Журнал «Золотой Лев» № 69-70 - издание русской консервативной
мысли
(www.zlev.ru)
В.Потехин
«СТРАТЕГИЯ НЕПРЯМЫХ ДЕЙСТВИЙ» И ЕЕ ПРЯМЫЕ ЗАДАЧИ
Окончание "холодной войны" стало началом нового периода
международного противостояния. Причем его формы и методы изменились настолько,
что уже не вписываются в привычные представления о войне и мире.
Это не означает, что они не использовались и раньше. Просто
их удельный вес возрос настолько, что они стали основным инструментом решения
геополитических задач. В целом эта система получила рабочее название -
"стратегия непрямых действий".
Арсенал стратегических принципов и приемов непрямого
действия был разработан еще в древней Византии, которая предпочитала косвенную
военно-политическую борьбу прямому использованию своих вооруженных сил. В
различные исторические периоды "стратегия непрямых действий"
наполнялась различным содержанием, в зависимости от имеющихся средств и взглядов
политиков на войну.
В настоящее время возможности непрямых действий значительно
увеличились. Во-первых, появились новые знания о причинно-следственных связях в
поведении человека, социальных групп, общностей, государства, цивилизации.
Во-вторых, созданы информационные технологии, с помощью которых можно оказывать
воздействие на сложные технические системы, а также на сознание, чувства и
поведение людей. В-третьих, интернационализация и взаимозависимость всех сфер
деятельности государства позволяют осуществлять скрытое влияние как на
социальную систему, так и на систему жизнеобеспечения государства, разрушая их
важнейшие элементы и связи. При этом само воздействие не расценивается как
агрессия и, соответственно, не приводит к конфронтации и обострению
военно-политических отношений.
Изменились представления политиков и о самой войне.
Вооруженная борьба перестает быть сущностным признаком войны и приобретает
следующие черты:
- является составной частью комплексного воздействия;
- носит локальный характер;
- оправдывается международными организациями;
- проводится миротворческими контингентами
многонациональных сил;
- ведется не за контроль над территорией и ее населением, а
для установления режима, управляемого или подверженного влиянию извне.
В новых исторических условиях под "стратегией непрямых
действий" (СНД) следует понимать искусство комплексного воздействия,
направленного на дестабилизацию общества изнутри. СНД позволяет реализовывать
крупные геополитические проекты, например, перераспределение сфер влияния,
раскол государств и союзов, предотвращение образования новых союзов, создание
"буферных зон" и "поясов нестабильности", получение доступа
к источникам сырья, рынкам сбыта и т.п.
В любом государстве есть внутренние экономические,
политические и социальные противоречия. Задача СНД – осуществить такое
воздействие на политическое устройство и систему жизнеобеспечения государства,
чтобы обострить внутренние противоречия, создать кризисную ситуацию и
инициировать конфликт. Следующий этап – косвенно участвуя в конфликте, оказать
моральную, информационную и материальную поддержку нужным для себя силам,
привести их к власти либо ослабить государство. Если государство ослабло
настолько, что не способно оказать значительного сопротивления, то проводится
миротворческая операция, в результате которой достигаются конечные цели. Это
общая схема реализации СНД.
Управление конфликтом носит комплексный характер и
осуществляется на всех этапах кризиса. Государство, выступающее в качестве
объекта управления, последовательно проходит следующие фазы: потенциальная
напряженность, реальная напряженность, кризисная ситуация, конфликт, разрешение
конфликта и стабилизация.
Фаза потенциальной напряженности характеризуется
относительной стабильностью. Средний (основной) социальный слой не расколот
внутренними противоречиями. Социальные группы, общности, партии, движения, а
также их интересы, позиции и цели окончательно не сформированы. Объективно
существующие противоречия не вызывают тревогу. Система государственного
управления работает нормально. Но при этом воздействие СНД направлено на раскол
основных социальных слоев, формирование групп с антагонистическими интересами и
целями, нарушение системы государственного управления, создание кризиса
ресурсов, разрушение государственной идеологии.
Для решения этих задач внутри государства создаются
политические лидеры, партии, движения, экстремистские группы, независимые
аналитические центры, СМИ. Одновременно организуются комплексное
дипломатическое, военно-политическое, информационно-психологическое и
финансово-экономическое давление извне. Все акции скоординированы и обеспечены
финансовыми средствами.
Фаза реальной напряженности характеризуется потерей
стабильности, появлением конфликтных ситуаций. Средний социальный слой
расколот. Сформированы субъекты социальных действий с антагонистическими
интересами. Энергия ожидания людей трансформируется в готовность к активным
действиям. Появиляются экстремистские группы-инициаторы конфликта. Чиновничий
аппарат чувствует себя неуверенно, нет единого мнения относительно объекта
конфликта. Государственное управление ослабевает. Возникает кризис ресурсов.
