Журнал «Золотой Лев» № 71-72 - издание русской консервативной
мысли
(www.zlev.ru)
Ю. Годин
ведущий научный сотрудник
Центра внешнеэкономических исследований
Института экономики РАН
ПРОЩАЙ,
«ГАЗПРОМ»?
Госдума узаконила вторую волну приватизации в России
9 декабря этого (2005) года наверняка войдет в новейшую
истории России как судьбоносная дата. В этот день Государственная дума приняла
в окончательном чтении Федеральный закон «О внесении изменений в статью 15
Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации». Этот документ,
помимо прочего, снял ограничение для иностранцев на приобретение предельной
доли акций ОАО «Газпром», которая ранее не превышала 20 процентов.
Законопроект был внесен в Государственную думу по
инициативе депутата В.А. Язева, который сослался на поручение Президента РФ
подготовить к либерализации рынок акций ОАО «Газпром». Что ж, поручения главы
государства надобно исполнять, и доводы г-на Язева не вызвали возражений у
депутатов. Но коль скоро в ходе прохождения судьбоносного для страны
законопроекта в Государственную думу поступил только один внешний «Официальный
отзыв Правительства РФ», думается, есть все же необходимость посмотреть на
ситуацию глубже.
Чтобы лучше понять, почему к дележу самой ликвидной и самой
крупной собственности в новой России теперь приглашают иностранцев, совершим
краткий экскурс в историю проведения российских реформ.
Напомним, что в России с 1992 г. внедряется экономическая
модель, направленная на минимизацию государственного вмешательства в экономику
(либерализм) и перенос центра тяжести ее регулирования на денежные рычаги
(монетаризм).
Современные теории либеральной экономки, вот уже почти 15
лет формирующие управленческую надстройку в России, появились у нас с подачи
демократической партии США в начале 1990-х годов. С помощью молодых российских
учеников администрация американских демократов помогла правопреемнице СССР
избрать концепцию рыночной трансформации России, получившей название
«Вашингтонский консенсус». Ее изначальные параметры имеют схожие черты с
монетаристской теорией, в соответствии с которой функции государства ограничиваются
главным образом регулированием денежной сферы (то есть сферой обращения) при
игнорировании производства.
Понятно, что «либеральные реформы по-российски» идут
вразрез с национально-государственными интересами России. По мнению, например,
специалиста по теории национальной безопасности профессора Российской академии
государственной службы при Президенте РФ А.А. Прохожева, в стране произошла
частичная деиндустриализация отечественной экономики. «С возрастанием подробных
угроз экономической безопасности, — пишет он, — может появиться реальная
опасность для нашей страны, сравнимая по своим последствиям с открытой военной
агрессией».
Бывший экономический советник президента Клинтона
нобелевский лауреат Джозеф Стиглиц неоднократно говорил о своей непримиримости
к «экстремистским стратегиям проведения реформ, таким как «шоковая терапия»,
столь позорно провалившаяся в России». Заметим, что подобные аналитические
оценки авторитетных зарубежных специалистов и разумные рекомендации ведущих
экономистов Российской академии наук не берутся во внимание отечественными
либералами и, по-видимому, вряд ли поколеблют кредо верховной российской
власти: «Меньше государства в экономике!»
Почему же российские либералы так активно выступают против
активной роли государства в экономике?
Формирование современной системы мирохозяйственных связей
происходит в рамках так называемого неолиберального мирового экономического
порядка.
Согласно неолиберальным концепциям, право на существование
имеют только конкурентоспособные по международным стандартам предприятия,
каковых в постсоветском мире очень мало. Вместе с тем конкурентоспособные
российские компании, такие как ОАО «Газпром», РАО «ЕЭС России», ОАО «РЖД» и
др., западные неолибералы предлагают разукрупнить, чтобы сначала снизить их
«вес» на мировом рынке, а затем взять под непосредственный контроль. Любой
экономист-международник, стоящий на позициях приоритета национальных государственных
интересов, будет всегда без доли сомнения констатировать, что такое развитие
чревато обострением для России многочисленных проблем экономического,
социально-экономического и геополитического характера.
Судя по опубликованным планам российского правительства,
которые, надо заметить, вполне вписываются в прокрустово ложе отмеченных нами
неолиберальных концепций, самые крупные и лакомые куски бывшей общенародной
собственности в ближайшие годы не только окончательно уйдут из телевизионной
рекламы в виде «национального достояния», но и фактически перестанут
принадлежать россиянам. По оценке многих российских экономистов, в частности
академика РАН В.В. Ивантера, ускоренная приватизация энергетической отрасли
будет представлять собой еще один «довольно крупный эксперимент над
экономикой».
Узаконивание либерализации рынка акций «Газпрома»
Государственная дума утвердила с помощью «контрольного пакета» депутатских
голосов проправительственной фракции при поддержке депутатов от ЛДПР. Фракции
КПРФ и «Родина» голосовали против законопроекта. Какие же аргументы в пользу
этого решения были приведены депутатом Государственной думы В.А. Язевым?
