из вечной дилеммы добра и зла, греха и добродетели. Это и
есть христианское толкование свободы, в котором абстрактный индивид, утративший
сопричастность семье, нации, станет личностью. Свобода с восстановлением
христианского чутья к злу и его источнику восстановит чувство личной и соборной
ответственности за себя и каждого, за своих поруганных соотечественников и
единоверцев, за русский народ и его жизнь в Боге и на земле.
Будущее России откроется, когда мы поймем, что настоящее
правое, праведное, - это, безусловно, свобода, в том числе свобода в творчестве,
экономической деятельности предпринимательства при религиозном понимании того,
что тот - правый - это тот, кто обул, одел и накормил ближнего, преломил хлеб с
обездоленным не по принуждению, но по велению души.
Национально-консервативная идея, идея солидарности нации
вытекает из евангельского толкования правого. Я думаю, о будущем России можно
будет говорить тогда, когда мы не постесняемся говорить о своей воле к
историческому бытию, к восстановлению триединства духа, души и тела нации -
веры, культуры и национальной по духу государственности. Перестанем с ложной
стыдливостью обходить тот факт, что русский народ - это основатель и стержень
российской государственности. Другие народы, чье право на самобытность мы,
православные, как раз готовы отстаивать перед либералами, вошли в русский
проект, причем вошли осознанно в русское православное царство, а вовсе не в
какое-то абстрактное общечеловеческое государство. От такого народы бы в ужасе
отшатнулись как от дьявольского изобретения. И пока стержневая роль русских не
подвергалась сомнению, тогда и цвели на этом древе пышным цветом все другие
народы, которые осознанно связали с русским народом свою судьбу и сохранили ему
верность. И это не означает никакой межнациональной розни, наоборот! Опыт XX
столетия, безрелигиозный и безнациональный - привел к вакханалии порока, к
жестоким конфликтам между деградировавшими нациями, уже не ведающими подлинных
ценностей, не знающими, за что они, а ищущими лишь, против кого они. Выживет
русский народ, сохранит он себя как преемственный субъект истории и культуры,
тогда и расцветут на этом древе все другие народы Российского государства.
Огромная, многоукладная Россия не может быть без великой идеи и уверенности в
себе и своей исторической ценности. У большого государства должна быть большая
идея.
С Божьей помощью и общенациональным сверхусилием многое
возможно. Все возможно! Обретем Веру - будет и понимание вечного Отечества.
Обретем Отечество - будет подлинная нация, получившая Дары Святого Духа, и
претворяющая Их в собственном неповторимом творческом историческом акте.
Обретем Нацию - будет и Держава!
Газета "МОНАРХИСТ"
Русская библиотека 31.01.05