Приднестровье. Кремль сдает позиции.

 

 

Приднестровье в «оранжевом» кольце

(Р. Коноплев)

 

Истерика

 

Нынешнее психическое состояние руководства Молдовы можно охарактеризовать однозначно: истерика. Высшие должностные лица государства, расталкивая локтями друг друга, продолжают выступать с резкими антироссийскими заявлениями, словно соревнуясь в своей "антироссийскости". Некоторые аналитики увязывают столь резкое обострение ситуации с назначением послом РФ в Молдове Н.Рябова, занявшего достаточно взвешенную в отношении Приднестровья и его лидеров позицию. Н.Рябов во время визита в Тирасполь однозначно высказался за снятие мер экономической блокады с приднестровских агентов.

Напомним, таможенная блокада вот уже более двух лет действует стараниями коммунистического руководства Молдовы, и в первую очередь, её президента В. Воронина, предвыборным обещанием которого было "решить приднестровскую проблему". Впрочем, вторым предвыборным обещанием было "установить добрососедские отношения с Россией и защитить права русского населения Молдовы через принятие более мягкого языкового законодательства". Ни того, ни другого, ни третьего не последовало, а меры экономического характера не только не способствовали активизации переговорного процесса, но наоборот, отбросили ситуацию назад, в лето 1992 года. Таким образом оказались перечеркнуты результаты послевоенного раздела сфер влияния в регионе — сегодня Приднестровье и Молдова вернулись к ситуации, когда война закончилась лишь несколько дней назад, и никто не даст ни малейших гарантий, что уже завтра она не вспыхнет ещё более ожесточенно.

Согласно последним заявлениям главы МИД РМ А. Стратана миротворческий контингент российских войск мировому сообществу отныне следует рассматривать как "оккупационные силы, препятствующие урегулированию приднестровского конфликта". По мнению Посла России в Молдове Н. Рябова, администрация президента В. Воронина занимается предвыборным пиаром, и любые его заявления в период обострения избирательной кампании в Молдове Россия не склонна рассматривать иначе как заявление лидера компартии. То есть, Воронин для России вроде как уже и не президент вовсе.

 

Отвлекающий маневр

 

Однако в чем причины столь резкого обострения психополитического климата в Кишиневе? В первую очередь, хотелось бы обратить внимание на обстановку вокруг самой Молдовы. После молниеностной победы оранжевых в Румынии и надвигающейся победы тех же оранжевых в близлежащих к Молдове украинских областях больше всего Воронин боится оказаться в замкнутом оранжевом кольце. Безусловно, может случиться, что окажется он в этом кольце вместе с Приднестровьем. И как сила в общем-то чужеродная «оранжевому процессу», руководство Молдовы срочно озаботилось технологиями переключения массового сознания.

Администрация Воронина активизировала консультации со своими зарубежными партнерами, и более активно, чем ранее, начала раскрутку "нового врага", на которого можно будет переключить сознание местных и европейских элит. В качестве мишеней Ворониным выбрана Россия, и, разумеется, непокорное Приднестровье. В нынешних условиях, когда западные СМИ безудержно заряжают свой электорат страшилками в стиле "Путин — фашист, но могло быть и хуже…", Воронин пытается использовать старые принципы КГБ: чтобы управлять революционно-авангардными течениями, главное — вовремя их возглавить и повести за собой, в нужном направлении. Следует отметить, что лидеры молдавской национал-демократической оппозиции с большим энтузиазмом отнеслись к новым антироссийским инициативам МИД Молдовы. Вполне вероятно, что у тех и других с некоторых пор появились общие "консультанты"…

Поднатужиться в борьбе за статус "самых ненавидящих Россию" предстоит и президентской команде. Президентские аналитические структуры, в первую очередь, советник Воронина Марк Ткачук, а также находящиеся в плотной связке с ним спецслужбы, в основной своей массе представляющие собой дряхлые "национальные кадры" последних времен развитого соцреализма, по сценарию просто обязаны будут, опережая события, готовить новые идеологические конструкции под новую реальность, как гром среди ясного неба свалившуюся на головы молдавских элит. Стоит отметить, что задача эта очень свежа, поскольку все последние годы комфортные воронинские рейтинги в 75 и более процентов строились исключительно на застойно-брежневской ностальгической нише, которую так самонадеянно формировал под себя молдавский коммунистический диктатор.

