Журнал «Золотой Лев» № 71-72 - издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

Д. Тукмаков

 

«МИЛАЯ, НЕ ТРАТЬ ВРЕМЯ!»

Пятнадцать лет нация топчется на месте

 

Россия снова становится страной дефицита. Столичным мегамоллам не хватает чубайсового электричества, и свет в Москве будут вырубать в морозы. В железобетонных колоннах бассейнов и аквапарков, понастроенных в 90-е, не хватает как железа, так и бетона; крыши падают прямо на голых людей, потому что в России не достает также честных чиновников и ревизоров, которые могли бы людей спасти, да не судьба. Не хватает средств для определения уровня бензола в реках, и своевременные китайцы уже оказывают нам техническую помощь, сплавляют по Амуру вместе с ядовитым пятном еще и специалистов. Также наблюдается дефицит чистой донорской крови: вирус иммунодефицита освоил в России новый для себя способ распространения — прямо через стерильные приборы в медицинских клиниках и родильных домах. Громкие эти темы сейчас на слуху, это новости номер один.

Но, кажется, сильнее всего нации не хватает того, что у политологов носит название "социального времени". То есть сотен миллионов человеко-часов дружной, совместной работы всей или почти всей нации, мобилизованной на какое-нибудь действительно важное дело: модернизацию экономики, ликвидацию бедности, научно-техническое перевооружение, решение демографической проблемы.

В условиях усугубляющегося цивилизационного отставания, на фоне стремительно растущих "драконов и тигров" Дальнего Востока и Персидского залива, Европы и даже вчерашних союзных республик, Россия бездарно разбазаривает свое социальное время. Простаивает на линии старта, словно надеется, что остальных "спортсменов" вот-вот вернут назад после нечестного фальстарта. Ждет чего-то, и всё, чем она занята — общенациональным, переходящим в баталии, суесловием про Чубайса и аквапарки, про бензол и СПИД.

Русская нация "разгружена". Ничем не занимается, предоставлена самой себе, лишена всех ценностных футурологических установок, которые обосновывали бы, ради чего стоило бы прожить еще годков пятьдесят тем десяткам тысяч русских людей, что ежегодно сводят счеты с жизнью.

Об исторической "усталости" нации, об "аллергии к большим проектам", о том, что "Россия надорвалась", говорят все двадцать "отдохновенных лет". Построение коммунизма? Заселение Солнечной системы? Да в своем ли вы уме: нам бы от нигерийской тюрьмы отбиться да от норвежского катера уйти! Впрочем, даже на приземленные, безотлагательные дела не остается ни времени, ни сил: хорошо бы армию перевооружить или сельское хозяйство наладить, но как-то ”не радует”.

Причины такой апатии довольно банальны: вам назовет их любой, стоит лишь накатить всем по триста и засесть поздно вечером на прокуренной кухне, выключив "долбоящик".

Прежде всего, сегодня в России человек человеку — иностранец. Среди различных общественных групп, среди самых близких людей и даже внутри сознания почти каждого русского человека господствуют фундаментальные противоречия по ряду глобальных вопросов бытия: в отношении к прошлому и будущему страны, к "спасительным рецептам" выхода из кризиса, к самому определению таких вещей, как "Россия”, "русский", "полезное для нации дело". Взять хотя бы религию. У нас сегодня почти каждый — на четверть верующий, на четверть научный атеист ибо в курсе, что "космонавты бога не видели", еще немножко суеверный язычник и совсем чуть-чуть — эксперт по китайским гороскопам, знающий, что "год красного дракона" надо встречать в шелках, но никак не в синтетике.

С другой стороны, "поляна" общественного доверия к государственным институтам и политическим лидерам, которые теоретически могли бы "бросить клич нации", за эти годы оказалась безжалостно вытоптана циничными плясками дуэта "власть-оппозиция", закатана в асфальт катком "управляемой демократии" и системой "ГАС-выборы", превращена в плац для победоносных парадов "Единой России". Не удивительно ли, что к власти, с упорством онанирующего подростка допиливающей "бабло" на советской инфраструктуре, отношение в народе как к марсианам? В самом деле: ради чего напрягаться-то? Ради "вот этих вот", которые потом налетят да экспроприируют весь твой мобилизационный труд? "Никому из политиков мы уже не верим!"

Властная элита научена манерам, она знает, что, когда жрешь, разговаривать невежливо. Поэтому власть, сжирая очередной сочный кусок русского богатства, жует и молчит: отсутствие всякой ее апелляции к народу, внятного обращения к нации в духе "братьев и сестер", закупорка пресловутых каналов "вертикальной мобильности", — все это давно не удивляет. Как можно всерьез обсуждать "четыре национальных проекта", когда у всех на устах вопрос: сколько будет получать Шрёдер — полтора миллиона баксов, или все два?

