Журнал «Золотой Лев» № 67-68 - издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

О. Крупенье

 

Реформа местного самоуправления: полный провал?

 

Ненецкий автономный округ (НАО) готовится сделать вторую попытку и провести повторные выборы в органы местного самоуправления (МСУ) до конца этого года.

В избирательной комиссии НАО подтвердили, что новые выборы в органы МСУ могут быть назначены уже на декабрь 2005 года, причем, скорее всего, днем голосования станет 18 декабря. Однако большие сомнения в то, что выборы состоятся, все же есть. Во всяком случае при нынешнем отношении к федеральному закону (ФЗ) №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», нынешнего руководства округа.

Выборы главы Заполярного района, мэра Нарьян-Мара и депутатов Советов этих двух муниципальных образований прошли в рамках всероссийской муниципальной реформы. Итоги их оказались плачевными — из-за низкой явки избирателей вообще не состоялись выборы главы Заполярного района, и было избрано всего три из необходимых 15-ти депутатов районного Совета. Явка составила 18,07% при существующем явочном барьере в 20%.

Выборы мэра Нарьян-Мара и депутатов городского Совета состоялись. При этом окружная столица подтвердила свое историческое название — в переводе с ненецкого Нарьян-Мар означает «красный город». Новым мэром стал убежденный коммунист Леонид Саблин, до 1991 года возглавлявший окрисполком. Достаточно «красным» получился и Горсовет. За Саблина проголосовали 50,43% избирателей, принявших участие в выборах. За теперь уже бывшего мэра Нарьян-Мара Юрия Родионовского, который, кстати, является лидером местной организации «Российской партии Жизни», только 37,68% горожан.

За пределами НАО результаты выборов вызвали у политологов состояние, близкое к обморочному. Во-первых, в очередной раз в одном из субъектов Федерации, да еще столь значимом — как-никак тут сосредоточены стратегические запасы нефти России — взяли реванш коммунисты. И вовсе не потому, что их позиции в НАО сильны. Просто слабы оказались другие. Тот же Родионовский свою избирательную кампанию вел настолько вяло, что невольно возникал вопрос, а всерьез ли он претендует на второй мэрский срок? Причем с самого начала он сильно подмочил свою репутацию попытками найти общий язык с новым губернатором Алексеем Бариновым. Найти — не нашел, но часть электората потерял. Родионовский стал мэром Нарьян-Мара в 2001 году и пришел в город из команды прежнего главы округа Владимира Бутова. Он никогда не воспринимался горожанами как самостоятельный политик и избран был в свое время именно как друг и соратник популярного Бутова. Другой серьезный кандидат на пост городского главы — окружной депутат Виктор Фомин («Единая Россия») — снял свою кандидатуру за несколько дней до выборов. Официальная причина — неважное здоровье. Возможно. Но есть одно «но». В последнюю, предшествующую выборам, неделю в спешном порядке стали сниматься с дистанции основные и не очень основные кандидаты, причем почти полностью выбыли из игры представители «Единой России», имевшие по всем опросам предпочтительные шансы и в Заполярном районе, и в Нарьян-Маре. Тут уж невольно начинаешь искать причины «неофициальные». Кстати, еще один интересный момент по городу — губернатор Баринов является членом «Единой России», но на выборах поддерживал не своих однопартийцев, а откровенно направил административный ресурс в пользу коммуниста Саблина.

Вообще, уже непонятно, идет ли в России та самая реформа органов местного самоуправления. Первоначально федеральный закон №131, в соответствии с которым начала распространяться по России в ритме броуновского движения реформа МСУ, должен был вступить в силу 1 января 2006 года. В ряде субъектов, где еще по старинке всерьез относятся к тому, что делают «наверху», к этому стали готовиться основательно, даже назначили и провели выборы, стали распределять полномочия, думать о бюджете. Кому-то закон нравился, кому-то — нет, но он был принят, подписан Президентом, и, стало быть, его надо было выполнять. Однако как известно, в июле этого года депутаты Госдумы рассмотрели и приняли в первом чтении еще ряд поправок в закон, одна из которых предусматривает поэтапное введение его в действие до 1 января 2009 года. Во втором чтении их предполагается рассмотреть в октябре. После этого в умах и регионах воцарилась уже полная неразбериха.

Так, например, в конце августа председатель думского комитета по вопросам местного самоуправления Владимир Мокрый сообщил:

 

«Будет зафиксировано, что в полном объеме закон вступит в силу с 1 января 2006 года. Однако предусматривается переходный период до 2009 года, в течение которого законодательным органам субъектов РФ будет предоставлено право самостоятельно определять объем полномочий для новых муниципальных образований, прежде всего, поселенческого уровня».