Сегодня, когда ситуация в регионе меняется каждый час, воронинские аналитики с утра до ночи ломают головы — каким образом, не вызвав бурю негодования пожилого традиционного электората, можно будет развернуть впереди коммунистической колонны Воронина гордое оранжевое знамя. В качестве бонуса — возможность осуществления молниеностного броска именно не под триколором, а под оранжевым знаменем — в сторону Приднестровья, как последнего форпоста российских интересов в регионе. Таким образом, план Воронина в том, чтобы исполнить свою предвыборную программу хотя бы наполовину: отвоевать Приднестровье для себя, а приднестровские предприятия — для нужд хиреющей молдавской экономики. Переориентация молдавской элиты, безусловно, управляема извне. Управляема теми самыми силами, которые в последний момент склонили Воронина к отказу от подписания «меморандума Козака». Отнюдь не случайно Молдова, как и Грузия, отказалась поддержать Януковича.

Но планы планами, а политической русофобии явно недостаточно для революционного коктейля. Шеварнадзе она нисколько не помогла. Скорее всего, политическое насекомое из произведений Кафки, Владимир Воронин, будет наблюдать оранжевую революцию в Кишиневе издалека, поскольку прекрасно понимает: выторговать у европейцев он может собственную жизнь, возможно, часть семейного бизнеса. Но нести по главной улице Кишинева оранжевый флаг доверить могут другим: в первую очередь ХДНП — проверенным антироссийским, ультранационалистическим политикам, по несколько месяцев осаждавшим президентуру и молдавский Парламент. И не случайно Юрие Рошка уже открыто объявил оранжевый цвет новым цветом молдавской оппозиции. Вряд ли Рошка столь самостоятелен в выборе цветов.

Однако формула успеха оранжевых революций не столько в конфликте манифестантов с правительством, сколько в предварительной, гораздо менее шумной работе внутри ключевых министерств и ведомств. Оранжисты задолго до осуществления последнего и решительного штурма благополучно перекупают среднее звено. Особенно отчетливо это проявилось в конфликте внутри МИД Украины. Молдове предстоит пережить подобное. МИД Молдовы и Воронин действуют словно синхронно, хотя на самом деле налицо явная неподконтрольность процессов самому Воронину: не исключено, что нынешнему составу чиновников МИД гарантирована непотопляемость при смене элит. Украинский оранжевый сценарий в действии. Безусловно, и в Молдове данный механизм запущен давно, и аккурат к выборам команда Воронина будет полностью перекуплена. А "улица" уже несколько лет принадлежит оппозиции.

Будет ли Россия представлена в этом аукционе? Скорее "нет", чем "да", поскольку силы несоизмеримы уже на данном этапе. Пассивное участие России в дележе молдавского пирога означает, что администрацией российского президента было принято решение "поглубже" закрепиться на приднестровском участке, и обозначить тем самым линию фронта российских интересов буквально по Днестру, по линии обороны приднестровского ополчения времен 1992 года. Данный выбор многими оценен как наиболее естественный и эффективный. "Размытость" российских интересов в данном регионе уже не раз выходила боком самой России. Ясность, понятность и прозрачность сегодняшнего поведения России на приднестровском рубеже воодушевляют не только приднестровцев, но и националистов, евразийцев, государственников в самой России. Отныне наступила новая фаза российско-молдавских отношений, когда от мягких формулировок до жесточайшего, в том числе военного конфликта, стороны разделяют считанные шаги. И нестабильность внутри самой Молдовы лишь способствует мгновенному скатыванию воронинской администрации к самым авантюрным и абсурдным сценариям.

 

Приднестровский узел

 

В Приднестровье очень внимательно отнеслись к последним заявлениям МИД РМ, и, безусловно, любая определенность в отношениях России и Молдовы приднестровским элитам на руку. Так легче спрогнозировать будущее. К войне во сто крат легче готовиться, когда она воспринимается как неизбежность. И следует заметить, что само обострение отношений между Молдовой и Россией ограничивает возможности Кишинева по развязыванию конфликта. Попытки со стороны молдавских спецслужб представить внутри самой России ПМР как гнездо воровской малины и оружейной мафии с треском провалены, "пятая колонна" внутри республики нейтрализована и разоблачена, приднестровский электорат не поддерживает идею немедленной смены элит.