На этой фазе начинается организация и поддержка мятежа с
привлечением агентуры влияния, спецслужб и сил специальных операций. Технология
управления на этой и последующих фазах описана в американском уставе FM 100-20.
Согласно ему, в зависимости от геополитических целей конфликт может
формироваться между правительством и оппозицией, охватывая все государство,
либо между отдельными субъектами социальных действий, охватывая отдельные регионы.
Для организации управляемого конфликта в масштабах
государства решаются следующие задачи:
- объединение разрозненных политических сил, выступающих
против правительства;
- внедрение системы взглядов на будущее развитие страны;
- создание объединенного руководства оппозиции (к примеру,
теневого правительства);
- разработка программы, которая оправдывает действия
оппозиции и обещает улучшение после того, как правительство будет свергнуто;
- формирование стратегических, оперативных и тактических
целей оппозиции;
- выработка организационных и оперативных методов работы;
- завоевание поддержки критически важных социальных групп;
- изоляция правительства от дипломатической и материальной
поддержки и расширение международной поддержки оппозиции;
- подрыв уверенности в своих силах лидеров правительства и
силовых структур.
Использование насилия может простираться от забастовок и
уличных демонстраций до терроризма или партизанской войны. При этом применяются
четыре типа внешней поддержки:
- моральная – признание причин мятежа справедливыми и
важными;
- политическая – активная поддержка стратегических целей
повстанцев на международных форумах;
- ресурсная – деньги, оружие, продовольствие, советники и
обучение;
- предоставление убежища – размещение на своей территории
(с целью обеспечения безопасности) учебных центров, сил и объектов
материально-технического обеспечения.
Фаза "кризисная ситуация" характеризуется резким
обострением конфронтации, угрожающей приоритетным ценностям, интересам и целям
конфликтующих сторон и потерей нормального государственного управления. Это период
наибольших колебаний среди участников возможного конфликта. Всех волнует
вопрос: начинать или не начинать активные действия? Каковы их последствия? Если
начинать, то когда, где и как? Поводом к конфликту является инцидент, который
определяет его начало и характер. Открытое использование оружия делает конфликт
военным.
Фаза "конфликт" характеризуется открытым
столкновением. В этой фазе социальные процессы также носят управляемый
характер. Военный конфликт ведет к резкому нарастанию кризиса ресурсов и обострению
других противоречий. Он может быть представлен мировому сообществу как угроза
миру и повод для введения миротворческих сил. Финальная фаза характеризуется
возвращением к новой стабильности. Это достигается либо в результате
согласования позиций конфликтующих сторон, либо в случае невозможности
продолжать борьбу. После достижения мира восстанавливается государственное
управление.
В тех случаях, когда государство не может противостоять
открытому внешнему вмешательству, проводится миротворческая операция и
государство приводится в состояние, при котором им можно управлять.
…Складывающиеся отношения между Беларусью и Россией
представляют для стран Запада вполне реальную угрозу. Именно здесь формируется
и проходит апробацию новая модель организации "большого
пространства", которая может стать привлекательной и для других постсоветских
государств. В результате есть опасность утраты ряда геополитических
преимуществ, приобретенных Западом после окончания "холодной войны".
В связи с этим стоит обратить внимание как на возможности,
так и на практику применения СНД в отношении Беларуси, по следующей схеме:
- поддержка оппозиции, выгодной Западу, с одновременным
проникновением ее в государственные структуры;
- дискредитация режима и представление его в качестве
угрозы международному миру и демократии;
- получение санкций международных организаций для
проведения миротворческой операции;
- настойчивое стремление к проведению "свободных
демократических" выборов с целью смены политического режима;
- комплексные санкции и международный трибунал в Гааге над
"военными преступниками".
Это наиболее общая схема, опробованная еще в Югославии; в
ней каждая фаза готовит условия для последующей. Однако она может оказаться
достаточной для достижения поставленных целей. Поэтому в последние годы в
отношении Беларуси предприняты следующие принципиально важные действия:
- члены оппозиции включены в международные организации, они
ведут в них работу по перехвату легитимности на международном уровне;
- созданы центры оппозиции за рубежом;
- усилена кампания вокруг вопроса о соблюдении прав
человека в Беларуси;
- частично свернуты отношения стран Запада с официальной
властью Беларуси;
- Беларусь включена в зону ответственности Европейского
командования США.
* * *
Из всего этого необходимо сделать практические выводы.
Первый и главный состоит в том, что признание на официальном уровне как самого
факта применения СНД, так и выявление ее сущностных признаков имеет самое
непосредственное отношение к безопасности государства.
STOLETIE.РУ
7.09.05