Журнал «Золотой Лев» № 63-64 - издание русской консервативной мысли (www.zlev.ru)

 

Н.А. Нарочницкая

 

Символы прошлого и задачи будущего[1]

 

Дорогие соотечественники, дорогие участники объединения под великим и дорогим сердцу каждого наименованием "Родина". Во-первых, поздравляю вас с великой Победой. С этим величайшим событием в истории не только ХХ века, но и вообще в мировой истории, и истории нашего Отечества. Я начинаю с этого поздравления не случайно. Это не дань этим праздничным дням. Это очень серьезная концептуальная веха и то, как она трактовалась весь период перед празднованием, является очень ярким показателем на какой стадии упадка мы находимся. Ибо упадок в мировоззрении не менее важен, а может быть и более важен, чем упадок в экономике.

Предыдущие ораторы, под почти каждым словом которых я могу подписаться, хотя может быть не под всеми, достаточно говорили о тех кризисных явлениях по всем азимутам состояния нашей страны. Это и демографическая ситуация, это и деиндустриализация и утрата контроля над собственными ресурсами, угрожающая энергетической безопасности России на фоне передела мировых ресурсов, и вытеснение, добавлю, России с Балтики и Черного моря. Именно эти две позиции в свое время сделали Россию державой, которой ни одна пушка в Европе не стреляла. И за 50 лет после обретения Петра Великого полностью изменилось соотношение сил на европейском континенте. Не случайно поэтому усилия Запада во все моменты, как внутренней смуты России, как угрозы ей извне, когда ей трудно было защищаться, всегда вытаскивали на свет архивы времен Петра Великого и Екатерины, и пытались вытеснить Россию на северо-восток Евразии. Это было, я знаю по документам, во времена революции и Гражданской войны. Это было во время Великой Отечественной войны и это, как мы видим, развивается сегодня.

Дело в том, что война является опорным пунктом нашего сознания. Это та последняя святыня, которую надо уничтожить, обгадить, извратить и сейчас, как вы знаете, все это время на экранах телевизоров, кроме последних дней, конечно, когда ритуально отдана была дань этому великому празднику, практически нельзя было сказать хорошего слова о победе без того, чтобы обязано надо было оговариваться, что помните, каким плохим было наше государство. Война, мол, велась не за жизнь европейских народов, не за то, чтобы русский остался русским, француз французом, латыш не превратился в свинопаса и горничного для слуг третьего рейха, а якобы за демократию. А поскольку наша страна была не демократической, то значит и итоги войны являются вовсе не победой, а поражением вселенской демократии до самого сегодняшнего дня, когда эта вселенская демократия, уже не боясь тоталитарного монстра, может доставлять свою светлую цивилизацию самым скорым образом с бомбардировщиков, что она и делает, начиная с Югославии, между прочим, банкротя те самые западные ценности, которые в течение всего ХХ века приносили Западу и Европе большие политические, моральные и прочие дивиденды.

Но если после второй мировой войны, после грехопадения первого в Европе нацизмом, то есть возвратом к языческой доктрине природной неравнородности людей и наций, что, кстати, отличает полностью германский нацизм, как от фашизма итальянского типа, так и, безусловно, от коммунизма, с которым его сейчас намеренно смешивают, так вот, тогда привлекательной была для третьего, другого мира, не западного идея коммунизма. Сегодня она уже менее привлекательна, и тот мир, который сейчас видит банкротство западных ценностей, выбирает терроризм. Поэтому эта политика Запада, между прочим, является одной из причин, далеко, конечно, не единственной, того, чтобы любые протестные явления в мире, межцивилизационное соперничество, которое на лицо, проявляется отчасти и в форме терроризма. Но терроризм от нас, от России требует территории. Причем, те самые, за которые 300 лет шла война с Персией, Турцией, за спиной которых всегда стояла Британия. Британскую шхуну "Виндзор" в 1835 году застигали у берегов Черкесии, где она выгружала оружие. А от Соединенных Штатов терроризм требует всего лишь невмешательства в дела иных миров. Поэтому на самом деле эта антитеррористическая солидарность носит, конечно, очень формальный и ситуационный характер. Это к вопросу о международном положении.