Сами же приднестровские власти, в условиях жесткой экономической блокады, находят в себе силы в том числе и на откровенно популистские шаги по выплатам компенсации пострадавшим при замораживании вкладов в результате первой волны реформ — десятки миллионов долларов на погашение "советских сберкнижек" — достаточно весомая мера взаимного доверия между властью и обществом. Нынешняя стабильная приднестровская бедность для любого постороннего наблюдателя выглядит гораздо терпимей бессарабской нищеты, и у сторонников теории "ухода под Молдову" нет ни единого аргумента, кроме факта своей личной невостребованности в деятельности приднестровского правительства. Приднестровье, как никогда ранее за последние 12 лет, готово к войне и готово в ней победить, окончательно решив вопрос приднестровской независимости и российского присутствия в регионе.

Кишинев вынужден с этим считаться, поэтому и пытается действовать чужими руками — с каждым месяцем все активнее вовлекая в конфликт европейские и североатлантические структуры. Проприднестровские настроения как на Украине, так и в России, между тем, растут. С наступлением очередной фазы политизации славянского населения, возрастает количество потенциальных участников любых добровольных политических и военных структур по защите ПМР. Это касается и самых антироссийских политических сил Украины. Поэтому блокада ПМР не нужна никому кроме Молдовы. Возможно, среди новых украинских политиков будет идти речь о перераспределении доходов, возможно, о новых теневых схемах. Но на Украине нет сил, заинтересованных в ликвидации ПМР. В крайнем случае, Украина будет рассматривать варианты поглощения. Но отнюдь не для того в течение последних нескольких лет приднестровцам было позволено быстро и без проволочек получать украинское гражданство, чтобы в одночасье бросить их всех под румынскую гильотину.

Именно в силу всех вышеприведенных обстоятельств следует подвести итог: чрезмерная агрессивная риторика кишиневских политиков выдает лишь досаду и разочарование от потерянного времени и утраченных возможностей. А в связи с резкой публичностью наскоков Молдовы на Россию, "под шумок" никаких молниеностных боевых операций провести не удастся. Воронин будет вынужден довариваться и искать компромиссы в собственном, кишиневском котле оранжевого бунта. Не исключено, что свою личную игру на "оранжевом поле" начнет кто-либо из близких к нему людей, к примеру, Марк Ткачук. Логика здесь проста: площадные трибуны, коим является Рошка, заметно уступают уже действующим политическим ферзям. И хозяева "оранжистов" предпочитают делать ставку не только на популярность, но и на административный вес. Тем более, что, по мнению многих экспертов, "в лоб" команду Воронина оранжевым протаранить не удастся. Поэтому команду обязательно будут колоть, и использовать в финальной схватке одно из структурных звеньев — МИД, Ткачука, либо кого-нибудь ещё… Окончательное решение по фигуре вождя, спонсорами кишиневской "оранжевой революции" будет принято в самом ближайшем будущем.

Что же касается новой волны угроз… Кишинев не готов к войне. Разорванное политическое поле, тотальная экономическая нестабильность в связи с предстоящей перетряской бизнес-элит, "разогрев" со стороны Румынии и Украины делают Молдову обреченной на быстрое поражение в конфликте любой интенсивности. Приднестровье же в свою очередь будет и дальше выстраивать максимально жесткую линию в борьбе за признание собственного суверенитета и вливание приднестровской экономики в новые украинские и российские схемы.

Всё, что останется нагулявшей политические аппетиты Молдове, — это предвкушение очередного урожая помидоров, брынзы и булочек с кофе от спонсоров "оранжевой революции".

 

www.apn.ru

17.01.2005

 

 

Россию выдавливают из Приднестровья

После Грузии и Украины Вашингтон готовит новую "революцию", теперь - в Молдавии

(Алексей Матвеев)

 

На постсоветском пространстве грядет новый геополитический передел. Неоднозначная обстановка складывается сейчас в Молдавии, где в так называемой Приднестровской Молдавской республике (непризнанном де-юре, но существующем де-факто государстве), присутствуют российские воинские части. Их вывода вот уже много лет требуют США и другие страны НАТО, хотя всем понятно, что наличие там ограниченной группы войск РФ является важным фактором отстаивания Москвой своих интересов в регионе. Каков может быть сценарий развития событий там? Какие конкретно противоречия имеются между Кишиневом и Тирасполем и как необходимо их решать?

 

Грядет "желтая революция"?

 

В Молдавии весьма вероятна так называемая "желтая революция" по образу и подобию тех, что прошли в Грузии и на Украине. 6 марта состоятся выборы в парламент республики. Они должны стать судьбоносными, поскольку депутаты выберут президента страны, который будет править ею четыре года. Обращает на себя внимание тот факт, что в погоне за голосами избирателей как у левых, так и правых партий присутствует антироссийская риторика. Если в 2001 г. пришедший к власти коммунист Владимир Воронин планировал вступить в Союз России и Белоруссии, делал уступки Тирасполю, то сейчас в лозунгах левых - критика Москвы, жесткие претензии к Приднестровью и приверженность выполнению Стамбульских соглашений по выводу из ПМР российских войск, а также нацеленность на евроатлантическую интеграцию.

