А. Бобров

 

СКАНДАЛЬНЫЙ «СПИСОК ФИЛАТОВА»

Презрение к русским писателям нестерпимо...» — восклицал Пушкин в письме к другу Вяземскому. Что бы он сказал сегодня?

 

В «Литературной газете» (№2—3, 2005 г.) и в «Интернете» появился уже ставший одиозным список писателей России (там, конечно, много граждан США и Израиля), которые будут официально представлять Россию — почетного гостя 25-го Парижского книжного салона. Скорее всего именно так французы решили почтить 60-летие Победы над фашизмом и отдать дань великой русской и советской литературе.

По согласованию с министерством культуры Франции книжный салон посетит делегация более чем из 40 писателей. Список участников с российской стороны составлен в недрах Фонда социально-экономических и интеллектуальных программ С.А. Филатова и утвержден исполнительной дирекцией книжного салона.

Возникает первый вопрос: почему государственную делегацию формирует один из сотен Фондов, возникающих и исчезающих, как грибы? Какое отношение имеет к его составлению Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям с высоко оплачиваемыми чиновниками и другие ветви представительной и исполнительной власти? Кто выделяет средства на эту однобокую акцию?

Результат такого кулуарного подхода не замедлил сказаться. Мы не будем перечислять весь список, состоящий из завсегдатаев телевизионных программ, литературных салонов и премиальных фуршетов и представляющий литературу одного — либерально-модернистского, упрощенно говоря, направления. Суди, многонациональная и необъятная Россия! Вот лишь начало «списка Филатова», который кончается, конечно, Владимиром Сорокиным, Татьяной Толстой и Леонидом Юзефовичем.

АКСЕНОВ Василий — прозаик, сценарист. Живет в Москве и во Франции.

АКУНИН Борис (ЧХАРТИ-ШВИЛИ Григорий) — прозаик, литературовед, переводчик. Живет в Москве.

АЛЕКСИЕВИЧ Светлана — белорусский прозаик, пишущий на русском языке. Живет во Франции.

АРХАНГЕЛЬСКИЙ Александр -критик, литературовед, публицист. Живет в Москве.

БЕК Татьяна — поэт, эссеист, литературовед. Живет в Москве.

БИТОВ Андрей — прозаик, эссеист, сценарист. Живет в Москве.

БОЛМАТ Сергей — художник, сценарист, прозаик. Живет в Дюссельдорфе (Германия).

БОРТНИКОВ Дмитрий — прозаик. Живет во Франции.

БУНИМОВИЧ Евгений —поэт, эссеист, публицист, педагог. Живет в Москве...

И снова — Бунимович... Прошлой зимой я опубликовал в «Советской России» заметку с выставки, где недоумевал, почему в Москве депутат Бунимович — представитель партии «Яблока», доказавшей никчемность, и член одного, не самого большого творческого союза столицы официально приватизировал международные фестивали поэзии, премию «Московский счет» да и вообще многие мероприятия вроде бы воздушно-поэтические, но проводимые с помпой и на казенный счет.

Потом в марте, накануне Всемирного дня поэзии, рассказал о странной встрече с журналистами, которую Бунимович проводил в стенах Московской городской думы, но представителей, например, от Московской городской организации Союза писателей России, в которой объединено 1200 московских поэтов, на этом собрании не было.

По поводу столь странной избирательности и полной приватизации всего, что содержат слова «поэзия», «международная» и «премия», я написал письмо председателю Гордумы Владимиру Платонову и получил от него юридически грамотный ответ не по существу: мол, депутат вправе заниматься преподавательской и творческой деятельностью. Да я не против, но почему в стенах Думы, в рабочее время и с использованием служебного положения надо беспрерывно раскручивать, представлять, опекать и награждать узкий круг своих друзей, учеников, единомышленников? Вот и снова незаменимый Бунимович в Париже...

Как справедливо сказано в комментариях «ЛГ»:

 

«Изумленные парижане могут подумать, будто в России сочиняют книги только русские и евреи, а татары, калмыки, аварцы, чукчи и другие — вообще народы бесписьменные! В общем, к тому сложному явлению, которое именуется «современная российская литература», приведенный список имеет такое же отношение, как вафли «Лесная быль» к лесным просторам Отечества».