Я не буду подробно говорить о том, что та линия нажима на сегодняшнюю некоммунистическую Россию, и тот нажим, который, конечно же, многократно увеличился по сравнению с нажимом на коммунистический Советский Союз, что доказывает, что проблема и борьба была вовсе не с большевизмом, а с так называемым русским империализмом, причем, на самой территории исторического государства российского. Так вот, та линия настолько повторяет устремления прошлой линии, ту самую, по которой давили на Россию империя габсбургов, Ватикан, Речь Посполитая, которая была остановлена 300 лет назад мощью Российского великодержавия, которая в 90-м году была объявлена главной угрозой прав человека и свобод.

Самая главная проблема, которая занимает меня, ибо я в нашем объединении, блоке "Родина" и во фракции "Родина" вижу прежде всего свою личную роль в том, чтобы работать на тех направлениях нашей общей стратегии, которые связаны с долгосрочной, кропотливой работой над общественным сознанием. И здесь война. Очень важный был этап, ибо внешняя агрессия востребовала национальные чувства и национальную солидарность, разрушенную было классовым интернационализмом, восстановила эту солидарность. Более того, кровь, пролитая всеми не за государство, а за Отечество, очистила от скверны братоубийственной гражданской войны и восстановила в душах людей и потенциальном историческом будущем разорванную, казалось бы на век, нить русской и советской истории. Это не парадокс, что в 20-е годы по первым большевистским учебникам люди называли Александра Невского классовым врагом, Наполеона освободителем, Чайковского хлюпиком, Чехова нытиком, а Пушкина камер-юнкером. В 43-м году умирали в танке за советскую Родину, а танк носил имя "Александр Невский". Это не парадокс. Это промысел. Именно это и ненавистно в нашей победе.

Хочу обратить внимание на очень важную концептуальную вещь, которую, по-моему, не совсем ощущает наше Правительство, хотя пытается отбивать атаки в отношении войны, тем не менее. Нынешняя стратегия демонизации коммунистического СССР совершается Западом вовсе не из моральных побуждений. Они не отделяли, например, Сталина от Ленина, потому что если брать критерий репрессий, не надо отрицать, они были, они нам самим ненавистны. При Ленине было то же самое, только без суда и следствия. Но при Сталине СССР стал великой державой и восстановил не что иное, как территорию дореволюционную исторического государства российского, которая до революции не оспаривалась ни одним самым жестким соперником России на мировой арене. Значит, это великодержавие и есть предмет ненависти. Его нужно увязать с репрессиями и обесценить. На это можно ответить. Не репрессиями было оплачено это великодержавие, ибо не в 30-е годы, в 37-м году, не в 20-е советское государство не было великой державой. Его теснили по всем направлениям. Оно еда справлялось с давлением окружающего мира. Великодержавие в образе СССР было достигнуто только жертвенной борьбой против нацисткой агрессии, Ялтой и Потсдамом. И Сталина они ненавидят не за репрессии, как многие западники, а именно за то, что он с Тегерана начал ставить вопрос о возвращении (Прибалтику уже признали) Карса и Ардагана, который по Берлинскому трактату был российским, а в 18-м году был оккупирован Турцией и так он был сдан.

Почему надо всемерно возражать и пресекать все попытки демонизации Советского Союза, как бы кто ни относился к тому коммунистическому проекту, идеологии и т.д. Я намеренно абстрагируюсь от всяких симпатий, антипатий. В этом зале, безусловно, доминируют симпатии. Потому что сегодняшняя Российская Федерация является признанной правоприемницей Советского Союза, который никогда никем не был осужден, а они хотят его задним числом сейчас отожествить с германским нацизмом и привести к виртуальному нюрнбергскому процессу. И обесценится тем самым подпись Советского Союза под всей территориальной и международной правовой системой ХХ века, включая систему разоружения, подпись под Уставом ООН, постоянным членством в Совете Безопасности и право вето. Тем самым у России, которая наследница этих подписей, повисают в воздухе все ее права и обязанности по международным договорам. Именно этого, я уверена, и добивается та самая стратегия. Поэтому пресекать нужно это всемерно и требовать от нашего руководства, чтобы оно не спорадически отбивало эти атаки, а посмотрело концептуально на эту стратегию, иначе мы, сегодняшняя Россия, потеряем все, все свои права и обязанности.