Между тем оппозиция (в лице христианско-демократической партии Молдавии), уже надевшая желтые шарфы, нацелена еще на более радикальные и решительные действия. В глазах Запада Воронин такой же антидемократ, как Лукашенко в Белоруссии или Ниязов в Туркмении. Видимо, поэтому сейчас Воронин и заискивает перед Западом в надежде, что его антироссийская риторика будет в предвыборной борьбе с пониманием встречена и поддержана. Тем более что процесс охлаждения своих отношений с Кремлем Воронин начал не сейчас, а гораздо раньше.

Так или иначе, в Кишиневе сейчас нет крупных промосковских политических сил, и вполне возможно ожидать, что к власти придет все тот же коммунист Воронин (это плохо) или лидер ХДП Юрий Рошко (что еще хуже).

 

Суть молдавско-приднестровских противоречий

 

В конце 2004 г. РИА "Новости" опубликовало список десяти самых значимых событий уходящего года в странах СНГ и Прибалтики. Одним из них аналитики агентства назвали введение Молдавией экономических санкций против Приднестровской Молдавской республики (ПМР) и выход Кишинева из переговорного процесса по урегулированию приднестровского конфликта. Поводом к подобным действиям стало, как известно, закрытие Тирасполем в Приднестровье школ с преподаванием молдавского языка на основе латинской графики. Все это, конечно, еще более усугубило отношения между Молдавией и ее непризнанной республикой. Однако, по большому счету, то были закономерные шаги, которых следовало бы ожидать после срыва в конце 2003 г. подписания Меморандума "Об основных принципах государственного устройства объединенного государства", составителем и инициатором подписания которого, как известно, была Россия. Согласно этому документу, Молдавия должна была стать федерацией, при этом двум ее субъектам - Приднестровью и Гагаузии - предоставлялись особые права. В Меморандуме было четко прописано, какие решения Кишинев может принимать самостоятельно (управление госсобственностью, валютное регулирование, внешняя политика и т.д.), а какие - только с согласия Тирасполя (таможенное регулирование, недра, федеральный бюджет, энергосистема, избирательное право, правоохранительная система). Вначале и лидер Приднестровья Игорь Смирнов, и президент Молдавии Владимир Воронин говорили о конструктивности представленного Россией предложения, но когда дело дошло до подписания Меморандума, Кишинев передумал.

Вот и 28 декабря 2004-го, больше чем через год после провальных переговоров о статусе ПМР, Воронин, демонстрируя отношение к российским инициативам, заявил, что "Москва видит решение приднестровской проблемы только в плане федерализации между нами и Приднестровьем". Мол, российское предложение "предусматривало договорную федерацию". "А о договорной федерации я нигде и никогда не говорил", - подытожил он. По словам Воронина, Молдавию устраивает в решении приднестровской проблемы модель Гагаузии, входящей в республику на правах автономно-территориального образования. Лидер ПМР Игорь Смирнов, в свою очередь, обвинил Кишинев в стремлении принизить роль России в приднестровском урегулировании. "Сегодня мы наблюдаем целенаправленные попытки кишиневского режима по дискредитации роли России как миротворца и гаранта стабильности и безопасности на Днестре", - сказал он 28 декабря в Тирасполе, подводя итоги 2004 г.

 

Политика - концентрированное выражение экономики

 

Приднестровье по отношению к экономическому потенциалу Молдавии составляет по территории 12%, по численности населения - 17%, а по объему валовой продукции промышленности - 35%. На территории ПМР действуют такие предприятия-монополисты, как Тираспольский завод литейных машин (дававший почти весь объем производства их в СССР), Молдавский завод авторефрижераторов (63%), завод Молдавкабель (63%), заводы "Электромаш", "Электроаппарат" и другие. Вполне понятно, что правобережная аграрная Молдавия рассматривает все это как свое. Но, как говорится, видит око, да зуб неймет. Почти 90% продукции ПМР идет в Россию и другие страны СНГ. На территории Приднестровья действуют около 100 совместных, почти независимых от экономики Молдовы предприятий. Есть свои экономические и геополитические интересы в Приднестровье и у Украины, в состав которой до Великой Отечественной войны входила почти вся нынешняя левобережная Молдавия (т.е. собственно нынешняя непризнанная ПМР). Украине хотелось бы укрепить там свое влияние, и она делала определенные шаги. Скажем, поддерживала и пока поддерживает экономическое сотрудничество приднестровских предприятий и предпринимателей как с Россией, так и с собственными регионами. Из ПМР грузы пока идут прямым ходом через границу на территорию Украины без таможенного контроля Кишинева. Хотя смена власти в Киеве может совершенно по-другому поставить данный вопрос, и по требованию Кишинева режим Ющенко может организовать блокаду Приднестровья.

