Журнал «Золотой Лев» № 71-72 - издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

Я. Амелина

 

Приднестровье разменяли в «газовой игре»

 

«Россия сдала Приднестровье», — таково общее мнение и приднестровцев, и сочувствующих им русских после обнародования совместного заявления президентов России и Украины от 15 декабря 2005 г.

 

На встрече участников и наблюдателей процесса приднестровского урегулирования, состоявшейся 15-16 декабря в Тирасполе и Кишиневе, стороны договорились разработать проект документа об условиях деятельности международной миссии по мониторингу военно-промышленного комплекса Приднестровья. На следующем саммите в формате «5+2» (Россия, Украина, Молдавия, ПМР, ОБСЕ плюс недавно присоединившиеся к ним США и Евросоюз), намеченном на 26-27 января, миссия ОБСЕ представит проект ее полномочий и рекомендации для проведения свободных и демократических выборов в Верховный Совет ПМР. Правда, выборы в приднестровский парламент... уже прошли — 11 декабря. ОБСЕ, страны Запада и Украина заранее отказались признать их итоги. Россия же, словами официального представителя МИД РФ Михаила Камынина, 13 декабря заявила, что принципы «регулярности, транспарентности и демократичности процесса» на приднестровских выборах в целом были соблюдены, и «избранному Верховному Совету предстоит теперь активно включиться в решение текущих проблем региона», в числе которых — урегулирование приднестровской проблемы. «Важен настрой депутатов на конструктивный диалог с Кишиневом, формирование климата доверия и снижение уровня противостояния между сторонами конфликта», — заявил официальный представитель российского МИДа.

Таким образом, Москва, пусть с оговорками, но вроде бы успела признать итоги приднестровских выборов. Именно так заявление МИДа восприняли в самом Приднестровье и за его пределами. Однако дальнейшие события показали, что эти выводы преждевременны. Вечером 15 декабря президенты России и Украины Владимир Путин и Виктор Ющенко обнародовали совместное заявление, которое произвело эффект разорвавшейся бомбы. Не зная, как комментировать этот документ, государственное информагентство ПМР «Ольвия-пресс» решило вообще не давать информацию о нем.

Москва и Киев приветствовали возобновление переговоров в формате «5+2» (недавнее появление «двойки» осталось незамеченным, хотя знаменовало собой принципиально иной уровень участия США и ЕС в разрешении конфликтов на постсоветском пространстве), напомнив, что «урегулирование приднестровской проблемы будет осуществляться путем определения и законодательного закрепления особого правового статуса Приднестровья на основе соблюдения суверенитета и территориальной целостности Республики Молдова».

Окончательное урегулирование должно осуществляться исключительно мирными средствами, при этом «Российская Федерация рассматривает украинские инициативы как важную основу, позволившую разблокировать переговорный процесс и придать ему новый импульс, а Украина считает существенными последние российские наработки, подготовленные в их развитие».

Напомним, что известный «план Ющенко» предполагает развитие в ПМР при содействии Киева «демократии, гражданского общества и многопартийной системы», проведение «свободных и демократических выборов», трансформацию нынешнего формата миротворческой операции в Приднестровье в механизм военных и гражданских наблюдателей под эгидой ОБСЕ и т.д. Фактически, принятие «плана Ющенко» означает добровольный отказ Москвы от участия в решении проблем приднестровского региона.

О том, что Приднестровье отныне полностью исключено из российских внешнеполитических раскладов, прямо говорят формулировки заявления двух президентов. Страны-гаранты подтвердили свою «готовность оказать максимальное содействие многонациональному народу Республики Молдова в становлении демократического, правового и нейтрального государства, основанного на принципах единства территории». Москва и Киев придают большое значение «созданию условий для проведения транспарентных и демократических выборов в Верховный Совет Приднестровья при участии международного сообщества».

