Журнал «Золотой Лев» № 69-70 - издание русской консервативной
мысли
(www.zlev.ru)
М.Г. Делягин
Некоторые
аспекты современного налогового терроризма
Когда в своем ежегодном послании к Федеральному собранию
президент Путин сравнил действия налоговых органов России с терроризмом, не
связанные с повседневной хозяйственной деятельностью люди сочли его слова
поэтической метафорой, а то и просто преувеличением. Чего, дескать, не ляпнет
преуспевающий политик «ради красного словца»! И лишь предприниматели, не по
рассказам журналистов знакомые с налоговой практикой, видели, что президент
Путин лучше многих осознает значение понятия «терроризм» и применяет его вполне
осмысленно.
Кого назначат «недобросовестным» налогоплательщиком?
Есть вечная проблема налогового законодательства: что
считать оптимизацией налогов, а что – уклонением от их уплаты. Дотошные немцы
решают ее подробным прописыванием в законе всех запрещенных схем оптимизации
налогообложения, причем спорные или сомнительные случаи прямо согласуются
налогоплательщиком с налоговыми органами. Естественно, это чревато коррупцией,
естественно, список запретов постепенно пополняется, но налогоплательщик всегда
спокоен: он четко знает, что можно, что нельзя и с кем можно быстро и просто
посоветоваться. Эти условия комфортны.
Менее скрупулезные народы применяют более простой, но тоже
понятный и логичный принцип, запрещая как уклонение от налогообложения все
операции, не имеющие другого экономического смысла, кроме уменьшения налогов.
Налогоплательщику приходится сложнее, так как свою правоту приходится
доказывать и обосновывать, однако это возможно и потому также не мешает течению
хозяйственной жизни.
И лишь в путинской России существуют понятия
«недобросовестный налогоплательщик», «полузаконная схема» (допустимая для
«крышуемого» чиновниками бизнеса и недопустимая – для «прессуемого» ими) и даже
«агрессивное исполнение налогового законодательства». Лишь в нашей стране вы
можете быть признаны виновным и даже посажены в тюрьму не за нарушение, а за
исполнение действующего налогового законодательства, - просто если вы кому-то
не понравитесь или, как выразился депутат от «партии власти» Хинштейн, «если
Кремлю понадобится вас посадить» (ТВЦ, передача «Версты» от 7 ноября 2005
года).
История вопроса проста: в октябре 1998 года Конституционный
Суд установил, что фактом уплаты налога считается снятие средств со счета
налогоплательщика. Это решение спасло о разорения огромное число четных
бизнесменов, деньги которых в результате дефолта «зависли» в рухнувших банках,
но вместе с тем помогло мошенничествам, связанным с уплатой налогов через
заведомо «мертвые» банки и применением разнообразных вексельных схем.
По жалобе МНС Конституционный Суд вновь рассмотрел проблему
и в июле 2001 года, когда ее острота уже спала, вместо уточнения собственного
решения определил, что оно относится только к «добросовестным» налогоплательщикам.
Поскольку внятной трактовки понятий «добросовестный» и «недобросовестный» не
дано и по сей день, а решение Конституционного Суда вопреки прямому требованию
закона не оформлено уточняющим и раскрывающим его законом, налоговые органы и
арбитражные суды трактуют понятие «недобросовестного налогоплательщика» в
каждом отдельном случае по своему собственному усмотрению. Естественно, это оборачивается
произволом и, вероятно, коррупцией как в судах, так и в налоговых инспекциях.
Весьма существенно, что налоговые органы начинают все более
активно использовать свое право признавать через суд ничтожной (с изъятием не
только недоплаченных налогов, но и всех доходов) любую сделку, совершенную
вопреки понятиям основ правопорядка и нравственности. Так как стремление к
снижению налогообложения зачастую трактуется судами как нарушение этих понятий,
попытка реализовать прямо предоставляемое законом право по снижению налогообложения
может привести налогоплательщика к признанию его «недобросовестным» и к
фактическому уничтожению.