А чего же тогда обсуждать можно? Да туфту и хренотень, чепуху и ерундистику, или, говоря словами первого вице-премьера С. Иванова, "белиберду" и "бред сивой кобылы". И вот в общественное сознание регулярно, на протяжении уже нескольких лет, вбрасываются какие-то невероятные мороки и обманки, на взбудораженное обсуждение которых и тратится все социальное время нации. Изготовленные в "кремлевских политологических лабораториях", эти мороки служат не дают национальному сознанию прийти в себя и зафиксировать смыслы, отделить истинные цели от ложных. Словно гигантская, вечно работающая бетономешалка, эта система все гоняет и гоняет в хаотическом перемалывании взгляды, концепции, учения, раскалывает вдребезги те редкие состояния общественного квази-согласия, на котором можно было начать выстраивать хоть что-то, как это было в сентябре 2004-го, после Беслана.

Вкидывается очередной морок — и общество вновь разделено, ожесточено, половинки готовы вцепиться друг другу в горло. Только отошли мы от драки, только взглянули мельком на "мировые часы", поняв, что почти безнадежно отстаем, что хватит уже никчемных споров и пора браться за большое дело — как тут же новая "горячая тема".

Несколько лет, то стихая, то вновь разгораясь, живет тема "выноса Ленина из Мавзолея". Уже и России не будет, уже и Красную площадь превратят в ледовый каток, а споры вокруг останков Ильича всё еще будут разъедать мозги ораторов и витий.

Несколько недель носились с прахом Деникина и Ильина, еще дольше спорили о памятной плите казакам-эсэсовцам в ограде православного храма. Замогильные "шествия костей по стране" — это вообще излюбленная тема для общенационального спора, начиная с "эпохи останков царской семьи".

Каждый такой вброс провокационен, вызывает аффектационную реакцию и бурю в подсознании. Ни один не работает на консолидацию тех разрозненных островков, на которые разбилось российское общество. И каждый бьет в основание народного духа, расшатывает молочные зубы молодой нации постсоветских русских людей, неприкаянно шатающихся от смысла к смыслу, от "дискурса" к "дискурсу" в надежде ухватиться, наконец, за что-то внушительно непоколебимое.

Полтора месяца спорили о "Русском марше" и определениях слова "фашизм", периодически отвлекаясь на "бегство капитана Яранцева". Затем, чем ближе были выборы, тем больше на передний план выходили политические симулякры. Всерьез рассуждали, смогут ли двадцать человек из пяти детско-юношеских "оранжевых" движений превратить Манеж в Майдан. Писались воззвания и меморандумы, ломались карьеры и репутации, гремел черный пиар. Под конец от всей молодежной политики остались одни помидоры, которыми стало модно закидывать "неудачников от политики".

После этого группа товарищей прицепилась к слову "Бог" в новом тексте государственного гимна — возникла важная общенациональная дискуссия, было сломано десять стульев. Потом это плавно перешло на тему "православной символики" на государственных символах — тут уж побросала работу вся страна, сошлась на площадях и в курилках, схватилась за грудки, принялась мутузить друг друга. Попутно выясняли, действительно ли Элтон Джон женится в Константиновском дворце под Питером, или всего лишь выйдет замуж. Затем вообще наступило благословенное для споров время, когда чеченцы задумали переименовать Грозный, а Главный Чеченец оказался против. А потом снова пришел черед выяснений, кто же в стране ”настоящие фашисты”.

Рассуждать на эти темы сутки напролет считается привилегией наиболее политически подкованных граждан, обладающих массой времени для досужего сидения на Интернет-форумах. Их коллеги-профессионалы из "пула российских политологов" сейчас больше заняты трактовкой "знаковых событий года": подчеркнуто разной судьбой российских олигархов и эндшпильным темпом виртуальных перестановок в верхах. Сами политики читают про себя прессу и играют пьесу "Выборы". Лишенные радости сетевого общения "политологические любители" занимаются тем временем более вечными, философскими вопросами: рассуждают о роли евреев в судьбах России, о смысле русских, столетней давности, революций, о сути "родноверия и славянских богов", о сталинских репрессиях. Остальные сто сорок миллионов граждан России смотрят в телевизоре Петросяна.

Всё это блажь и полночные бреды. Будущее вполне предсказуемо: рано или поздно апелляция к народу все-таки последует, да такая, что каждый будет поднят на цыпочки. Не ясно лишь, кто обратится к народу. Будет ли это спохватившаяся власть, перехватившая ее инициативу оппозиция, неявленный пока герой-одиночка типа Ганди или Мартина Лютера Кинга? Или на цыпочки народ поднимет мировая история — схватит нацию больно за ушко, так что не рыпнуться, да выведет вон из класса, как неуёмного лодыря?

 

Завтра 21.12.05


Реклама:
-