 

Как закон может вступить в силу в «полном объеме» уже с этого нового года, если устанавливается переходный период до 2009 года? Видимо, думские умы понимают то, что недоступно простым смертным. Впрочем, откровенное признание вице-спикера нижней палаты российского парламента Артура Чилингарова говорит о многом. Побывав в начале августа в Ненецком автономном округе на праздновании Дня оленя, Артур Николаевич, который, как известно, избирался в Думу от НАО, выступил в прямом эфире местной телерадиокомпании «Заполярье». И ответил на вопрос о реформе МСУ и 131-м законе следующее: когда депутаты подумали трезвыми головами (цитата «Заполярья»), то поняли, что закон получился непродуманным, и его надо отсрочить, а, возможно, и вообще не вводить в действие, потому что — это «еще одна армия чиновников» (цитата «Заполярья»). Возникает резонный вопрос: а на какую же голову тогда закон этот депутатами принимался?

В администрации Президента, кстати, придерживаются другого мнения. Во всяком случае, в недавнем интервью «Российской газете» помощник главы государства Игорь Шувалов заявил, что «с предложенным депутатами решением (об отсрочке закона) не согласны ни в администрации Президента, ни в Правительстве». «Думаем, что правильно было бы вводить 131-й закон с 1 января 2006 года на территории всей страны», — сказал Шувалов. По его мнению, «своей последней инициативой депутаты дали сигнал, что про реформу местного самоуправления можно на время забыть». «Это неправильный сигнал. Делать надо до конца все, что предусмотрено по графику 131-м законом. Всю работу надо завершить. И если кто-то в регионах решил, что депутатская инициатива ставит крест на реформе, то он очень сильно ошибается», — сказал помощник Президента. Но, похоже, ошибся все же сам Шувалов. Потому что депутатская инициатива уже поставила на ней крест. И это подтверждают события все в том же Ненецком округе, где под сурдинку неразберихи с муниципальной реформой в масштабах страны местные власти откровенно сорвали окружные выборы в органы МСУ.

По 131-му закону районирование производится исходя из количества проживающих на территории людей. Поскольку НАО относится к малонаселенным субъектам, он оказался разбитым всего на два муниципальных округа — Заполярный район и город Нарьян-Мар. И после муниципальных выборов пирамида власти в НАО приобретет достаточно своеобразный вид. Будет мэр окружной столицы, который «рулит» городскими делами и городским бюджетом, и будет глава Заполярного района, в который входит вся остальная территория округа с богатейшими запасами углеводородов, протяженной морской границей, добывающими предприятиями, трубопроводами, оленьими пастбищами и т.д. И будет губернатор Ненецкого округа, функции которого, в случае реализации муниципальной реформы в полном объеме, могут стать чисто представительскими. В некотором смысле — будет просто английская королева, а не губернатор, который до реализации 131-го закона обладал всей полнотой власти на вверенной ему территории. И полномочиями своими ни с каким таким Заполярным районом не делился. И бюджетом — тоже. Заинтересована ли окружная исполнительная власть в реализации реформы МСУ? Ответ однозначен — нет. Более того, в своем существующем виде 131-й закон изначально закладывает почву для конфликта между окружными и муниципальными властями, которые по всем законам природы человеческой и чиновнической начинают сразу же «перетягивать одеяло» каждый на себя, в первую очередь в вопросах распределения финансовых средств.

Спикер местного парламента Игорь Кошин заявил незадолго до выборов, что «законодательно округ готов к введению закона», В то же время он заметил, что отсрочка реализации реформы местного самоуправления Ненецкому округу «придется кстати». «Нас, в принципе, устраивает сегодняшняя система управления — администрация округа, Собрание депутатов и муниципальные образования поселенческого уровня. Она выстраивалась десятилетиями, и работает достаточно эффективно». То есть, по большому счету парламентарий высказал мнение, что округу муниципальная реформа невыгодна и не нужна.