Налоговая проверка как инструмент уничтожения бизнеса
Несмотря на все мольбы бизнесменов и всю
«заинтересованность», с издевательской убедительностью демонстрируемую
представителями государства, налоговые проверки остаются в руках рэкетиров и
вымогателей «абсолютным оружием» против бизнеса.
Относительной регламентации подверглись лишь выездные
проверки. «Камеральные» же, то есть связанные с рассмотрением налоговиков
документов налогоплательщика на своих рабочих местах, проводятся и оформляются
так, как пожелает конкретный чиновник.
Он имеет право истребовать сколь угодно значительный объем
не только любых дополнительных сведений, но и любых объяснений, в том числе
нотариально заверенных. Стандартный срок, даваемый на их изготовление и доставку,
- 5 рабочих дней, - означает, при должном объеме, гарантированный паралич
проверяемой организации. При этом один и тот же документ может запрашиваться
несколько раз подряд, а штраф взимается за каждый непредоставленный (в том
числе предоставленный с опозданием) документ отдельно.
Не существует никакой нормы документального оформления
итогов камеральной проверки; зачастую они не оформляются вообще.
Соответственно, не существует никаких механизмов рассмотрения возражений
налогоплательщика и защиты его интересов.
С выездными проверками ситуация лишь немногим лучше. Да,
формально они могут проводиться не более двух, в крайнем случае трех месяцев.
Однако в этот срок включаются лишь время фактического нахождения проверяющих на
территории налогоплательщика. В результате, как и в случае уголовных дел,
широкое распространение получила практика «приостановки» проведения проверок,
растягивающих время их проведения вдвое, а то и больше, то есть до 4-6 месяцев.
Если вспомнить, что выездная проверка может проводиться дважды в год (а в организации
с филиалами она безо всяких затягиваний может продолжаться до 5 месяцев),
получается, что ограничения носят откровенно фиктивный характер, и налоговики,
как и раньше, могут круглый год развлекаться со своей жертвой, вся вина которой
состоит в факте ведения легальной хозяйственной деятельности.
Но это еще не все: существует практика проведения
«выборочных» проверок по факту уплаты отдельных налогов. То есть, проверив
уплату налога с прибыли, налоговики могут тут же затребовать те же самые
документы и тщательно изучать уплату НДС. Или еще раз изучить уплату налога
прибыли – но уже с точки зрения иного «вопроса»: например, не выручки, а
затрат. И так пока не надоест, или не договорятся, или парализованное проверкой
предприятие не погибнет.
И даже когда все вроде бы заканчивается, налоговые
структуры имеют возможность выставлять сроки уплаты доначисленных налогов в
заведомо нереальные сроки, менее 5 рабочих дней (не говоря уже о том, что
внезапные требования одномоментной уплаты значительных сумм могут уничтожить
даже вполне благополучные предприятия).
При этом налоговые проверки стали дубинкой при решении
неналоговых вопросов – от тривиального захвата собственности до обложения
церковных обедов, даваемых нищим иностранными проповедниками (после известного
возмущения Путина иностранным финансированием общественной деятельности в
России), подоходным налогом!
Президентская новация: «досудебное» списание штрафов
В середине октября 2005 года Госдума в ударном порядке
проштамповала «президентский» законопроект, позволяющий налоговым органам «в
досудебном порядке» списывать со счетов индивидуальных предпринимателей до 5
тыс.руб., а организаций до 50 тыс.руб..
При этом, несмотря на многочисленные обещания, щедро
раздававшиеся депутатами «Единой России» еще этим летом, закон никак не
ограничивает интенсивность списания указанных сумм, - так что при желании
деньги налогоплательщиков можно списывать в доход соответствующего бюджета
(особенно в бедных регионах, действительно испытывающих проблемы со средствами)
со скоростью хоть 50 тыс.руб. в минуту.