К чему тогда двумя днями ранее произносились слова Камынина — совершенно непонятно. По-видимому, МИД действует по своей программе, а администрация президента — по своей, и это многое говорит о скоординированности российской внешней политики.

«Важным шагом в контексте украинской инициативы может стать учреждение Международной оценочной миссии под эгидой ОБСЕ для анализа ситуации и выработки соответствующих рекомендаций», утверждается в заявлении президентов. Что касается формата миротворческой операции, Россия и Украина «исходят из целесообразности ее трансформации в мирогарантийную операцию под эгидой ОБСЕ по итогам приднестровского урегулирования».

Итак, Москва передала решение судьбы днестровского Левобережья и его жителей в руки западных структур, действующих как самостоятельно, так и через подконтрольный им Киев. Конечно, это еще не означает автоматической самоликвидации ПМР. «В республике есть люди, готовые скорее снова взяться за оружие, чем согласиться на «воссоединение» с Молдавией», — заметил «Росбалту» тираспольский политолог Виктор Мартынов. Перспективы дестабилизации в регионе, полагает он, зависят от того, хватит ли Кишиневу ума провести «мягкое» поглощение Приднестровья. В любом случае, убежден политолог, любой «особый статус» после возвращения ПМР в состав Молдавии окажется фикцией и в скором времени останется только на бумаге, как это случилось с Гагаузией. «И вот тогда-то Кишинев отыграется на приднестровцах по полной программе», — считает Мартынов, прогнозируя массовый отъезд жителей Левобережья в Россию и сопредельные страны.

Все эти последствия — не говоря уж об окончательно подорванном доверии к Москве и самих приднестровцев, в большинстве своем однозначно ориентированных на Россию, и их «товарищей по несчастью» из других непризнанных республик — были вполне очевидны и легко просчитывались. В чем же причина «проющенковской» позиции, занятой российским руководством в приднестровском вопросе?

«Сенсационное заявление по Приднестровью появилось в разгар «газовой войны» между Россией и Украиной, — заметил «Росбалту» член совета Ассоциации политических экспертов и консультантов Владимир Горюнов. — И сразу после него накал страстей явно пошел на убыль. Украина разом забыла о своих планах несанкционированного отбора газа, Европа, ранее самоустранившаяся от решения проблемы газового транзита через Украину, фактически встала на сторону России, а американский Госдеп и вовсе заявил, что всё это — проблема российско-украинских взаимоотношений».

Похоже, что фактическая сдача Россией Приднестровья стала ценой невмешательства Запада в разрешение газового спора. Понятно, что без деятельной поддержки Европы и Америки Украина не сможет шантажировать Россию, отстаивая привычные для себя заниженные цены на российский газ.

Россия не впервые приносит свои долговременные интересы в жертву тактической выгоде. «Вспомним, что Аджарию сдали в обмен на обещания Тбилиси сохранить в Грузии российские военные базы, — напоминает Горюнов. — Правда, не прошло и пары месяцев, как про эти обещания благополучно забыли, но дело было сделано». Теперь же к политической «наивности» кремлевских тактиков примешивается стойкий запах чьих-то вполне очевидных финансовых интересов». Молдавию же вообще никто не спрашивает — судьба ПМР как решалась, так и решилась в Москве, Вашингтоне и Страсбурге, а не в Кишиневе и Киеве.

Теперь, после «назначения» Киева «смотрящим» по Причерноморью, вопрос перехода Украины на новые цены в расчетах за газ практически решен. Правда, какими в итоге они окажутся, и будут ли действительно соответствовать рыночным, мы еще увидим. Что касается Приднестровья, то, считает Виктор Мартынов, в течение 2006 года его судьба будет окончательно решена в рамках Молдавии.

Именно на ПМР обкатывают технологии «зачистки» непризнанных постсоветских государств. В будущем году очередь дойдет до бывших грузинских автономий — Абхазии и Южной Осетии.

 

Росбалт, 20/12/2005


Реклама:
-