Их два. Первый аргумент не вызывает сомнения: курс на
консолидацию контрольного пакета акций в руках государства необходим. Второй
аргумент — «Газпром» якобы реально недооценен по стоимости мировым сообществом,
поэтому необходимо открыть рынок его акций для иностранных инвесторов, чтобы
повысить капитализацию нашей газовой компании с нынешней стоимости в 130 млрд
долл. до уровня 600 млрд долл., — сомнителен.
Попытаемся проанализировать и дать экспертную оценку
второму аргументу депутата, опираясь на общемировую практику капитализации
компании. Есть, на наш взгляд, по крайней мере пять «но», вызывающих сомнение в
необходимости привлечения иностранного капитала в «Газпром».
Первое «но». Хотя контрольный пакет — 50% + 1 акция —
остается в руках государства, иностранные компании могут получить блокирующий
пакет (в соответствии с акционерным правом это обычно 25% акций плюс одна
голосующая акция). Это наложит определенные ограничения на выработку и
проведение политики правлением «Газпрома», прежде всего стратегического
характера.
Второе «но». Иностранные акционеры могут и не согласиться с
нынешней политикой «Газпрома» при формировании ценообразования на внешних
рынках, и прежде всего на европейском газовом рынке. И уж точно будут тормозить
стремление России использовать «Газпром» в качестве геополитического орудия в
проведении своей внешней политики. Например, при попытке Москвы заставить
неплатежеспособный и недружественный Киев платить за газ по мировым ценам. Или
наоборот — в случае оказания экономической помощи Минску в виде дешевого газа
как первому и верному стратегическому союзнику России, в том числе за
содержание белорусами нужной нам военно-технической инфраструктуры оборонного
значения.
Третье «но». Почти неизбежно предстоящая распродажа газовых
акций иностранцам приведет к большой упущенной экономической выгоде, поскольку
акции «Газпрома» останутся недооцененными даже на уровне 600 млрд долл.,
несмотря на их сегодняшний высокий курс. Учитывая исключительную роль
«Газпрома» в обеспечении газом потребностей внутри России и в его экспорте,
акции «Газпрома» будут в дальнейшем расти в цене, и тот, кто их приобретет в
ближайшее время, безусловно выиграет, а Россия в стратегическом плане
проиграет.
Четвертое «но». При нынешнем состоянии федерального бюджета
и финансовом положении «Газпрома» нет необходимости в широком привлечении
иностранного капитала в компанию. Об этом свидетельствует, в частности,
сравнение показателей прибыльности «национального достояния» и зарубежных
компаний. Так, норма прибыли, по данным американского журнала «Форбс»,
составляла, например, по состоянию на апрель 2004 года 19,5% у «Газпрома» при
сравнительно скромных показателях у ведущих западных компаний: 9,4% у Exxon
Mobil (США), 4,4% у ВР (Великобритания), 6,3% у Royal Dutch/Shell Group
(Нидерланды/Великобритания), 6,7% у Total (Франция). Следовательно, для
увеличения реальной капитализации (по определению, это превращение прибыли,
дохода в капитал, использование его на расширение дела и самой компании) у
«Газпрома» есть достаточный резерв.
Наконец, пятое «но». Государство не должно ограничивать
свои позиции в ключевой энергетической сфере, допуская иностранный капитал в
«Газпром» с крайней осторожностью и при крайней необходимости. Нужно всегда
помнить о геополитической роли «Газпрома».
В любом случае решение такого ключевого вопроса не должно
приниматься без глубокой и детальной оценки экспертов, политиков, бизнесменов.
Почему же верховная власть не посчитала нужным прибегнуть к подобным оценкам,
проявляя удивительную поспешность в проталкивании законопроекта через Госдуму?
Первая причина обусловлена вступлением России в ВТО и
согласием российского руководства «подтянуть» внутренние цены на природный газ
до общемирового уровня. Либеральное ценообразование с ориентацией на дешевый
природный газ на российском внутреннем рынке не устраивает Запад. Ведь
российские товаропроизводители, потребляющие газ, имеют существенное
преимущество по сравнению с западными товаропроизводителями из-за меньших
издержек производства.
Либерализация рынка обыкновенных акций «Газпрома» — это
серьезная уступка Западу и западным ТНК, которая не сразу, но приведет к
экономическим, социально-экономическим и геополитическим потерям России.
Вторая, может быть даже самая главная, причина, вследствие
которой Кремль инициировал ускоренное прохождение нового федерального закона, —
это политическое будущее нынешнего Президента РФ и его ближайшего окружения.
Без всякого сомнения, существует своего рода сделка между
Кремлем и Западом по поводу судьбы кремлевских управленцев или тех, кто за ними
стоит.
Таким образом, после приватизации нефтяного комплекса,
который теперь обслуживает экономику западных стран, и предстоящего легального
иностранного участия в делах нашей самой ликвидной и конкурентоспособной
компании Россия добровольно расстается со своими державными признаками.
Остается подождать еще немного — до 1 января 2007 года, когда воплотится мечта
А.Б. Чубайса и закончится процесс расчленения и распродажи РАО «ЕЭС России».
ФельдПочта
12.12.05