Журнал «Золотой Лев» № 73-74- издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

С.П. Пыхтин

 

Иван Лукьянович Солоневич

 

Последние 15-20 лет в России можно сравнительно просто знакомиться с трудами русских философов, публицистов и мыслителей, не относящимися к марксизму или либерализму, доктринам, возникшим на европейской почве и одинаково чуждым и враждебным почве русской. Речь идет об идеологах национализма. В России под властью компартии литература русского национализма была запрещена. Как ни странно, такой запрет не касался распространения в СССР либеральных идей. И поэтому переводные книги, созданные западным либерализмом, за малым исключением, издавались часто и обильно.

Что же касается публицистических произведений Ломоносова, Державина, кн. М.М. Щербатова, Шишкова; Карамзина, Уварова, митрополита Московского Филарета (Дроздова), братьев Аксаковых, Достоевского, Данилевского, Лескова, Каткова, Победоносцева, Струве, Розанова, Карсавина, Тихомирова, Менделеева, Меньшикова, И. Ильина и множества других авторов, писавших о России для русских, то их как бы и не было на свете.

К ним относится и Иван Лукьянович Солоневич (1891-1953), чьи работы, начиная с 80-х годов прошлого века, дошли-таки до современного читателя в России.

Переполненная событиями и тайнами, мужеством и изменой, приключениями и интригами, постоянным творчеством и периодической бедностью, революциями и войнами, планами и иллюзиями, охватывающая Россию, Европу и Латинскую Америку, где прошли его последние годы, жизнь И. Солоневича могла бы стать основой для романов и фильмов. Пока же ничего такого о нём нет, как и передач по TV. Как писалось ещё совсем недавно, «современному русскому человеку имя Ивана Солоневича остаётся практически неизвестным».

Что мы знаем о его биографии? Он назвал себя белорусским мужиком, так как происходил из гродненской крестьянской семьи. Правда, его отец, сын священника, уже был учителем, затем чиновником, издавал в Минске газету, которую финансировал Столыпин. Окончив в Вильне гимназию экстерном, Солоневич в 1916 или 1917 г. получает диплом юриста Петроградского университета. Работает в суворинской газете «Новое время». В 1917 его мобилизуют в лейб-гвардии Кексгольмский полк и он видит, что происходит в 1917 году в столице. Не приняв революции, в гражданскую войну Солоневич в Добровольческой армии Деникина, занимается разведкой и пропагандой. Поражение «белых» в 1919 году застаёт его в Одессе, где с женой и сыном он живёт до 1926 года. Уничтожив уличающие документы о службе у «белых» и избежав репрессий ЧК, уже выносившей ему смертные приговоры, Солоневич становится совслужащим. Затем перебирается в Москву, работая журналистом, борцом в цирке, спортивным инструктором. Пишет книги по физкультуре, спорту, туризму, преподаёт.

Советская Россия, однако, ему невыносима, и он решается на побег из страны. Жена Солоневича заключает фиктивный брак с немецким техником и, получив германское подданство, в 1932, по другим данным в 1928 году, уезжает в Берлин. Побегу помешала болезнь сына Юрия. Новую попытку в 1933 г., в ней участвовали сын и младший брат Борис (служил в Москве в штабе ВМФ, в 1926 г. осужден на 5 лет за антисоветскую агитацию), закончилась арестом. Захваченные с оружием в руках, беглецы получают 8 лет лагерей. Оказавшись в Белбалтлаге, но став инструкторами по физкультуре и имея возможность передвигаться свободно, им всё-таки удается бежать и, пройдя 250 вёрст за 16 дней, перейти финскую границу в августе 1934. В Финляндии семья Солоневичей воссоединяется.

Побег становится мировой сенсацией. Бывший министр Временного правительства Гучков специально приезжает в Гельсингфорс, чтобы познакомиться с Солоневичем. Затем поездка в Париж, встречи с Милюковым. Несколько месяцев Солоневич опять в Финляндии, работает грузчиком. Пишет книгу «Россия в концлагере», её издание даёт средства к существованию. Она выходит почти на 20 языках. Затем Солоневич получает вид на жительство в Болгарии. С 1936 г. он издаёт газету «Голос России»; через два года она - крупнейшая в Русском Зарубежье, тираж 10-12 тысяч, пункты распространения в 52 странах мира. Тогда же создаёт вместе с братом Борисом в среде русских эмигрантов монархическое движение «штабс-капитанов».

Но с эмиграцией рвутся отношения. Разногласия носят принципиальный идейный характер. Лидеры эмиграции прогрессисты, либералы, республиканцы и демократы. Они ориентируются на Францию и Англию. Солоневич - консерватор, монархист, националист и империалист. Его привлекает Германия. Газета Солоневича обрушивается на масонов, «керенщину», организаторов заговора против Николая II и упразднение монархии; не щадятся эмигрантские организации, в том числе РОВС. Во всех бедах России обвиняются старые правящие классы и либеральная интеллигенция. Страсти накаляются. В ответ распускаются сплетни, что Солоневичи - провокаторы и агенты ОГПУ. 3 февраля 1938 года в софийской редакции «Голоса России» взрывом убиты жена Солоневича и секретарь редакции. Через месяц власти запрещают издание газеты, и Солоневич уезжает из Болгарии в Германию.

Находясь в Берлине, он затевает в Софии издание «Нашей газеты» и журнала «Родина». Но начинается большая европейская война. В 1940 г. Солоневич в Гельсингфорсе, по вызову финского генштаба организует антисоветскую пропаганду. Сотрудничает с немецкими властями, думая, что, помогая Гитлеру, можно освободить Россию от большевизма, читает лекции русским политэмигрантам. Перед нападением Германии на СССР по просьбе берлинского гестапо пишет меморандум на имя Гитлера, предупреждал о гибельности ведения войны против России, призывая воевать только с Советской властью. Но после 22 июня 1941 г. арест, два месяца в тюрьме, высылка в померанский городок Темпельбург.. В Германии пишутся книги «Диктатура сволочи», «Диктатура импотентов», «Великая фальшивка Февраля», «Диктатура слоя».

В 1947 г. Солоневич, которому отказано в визе в США, с семьёй переезжает в Аргентину, издаёт газету «Наша страна», которая выходит в Буэнос-Айресе до сих пор. В 1952 г. выходит главная его книга «Народная монархия», первоначально называвшаяся «Белой империей». Но в Аргентине Солоневича вновь преследуют доносами. Теперь т.н. «солидаристы». Власти предписывают ему покинуть страну. В Уругвае он заболевает и умирает 24 апреля 1953 года в госпитале на 63 году жизни.

Главные свои идеи русской философии истории Солоневич изложил в двух работах. Развернуто в трактате «Народной монархии», кратко в «Политических тезисах российского народно-имперского (штабс-капитанского) движения».

Солоневича утверждал: «Российская империя, даже в её нынешнем, изуродованном и залитом русской кровью лике, есть результат самой высокой государственной культуры, какая только была на земле со времени падения Римской империи». В духовно-нравственном отношении это проистекает из православия - самой оптимистической религии мира. «Православие исходит из предположения, что человек по своей природе добр, а если и делает зло, то потому, что «соблазны». Если мы удалим «соблазны», то останется, так сказать, химически чистое добро. По крайней мере, в земном смысле этого слова. Православие является не только и не столько «религией большинства русского народа», сколько религиозно-нравственной основой русского национального государственного творчества.

Политической организацией Русского народа на его низах, - самоуправление, а политической организацией народа в его целом - Самодержавие. Не диктатура аристократии под вывеской «просвещенного абсолютизма», не диктатура капитала, подаваемая под соусом «демократии», не диктатура бюрократии, реализуемая в форме социализма, а «диктатура православной совести».

Отказ от монархии равен отказу от русской истории, поэтому монархия есть предпосылка нормальной, спокойной, тихой и налаженной жизни, когда каждый занимается своим делом, а не все сразу всем, да еще и с катастрофическим энтузиазмом. «Царь есть прежде всего общественное равновесие. При нарушении этого равновесия промышленники создадут плутократию, военные — милитаризм, духовные — клерикализм, а интеллигенция — любой «изм», какой только будет в книжной моде в данный исторический момент».

Мы были самым бедным народом Европы или, точнее, самыми бедными людьми Европы. И в тоже время мы были самыми сильными людьми мира и самым сильным народом истории. Мы были бедны потому, что нас раз в лет сто - жгли дотла, и мы были сильны потому - и только потому, что моральные соображения у нас всегда перевешивали всякие иные. И если люди в течение одиннадцати веков обломали всех кандидатов в гениальные и гениальнейшие - от обров до немцев и от Батыя до Гитлера, то потому и только потому, что в России они видели моральную ценность, стоящую выше их жизни.

Предвидя падение коммунизма в России, Солоневич и еще в начале 50-х писал, что сгниет он изнутри, утонет «в своём же собственном шпионаже, предательстве и измене», что в первый послесоветский период не избежать «атомизации общественного сознания и быта». Единственную же внутреннюю угрозу в будущем он видел в тех «последышах ВКП(б)» (позже называлась КПСС), которые «под всякими «национальными» и даже «демократическими» восклицательными знаками продолжат её традицию».

Творчество Солоневича является политической публицистикой. В его статьях и книгах, наполненных страстной полемикой, строго говоря, нет ни богословия, ни философии, ни науки. Зато все они пронизаны главным - чувством любви к России. Жизнь и произведения Солоневича, как и любого талантливого, яркого и энергичного, а потому противоречивого, человека, доказывают: не бытие определяет индивидуальное сознание, а наоборот. Судьба Солоневича в его убеждениях.

 


Реклама:
-