Конечно, налогоплательщик имеет право по каждому из этих
случаев – хоть каждую минуту – обращаться в суд и пытаться отстаивать там свои
права. На собственно работу времени, конечно, уже не останется, но кого это
волнует в стране, захваченной силовой олигархией? «Замучаетесь пыль глотать», -
как отметил когда-то Путин, хотя и по другому поводу.
Неисполнение обещаний является в данном случае не просто
«фирменным клеймом» партии правящей бюрократии, но, прежде всего, весьма
существенным индикатором. В самом деле: закон президентский и, если бы у хозяев
штампующих законы «телепузиков»(по меткому выражению Д.Рогозина)было бы желание
исправить его недостатки, они это сделали бы своевременно: наиболее кричащие
недостатки были им сообщены многократно.
А если нет желания, значит, недостатки и не будут
исправлены.
Весьма существенно, что бремя отстаивания своей позиции, -
а это значительные усилия, потеря времени и, в конечном счете, денег,
увеличивающая издержки всей национальной экономики, - в данном случае целиком и
полностью перекладывается на налогоплательщика. Презумпция невиновности
практически отменяется, а представители правящей бюрократии меланхолично
отмечают, что в Налоговом кодексе и нет «прямых слов о презумпции
невиновности».
Справедливости ради надо отметить, что этот порядок, по
данным правительственных источников, введен под давлением отнюдь не
налоговиков, а представителей Высшего арбитражного суда, которым просто надоело
разбирать в арбитражных судах все «копеечные» штрафы, накладываемые
налоговиками. Такие у нас судьи: вместо того, чтобы способствовать нормализации
работы налоговых инспекций, они предоставили им полную свободу произвола – в
полном соответствии с реформаторским пониманием либерализма!
Правда, и судей можно понять: высококвалифицированный
профессионал, готовый честно работать за мизерную зарплату в условиях
постоянной реструктуризации и административной перетряски налоговых органов, а
то и под угрозой насилия со стороны преступных элементов, в требуемом масштабе
существует лишь в воспаленном воображении профессиональных реформаделателей. На
практике некомплект составляет около 30% штатов налоговых инспекций, в которые
в ряде регионов принимают практически всех – даже людей с уголовным прошлым или
заведомо безграмотных. Сокращение численности налоговых инспекций во многих
местах уже превратило даже саму подачу документов в крайне сложную процедуру,
связанную с длительными и достаточно затратными для них поездками. Понятно, что
ожидаемое увеличение штатов с нынешних 166 до 180,5 тыс.чел. (по оценкам, за
счет 4,5 тыс. внутренних контролеров и 10 тыс. членов подразделений силовой поддержки)
вряд ли приведет к существенному уменьшению некомплекта.
По мнению представителя Минфина, введенный в действие закон
носит выраженный промежуточный характер и в течение одного-двух лет неминуемо
станет более последовательным. Либо президент признает свою ошибку и вернет
налогоплательщикам презумпцию невиновности, либо «доведет дело до конца» и
распространит порядок досудебного списания штрафов на все суммы без ограничения
(действительно, неясно, в чем принципиальное отличие 51 и 49 тыс.руб.?), а также
на население.
Так что, если после «обеспечения последовательности
налогового законодательства» (если оно, конечно, действительно произойдет, -
хотя, как показывает опыт, никакое предположение относительно мотиваций и
интеллекта нашего руководства не является слишком плохим) к вам в квартиру
зайдут, сломав двери, симпатичные люди с автоматами и начнут описывать ваше
имущество, не спешите проклинать Чубайса: возможно, кто-то из ваших
работодателей не перечислил в бюджет ваш подоходный налог, - а время для подачи
заявления в суд вы упустили.
Профессиональные лоббисты администрации президента
утверждают, что новый порядок никак не ухудшит реального положения
налогоплательщика. Это верно лишь в одном случае: если исходить из того, что
его уже просто нельзя ухудшить. Недаром налоговики произносят слово «недоимка»
с ударением на втором слоге, а не на третьем, - по наблюдению известного
адвоката Пепеляева, не от слова «иметь», а от слова «доить».
