С. Брезкун

профессор Академии военных наук

 

 

ЯДЕРНАЯ ГЕОПОЛИТИКА РОССИИ[1]

Отстоять национальные интересы можно лишь опираясь на военную мощь

 

Уже сейчас, в свете существующих реалий, можно констатировать: налицо серьезное столкновение интересов Москвы и Вашингтона, в том числе - на постсоветском пространстве, которое США считают зоной своих геополитических интересов.

 

Геополитика отражает в своих понятиях глобальную цивилизационную ситуацию, то есть рассматривает и синтезирует комплекс разнородных явлений и факторов, формирующих политическое бытие всей планеты. И если это мышление верно и комплексно, то оно помогает вырабатывать то, что сейчас модно называть национальной идеей и что на самом деле является верной стратегией национального выживания и развития.

Нисходящая цепочка уровней проблемы здесь такова: цивилизационный; геополитический; внешнеполитический; военно-политический; военно-технический.

Лишь поняв - что и зачем надо оборонять от внешних посягательств, можно верно определить, чем и как надо обеспечить национальные Вооруженные Силы и то, какие Вооруженные Силы нам нужны...

 

ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО

 

Пожалуй, исходную внешнеполитическую национальную идею делом сформулировал Иван Грозный. Идея эта проста - продвижение России не далее своих естественных границ при включении народов, которые оказываются внутри них, в число равноправных элементов Российского геополитического пространства (РГП).

Грозный не претендовал на чисто польские территории, потому что Польша не входит в сферу РГП - на западе российской естественной границей являются балтийские берега с островами-форпостами Эзель и Даго.

Зато он вел ту Ливонскую войну, которую выиграл уже Петр Великий. Причем, хотя к Балтике мы вышли и путем войны, но без войны с теми народами, которые Прибалтику населяли. Напротив, включение Эстляндии и Лифляндии (а затем - и Финляндии) в состав РГП исключило ассимиляцию этих народов немцами и шведами.

Южный фас наших границ мы обеспечили как войнами с Турцией, так и - в основном, мирным принятием в состав России православных Армении и Грузии по их просьбе. Неточно названные "Кавказскими", войны в том регионе были, по сути, "Горскими".

Что же до среднеазиатской экспедиции генерала Кауфмана, то положительную оценку ей дал даже такой противник царизма, как Карл Маркс, определяя роль России в Средней Азии как цивилизаторскую. Можно лишь прибавить, что, взяв под свою руку эти народы, Россия предупредила их колонизацию высокомерными и жестокими англичанами.

Однако определяющим для России было не вынужденно силовое движение на запад и юг, а впечатляющее, практически мирное, движение на восток, к Тихому океану. Это хорошо понимал Ломоносов, говоря о том, что могущество российское будет прирастать не только Сибирью, но и потому, что мы имеем "Сибирского (т. е. - Тихого. - С. Б.) океана оба концы"...

Так, в течение примерно трех веков, сформировалось РГП.

После этого внешнеполитическая русская идея дополнилась задачей исключить или парировать угрозы РГП со стороны внешнего мира, не доводя дело, по возможности, даже до оборонительной войны. Знающие историю с этим утверждением согласятся.

И если уж мы начали говорить об угрозах и геополитике, то я позволю себе дать такое определение РГП:

"Российское геополитическое пространство - это системно целостный комплекс территорий, исторических, цивилизационных, экономических, политических, военно-политических отношений и взаимосвязей, характерный для социального бытия сложившейся в течение нескольких веков группы народов и народностей, объединенных вокруг великорусской ветви русского народа".

Стабильность РГП обеспечивает конструктивную историческую будущность как непосредственно великорусского ядра РГП, так и национальных компонент РГП.

Это уникальное цивилизационное поле, доминировать в котором вправе только Россия, имеет вполне конкретные, исторически сложившиеся, естественные геополитические границы.

На Западе это - широкая береговая полоса Балтийского моря (Прибалтика) и регионы с этническим преобладанием русско-славянского населения (Белоруссия).

На Юго-Западе это - Украина и Бессарабия-Молдавия.

На Юге и Юго-Востоке - Кавказ, Закавказье, охватывающее в совокупности с Туркестаном Каспийское море, и Средняя Азия.

На Востоке это - великорусские сибирские и дальневосточные области, включая Сахалин, Камчатку и Курильские острова.

Относительно последних надо сказать, что редко когда чистая "география" так наглядно приходит на помощь геополитике. Курилы - своеобразный природой созданный дальневосточный Кронштадт России, как и потерянные нами по вине Александра II Алеутские острова.

Да, если знать историю и смотреть на ситуацию объективно, то в РГП должна бы входить и та Русская Америка, уступка которой Россией в 1867 г. стала, пожалуй, наиболее серьезным государственным преступлением XIX в. Однако Русская Америка утрачена русскими, скорее всего, однозначно и бесповоротно.

Северные геополитические наши границы пролегают в зоне ледовой Арктики.

Иными словами, географически и системно естественное Российское геополитическое пространство полностью совпадает с границами СССР 1975 г. (закрепленными, кроме прочего, и фактом подписания Заключительного Акта Хельсинкского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г.).

Границы РГП также, практически, совпадают с границами Российской империи начала ХХ в. - за исключением чисто польских и ряда других небольших территорий.

Фактическая принадлежность к РГП Финляндии доказывается уже тем, что уровень интеграции финской экономики с советской приближал ее в этом отношении чуть ли не к одной из союзных республик.

И кто бы и что бы ни говорил, РГП - не выдумка, и оно все еще живо уже потому, что такие комплексы складываются не в одночасье и погибают не в одночасье. И вопрос - погибают ли...

 

САМОДОСТАТОЧНАЯ ДЕРЖАВА

 

Глобальное положение России определяется тем, что она (особенно - в рамках концепции РГП) - единственное государство мира, способное обеспечивать и обеспечивающее свое существование за счет преимущественно (или даже исключительно) внутренних ресурсов: природных, цивилизационных, экономических, технологических, человеческих.

Да, "Россия-РГП" - это единственное самодостаточное государство мира. Во всяком случае - наиболее самодостаточное... У одних крупных стран есть первоклассный технологический и интеллектуальный потенциал, но нет сырья; у других - наоборот; у третьих нет самодостаточной структуры экономики и науки; у четвертых - адекватных территорий и т. п.

Лишь один пример - железные дороги... В этой сфере СССР все делал сам - от изыскательских и проектных работ на отечественной научной и инструментальной базе, от рельсов, которые мы сами рассчитывали и производили из стали отечественной разработки и производства, до подвижного состава, магистральных тепловозов и средств сигнализации, централизации и блокировки.

Подобные "отечественные" цепочки прослеживаются практически по всем сферам жизни общества.

Безусловно, ситуация для Российской Федерации существенно сложнее, но и для нее она не безнадежна. Сегодня иногда пытаются представить дело так, что ядерное оружие (ЯО) России - последний, мол, признак великой державы. Хотя даже в нынешнем кастрированном виде Российская Федерация в комплексе является объективно великой державой по территории, природным и сырьевым ресурсам, развитости экономики и инфраструктуры, интеллекту и образованности населения и т. д.

Если даже эту, обкорнанную "Россию" отгородить от любых контактов с внешним миром глухой бетонной стеной в пределах ее шельфовой зоны, то даже в этом случае она сохранит стратегическую жизнеспособность.

А Япония? А Индия? А Эстония, Латвия и Литва? А Англия? А Франция? А Бразилия? И даже - Китай? Даже - Германия?

О США я уже не говорю... Более того - США, в некотором отношении, потенциально очень неустойчивая страна.

Ну, в самом-то деле... Ряд стран оправлялся после тяжелейших или тяжелых военных ударов по экономике - СССР, Англия, Германия... Нынешняя РФ стабильна даже после того, как средний жизненный уровень населения упал на сотни процентов.

А если отгородить от внешнего мира США, лишив их тем самым возможности паразитировать на других? А если уровень жизни в США резко и быстро упадет "всего" на 30-40%? Это будет означать скорый конец США!

Так что, в некотором смысле, Россия[2] (особенно - как стержень РГП) - потенциально самая богатая и самая стабильная страна мира, а США потенциально - одна из самых нестабильных.

Для нынешних США агрессивная системная экспансия и силовой характер внешней политики неизбежны и рациональны постольку, поскольку иначе не обеспечивается устойчивое внутреннее положение страны.

Для России системная ситуация оказывается обратной, с точностью "до наоборот": устойчивое внутреннее положение страны обеспечивается только при условии обеспечения внешнего мира и гарантированном исключении силового давления и агрессии против России.

Поэтому генеральная задача России в глобальных рамках: исключить мировую крупномасштабную войну, а также обеспечить невозможность внешней агрессии и внешнего вмешательства во внутренние процессы на ее собственной территории, в пределах РГП.

Отсюда вытекает и перманентная русская внутриполитическая национальная идея, которую впервые сформулировал, пожалуй, Столыпин, сказав: "Вам нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия". Классически советский период истории России с этим принципом, вообще-то, не конфликтовал, поскольку уже Ленин говорил о мирном сосуществовании, а Сталин все более переносил центр тяжести общественного сознания с идеологии на идеи мощного внутреннего экономического и социального развития РГП.

Для внутреннего процветания России не нужны потрясения в мире, для этого ей необходим контроль над комплексным потенциалом России. России, понимаемой в широком, исторически обусловленном и геополитически оправданном смысле этого понятия.

Сергей Медведев, профессор Европейского центра исследований проблем безопасности имени Маршалла в Гармиш-Партенкирхене в журнале "Мировая экономика и мировые отношения" (№7, 2003, стр. 29) в статье с обязывающим названием "Россия: внешняя политика, безопасность, идентичность" заявляет:

 

"В сущности, Путин предпринимает ни много ни мало ревизию национального интереса, переходя от его пространственного определения к функциональному (? - С. Б.). Впервые за всю российскую историю национальный интерес не связывается напрямую с могуществом (?? - С. Б.) страны и контролем над ее территорией (??? - С. Б.)".

 

Спрашивается - как может быть обеспечен национальный интерес России без могущества страны и контроля над ее территорией и как без них может быть обеспечено перманентное (не за счет непродолжительной и окончательной распродажи ресурсов) экономическое благополучие нации?

Думаю, что даже с позиций исследования проблем подлинной безопасности родины Маршалла недопустимо производить на свет настолько то ли беспомощные, то ли - провокационные сентенции... Если бы они соответствовали действительности, то это означало бы не трансформацию национальных интересов России, а просто-напросто их ликвидацию, за которой неизбежно последует и ликвидация России.

А ведь в свое время Герберт Уэллс прозорливо предупреждал, что если на месте России образуется цивилизационная "черная дыра", то в эту "дыру" ухнет вслед за Россией и вся мировая цивилизация.

Родина Маршалла ныне кичится суперимперским могуществом и претендует на контроль над территорией всей планеты, а сотрудники центра имени Маршалла рекомендуют России отказаться от стремления к могуществу и от контроля над собственной (!!!) территорией.

Однако коренной национальный интерес России, а точнее - ее главенствующая национальная идея заключается как раз в противоположном: в обеспечении могущества и полного контроля над своей территорией.

Могущество же и контроль невозможны без эффективного ядерного статуса России, без которого невозможно в перспективе и экономическое благополучие нации.

 

ГЛОБАЛИЗМ ВО ИМЯ ЭГОИЗМА

 

Россказни относительно того, что, мол, мировая экономическая интеграция на базе мирового же разделения труда делает устаревшими национальные интересы, заменяя их некими общемировыми, направлены, в конечном счете, на обеспечение национальных (а точнее - эгоистических) интересов исключительно одной страны - США.

Повторю, что США сейчас - стратегически наиболее уязвимая страна. Если всего лишь привести в соответствие долю вклада США в мировое хозяйство и долю потребления ими совокупного мирового продукта, то США рухнут в течение года уже в силу непреодолимого психологического шока.

Для России же получение адекватной доли означало бы прогрессирующее благоденствие.

Поэтому глобализм - это неестественная местническая идеология "умри ты сегодня, а я - завтра"... Это - идея попытки спасения органически тоталитарных США от краха. Да, США тоталитарны уже в силу того, что проводят тоталитарную внешнюю политику, неотделимую от потенциального и реального глобального насилия.

России же насилие для обеспечения ее национальных интересов не требуется, поскольку все, что необходимо России, - это обеспечить себе адекватный ее потребностям доступ к национальным богатствам России, а точнее - РГП.

При этом интересы великороссов и других народов Российской Федерации не конфликтуют, а гармонически сочетаются с подлинными этническими интересами всех народов и народностей внутри РГП.

США не могут существовать хоть как-то, не обирая мир. Россия более чем способна существовать, если не будут обирать ее.

Соответственно, глобализм неотделим от перманентного внешнего насилия. А интересы России в принципе антагонистичны идеям и практике внешнего насилия.

Глобализм неотделим от эгоизма и интересов США.

Россия неотделима от идей взаимовыгодного сотрудничества.

 

ОСЬ ПЕРСПЕКТИВНОГО ЗДРАВОМЫСЛИЯ

 

Разумная для России и РГП геополитическая ось - это "континентальная" ось "Германия - Россия - Япония".

Собственно, я тут Америку не открываю. Скорее, эти идеи Америку в ее нынешнем виде "закрывают", потому что такого гипотетического блока смертельно боялись уже в викторианской Англии конца XIX в. ("имперский" мыслитель Гомер Ли писал, что блок Германии, России и Японии будет означать крах англосаксонских "морских богов").

О целесообразности и перспективности такого блока писал А.И. Деникин, а знаменитый германский геополитик Хаусхофер в последний раз публично высказывал подобные идеи в книге, легально изданной в Берлине весной 1941 (!) г.

Я также рекомендую читателям, например, недавнюю книгу В.Э. Молодякова "Несостоявшаяся ось Берлин - Москва - Токио", название которой говорит само за себя. Однако к сходным идеям автор этой статьи пришел несколько лет назад и сам. Для знающих предмет они, собственно, очевидны (почему их как огня и боялся тот же Гомер Ли).

Впрочем, тут надо кое-что пояснить...

Во времена Хаусхофера и более ранние сами понятия "Германия", "Россия (СССР)" и "Япония" имели существенно иное наполнение, чем сейчас.

Поэтому под "Германией" тут имеется в виду не нынешняя идейно и национально дезориентированная страна, которую глобалисты пытаются превратить в некую большую Данию, не член американизируемого НАТО, а страна, вспомнившая о духе Гете и Бисмарка, Вагнера и Гегеля, Круппа и Фридриха Великого, о тех идеях "Срединной Европы", в которых Германия виделась естественным стержнем объединенного содружества европейских народов и дружественным партнером сильной и независимой России.

Под Россией имеется в виду Россия-РГП...

И лишь под Японией я понимаю нынешнюю реальную Японию, ибо эта страна - настолько многофакторно уникальное и выдающееся явление в жизни человечества, что сложившаяся так, как она сложилась, она представляет собой важнейший и перспективнейший элемент разумного мирового общежития.

Говоря о Китае, здесь просто скажу, что именно к такой тройственной оси наиболее просто подключать - как четвертого дружественного стратегического партнера - и ядерный Китай.

Далее... У великой мировой (а не "среднеевропейской") германской державы всегда были хорошие отношения с исламским миром. Были они неплохими и у нас, русских (несмотря на ряд почти неизбежных по тому времени русско-турецких войн). У Японии и Китая тоже не было и нет с исламом зон конфликта. Поэтому тройственная (четверная) "ось" вполне способна адекватно учитывать и интересы исламских держав.

Еще проще к такой оси подключать страны Латинской Америки...

Лишь США в такую концепцию не встраиваются, потому что все более и более противопоставляют свои интересы интересам остального мира.

Иными словами, интересы новой глобальной "оси", не конфликтуя с интересами третьих стран, а учитывая их, будут прямо противоположны интересам американского квазиглобализма.

И поэтому в военно-политическом отношении такая "ось" должна быть надежно защищена от провокаций и диверсий США.

Страны ЕС и Германия - безъядерные субъекты мировой политики. Безъядерной является и Япония.

Зато "Россия-РГП" была и способна быть первоклассной ядерной державой.

Соответственно, сильная ядерная Россия может раскрыть "ядерный зонтик", сдерживающий авантюризм США, и над Европой, и над Японией. А в перспективе объединенная сила "оси" может распространить режим ядерного сдерживания Соединенных Штатов и для защиты законных экономических интересов лояльных исламских стран, а также - стран Латинской Америки.

То есть, при наличии соответствующих общественной воли и государственной решимости, при обретении подлинного политического здравомыслия Россия уже в ближайшем будущем способна в союзе со здоровыми силами Европы и остального мира противодействовать эгоистическому, узкокорыстному "глобализму" США, гибельному для перспектив стабильного и разумного мира. То есть, в конечном счете, и для самих США.

Идея континентальной "оси" не химерична. Но это, увы, - не идея прямо завтрашнего дня. Скорее всего, мир, желающий сохраниться и конструктивно развиваться, может прийти к ней через ряд острых ситуаций, питаемых как провокациями США, так и политической недальновидностью самих потенциальных участников такой "оси".

Поэтому текущая задача дня - обеспечить условия для сохранения потенциала идеи. А это возможно лишь при сохранении основного ее гаранта - суверенной России, способной преодолеть кризис и стать новой мирной собирательницей РГП.

Сразу скажу, что в военно-политическом отношении такая Россия должна сохранить и укрепить свой развитой ядерный статус, обеспечивающий ей гарантированное исключение угрозы внешней агрессии против нее, а также угрозы силового давления на нее, ее союзников и лояльных внешних партнеров.

 

ПОМНЯ О ВОЙНЕ, ИСКЛЮЧИТЬ ВОЙНУ

 

После всего сказанного можно теперь задаться вопросом: "Зачем той или иной стране армия?".

Системно различающихся ответов тут всего два: или - для собственных внешних захватов дополнительной территории и (или) дополнительной доли мировых богатств, или - для ограждения себя от подобных чужих внешних захватов. Третий ответ - "Для парадов", можно и опустить.

В реальности мы, естественно, чаще всего имеем сочетание этих двух задач в той или иной пропорции, однако в принципе возможен и реальный случай рациональности для какой-то страны лишь второго варианта в чистом виде.

Для стран, не способных устойчиво существовать без реализации в тех или иных формах и масштабах первой цели, то есть - стран агрессивных, необходимы и соответствующие вооруженные силы. Они должны быть способны, прежде всего, к обеспечению активной внешней силовой политики, а также - эта задача, естественно, тоже наличествует - к защите национальной территории.

Наиболее ярким примером органически агрессивной, экспансионистской страны за всю мировую историю являются США.

Для стран, эффективное существование которых обеспечивается при их мирном внутреннем развитии, необходимы вооруженные силы, способные надежно обеспечить лишь чисто оборонительные задачи - оборонительные, естественно, в системном смысле. С 1941 г. СССР вел исключительно оборонительную войну, но закончил ее в Берлине, что общего оборонительного характера войны не изменило. Еще ранее мы, защищая Отечество, оказались в Париже в 1814 г.

Во времена Грозного, Петра, Екатерины II и более поздние - примерно до восьмидесятых годов XIX в. - армия нужна была России для решения объективно двуединой задачи внешней экспансии и внутренней обороны. При этом, как уже сказано выше, даже силовая экспансия не носила характера агрессии и имела под собой вполне законную историческую и геополитическую основу, обеспечивая выход России на ее естественные геополитические границы РГП.

Окончательно же реально возможные пределы расширения РГП были достигнуты в 1945 г., с возвратом Южного Сахалина и Курильских островов (выход на завершающие естественные рубежи бывшей Русской Америки - остров Святого Лаврентия - Алеуты - Аляска - оказывался, увы, реально уже невозможным).

С выходом на эти границы у отечественных Вооруженных Сил осталась единственная задача - нейтрализация угрозы внешней агрессии против национальной территории в пределах РГП.

Эта же задача остается не просто важнейшей, а единственно состоятельной с системной, цивилизационной, геополитической, политической и военно-политической точек зрения оборонной задачей нынешней России!

В военно-техническом отношении эта задача решается ядерными силами, обеспечивающими режим перманентного ядерного сдерживания.

На глобальном, межконтинентальном уровне это - российские СЯС.

На континентальном, региональном уровне это - те системы, которые вслед за США у нас неверно называют "нестратегическими", хотя они решают ту же стратегическую задачу исключения угрозы внешней агрессии, что и СЯС, но - на ином (не более низком, а именно ином!) уровне, чем СЯС. Поэтому такие вооружения верно будет назвать, например, Силами регионального сдерживания (СРС).

Степан Осипович Макаров предупреждал: "Помни войну!". Но он сказал это в то время, когда у России не было такого рычага воздействия на ситуацию, который бы позволил надежно защитить страну не путем успешного отражения внешней агрессии или победоносного завершения оборонительной войны на территории агрессора, а путем гарантированного исключения войны.

Ныне, уже более полувека, такой рычаг у России есть. Это - ЯО, которое образно и системно точно называют ее "ядерным щитом".

Здесь не место конкретизации общих принципов, однако и в этой статье будет, думаю, уместным отметить, что России надо иметь в своем оборонном арсенале не только могучее ЯО мегатонного класса, но и такое ЯО, которым можно будет в случае необходимости не столько реально воевать, сколько - реально защититься, сдерживая угрозу локальной, региональной агрессии или пресекая ее уже в начальной фазе за счет ограниченного боевого задействования ядерного фактора без катастрофических политических, экономических и экологических последствий.

Это - не снижение психологического порога ядерной войны. Напротив, наличие такой возможности будет дополнительно сдерживать региональные угрозы стабильности и суверенитету России и повышать психологический порог для возможной агрессии против России.

Нам не нужна и не будет нужна война. Нам нужна эффективная оборона, исключающая войну любого характера - как крупномасштабную, так и локальную.

 

АРМИЯ ЯДЕРНЫХ ПРОФЕССИОНАЛОВ

 

Соответствуют ли нынешние российские Вооруженные Силы тем внешнеполитическим и внутриполитическим национальным идеям, которые сформулированы выше?

Казалось бы, с учетом того, что в их составе по сей день имеются СЯС и другие ядерные силы, на этот вопрос можно бы ответить и утвердительно. Однако как реальные процессы в оборонной сфере, так и то скрытое идейное умаление ядерного фактора, которое постепенно формируется в России на всех уровнях и которое грозит России в перспективе утратой ядерного статуса, заставляет ответить на поставленный выше вопрос так: "Пока - да, но далеко не рациональным и оптимизированным образом". Скажем, сумбурно и безосновательно "реорганизуется" ядерное министерство, благополучно и целостно сохранившееся даже в сложнейшей ситуации начала 90-х гг.

Между тем, в своих основных идейных подходах, из которых вытекает концептуальная государственная военно-техническая практика (то есть структура и пропорции видов и родов Вооруженных Сил, номенклатура и характеристики систем оружия и т. п.), русские доктринальные воззрения немногим отличаются от эклектичных, нерациональных, системно и национально малосостоятельных воззрений брежневской эпохи.

Материальная "брежневская" база воззрений катастрофически и трагически рушится, а воззрения - остаются. Говорят, что последней умирает надежда. Увы, последними, похоже, умирают иллюзии. Но иллюзии высшей власти всегда были губительными для государств и народов.

России надо лишь защитить национальный суверенитет, а нам, например, по сей день периодически твердят о необходимости перехвата неких "океанских конвоев".

Претенциозная Морская доктрина вскоре дезавуируется заявлениями тех же, кто ее разрабатывал, о том, что морские интересы России ограничиваются чуть ли не континентальным шельфом.

Реальная мощь Сухопутных войск неуклонно слабеет, а их намерены сделать чуть ли не основой российских ВС...

Под разговоры о необходимости профессиональной армии[3] в пренебрежении находятся структуры ВС, объективно наиболее профессиональные и наиболее значимые для национальной обороны, то есть: СПРН, СЯС с их основой - РВСН и флотом РПК СН, космические войска, ПВО...

России нужна профессиональная армия? Согласен! Но вот она, уже имеющаяся, давно созданная высокопрофессиональная, ракетно-ядерная по преимуществу и системной сути армия!

Или кто-то всерьез думает, что профессиональная армия - это десяток-другой дивизий "шварценнеггеровски" накачанных бравых ребят в бронежилетах?

Что же, бывают и такие... Точнее - такая одна. Это - армия США, армия силовых репрессий, а не национальной обороны. Национальную же территорию США обороняет их стратегическая ядерная триада, и - ничто иное.

А нам ведь только это и нужно - надежно закрыть от ударов и агрессии национальную территорию.

Да, США защищены от сухопутного вторжения двумя океанами, а Россия - страна континентальная. Но именно поэтому наша оборона должна быть выверена до копейки, а ВС - быть адекватными исключительно задачам исключения агрессии[4].

И даже при наличии неограниченных средств на оборону нам не нужна та "непобедимая и легендарная" армия, которая казалась образцом легендарным "сталинским" маршалам и генералам, напрочь идейно устаревшим уже к началу семидесятых годов ХХ в. (Впрочем, они хоть на ядерную мощь не замахивались и не ставили под сомнение целесообразность ее сохранения и развития, пусть и очень здесь перестаравшись.

Нет, нам нужна не непобедимая армия, а армия, делающая ненужной даже победоносную войну, гарантированно исключающая ее[5].

А у нас слишком многие по старинке видят образец в ином... Я и сам горжусь именами Александра Невского, Петра, Суворова, Кутузова, Нахимова, Рокоссовского... Но у всех у них, отдававших себя России, разве были в распоряжении те средства ее защиты, которыми располагаем мы? Щиты были уже у Невского, стрелковое оружие и артиллерия - не только у Рокоссовского, но уже у Петра...

А "ядерный щит"?

Да и тот "ядерный меч", который грозит лишь тем, кто к нам с мечом же хотел бы прийти...

Государственное руководство какой страны и какой народ решатся на, скажем, локальную агрессию против России, зная, что у России, допустим, нет десятков дивизий, которые будут отражать танковые и авиационные удары агрессора, зато есть новые "Тополь-М", которые просто сотрут с лица Земли их страну в том случае, если она рискнет посягнуть на национальные интересы или национальную территорию России и РГП?

Предупредить об этом потенциального агрессора - не значит быть идейным поджигателем войны. Напротив, внятно сказать это - значит, исключить возможность войны.

Вообще-то, я не против и десятков дивизий крепких ребят "десантной" кондиции. Но - лишь после того, как покой России будут охранять высокообразованные и хорошо обеспеченные ракетно-ядерные и военно-космические профессионалы.

Соответственно, сутью национально состоятельной военной реформы как можно скорее должно стать приоритетное внимание к "ядерной" профессиональной компоненте ВС РФ, а также - к ракетно-ядерному и военно-космическому оружейному комплексам.

 

* * *

 

Сказанным тема и проблема, конечно же, не исчерпываются. Однако в заключение скажу, что обеспечение эффективной ядерной мощи - это лишь часть подлинной национальной задачи.

Наша перспективная ядерная политика и геополитика - это не только реализация идей одного лишь обеспечения национального суверенитета над территорией и ресурсами страны. Носительница глобальных созидательных мировых цивилизационных потенций - ядерная Россия - может дать шанс на разумный мир всем разумным народам Земли.

 

ВПК 16.02.05



[1] Статья приводится с незначительными редакционными изменениями. В частности, везде, где это уместно, слово российская заменено словом русская (здесь и далее прим. ред. ЗЛ).

[2] В данном случае автор имеет в виду не РФ - т.е. Великороссию, а Россию в целом.

[3] Непрофессиональных армий вообще быть не может. В действительности под видом профессионализации армии реализуется план создания в РФ наемнической армии. Все заклинания о ныне существующих вооруженных силах РФ как непрофессиональных являются не более чем враждебной, подрывной пропагандой. Действительная проблема вооруженных сил РФ - небоеспособность значительной их части, разложение офицерского корпуса, продажность и антинациональное мировоззрение генералитета..

[4] К сожалению, автор не рассматривает такие формы применения вооруженных сил, когда национальные интересы потребуют от России наступательных операций, хотя бы для восстановления территориальной целостности «российского геополитического пространства», ныне нарушенной, или превентивного предотвращения агрессии против России или иных враждебных акций. Для такого рода операций одних лишь ракетно-ядерных и военно-космических войск будет недостаточно.

[5] С таким выводом трудно согласится. Именно континентальный характер национальной территории диктует необходимость наряду с профессиональными вооруженными силами, о которых идет речь, иметь систему всеобщего вооружения нации - по-русски: народное ополчение.


Реклама:
-