А вот какой удивительный пресс-релиз распространила сразу же после выборов администрация НАО: «Сельское население не захотело идти на выборы по причине непонятности целей и задач новой административной единицы» (Заполярного района). «Несмотря на разъяснительную работу, люди скептически относятся к возможностям новой районной власти», — отмечалось в этом же сообщении. Ну, если уж окружной администрации непонятны «цели и задачи новой административной единицы», то и «разъяснительную работу» она вела, надо думать, соответственно. Впрочем, об этом я могу говорить не понаслышке. Буквально за два-три дня до выборов мне удалось побывать в ряде населенных пунктов округа, не самых, кстати, отдаленных от окружной столицы. Вот, например, поселок Хонгурей на Печоре. Заговариваю с местными жителями о предстоящих в ближайшее воскресенье выборах. Один из мужчин удивленно таращит глаза: «Какие выборы? Мы же уже выбрали губернатора!» Общаюсь с людьми в поселковой библиотеке, а это — самая просвещенная часть населения. О том, что предстоят муниципальные выборы, люди знают. «Обязательно пойдем! Мы всегда голосуем», — уверяют меня. Спрашиваю, кого и зачем выбирают. А как же — главу и депутатов Заполярного района. Но вот даже приблизительно ответить на вопрос, зачем в дополнение к окружным и поселковым властям нужен еще какой-то «заполярный глава» и 15 депутатов в придачу, не может никто. Спрашиваю, приезжал ли кто из Нарьян-Мара, вел ли разъяснительную работу. Нет, не приезжал, не вел. Примерно, та же ситуация в поселках Оксино и Каменка. В окружной прессе о муниципальной реформе — практически ни слова. Просмотрела подшивки газет за несколько месяцев: есть обязательные материалы окружного избиркома, распоряжения на эту тему, пара-тройка невнятных пресс-релизов администрации НАО. Но не более того. Доступно людям не объяснил суть происходящего никто. И результат — налицо. Об этом же говорил в интервью «Росбалту» после выборов и председатель Ненецкой избирательной комиссии Заур Тлябичев. Такой низкой явки, по его словам, он не помнит за все свои 14 лет работы в избиркоме НАО. Это, по его мнению, говорит, что «население недостаточно восприняло реформу МСУ, властями не было проведено необходимой разъяснительной работы, особенно в глубинке, люди не осведомлены о плюсах-минусах нового закона». «В итоге, — отметил Тлябичев, — всегда активное на выборах сельское население не пошло на участки, не был избран глава Заполярного района, не сформирован депутатский корпус».

Повторные выборы, как мы слышали, скорее всего, будут назначены на декабрь. Состоятся ли они? Ведь региональные власти или, если угодно, региональные элиты, по-прежнему не заинтересованы в реализации реформы МСУ. Ведь тогда им придется делиться серьезными полномочиями и бюджетом с администрацией Заполярного района. Окружные власти предпочитают дождаться принятия Госдумой в октябре во втором чтении поправок к 131-му закону, которые должны установить переходный период до 2009 года. В течение этого срока закон будет постепенно вводиться на территории России. А теперь смотрите: новый глава администрации НАО Алексей Баринов был избран в начале февраля 2005 года на 4 года, и именно в начале 2009 года истекают его полномочия. Он является последним избранным губернатором России, причем стал им вопреки рекомендациям Северо-Западного полпредства, которое лоббировало на этот пост бывшего гендиректора нефтяной компании «Полярное сияние» Александра Шмакова. Баринову до сих пор не удается выстроить конструктивных отношений ни с полпредом в СЗФО Ильей Клебановым, ни с федеральными властями. Его администрация постоянно твердит, что вынуждена разгребать «авгиевы конюшни» губернатора Бутова, а на самом деле, сегодня налаженная прежней администрацией социалка, какой не было практически нигде в России, уже трещит по швам. Впервые за много лет в НАО начались задержки зарплаты бюджетникам, едва не сорван Северный завоз, что для северян означает верную смерть. В конце сентября в квартирах нарьянмарцев — холодно, хотя уж топили в округе всегда от души. Избиратели помнят, как Баринов в ходе предвыборной кампании обещал пенсионерам увеличить пенсии по старости до 3-х с лишним тысяч рублей уже в марте 2005 года. Обещания своего он не выполнил до сих пор. Говорит, денег нет. Хотя прежний губернатор оставил ему на окружных счетах накопленные 1,7 млрд. рублей (более половины окружного годового бюджета). Популярность Баринова падает в регионе с каждым днем. В округе с возмущением рассказывают, что в общении с людьми любого возраста и пола новый глава НАО предпочитает единственный язык — нецензурный. И таких примеров — много. Поэтому вероятность, что Баринов будет рекомендован на второй губернаторский срок, очень низка. Но свой первый срок он, конечно, намерен использовать с максимальной пользой — как для себя, так и для команды, которую привел с собой в НАО. И муниципальная реформа с создаваемым в ее рамках Заполярным районом оказывается ему совершенно ненужной. Поэтому можно ожидать, что нынешний руководитель округа будет продолжать делать все возможное, чтобы муниципальные выборы в регионе в ближайшее время не состоялись, и федеральный закон №131 в НАО 1 января 2006 года не заработал.

 

«Росбалт», Нарьян-Мар

04/10/2005


Реклама:
-