 

Геополитические интересы России

 

В 1999 г. на саммите ОБСЕ в Стамбуле Москва взяла на себя обязательство по выводу войск и вооружения из Приднестровья и намеревалась реализовать его еще в 2001 г. Многие наблюдатели считают, что это была политическая ошибка России. И в связи с расширением НАТО на Восток приднестровский регион и существующая там небольшая группировка войск численностью около 1500 военнослужащих выполняют сейчас не только миротворческую, но и важную сдерживающую, стратегическую задачу. Реализация этой задачи напрямую зависит от позиции Тирасполя. И он ее, конечно, демонстрирует, перманентно заявляя о том, что он против того, чтобы российские войска покидали ПМР. До сих пор в селе Колбасно находится значительная часть боеприпасов бывшей 14 советской армии. По оценкам врио начальника службы ракетно-артиллерийского вооружения ОГРВ подполковника Игоря Якимова, там хранится около 20 тыс. т. И чтобы их вывезти полностью, потребуется не менее года и 30 железнодорожных составов.

Но снаряды, видимо, еще долго будут находиться в ПМР. И такая позиция Тирасполя вполне объяснима. Ведь не исключено, что Молдавия может прибегнуть к силовому решению приднестровской проблемы или попытаться привлечь международные контингенты по косовскому сценарию. И предпосылки к этому есть.

Кишинев все более ориентируется на ОБСЕ и НАТО. В начале декабря участники 12-го заседания Совета министров ОБСЕ в Софии, на котором живо обсуждалась приднестровская проблема, а также планировалось принятие Декларации по Молдавии, достичь консенсуса так и не смогли. Причиной этого, по мнению молдавского МИДа, стало отсутствие гибкости со стороны России. Более того, министр иностранных дел Молдавии Андрей Стратан назвал присутствие российских военных в Молдавии "военной оккупацией". Другие участники заседания, в частности, действующий председатель ОБСЕ Болгария, Голландия от ЕС и Греция от НАТО настаивали на том, что вывод российских войск из ПМР необходим, и, мол, это и является одним из важных условий ратификации адаптированного Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ).

Как известно, Москва с такой позицией полностью не согласна. И министр иностранных дел России Сергей Лавров в связи с этим в очередной раз назвал неправомерной увязку так называемых стамбульских обязательств с ратификацией соглашения об адаптации ДОВСЕ. Он также заявил, что достигнутые в ноябре 1999 г. российско-грузинская и российско-молдавская договоренности носят двусторонний характер и не порождают никаких обязательств России в отношении третьих стран.

На сегодняшний день ДОВСЕ ратифицировали только 4 страны СНГ (две из которых - союзники России по Организации Договора о коллективной безопасности) - сама РФ, Белоруссия, Казахстан и Украина. Между тем этот документ вступит в силу только после того, как его одобрят все 30 государств-участников Договора. Хотя европейские страны его ратифицировать не торопятся, даже более того. Не ясна их позиция по привлечению к ДОВСЕ постсоветских прибалтийских стран и Словении, которые являются членами НАТО, а значит, потенциально угрожают России. Если эти страны не подпишут ДОВСЕ, то НАТО сможет на их территории концентрировать любое неограниченное количество войск и вооружения.

Таким образом, вопрос о выводе российских войск из Приднестровья является не только межгосударственным и политическим, связанным с ДОВСЕ, а еще и геополитическим. Несложно догадаться, что США и НАТО выгоден вывод российских войск из ПМР. Об этом они не раз делали официальные заявления. Однако Москва, видимо, хорошо понимает важность контроля ситуации в этом регионе.

 

Возможны ли силовые сценарии?

