Журнал «Золотой Лев» № 63-64 - издание русской консервативной мысли (www.zlev.ru)

 

В. Варнавский

доктор экономических наук

 

ДЕСТАБИЛИЗАЦИОННЫЙ ФОНД

 

Стабилизационный фонд, существующий в России более двух лет в качестве «подушки безопасности» — потенциальный могильщик породившей его либеральной доктрины. Не может нынешняя экономическая власть наступить на горло своей либеральной песне и поступиться либеральными принципами. Не знает она, как и куда с пользой для страны инвестировать «упавшие с неба» миллиарды.

Мир, пребывающий в экономической стагнации все годы нового тысячелетия, с недоумением взирает на эту планету по имени «Россия» и в очередной раз поражается загадочности русской души. Вместо консолидации общества, его политических элит, ветвей власти, обеспечения устойчивости экономического развития рост Стабилизационного фонда вызывает экономическую, политическую, социальную дестабилизацию.

Конечно, существует проблема структуры расходования Стабилизационного фонда на социальные нужды, сбережение или инвестиционные проекты. Но она вторична. Главным является то, что государственное инвестирование не согласуется с либеральной доктриной, якобы противоречит рынку и свободному предпринимательству. В результате управление средствами Стабилизационного фонда осуществляется крайне неэффективно.

По состоянию на 1 июня 2005 года Стабилизационный фонд равнялся 955 млрд руб. За месяц его прирост составил почти 100 млрд руб. Если учесть предстоящее погашение долга Парижскому клубу в размере 15 млрд долл., к концу текущего года объем Стабфонда выйдет на уровень 1,1—1,2 триллиона руб., то есть 6-7% ВВП.

Но долгосрочной стратегии расходования этих огромных средств как не было в 2003 году, так нет и сейчас. Прописанная в бюджетном кодексе концепция использования средств Стабилизационного фонда (статья 96.3) на «финансирование дефицита федерального бюджета... и иные цели» нуждается в существенной корректировке и конкретизации с учетом современных реалий экономической жизни России: постоянного и значительного бюджетного профицита, растущей бедности, негативного экономического эффекта проведенной монетизации льгот, значительного и увеличивающегося отставания России в инновационной сфере, прогрессивно деградирующей социальной и производственной инфраструктуры. Консервируя средства в Стабилизационном фонде, в золотовалютных резервах, бюджетном профиците, государство выводит огромные для России финансовые ресурсы из воспроизводственного процесса, снижает рост ВВП, обескровливает экономику, лишает ее значительного потенциала для поступательного развития.

 

Динамика показателей государственных финансов РФ

(млрд долл., текущие цены, по состоянию на конец года)

 

год

Стабилизационный фонд

Профицит федерального бюджета

Золотовалютные резервы

Государственный внешний долг

2003

3

8

77

98

2004

20

25

125

97

2005

40*

13**

170***

82***

* - оценка (учтен возврат долга Парижскому клубу в размере 15 млрд. долл)

** - только I квартал 2005 г.

*** - оценка

 

В прошлом году за счет увеличения золотовалютных резервов и Стабилизационного фонда государство просто вывело из хозяйственного оборота почти 50 млрд долл. США и 500 млрд руб. соответственно (табл. 1). С учетом бюджетного профицита это второй федеральный бюджет. В текущем году ситуация аналогичная.

Ясно, что самый основной и практически неразрешимый в рамках либеральной доктрины вопрос — на что расходовать деньги? На заработную плату, пенсии и пособия тратить его средства, по крайней мере в полном объеме, нельзя — инфляция все съест. Инвестировать в производство, строить, реконструировать либералы не умеют по определению. Так куда же тратить деньги?

Определенная часть денег, поступающих как в Стабфонд, так и непосредственно в бюджет, конечно, должна идти на повышение пенсий, зарплат бюджетников, на социальные программы и т.п. И дело не только в прогрессирующей деградации социальной инфраструктуры России, но и в том, что увеличение уровня жизни граждан будет стимулировать спрос, а это, в свою очередь, подтолкнет производство и экономический рост. Повышение благосостояния населения — первоочередная задача государства.

Но никакие стабилизационные фонды и золотовалютные резервы не спасут граждан, экономику, государство, если, не дай бог, начнет рушиться производственная инфраструктура: железные и автомобильные дороги, порты и аэропорты, энергетические и коммунальные сети, трубопроводные системы.

В России практически вся производственная инфраструктура построена еще при советской власти. Темпы выбытия мощностей во многих ее отраслях превышают критические уровни. Так, износ основных производственных фондов транспортного комплекса достиг 55—70% и продолжает нарастать. В газотранспортной системе он составляет в среднем 56%, причем 14% газопроводов выработали нормативный срок службы, а треть оборудования газораспределительных станций требует замены. Износ основных фондов железнодорожного транспорта превышает 63%, магистральных нефтепроводов - 70%.