Налоговый террор – ключевой инструмент сознательной
коррупции
Налоговая реформа в целом, за исключением отдельных
омерзительных моментов (в частности, Единого социального налога, регрессивный
характер которого превращает саму честность в привилегию богатой части
общества), направлена на снижение налогового давления.
Почему-то принято считать, что целью этого является
увеличение средств, находящихся в руках бизнесменов, для стимулирования
экономического роста, - однако смехотворность этой замшелой либеральной
пропаганды в государстве победившей и безнаказанно резвящейся силовой олигархии
бросается в глаза.
Снижение официального налогового бремени сопровождается
неуклонным ужесточением налогового администрирования, причем при резком
усилении в этой сфере (в первую очередь в части увеличения числа возбуждаемых
уголовных дел) активности МВД, гарантированно не разбирающегося в налоговых
вопросах. Забавно: по большинству налогов уровень собираемости, по официальным
данным Минфина, существенно превышает 90, а то и 95%. В этой ситуации общее, а
не точечное ужесточение налогового администрирования даже теоретически направлено
уже не на рост собираемости налогов, а на уничтожение самих налогоплательщиков.
Поставленные в невыносимые условия существования,
налогоплательщики просто вынуждены направлять оставляемые им при помощи снижения
официального налогового бремени средства (и даже сверх них) на выкуп своего
права на существование у государственных структур, то есть на взятку.
Насколько можно понять, налоговое бремя снижается и,
соответственно, средства оставляются в руках бизнеса не столько для развития
производства, сколько для высвобождения из бюджета средств, которые при помощи
вымогательства можно будет переложить в карманы правящей бюрократии. Бизнес
выполняет всего лишь роль посредника, при помощи которого правящая бюрократия коррупционно
присваивает потенциально бюджетные средства, предназначенные на нужды общества.
Налоговый же террор, - как, впрочем, и всякий террор, - является не более чем
инструментом решения конкретной – в данном случае коррупционной – задачи.
Конечно, попутно решаются и политические задачи. Недаром в
2004 году на Лондонском экономическом форуме «лучший министр финансов» Кудрин
немало повеселил журналистов, публично сознавшись (правда, в свойственной
путинским бюрократам агрессивно-угрожающей манере), что налоговые претензии к
«ЮКОСу» были вызваны финансированием последним «не тех» политических партий.
Однако главная задача налогового террора носит все же
экономический и, более того, коммерческий характер. Являясь ключевым
инструментом системной и сознательной коррупции, налоговый террор является тем
самым и ключевым инструментом современной государственной политики.
Наиболее ярко свидетельствует об этом известное
высказывание Путина, в последнем ежегодном послании Федеральному Собранию
сравнившему деятельность налоговых органов с террористической деятельностью.
Прошло более полугода - и что же? Ничего не изменилось, а
президент, предостерегавший от налогового терроризма, своими руками
драматически усугубил его, лично предоставив налоговикам качественно новые и не
имеющие никакого оправдания с точки зрения здравого смысла возможности.
Президент России не глуп и не ленив, поэтому вряд ли это
произошло от непонимания или по халатности. Скорее, причина другая: для
руководителей нашей страны терроризм плох, лишь если он направлен против них
самих. Если же он, напротив, направляется ими и является, таким образом, хотя и
неформальным, но удобным и приятным инструментом управления страной, - тогда в
нем нет ничего неприемлемого для них!
Возможно, президент Путин сравнивал действия налоговых
органов с террором отнюдь не для того, чтобы призвать их к порядку, но чтобы
еще более запугать всех, до кого налоговики пока еще по каким бы то ни было
причинам не дотянулись, заранее лишив их воли к сопротивлению и к отстаиванию
своих прав.
Что же – возможно, это ему удалось.
Прелесть нашего президента – в его искренности и
откровенности.
Форум
17.11.05