Журнал «Золотой Лев» № 69-70 - издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

Р. Сафиуллин

 

Маленькая ферма с голубым бассейном

 

Прочел аннотацию нового масштабного кино-проекта ОРТ "Первый после Бога". Прототип главного героя, очевидно Александр Маринеско… Как-то тоскливо на душе — доколе же это будет продолжаться? Из фильма в фильм убивают великую историю нашей Родины. Великая история Родины выхолащивается и низводится до мелочных страстишек одних "маленьких людей" и больших гадостей других "маленьких людей", которые олицетворяют государство. Маленькие страсти маленьких людей на фоне больших исторических событий, это вполне по-американски и значит, вполне современно, а вот дальше начинаются различия…

У американцев "маленькие страсти" их подъемы и падения прямо коррелируют с историческим фоном, создавая дополнительные переживания для зрителей, как в личностном контексте, так и в мировоззренческом — в осознании величия собственной Родины и ее истории.

В нашем современном кинематографе наблюдается несколько иная картина.

Полагаю, что если сегодня будут снимать фильм о битве на Курской дуге, следуя логике уже отснятых картин, в центре внимания картины будет не грандиозное танковое сражение, не армады железных титанов, не доблесть солдат и командиров с обеих сторон линии фронта — в центре картины должны быть маленькие люди, их праведные и мелкие страстишки, и, конечно же — как же без них?! — злостные агенты НКВД, которые будут хватать наших доблестных танкистов и всячески мешать им воевать с немцами.

В "нашем новом кино", прежде всего, бросается в глаза мелочность и узость контекста. Мелочность и отсутствие масштаба возведены в правило — касается ли это изображения великих исторических личностей или, тем паче, "маленьких" людей. Современные очень талантливые актеры, не "вытягивают" своих ролей до необходимого уровня, этого не удается сделать — несмотря на толщину бюджетов и старания не менее талантливых режиссеров и продюсеров. Создается впечатление, что режиссеры с актерами оказываются просто неспособными перепрыгнуть через некий барьер и изобразить своих героев как-то иначе. Не способны поднять и возвысить их образы, окутать аурой величия и тайны — т.е. сделать то, что всегда удавалось делать великим режиссерам прошлого (С.Эйзенштейну, М.Рому и др.)…

Иосиф Сталин в "Московской саге", подобно мелкому купчику, который в шинкарне раздает пятаки холопам, раздает на балу звания маршалов. Сталин, сыгранный А.Джагарханяном в "Звезде эпохи", по меткому выражению одного из критиков, скорее напоминает "Старичка-Боровичка", чем сурового гения с "его нелегкой временами, крутой и властной правотой".

Личность в этом кинематографе всегда находится в непримиримом противоречии с государством и теми, кто его представляет. Непримиримость эта для героев второго плана, как правило, заканчивается летальным исходом. Герои же первого плана, как им и положено, мужественно проходят все "круги ада".

При этом, зритель не видит феерического финала "по-американски", в котором победа духа личности усиливается мажорным историческим фоном. Акцент в финале "наших новых кинофильмов", как правило, делается на том, что герой победил "не благодаря, а вопреки". При этом, "посрамление злодеев" имеет играет отчетливо второстепенную роль и допускается, в конечном счете, ради сохранения "блокбастерной" проформы. Именно в этом заключается главное отличие "нашего нового кино" от американского кинематографа.

Таким образом, происходит отделение личности и ее интересов от государства, более того, вживляется тезис том, что они находятся в непримиримом и неснимаемом противоречии. Личность — если это личность "с большой буквы" — всегда противостоит государственной системе. Не противостоят ей только лизоблюды, карьеристы и подлецы. Навязывается тезис, что государство и "служилые люди", по определению, продажны, трусливы и порочны. И это неудивительно. В конце концов, все "наше новое кино" вышло из старой доброй "диссидентской шинели", а потому не может не нести на себе отпечаток мировоззрения диссидентских кухонь.

Удивительная последовательность в реализации такой "антигосударственнической" кинематографической концепции, как правило, объясняют с помощью причудливых "коспирологических" схем. Некоторые из них выглядят довольно убедительно, тем не менее, что дело тут не в "заговоре" (или, скажем так, не только в нем). Кинематограф (любого жанра, формата, назначения) всегда, точно отражает свою эпоху. Самую ее суть. Со всеми ее язвами и болячками. Более того,  кинематограф — как и любое другое искусство — мистическим образом приоткрывает завесу будущего для эпохи, в которую он создается.

Сталинские исторические эпопеи ("Адмирал Ушаков", "Александр Невский" и др.) абсолютно точно отражают контекст грандиозных прорывов и исторических побед эпохи Сталина. Необходимость их идеологического и политического обоснования, потребовала обратиться к историческим примерам, воззвать к героям прошлого, чтобы обозначить "связь времен", показать преемственность собственной эпохи с великими победами русской истории. Даже классическая сталинская мелодрама "Свинарка и пастух" — просто пастораль. Она удивительно точно отражает романтическое переживание сталинской эпохи ее современниками — "маленькими людьми большой единой страны".

Брежневско-андроповский сериал "17 мгновений весны", точно также, отражает свое время. Все эти "старины мюллеры" и "душки шеленберги" являют собой образы безупречных партийных технократов на фоне разрушающегося огромного государственного организма. "Идеальные технократы", смотрят в будущее, они "отдают себе отчет" в происходящем и планируют выплыть чистыми и респектабельными господами из мутной воды грядущего безвременья. "Технократ-чекист" Штирлиц, как идеальный образ героя, как оказалось впоследствии, показал нам облик будущего президента страны. А слова Мюллера про "маленькую ферму с голубым бассейном", похоже, описывают финальные страницы биографии Путина-человека, которая, несомненно, продолжится и после того, как в биографии Путина-политика будет поставлена жирная точка.

 

АПН

14.11.2005


Реклама:
-