Главная тема, которой я занимаюсь, это деинтеллектуализация страны, оскотинивание ее молодежи, нравственное состояние и полная разорванность мировоззрения. И это тоже связано с концептуальными ловушками, в которые попало наше общество после 91-го года. Это касается доктрины глобализации, якобы она прогресс. Это касается доктрины вхождения в мировое цивилизованное сообщество, и что мы должны войти в Европу на ее условиях и на ее ценностном поле. Яне говорю о том, что глобализация, например, это процесс, который можно предотвратить. Но надо разделять естественную глобализацию, которая явила нам уже не остановимое движение капиталов, ресурсов, науки, технологии, ноу-хау, информации, людей и т.д. Понятно, что здесь нужны некие общие согласования и страны не могут уже быть изолированными от этого, но есть идеология глобализма, которую нам навязывают, а это и есть реликт холодной войны, когда две системы, обе идеологизировали свой исторический проект и предлагали миру как идеал движения к единому цивилизационному образцу по глобальным направлениям. Так Россия сейчас этого не делает, но именно этот лозунг остался на знамени мирового либерального глобального сверхобщества, в которое силой должны загонять гаранты этой свободы - Соединенные Штаты. И вот против такой идеологии глобализма нужно выступать и нашей власти, но она, по-моему, все время отбивается на чужом ценностном поле. Именно это обрекает даже те усилия, которые, бесспорно, есть у МИДа, на неудачу, потому что этого недостаточно.

Устав ООН, глава 1 "Цели и принципы" не упоминает демократию вообще, как идеал. Словом не упоминается. Утверждая суверенное равенство всех субъектов международного общения, это значит, что монархия республика, обращество восточное, религиозное, будь то исламское, индуистское, конфуцианское, христианское, общество либеральное, западного типа не просто равны перед международным правом, но равночестны. И между ними нет отношений от прогрессивного к отсталому, от высшего к низшему. Это Устав ООН, прочитайте. Слово демократия вообще не упоминается. Мировое цивилизованное сообщество это не концерт великих держав. Это и есть воспроизведение того концерта, который осуждают, как проявление имперского прошлого. Это и есть совокупность тех изъятий всех цивилизационных особенностей нашего богоданного многообразного мира, и в том проекте глобализации либеральной нет места не только православной России, там нет места ни одной из великих духовных и национальных традиций человечества, в том числе и великой европейской культуре, о чем просто трубят во все колокола европейцы, консерваторы, христианке. У меня очень много связи с такими, но почему-то их никогда не цитируют, а цитируют лишь тех, с кем встречаются трубадуры либеральных империй, то есть банкиры, которые априори являются оторванными от своих обществ.

Далее. Опасная ловушка это ложная трактовка гражданского общества. Настаивать на том, что это просто совокупность граждан с отметкой в паспорте нация, это преемственно живущий организм с целями, ценностями, с мировосприятием, духом, верой, с общими историческими переживаниями. Только такая нация рождает державы и имеет право на исторические акции мировой истории. Все великие успешные государства, в том числе Франция, Германия, созданные гражданами мира, философией, где хорошо отечество, а гражданами отечеств, переживающими страстно любовь к своей прекрасной Франции, доброй старой Англии, святой Руси. Поэтому нам подсовывают эту жвачку. Философия глобализма имеет опасную доктрину. Элита всех без исключения стран, самых бедных, внушается иллюзия сопричастности к глобальному управлению, то есть мировой олигархии, а гражданам внушается псевдодемократический идеал, не сопричастия к делам собственного отечества. Так у нас они все расколоты, они все частично втянуты в орбиту глобализации. При этом не могут дать консолидированный ответ и защитить себя от тех отрицательных аспектов, которые она может нести. На это нужно обратить внимание.