Одним из важнейших направлений государственной экономической политики в России на ближайшие 5—10 лет должно стать реформирование производственной инфраструктуры. В отличие от промышленности, эти отрасли не могли быть полностью приватизированы по социально-экономическим, геополитическим, стратегическим причинам.

В то же время либеральное государство оказалось не в состоянии в условиях становления рыночных отношений обеспечить нормальный воспроизводственный процесс, финансирование инвестиций, адекватный растущим потребностям со стороны экономики и общества уровень функционирования этих отраслей хозяйства. Высокая степень износа их производственных мощностей создает опасность потери технологической устойчивости, нарастания техногенных катастроф и требует огромных инвестиционных средств, которые государство не способно обеспечить в необходимом объеме. Но других средств, кроме государственных — бюджета, Стабилизационного фонда, золотовалютных резервов, профицита, — на форсированное воспроизводство инфраструктуры пока нет. Никакие частные отечественные и иностранные капиталы не пойдут в эти отрасли, если богатое государство будет оставаться в стороне от инвестиционных процессов.

Либералы — сторонники вывоза государственного капитала за рубеж, утверждают, что государственные инвестиции в инфраструктуру из средств Стабилизационного фонда дадут инфляционный толчок. Но это неверно. Не любое использование средств Стабилизационного фонда внутри страны провоцирует инфляцию. Государственные инвестиции в автомобильные и железные дороги, мосты через реки, в порты, аэропорты, трубопроводы, ЖКХ дают не больший инфляционный эффект, чем частные инвестиции в эти же отрасли. Ведь если бы в результате межотраслевого перелива частный капитал из нефтяной отрасли пошел на финансирование дорожного и железнодорожного хозяйства, ЖКХ, то разве это дало бы инфляционный импульс? Конечно нет. Чиновникам из Минфина и МЭРТ надо всего лишь сделать предположение или представить себе, что это не государство вкладывает в инфраструктуру, а частные компании сами инвестируют новые инфраструктурные проекты из природной ренты посредством государства. Ведь, в конце концов, Стабилизационный фонд формируется за счет чистой прибыли нефтяных компаний.

Более того, инвестиции в инфраструктуру не только не дают инфляционного импульса, но и ведут к реальному дополнительному росту в этих отраслях, и, следовательно, во всей экономике в целом. Строительство и модернизация инфраструктуры — это повышение деловой активности за счет межотраслевых связей, а следовательно, — дополнительный рост и увеличение занятости во всей экономике. В результате к тому экономическому росту, который запланирован на 2006—2008 годы в размере 5—6% в год, добавился бы экономический рост за счет инвестирования в инфраструктуру на 2—3%, и страна могла бы выйти на удвоение ВВП к 2010-2012 году.

Деньги Стабилизационного фонда должны работать на реальную экономику России, для развития ее производительных сил: жилищного строительства через ипотечное кредитование, долгосрочных инвестиционных инфраструктурных проектов, человеческого капитала (образование, здравоохранение), инновационных проектов. Масштабные российские мегапроекты по освоению месторождений и строительству трансконтинентальных магистралей, новых энергетических систем, технопарки, крупные промышленные холдинги — вот что должно стать основными приоритетами государства при инвестировании средств Стабилизационного фонда.

Но этого нет и не предвидится в перспективе до 2008 года. Максимум, на что отважились либералы правительства, — создать в будущем году инвестиционный фонд в размере 2 млрд долл. (!) для реализации высокоприбыльных (норма прибыли более 7%) проектов. Типичное заблуждение либералов — они отождествляют государство с бизнесом. Однако государство — это не корпорация и не акционерное общество. Его деятельность не может оцениваться только в категориях прибыли и дохода. Задача государства состоит не в том, чтобы выискивать прибыльные проекты и финансировать их. Для этого есть бизнес, который делает такую работу лучше. Одна из важнейших задач государства состоит в том, чтобы поддерживать нерентабельные, но стратегически важные проекты, обеспечивающие жизнедеятельность населения и безопасность страны, смотреть в будущее, в том числе и отдаленное.

Кризис методологии либерализма — вот главная причина нерациональности использования средств Стабилизационного фонда. Либеральная модель управления экономикой, особенно той ее частью, которая исторически всегда находилась в государственной собственности, переживает серьезный концептуальный кризис в России. Либо либеральное крыло правительства откажется от части своих убеждений и начнет заниматься промышленной, инвестиционной, инновационной политикой, либо под угрозой окажется безопасность страны в результате лавинообразного разрушения социальной и производственной инфраструктуры.

 

ФельдПочта

№ 83 - 4 июля 2005 г.


Реклама:
-