 

На территории ПМР (она представляет участок местности по правому и левому берегу Днестра длиной около 230 км и шириною от 15 до 25 км) в составе Совместных миротворческих сил находятся российские подразделения ОГРВ (два отдельных мотострелковых батальона, подразделения обеспечения, артсклад и вертолетный отряд), два молдавских мотопехотных батальона и одна мотопехотная рота, а также три приднестровских миротворческих батальона. Еще один батальон сил обороны ПМР находится вне зоны безопасности. На многих постах и КПП в зоне безопасности службу миротворцы несут совместно. По оценкам командующего ОГРВ в Приднестровье генерал-майора Бориса Сергеева, этих сил вполне достаточно, чтобы полностью обеспечивать порядок и безопасность в зоне конфликта.

Для того чтобы успешно реализовать силовой сценарий на территории ПМР и попытаться утвердить там власть, Молдавии необходим ряд условий: во-первых, сосредоточить и подготовить на границе с ПМР значительные силы, во-вторых, иметь поддержку со стороны НАТО и других европейских стран, в-третьих, исключить военное присутствие в регионе российских войск. Ни одно из этих условий сейчас невыполнимо. Укрепление молдавской армии в силу экономических причин не состоялось. Большинство боевой техники находится в нерабочем состоянии, авиация распродана. НАТО, ОБСЕ и другие институты, как известно, против силовых сценариев решения проблем на территории СНГ. Физический вывод ОГРВ сейчас и в обозримом будущем невозможен - 70% личного состава группировки в Приднестровье - местные жители.

 

* * *

 

Таким образом, в силу ряда причин Москва способна еще довольно долгое время реализовывать свои интересы в приднестровском регионе. При этом улучшения отношений с официальным Кишиневом не предвидится, а присутствие в ПМР российских войск по-прежнему будет критиковаться со стороны США, НАТО и других европейских структур. Ситуацию вокруг ПМР может осложнить позиция Киева, поскольку пришедший к власти Виктор Ющенко будет отстаивать в своей внешней политике проамериканские и антироссийские интересы.

 

МиК 26.01.05

 

 

Приднестровье: блицкрига не будет

(Владимир Букарский)

 

От информационной войны к информационной блокаде

 

Республика Молдова, продолжая свою политику блокады Приднестровья, решила перейти все границы. Вслед за экономической, политической, телефонной, транспортной и дипломатической войной настала очередь информационной блокады. На молдавском полицейском КПП была задержана и не пропущена почтовая машина, развозившая свежие номера приднестровских газет.

По словам министра информации ПМР Владимира Беляева, данная мера является нарушением основополагающего права человека на получение информации. Причём нарушаются права, в самую первую очередь, граждан самой Молдовы. Дело в том, что ещё весной 2001 года между президентами Молдовы и Приднестровья было подписано соглашение о беспрепятственной деятельности печатных и электронных средств массовой информации на обоих берегах Днестра. Приднестровские газеты включены в официальный каталог подписных изданий Молдовы. Подписчики, не получившие свежие номера газет, уже перечислили деньги за подписку. Они вправе обратиться в суд — только ответчиком будет выступать молдавская сторона.

Самое смешное — это то, что здесь даже нет аналогии с коммунистическим железным занавесом. Он реально существует — именно коммунистический железный занавес. Правящая в Молдове Компартия во главе с Владимиром Ворониным проводит такую же политику подавления свободы слова, какую проводили её предшественники в бывших и нынешних коммунистических странах. И совсем не важно, что геополитический вектор коммунистической Молдовы направлен к берегам Атлантики. В Молдове сегодня преследуется любая оппозиционная прессаоб этом на пресс-конференции в министерстве информации ПМР рассказал корреспондент кишинёвской оппозиционной газеты «Тимпул».

Ответных мер по запрещению молдавских СМИ в Приднестровье, по словам министра Владимира Беляева, правительство предпринимать не будет.

 

«Если бы мы пошли на такой шаг — нас бы доставили в Гаагский трибунал за ущемление свободы слова на территории Приднестровья».

 

Сегодня в Тирасполе любой читатель может купить в киоске молдавскую газету (даже откровенно антиприднестровскую), в Кишинёве приднестровская пресса — под запретом.

Многие это объясняют предстоящими выборами в Парламент Молдовы, на которых воронинской Компартии предстоит изрядно поплатиться за невыполнение предыдущих предвыборных обязательств, напрочь испорченные отношения с Россией, дикую инфляцию, астрономический рост цен, холодные квартиры, отсутствие горячей воды, неработающие предприятия, разорённые и заброшенные сёла, колоссальные внешние долги (в том числе России за газ). Но с властью расставаться не хочется. А свободная приднестровская пресса, не преследуемая цензурой (в частности, оппозиционная «режиму» Смирнова «Новая газета») свободна в своей критике молдавских властей. Вот и создаётся перед выборами стерильное информационное пространство.

 

От зоны безопасности к зоне диверсии

 

По мнению других наблюдателей, всё дело в получении санкции Запада на информационную войну против Приднестровья в преддверии готовящейся агрессии. Демонизация Приднестровья и его руководства, распространение слухов о наличии у республики радиоактивной бомбы и чуть ли не бункера Бен-Ладена под Тирасполем до боли напоминают аналогичные кампании, не раз предпринимавшиеся США в преддверии агрессии против Ливии, Панамы, Сербии или Ирака. Из той же оперы последнее заявление правительства Молдовы о приднестровских «военных приготовлениях» и «концентрации войск на границе с Молдовой». Вспомним, что формальным предлогом для начала антисаддамовской кампании были байки о наличии у Ирака ядерной бомбы.

В опубликованной недавно военно-бюджетной статистике Молдовы цифры говорят сами за себя: в этой самой нищей стране Европы феноменально увеличены расходы на содержание силовых структур. Если в 2002 году расходы на национальную армию составляли 87 млн. леев, то в 2004 — уже 162 млн. леев. Резкий рост расходов наблюдается и во всех других силовых ведомствах: на министерство внутренних дел РМ в 2002 году было выделено 105 млн. леев, а на 2005 год запланировано уже 258 млн. На Службу информации и безопасности (молдавский КГБ) в 2002 году было выделено 27 млн., сейчас — 43,4 млн. И это при мизерных пенсиях, неотапливаемых квартирах, перебоях с газом и росте цен на продукты первой необходимости!

Летом 2004 года — впервые за многие годы — в Молдове были проведены крупномасштабные учения, на которых присутствовал сам президент Воронин. Активно идет подготовка спецподразделений молдавской армии. Постоянную подготовку проходят именно те подразделения, которые предназначены для ведения боевых действий, в том числе в условиях города. Ведутся учения на железнодорожном транспорте, чтобы использовать возможность проводить акции на товарных и пассажирских поездах. Отрабатывается захват вокзалов, станционных строений, проникновение к объектам силовых структур Приднестровья.

Сегодня для такой акции созданы, пожалуй, все необходимые условия. Сёла, контролируемые Молдовой в Зоне безопасности (Варница, Кошница, Кочиеры, Дороцкое), по данным ряда источников, наводнены оружием. Среди жителей этих сёл распространяются слухи о «зверствах приднестровских милиционеров». В лагерях, созданных в Молдове для «приёма беженцев из Чечни», тренируются чеченские и арабские боевики.

Зона безопасности уже фактически закрыта для «посторонних» — тех наблюдателей России и Украины, которые могли бы на месте разобраться в ситуации, в нужный момент в очередной раз остановит молдавская полиция. Приднестровье уже априори объявлено «агрессором» — поэтому вина за любое возможное столкновение на Днестре заранее возложена на приднестровцев. Полиция Молдовы уже прошла нужную подготовку, чтобы тут же «встать на защиту мирных молдавских сел» и призвать на усмирение «агрессора» военную помощь западных друзей Кишинева. Достаточно одной искорки. Мировой опыт изобилует примерами того, как можно сделать этот первый шаг.

 

«Я хочу напомнить, как началась Вторая Мировая война, — говорит директор центра социально-политических исследований «Перспектива», кандидат исторических наук Илья Галинский. — В 1939 году гитлеровский режим одел немецких солдат в польскую военную форму, и эти солдаты напали на немецкую радиостанцию на границе с Польшей. После этого высшее руководство гитлеровской армии обвинило Польшу в том, что они первыми совершили нападение. Судя по приготовлениям Кишинева в зоне безопасности, нельзя исключить того, что нынешнее руководство Молдовы планирует подобную военную провокацию на Днестре — с тем, чтобы обвинить затем в этом Приднестровье».

 

Пример, представленный Галинским, можно дополнить примером из давней практики организации погромов и развязывания этнических конфликтов: распускается слух о «найденном теле христианского младенца, убитого в ритуальных целях по иудейскому обряду», «детях с отрезанными ушами», «изнасилованных 10-летних девочках» — а дальнейшее управление пьяной толпой — уже дело техники. А дальше — первая кровь — и пошло-поехало…

 

Приднестровье примирило «Родину» и ЛДПР

 

С большим опозданием в Москве начинают понимать, что закрыть глаза на новый конфликт на Днестре у России не получится. И известные заявления из Вашингтона о том, что «в этом году так называемая приднестровская проблема должна быть решена», и упоминание в программе наиболее прозападного за все последние годы правительства Украины во главе с Тимошенко об «активном участии Украины в ликвидации конфликтов в Приднестровье и на Кавказе» показывают, что России не избежать принятия принципиального решения. Ситуация действительно начинает сдвигаться с мёртвой точки.

Вслед за резким заявлением российского МИДа, осуждающего последние действия руководства Молдовы, и заявлением Владимира Путина о решении пересмотреть политику России в постсоветском пространстве, на этой неделе в Приднестровье с визитом прибыла делегация Госдумы России в составе представителей всех без исключения фракций во главе с Виктором Алкснисом (фракция «Родина»). В делегацию также вошли Александр Шибалкин («Единая Россия»), Николай Курьянович (ЛДПР), Николай Бенедиктов (КПРФ) и независимый депутат Святослав Насташевский. Визит делегации был согласован со спикером Госдумы Борисом Грызловым. По словам руководителя делегации Виктора Алксниса,

 

«четыре года назад Воронин «охмурил» Кремль и лично президента Путина своей пророссийской предвыборной программой. Воронина принимали каждый месяц, во всех кабинетах Москвы ему была обеспечена «зеленая улица», и казалось, что в этой ситуации нужно использовать исторический шанс, чтобы решить проблему урегулирования. Вместо этого был признан другой путь — путь диктата, давления и шантажа, и вот он, к сожалению, реализовывается. Сейчас я убежден, что и в России осознали эту ошибку».

 

Россия, полагает Алкснис, обязана занять по отношению к негативным процессам в регионе более решительную позицию. В частности, необходимо потребовать от Кишинева выполнения ранее подписанных соглашений — например, Меморандума 1997 года, гарантирующего Приднестровью свободу внешнеэкономической деятельности. Этой проблемой должен заняться МИД РФ.

 

«И, наконец, необходимо ставить вопрос о признании Приднестровья субъектом международного права

 

именно такой статус позволит в полной мере защитить права наших соотечественников в регионе». Коллега Алксниса, представитель ЛДПР Николай Курьянович заявил, что

 

«России следует задействовать механизм экономических санкций по отношению к Республике Молдова».

 

Кроме этого, по мнению Курьяновича, Россия должна расширить свое участие в миротворческой операции «до того уровня, каким он должен быть» (то есть существенно увеличить свой миротворческий контингент).

Не был обойдён вниманием и вопрос приобретения жителями Приднестровья российского гражданства и выдачи российских загранпаспортов. Сегодня в Приднестровье проживают более 80 тысяч российских граждан, которые вследствие блокады со стороны Молдовы практически лишились консульского обслуживания и стали невыездными. В то же время ещё десятками тысяч измеряется число желающих принять российское гражданство. Из-за огромной очереди люди вынуждены по 3, а то и больше лет ждать соответствующих документов.

 

«Мы считали в Москве, что в этом вопросе ситуация более благополучна, чем оказалось на самом деле, — сказал Виктор Алкснис. — Наш МИД вводил в заблуждение Думу, уверяя нас, что после поправок в закон о гражданстве эта процедура для наших соотечественников значительно упрощена, вопрос закрыт. Однако выяснилось, что это не так — на пути желающих получить гражданство приднестровцев по-прежнему немало препятствий. Мы намерены принять все меры, чтобы их снять».

 

Алкснис пообещал, что вопрос о получении российского гражданства жителями региона будет поставлен перед Госдумой. По мнению парламентария, на Приднестровье необходимо распространить тот опыт присвоения гражданства РФ, который был опробован в Абхазии, где подавляющее большинство населения получило нужные документы в кратчайший срок.

В заключение визита депутаты от всех четырёх фракций заявили о намерении создать в российской Думе межфракционное объединение под условным названием «За мир в Приднестровье». Создание такого лобби будет иметь беспрецедентный характер — это послужит консолидации всех патриотических сил в нижней палате российского парламента, вне зависимости от фракционной принадлежности. В то же время, это позволит сотрудничать депутатам от «Единой России», ЛДПР, «Родины» и КПРФ во всех других вопросах — в частности, в вопросах Юго-Восточной Украины, Абхазии, Южной Осетии и Прибалтики.

В любом случае, заметная, пусть и с опозданием, активизация России в приднестровском регионе, равно как и рост патриотических настроений в Приднестровье, позволяют рассчитывать на то, что блицкрига, на который так уповают в Кишинёве и к западу от реки Прут, не получится.

 

www.apn.ru

10.02.2005


Реклама:
-