Преемственное мировоззрение, цель и ценности национального бытия - надо понять, они прожили ХХ век и сейчас находятся, пожалуй, в самом опасном положении. Россия должна это понять, и все, кто сочувствует коммунистическому проекту, что Россия родилась не в 91-м году, ни в 1917. Этот величайший спор и драматические события ХХ века, которые гораздо сложнее. Еще не настал момент, чтобы их в полной мере оценить, разобрать все, что они несли, как воспринималось, что вкладывали в те постулаты. Они развивались на фоне громадного исторического наследия духа, веры, этики, которая, несмотря даже на формальный отказ от веры и глумления над ней, побуждала русских людей вести себя на свадьбах и похоронах так, как вели себя их предки. Выносить своего товарища с поля боя и не считать, что земная жизнь высшая, как нам либералы преподают, а понимая, что нет больше той любви, как если кто душу свою положил за други своя.

Между прочим, в окопах Сталинграда в ответ на церковное благословение встать на защиту священных рубежей нашего Отечества, именно Отечества, а не государства, то есть отложить в сторону споры и суждения о государстве, чтобы защитить Отечество – вот подлинная высота сознания. И на обращения братья и сестры в Партию вступили обыкновенные крестьяне в окопах Сталинграда. Их сознание так сильно отличалось от менталитета тех первых, что в женевских кафе постигали свое единственно верное суждение. Именно они внесли эту новую страну в идеологию, в том числе, и партийную. Именно этого Запад опасался, потому что после мая 45-го года, Советский Союз, по признанию Черчилля, Де Голля, то есть величайших тузов мировой политики, представлял для враждебного мира опасную предпосылку для самовосстановления России. Именно поэтому в 91-ом году Советский Союз был приговорен и вовсе не потому, что он был коммунистическим. В 91-м году коммунистические идеи для Запада, во всяком случае, были абсолютно не привлекательны и никакой угрозы ему не представляли.

Дорогие друзья! Дорогие соотечественники! Очень важно, чтобы "Родина" продолжила свой призыв. Нас разделяют символы прошлого, но должны объединить задачи будущего. Именно у нас нащупано то, что объединяет богатого и бедного, образованного и простого, молодого и старого, то, что и делает людей из народонаселения нацией. Когда мы выступаем с лозунгами, давайте не будем впадать в такое примитивное, разделяющие лозунги. Давайте каждый наш социальный постулат, экономический, антиолигархический , тем не менее, формулировать таким образом, что он будет призывом к каждому на любом его посту, независимо от его социального положения, к единству, к утверждению и улучшению положения России, к ее возрождению и, может, если мы заслужим перед Господом Богом, ее восстановлению статуса великой державы. И не надо думать, что это процесс легкий. Главное здесь, мне кажется, бороться против вакханалии и разложения нашего мировоззрения на телевидении и радио. Здесь, мне кажется, все-таки какие-то маленькие подвижки есть, но они не закреплены. И здесь у "Родины" большое поле для деятельности. Я призываю всех, кто из сторонников нашего действа связан со сферой образования и воспитания (вот что сейчас самое главное, если мы думаем о долгосрочной программе!), начиная с детских садов вот это глумление над нашей истории, эти мифы о ее варварстве, об отсталости и все прочее, хотя она успешнее в шесть раз, потому что всего лишь в три раза у нас материальное, системное ниже, условия пространственные и природные в двадцать раз хуже… Так вот, чтобы эти мифы не вошли окончательно в сознание нашей молодежи. Надо любить свое Отечество, каким бы его ни представляли наши враги, ибо мы мать свою любим, а не чужую, хотя там, может быть, моложе, красивее, как сейчас можно говорить, успешнее. Давайте же объединимся ради этого! (Аплодисменты). Я специально как ответ Чемберлена на книгу "История Латвии" приложила огромные усилия, чтобы к Победе напечатать книгу "За что и с кем мы воевали". И она была вручена госпоже Вайре Бике-Фрейден во время ее пребывания здесь.

 

Сайт Родины

13.05.05



[1] Стенограмма выступления на научно-практической конференции, организованной партией «Родина» (прим. ред. ЗЛ).


Реклама:
-