 

Не будем продолжать метафорические сравнения, зададимся еще одним серьезным вопросом: почему напрочь проигнорированы все ведущие писательские союзы? Почему в пространный список попали только члены так называемого альтернативного политиканского объединения писателей и вольные стрелки? Не доказывает ли этот произвол, что закон о творческих союзах необходим, как воздух?

На мартовском пленуме Союза писателей России я, выступая, предупредил, что на Франкфуртской книжной ярмарке, где Россия тоже была почетным гостем, готовится представительствовать от Министерства печати Виктор Ерофеев и все та же узкая группа «литературных революционеров, страшно далеких от народа». Я опубликовал тезисы этого выступления в «Советской России» и в «Литературной газете», получил даже одобрительный отклик из самой Германии, но коллеги повозмущались в кулуарах, но ни с каким громким обращением к властям, с отповедью приватизаторам литпроцесса не выступили. Ну и, конечно, те, кто лепит имидж современной литературы, демонстративно показали свою всесильность.

В уже набившем оскомину списке Московская городская организация Союза писателей России — ведущий отряд российских писателей, насчитывающая в своих рядах около 2 тысяч литераторов, представлена только одним членом — Сергеем Есиньм, скорее как ректором Литературного института.

В нашем столичном творческом союзе, отмечающем в эти дни свое 50-летие, состоит одних только ветеранов войны 219 творческих штыков, но ни один фронтовик — ни Герои Социалистического Труда Юрий Бондарев и Егор Исаев, ни Герои Советского Союза Владимир Карпов и Михаил Борисов — в «список Филатова» не попали. Это — позор и вызов общественности в год 60-летия Победы.

Сергей Филатов — сын поэта Александра Филатова — певца завода «Серп и молот» и заветов Ленина — на дух не переносит тех, кто пишет о труде, о героическом прошлом. Отец его назвал в честь Сергея Есенина, но незадачливый тезка великого русского поэта терпеть не может писателей есенинского патриотического и почвеннического направления. Вот такие вопиющие мировоззренческие обмороки и предательства дела отцов и объясняют все духовные трагедии России! Но не в частных комплексах и пороках дело. Возникает главный вопрос: доколе важнейшие культурно-политические решения будут приниматься кулуарно, корыстно, на основании личных пристрастий, без всякого общественного обсуждения и понимания последствий?

Прокурор Устинов, выступая на трибуне Совета Федерации, сказал при упоминании о каком-то письме депутатов в прокуратуру по поводу агрессивности еврейских организаций: «Не надо привлекать внимания к подобным спискам. Вы же знаете поговорку, не трожь... сами знаете что, и пахнуть не будет». Но для начала не надо «это самое» демонстративно наваливать на виду всего общества. Поймите иносказание и возмущенную писательскую общественность Москвы: дело не в том или другом имени (там есть достойные литераторы, хотя и много раздутых фигур), а в попранном принципе, в продолжающихся методах «либеральной революции» и информационно-духовного насилия. Та же «Литературка» справедливо написала: «Конечно, можно возразить, что список не резиновый и всех достойных писателей вместить в него невозможно. Но штука в том, что` примерно один и тот же состав уже много лет кочует с одного международного мероприятия на другое.

Есть еще время исправить ошибку, скорректировать эту вызывающую политику вообще и конкретную акцию в частности! Но для этого надо не пустые заседания правительства по проблемам культуры и СМИ проводить, а принимать реальные законы, начиная от закона о творческих союзах и кончая четкими постановлениями правительства об участии в том или ином международном форуме, не передоверяя государственные дела каким-то доморощенным фондам бывших членов «семьи», где экономические интересы перемешаны с культурными провокациями, разделяющими и писателей, и нацию. Чем это заканчивается — говорит пример «оранжевой революции» в разделенной и направленной по нужному пути Украине. В России роль писательского слова, а не только телевизионного трепа тоже по-прежнему велика!

 

Редньюс

2.02.2005


Реклама:
-