Журнал «Золотой Лев» № 73-74- издание русской консервативной
мысли
(www.zlev.ru)
М.Г. Делягин
ВЛАСТЬ ПОТРЕБЛЯТЬ
Как силовая олигархия «сдает» Россию
2006 год будет продолжением движения по инерции —
затухающего роста без развития при усилении силового давления на бизнес.
Негативные тенденции будут усугубляться, но не успеют обрушить страну в
системный кризис.
"ДОГНАТЬ НИГЕРИЮ"!
Главное в сегодняшней российской экономике — ее
насильственное огосударствление, сначала неявное, в виде "скрытой
национализации" (при которой формально частное предприятие контролируется
правящей бюрократией), а потом и открытое, при котором доходы огосударствленных
структур идут, как можно понять, на благо не общества, а "чисто
конкретных" деятелей[1].
Масштабы силового рэкета и чиновного произвола растут, и от них всё больше
страдает население.
Огосударствленные компании и иностранный капитал,
защищенные от силового рэкета, будут использовать свое неконкурентное
преимущество перед российским бизнесом и продолжать "вычищать" его с
российского же рынка. Укрепление рубля и раскрытие рынка в ходе вползания в ВТО
будет способствовать подавлению импортом всех российских производителей (кроме
экспортеров сырья).
Результат — движение даже не к Португалии или Польше (с ее
более чем 20% безработных), но к Нигерии: сырьевая огосударствленная (в том
числе неявно) экономика, тотальная коррупция, дебилизация государства, произвол
силовых органов. Огосударствленные корпорации будут управляться из рук вон
плохо из-за не только отсутствия конкуренции, но и стремления правящей
бюрократии к личному обогащению, а не общественному благу.
Конкурентоспособный средний и крупный бизнес будет, как в
Восточной Европе, скупаться иностранными фирмами, и его прибыли будут служить
уже не России, а странам их "базирования".
В малом бизнесе будет усиливаться клановость, вызванная
безнаказанным игнорированием всех "правил игры" чиновниками,
возглавляющими большинство кланов. Клановым будет быстро становиться и все
общество, что сделает его неконкурентоспособным, отторгающим не просто
квалифицированных, но и нормальных людей. Его разложение стремительно; уже
сейчас, например, множество молодых политологов и журналистов искренне не верят
в возможность иметь свое мнение и тем более высказывать его, а не просто за деньги
или место транслировать позицию "хозяина".
"АНТИИНФЛЯЦИОННОЕ" УДУШЕНИЕ СТРАНЫ
В структуре национальных сбережений происходят
драматические изменения: доля частного бизнеса, составившая в 2001 году 20,7%
ВВП, уменьшилась к 2003 году более чем на четверть — до 15,4% ВВП, а к 2005
году — до 14,2% ВВП.
В 2001-2003 годах это шло за счет роста доли населения — с
3,9 до 6,1% ВВП, но затем она стала снижаться, в 2005 году — до 4,9% ВВП.
С 2004 года сбережения частного бизнеса уменьшались за счет
роста доли государства (в виде стерилизации денег и накоплений госкомпаний): в
2001 году они составляли 7,9% ВВП, в 2003 — 7,2%, в 2004 году — 11,3% и в 2005
— 14,4% ВВП.
За 2001-2005 годы национальные сбережения выросли на 1% ВВП
(с 32,5 до 33,5% ВВП), причем сбережения частных компаний сократились в 1,45
раза, на 6,5% ВВП — с 20,7 до 14,2% ВВП, сбережения государства выросли на те
же 6,5% ВВП — с 7,9 до 14,4% ВВП, а населения — лишь на 1% ВВП, с 3,9 до 4,9%
ВВП.
Еще наглядней изменения последних 2 лет: за 2003-2005 годы
национальные сбережения выросли на 4,7% ВВП — с 28,8 до 33,5% ВВП. При этом
сбережения частного бизнеса снизились на 1,2% ВВП (с 15,4 до 14,2% ВВП),
населения — также на 1,2% ВВП (с 6,1 до 4,9% ВВП), а вот государства выросли
вдвое, на 7,2% ВВП — с 7,2 до 14,4% ВВП — превысив сбережения частных компаний.
Масштабы якобы антиинфляционной политики стерилизации денежной массы, лишающей
Россию инвестиций, видны наглядно.
За 2005 год в неиспользуемых остатках только федерального
бюджета "заморожено" 815,9 млрд.руб., а сами они выросли в 1,9 раза —
с 933,4 до 1.749,3 млрд.руб. (в том числе Стабфонд — в 2,4 раза: с 522,3 до
1237,0 млрд.руб.). С учетом направленных на досрочное погашение внешнего долга
523,6 млрд.руб. в федеральном бюджете в 2005 году было стерилизовано 1,339,5
млрд.руб. — это 6,3% ВВП, более четверти всех его доходов, более половины
налогов. К борьбе с инфляцией, вызываемой сейчас не избытком денег, а
произволом монополий, это заведомо не имело отношения (именно поэтому попытки
снизить ее ужесточением финансовой политики кончаются позорным крахом).
Вызванный этой политикой разрыв между сбережениями и
инвестициями — кредитование Россией развитых стран — вырос за 2003-2005 годы в
полтора раза: с 8,4% до 12,6% ВВП.
Эти деньги и, главное, годы потеряны для развития. Это
подарок, сделанный за наш счет правящей бюрократией нашим стратегическим
конкурентам.
ВЗЯТКА ЗАПАДУ
Стремление к потреблению (как материальному, так и
символическому), являясь ключевой мотивацией правящей бюрократии, лишает ее способности
отстаивать интересы России в конкуренции с Западом. Ведь тот, обеспечивая
наиболее комфортное потребление, автоматически становится "хозяином"
помыслов компрадорской силовой олигархии, пусть даже ощутившей себя во главе
"энергетической сверхдержавы".
В 2005 году оформились контуры стратегического
"размена" с Западом (в первую очередь США): Россия отдает растущий
контроль за ключевыми для них сферами — своими ядерными объектами и запасами
нефти и газа, а также участвует (пусть непоследовательно) в сдерживании Китая.
В обмен правящая бюрократия получает положение легитимного союзника Запада и
молчаливую поддержку им всех своих действий.
Даже нарастающий вплоть до доминирования и навсегда
закрепляемый присоединением к ВТО доступ на российский рынок транснациональных
корпораций менее значим для развитых стран!
Для России это оборачивается колониальными соглашениями и
преференциями западным капиталам. Так, продолжает действовать Каспийский
трубопроводный консорциум — он не просто противоречит интересам России,
создавая конкуренцию нашей экспортной нефти, не просто приносит убытки вместо
прибыли, но еще и прямо противоречит российским законам!
На чудовищную невыгодность для России кабальных соглашений
о разделе продукции (СРП) указала даже Счетная палата. По ним, каждая тонна
добытой нефти приносит нашей стране не прибыль, а всё новые долги — и, несмотря
на это, освоение Штокмановского месторождения пойдет, похоже, на основе именно
этого, заведомо невыгодного механизма.
Вероятно, будет дан "зеленый свет" и второй
очереди печально известного проекта "Сахалин-2", и наша страна после
возмещения гомерически растущих затрат иностранных инвесторов будет получать
лишь 10%(!) добываемого газа, причем не в сжиженном виде, что потребует строить
газопровод.
В рамках "энергетического диалога" с США и ЕС
правящая бюрократия будет делать всё новые уступки, повышая зависимость России
от транснациональных корпораций. Право реэкспорта газа, которым было заплачено
европейцам за молчание по "делу "ЮКОСа", расширение прямого
участия иностранного капитала в формально российских корпорациях, новые
широкомасштабные и относящиеся к России лишь географически проекты,
предоставление Украине, Туркменистану и Узбекистану доступа к газовому рынку ЕС
очерчивают внятную и последовательную политику.
Правящая бюрократия ведет нашу страну к утрате контроля за
природными ресурсами.
Бессодержательный треп о "национальных проектах",
эта буря в стакане мутной кремлевской воды, прикрывает знаковую сделку
"нового времени" — покупку "Сибнефти" "Газпромом"
по завышенной цене и с вероятным "откатом". Но главное — момент
проведения операции: 13 млрд. долл. заемных средств легально выведены из страны
прямо перед либерализацией акций "Газпрома" и резким расширением
участия иностранцев в его капитале.
Грубый захват собственности, как показал опыт ельцинских
олигархов, вызывает отторжение в России и сомнения на Западе, а потому не может
быть долговечным. Чтобы сделать свое положение прочным, новым
"хозяевам" России — силовым олигархам — нужно одобрение Запада.
Добиться его можно лишь мимикрией под западный же капитал.
Надо залезть в его шкуру, чтобы Запад, защищая интересы своих глобальных
монополий, тем самым увековечил бы и контроль за Россией силовых олигархов.
Механизм прост: захват активов не из России, а из Европы,
от имени фирм, зарегистрированных не в тверских пивных (хотя название
"Лондон" — шаг в верном направлении) или "прачечных"
оффшорах, а в развитых странах. