К. Гордеев

 

ПРАВДА О «СОЦИАЛЬНОЙ КАРТЕ МОСКВИЧА»

(информация к размышлению перед тем, как соглашаться с навязчивым московским сервисом или от него отказываться)

 

Чем ближе 1 января 2005 г., тем все назойливее чиновники московских муниципальных ведомств давят на пенсионеров и льготников, выдвигая "ненавязчивое" предложение "срочно получить" "Социальную карту москвича" (СКМ) - "А то ни льгот, ни пенсий не получите..."

Разберемся, где тут правда, а где ложь.

 

1. СКМ и льготный пакет Москвы.

Как известно, с начала нового, 2005 г. вступил с силу пресловутый Федеральный закон о монетизации льгот («О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», № 122-ФЗ, 22.08.2004 г.).

Согласно данной правовой реформации, льготы, ранее предоставлявшиеся государством социально-незащищенным слоям граждан, превратились в «меры социальной поддержки» и обрели конкретное денежное выражение. Так не слишком привилегированные инвалиды войны по новому закону вместо всего комплекса государственной заботы станут получать его ежемесячную «компенсацию» из Федерального бюджета в размере 1550 руб., участники Великой Отечественной войны – 1050 руб., ветераны боевых действий и кавалеры знака «Жители блокадного Ленинграда» - 650 руб., инвалиды 1-й группы – 950 руб., 2-й – 550 руб., 3-й – 350 руб., дети-инвалиды – 550 руб. Кроме того, все льготники, включая и пенсионеров, получат «соцпакет» стоимостью 450 руб. на проезд в пригородном транспорте, лекарственное обеспечение и санаторно-курортное лечение.

Правительство Москвы отнеслось к такой «заботе» о гражданах государства как к нарушению социальной справедливости и предложило за счет бюджета города в значительной степени сохранить прежнюю льготную систему, дифференцировано – в зависимости от заслуг перед Отечеством и степенью социальной незащищенности – предоставив ветеранам и инвалидам пакет, включающий право на бесплатный проезд в Москве на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси и маршрутного такси); до 50%-ную оплату стоимости проезда железнодорожном пригородном транспорте; до 50%-ную скидку по абонентской плате за квартирный телефон; бесплатное или за индексированную плату изготовление и ремонт зубных протезов (кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики), а также обеспечение другими протезно-ортопедическими изделиями по медицинским показаниям; 50%-ную скидку при оплате лекарств, приобретаемых по рецепту врача; обеспечение при наличии медицинских показаний бесплатным или за индексированную плату санаторно-курортным лечением через органы социальной защиты населения в порядке; преимущественное право при вступлении в садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан; преимущественное право при приеме в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, центры социального обслуживания, внеочередной прием на обслуживание в отделения социального обслуживания на дому (Постановление Правительства Москвы «О проекте закона города Москвы «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы», № 630-ПП, 14.09.2004 г.).

Кроме того, данное постановление предполагает, что все категории льготников, ветераны труда и приравненные к ним лица смогут получить еще и ежемесячную денежную выплату в размере 200 рублей, труженики тыла – 300 рублей, а реабилитированные лица и признанные пострадавшими от политических репрессий – 350 рублей.

Однако необходимо отметить, что для наибольшей социальной группы людей нуждающейся в поддержке – пенсионеров, т.е. тех, кого в наибольшей степени и шантажируют СКМ в муниципальных отделах социального обеспечения, – по проекту Московского закона ограничат только «(а) правом на бесплатный проезд в Москве на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси и маршрутного такси) и (б) бесплатным изготовлением и ремонтом зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и металлокерамики) по медицинским показаниям» (ст. 7, п. 1).

Дополнительно Постановление называет величину учитываемого денежного эквивалента перечислявшимся выше «мерам социальной поддержки»:

1) бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси и маршрутного такси) - 100 рублей;

2) бесплатный отпуск лекарств по рецептам врачей - 300 рублей;

3) 50-процентная скидка со стоимости лекарств, приобретаемых по рецептам врачей - 150 рублей;

4) льготный проезд железнодорожным транспортом пригородного сообщения - 50 рублей (ст. 11 п. 3).

Таким образом, если посчитать денежное выражение московской «социальной поддержки», она вполне окажется сопоставимой с федеральной (соотв. 450 руб. и 450 руб.). И материальная оправданность получения СКМ оказывается только для весьма и весьма небольшого круга лиц.

Ценой же предоставления компенсаций от Правительства Москвы является получение СКМ и на основании этого включение в общегородской Регистр получателей мер социальной поддержки и Реестр граждан, получивших социальные карты (ст. 13 п.п. 1,2).

 

2. Оборотная сторона СКМ

Первое и главное свойство «Социальной карты москвича» состоит в том, что она является средством тотального контроля за человеком (здесь и далее обобщены материалы (I) Распоряжения Правительства Москвы «О проведении эксперимента по внедрению в эксплуатацию «Социальной карты москвича», № 715-РП от 07.08.2001 г.; (II) Распоряжения Правительства Москвы «Об организации работ по созданию Единого реестра социальных льготников Москвы и «Социальной карты москвича», № 585-РП от 29.12.2001 г. и (III) Постановления Правительства Москвы «О внедрении социальной карты для жителей города Москвы», № 602-ПП от 06.08.2002 г.).

«Система персонального учета предоставления социальных льгот жителям города (Москвы)… строится на:

- присвоении каждому жителю города, являющемуся получателем социальных льгот, персонального учетного социального номера;

- ведении электронного паспорта социального льготника Москвы;

- автоматизированном учете предоставления льгот жителям Москвы.

Инструментом для получения гражданами социальной льготы и основой для автоматизации учета является персональная электронная учетная карта – «Социальная карта москвича» (II).

«Социальная карта» - представляет собой пластиковую карту с магнитной полосой и со встроенным бесконтактным модулем стандарта MIFARE-1 (чип). «Социальная карта» является идентификационной и предназначена для обслуживания льготных категорий граждан на предприятиях потребительского рынка и услуг, в лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ), для обеспечения льготного проезда в Метрополитене и на МЖД. «Социальная карта» фиксирует право льготника на приобретение (получение) товаров и услуг по льготным ценам (со скидкой), а также право пользоваться установленными для данных категорий лиц льготами на транспорте…

"Социальная карта" является картой, совмещающей в себе функции обслуживания льготных категорий граждан по программе "Социальная карта" с функциями банковской карты. "Социальная карта" как банковская карта, позволяет держателю осуществлять оплату товаров и услуг и получение наличных денег в банкоматах и пунктах выдачи наличных денежных средств. Для осуществления расчетов по операциям с использованием "Социальной карты" на имя держателя карты Банком открывается специальный карточный счет, на который могут переводиться денежные средства, в том числе предусмотренные программой обслуживания льготных категорий граждан.» (I).

«СКМ является персональным электронным ключом жителя Москвы, имеющего право на льготы. СКМ не отменяет действующие, установленные законодательством документы, подтверждающие право на получение льгот. Она выдается на основании этих документов и данных корпоративных систем и является учетным элементом системы предоставления льгот…

СКМ привязана к конкретному гражданину через ПУНЛ (персональный учетный социальный номер льготника), имеет необходимый набор информации в электронном виде (персональные данные, перечень льгот и т.д.), а также визуальные признаки принадлежности к конкретному гражданину, данные об эмиссии и сроке действия…

ЭПЛ (электронный паспорт льготника) ведется в автоматическом режиме на основании информации корпоративных систем или анкетных данных, привязан к конкретному ПУНЛ. В ЭПЛ заносится информация о фактическом предоставлении льгот, о сроках действия льгот как в общем виде, так и с разбивкой по корпоративным системам, предоставляющим льготы, с указанием стоимостных параметров льгот.» (II).

«Память социальной карты на бесконтактном модуле (модуле с дуальным интерфейсом, чипе) разделена не менее чем 16 зон…:

Указатель приложений социальной карты

Проезд в метрополитене

Проезд по железной дороге (пригородное сообщение)

Проезд в наземном транспорте

Социальные идентификационные номера документов держателя карты

Витальная информация (биометрия)

Социальный дисконт (данные для учета скидок)

Зона приложения частной корпоративной системы

Перечень категорий социальных льгот и сроков их действия (3 зоны)

Перечень категорий медицинских льгот и сроков их действия

Фамилия, имя, отчество держателя карты, его пол и дата рождения (2 зоны)

Идентификационные данные карты и ее держателя» (III)

Информация, содержащаяся в СКМ (включая и банковское ее применение) динамически связана с интегрированными информационными ресурсами следующих организаций: «Департамента экономической политики и развития г. Москвы, Комитета социальной защиты населения Москвы, Департамента потребительского рынка и услуг, Комитета здравоохранения Москвы, Московского городского фонда обязательного медицинского страхования, ГУП «Московский метрополитен», Московского комитета образования, Управления ЗАГС г. Москвы, Управления транспорта и связи Правительства Москвы, Департамента финансов г. Москвы, Акционерного коммерческого «МОСКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО БАНКА - БАНКА МОСКВЫ», ФГУП «Московская железная дорога», а также Отделения Пенсионного фонда РФ по г. Москве, ГУВД г. Москвы, Единых информационно-расчетных центров (ЕИРЦ), Управления МНС по г. Москве…

Данные о предоставленных льготах (транзакциях по социальным картам) накапливаются в организациях-акцептантах социальных карт» (III).

«В результате осуществляемого перечисленными организациями непрерывного контроля за действиями держателя СКМ последнему «может быть отказано в предоставлении скидок при приобретении товаров (услуг) в случае истечения срока действия «Социальной карты», занесения «Социальной карты» в стоп-лист, превышения квоты (лимита) покупок, отсутствия документов у доверенного лица на право пользования «Социальной картой»... В случае неправомерного использования «Социальной карты» к держателю карты могут быть применены меры, установленные законодательством» (I)

 

3. СКМ – имя, номер, начертание

«Персональный учетный социальный номер льготника (ПУНЛ)… присваивается каждому жителю Москвы и несет в себе следующую информацию: принадлежность конкретному человеку, дату его рождения и пол» (II).

«Структура номера социальной карты формируется в соответствии с ИСО/МЭК 7812-1:

964390 77ДДMMГГNNNNL

где 964390 – код эмитента (цифра 9 указывает, что номер формируется в соответствии с требованиями национальной организации по стандартизации, а код 643 указывает, что страна, где эмитирована карточка – Россия, а 90 - идентификационный код области приложения (90 - "Социальная карта");

77 - код региона, присвоившего социальный номер (77 - Москва);

ДД - день рождения гражданина и данные о его поле (ко дню рождения прибавляется 50 для обозначения лица мужского пола), в случае невозможности определить день рождения используется код 00;

MM - месяц рождения гражданина и данные о веке (к месяцу рождения прибавляется 20 для обозначения лиц, родившихся в 19 веке и 40 - в 21 веке), в случае невозможности определить месяц рождения используется код 00;

ГГ - две цифры года рождения гражданина;

NNNN - регистрационный номер гражданина в пределах даты рождения, присвоенный при эмиссии карт

L –контрольное число (код Luhn), формируемое из всех предыдущих цифр номера, согласно стандарту ISO/IEC 7812.

Серия карты несет в себе информацию о регионе выпустившем карту, номере эмиссии (перевыпуске) и сроке действия карты. Серия карты имеет следующую структуру (пробелы показаны для лучшего визуального восприятия кода):

ГГ MM BB 77

где 77 - код региона, выпустившего карту (77 - Москва);

BB - порядковый номер карты, выпущенной для данного гражданина (00 - первичная эмиссия, 01-99 -перевыпуск карты);

ГГ MM - месяц и год окончания действия карты (включительно)» (I), (III).

«Социальный номер 77ДДMMГГNNNN и, соответственно, номер карты 96439077ДДMMГГNNNNL формируются при первом обращении льготника (потенциального льготника) в ППВ (пункт получения анкет-заявок и выдачи социальных карт) присваиваются однократно и изменяются в течение жизни гражданина только при изменении его пола или даты рождения…

Последовательность цифр 96439077ДДMMГГNNNNLГГMMBB77 представляет собой уникальный идентификационный код карты и используется для ее идентификации в системе социальных карт.

Уникальный идентификационный код карты

Наносится на поверхность карты в форме, пригодной для визуального чтения…

Наносится на поверхность карты в форме штрихового кода в символике Code 128 в следующем формате – между номером и серией карты один пробел

Помещается в память социальной карты в область идентификационных данных в формате BCD (F является шестнадцатеричной цифрой): 96439077ДДMMГГNNNNLFГГMMBB77

Используется в стоп-листах в форматах, определенных … для конкретных типов акцептантов и корпоративных систем» (III)

4. Федеративные компенсации не связаны с СКМ

«СКМ не отменяет действующие, установленные законодательством документы, подтверждающие право на получение льгот. Она выдается на основании этих документов и данных корпоративных систем и является учетным элементом системы предоставления льгот» (II).

Данное положение вполне отражено в Постановлении Правительства Москвы «О проекте закона города Москвы «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы», № 630-ПП, 14.09.2004 г.:

«Статья 12. Право выбора мер социальной поддержки

При наличии у категорий граждан, предусмотренных настоящим законом, права на предоставление одной и той же меры социальной поддержки по нескольким основаниям (в соответствии с федеральными законами, настоящим законом или иным нормативным правовым актом) социальная поддержка предоставляется по одному из оснований, по выбору гражданина.

Статья 11. Перечень городских мер социальной поддержки и их стоимость.

5. Лица, имеющие в соответствии с настоящим законом и иными нормативными правовыми актами города Москвы право на получение указанных в части второй настоящей статьи мер социальной поддержки, вправе на основании личного заявления, начиная с 1 января 2006 года, получать ежемесячную выплату в размере денежного эквивалента соответствующей меры социальной поддержки (услуги). Порядок получения указанной ежемесячной выплаты устанавливается правовыми актами города Москвы».

5. СКМ – дело добровольное

«Согласие на добровольное получение «Социальной карты» льготник заявляет при обращении в РУСЗН (Районное управление социальной защиты населения) и заполнении анкеты-заявки установленной формы)» (I). «Анкета-заявка – документ на бумажном носителе и его электронный аналог, содержащий персональные данные и волеизъявление гражданина на получение социальной карты» (III).

6. «Система персонального учета социальных льгот для жителей Москвы с учетом «Социальной карты москвича» противоречит Федеральному законодательству

«Ведение общегородского Регистра получателей мер социальной поддержки и реестра граждан, получивших социальные карты» в том виде, как это было описано в п.п. 2-3, противоречит Федеральному закону «Об информации, информатизации, и защите информации» (№ 24-ФЗ от 20.02.1995 г.) в части ст.11 п.п. 1-3:

Статья 11. Информация о гражданах (персональные данные)

1. Перечни персональных данных, включаемых в состав федеральных информационных ресурсов, информационных ресурсов совместного ведения, информационных ресурсов субъектов Российской Федерации, информационных ресурсов органов местного самоуправления, а также получаемых и собираемых негосударственными организациями, должны быть закреплены на уровне федерального закона. Персональные данные относятся к категории конфиденциальной информации.

Не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни, а равно информации, нарушающей личную тайну, семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений физического лица без его согласия, кроме как на основании судебного решения.

2. Персональные данные не могут быть использованы в целях причинения имущественного и морального вреда гражданам, затруднения реализации прав и свобод граждан Российской Федерации. Ограничение прав граждан Российской Федерации на основе использования информации об их социальном происхождении, о расовой, национальной, языковой, религиозной и партийной принадлежности запрещено и карается в соответствии с законодательством.

3. Юридические и физические лица, в соответствии со своими полномочиями владеющие информацией о гражданах, получающие и использующие ее, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение режима защиты, обработки и порядка использования этой информации.

 

ИТАК

Московский закон о мерах социальной поддержки в случае большинства льготников не дает явного преимущества перед Федеральным.

Интегрированные в данный закон «Социальная карта москвича» (СКМ) является формой тоталитарного электронного контроля над гражданами Российской Федерации.

СКМ представляет собой документ, с помощью которого личность идентифицируется по его социальному, записываемому в виде числа, номеру, по своей уникальности тождественному имени и визуально обозначаемому в том числе в виде начертания (штрих-кода).

Льготник имеет право выбора между получением компенсаций по Федеральному закону, не связанному с получением СКМ, и по Московскому, требующему это сделать.

Получение СКМ является делом сугубо добровольным и исключает принуждение.

Само по себе ведение Московского реестра льготников в том виде, как это делается сейчас – с выдачей СКМ и присвоением персональных учетных номеров – противоречит Федеральному законодательству и может быть обжаловано в суде в случае ущемления прав гражданина РФ.

 

Личный сайт автора


Реклама:
-