Журнал «Золотой Лев» № 69-70 - издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

Г. Гриценко

 

Многофункциональный тупик российской столицы

 

То, что развитие Москвы зашло в тупик, – факт достаточно очевидный. Многокилометровые пробки на улицах, давка в метро, низкое качество социального обслуживания и дорожающие коммунальные услуги, резкий разрыв в уровне жизни основной массы населения и преуспевающих слоев  – это далеко не полный перечень трудностей, с которыми каждый день сталкивается живущий или работающий в городе гражданин.

К сожалению, обычный гражданин ничего с этим сделать и не сможет, так как это не его задачи, а городского управления. Ну, а городское управление наше старается, конечно, как может, но, судя по всему, все равно тащится в хвосте событий, а не работает на опережение. При этом нельзя сказать, что у города больше нет резервов, за счет которых он мог бы развиваться дальше. Эти резервы, безусловно, есть, но московские городские власти очень слабо их используют.

Складывается впечатление, что они еще не определились, каким именно городом будет Москва: административным центром страны, промышленным гигантом, транспортным узлом, деловым центром, научным и образовательным парком или рекреационным пространством с его гостиницами и туристами, музеями и библиотеками, бульварами и парками, кафе да ресторанами, бутиками и супермаркетами, военными парадами и народными гуляньями, прогулками на речных трамвайчиках по Москве-реке, сидением всю ночь в казино и прочими прелестями современной городской жизни.

Сейчас на карте города присутствуют все эти функции, и от этого Москва становится, несомненно, причудливой, но жить в таком конгломерате очень и очень тяжело. И основной упрек, который можно предъявить городской власти, как раз в том и состоит, что она пытается этот конгломерат сохранить, - ей это все равно не удается. В результате мы имеем все те прелести быта, о которых шла речь в самом начале.

Если мы хотим, чтобы напряжение городской жизни несколько спало, городскому управлению надо бы отказаться от одной-двух функций, которые сейчас выглядят явно избыточными, и сосредоточить свое внимание на развитии остальных.

В Москве сейчас существуют две совершенно избыточные функции – это промышленность и внешний транспорт. Именно производственные корпуса и станционные склады занимают гигантскую часть городской территории, причем в очень хороших местах. Именно они привлекают к себе мощные транспортные потоки, забивающие городские магистрали. Отсюда задача городского управления, как она нам представляется, - отправить эту промышленность с транспортом куда подальше, тем более, что у нас в стране места много, и разместиться ей будет где.

При этом, конечно, речь не идет о том, чтобы вынести из города всю промышленность целиком. На такое мы не замахиваемся, да это и невозможно. В его черте в любом случае должны остаться «обеспечивающие» производства, без которых его функционирование будет крайне затруднительным: пищевая промышленность, депо общественного транспорта, теплоэнергохозяйство, службы городского хозяйства, промышленность строительных материалов, ремонтные организации, пошив одежды и создание мебели на заказ, типографии и издательства, предприятия связи и тому подобные хозяйственные единицы, поддерживающие жизнь города и горожан. Остальное – на вылет, вернее, на вынос, за городскую черту, в любую другую точку на карте Российской Федерации или, в качестве исключения, в одну промышленную зону, которая наверняка в Москве останется.

Нельзя сказать, чтобы мэрия города ничего не делала в этом направлении. Кое-какие предприятия выносятся, но процесс не носит глобальный характер. По мнению лиц в городском управлении, причастных к этому процессу, они не могут его форсировать, во-первых, из-за потерь бюджета от выпадения налогов, которые платят эти предприятия, и, во-вторых, из-за большого количества безработных, которые тут же появятся после закрытия предприятия – ведь вряд ли кто из москвичей захочет переехать вместе с родным заводом далеко от любимой столицы. От себя добавим, что процесс выноса предприятий идет медленно еще и потому, что значительная их часть – предприятия военно-промышленного комплекса, а их попробуй тронь.

Как нам представляется, относительно финансовых потерь и возможной безработицы мэрия немного лукавит. Достаточно большое количество московских заводов дышит на ладан и больших доходов в городской бюджет не приносит. Более того, город очень часто им подкидывает субсидии по тем же социальным соображениям. Так что бюджет Москвы мало что потеряет, если ряд компаний полностью прекратит свое производство и навсегда исчезнет с карты города. Конечно, если среди них будут прибыльные компании, то это будет финансовой потерей, но что делать – без этого иногда не обойтись. Тем более, что эти прямые потери можно будет возместить не менее прямыми доходами – земля, которую они занимали, наверняка будет использована под более выгодные объекты, и с течением времени вернет в бюджет все то, что он потерял раньше.

Что же касается безработицы, то в ответ на это возражение можно спросить: а почему город привлекает такое большое количество иногородних граждан и, прямо скажем, иностранцев? Что, коренных москвичей уже не хватает для выполнения всех работ по городскому хозяйству и в смежных отраслях? Наверное, не хватает, если такое большое количество привлеченной рабочей силы трудится в производственно-бытовом секторе города. А раз своего труда не хватает, то трудоустройство высвобождаемой рабочей силы может быть проведено более или менее успешно. Конечно, часть людей может не захотеть менять профиль своей деятельности, но что делать – такие трудности всегда были, есть и будут, и городской бюджет наверняка сможет платить им пособия по безработице, если сейчас субсидирует ряд промышленных предприятий. Кроме того, социальные соображения почему-то отнюдь не мешают выгонять необходимые в пределах города мелкие производства, арендующие оборудованные производственные цехи, и отправлять их далеко за кольцевую дорогу в пустые ангары, когда находятся желающие цехи снести и разместить на их месте что-нибудь более прибыльное.

У предприятий транспорта, кстати, сложностей будет меньше, чем у промышленных предприятий, хотя строительство новых пакгаузов и железнодорожных станций может обойтись в приличную сумму. Но без этого уже никак не обойтись – масса компаний грузового транспорта расположена практически в самом центре Москвы, и выводить ее за пределы города или на окраины жизненно необходимо.

Критерием исполнения этого плана будет наличие или отсутствие на территории города завода «ЗиЛ». Вот если его вынесут,

 

Полит.ру

29 ноября 2005


Реклама:
-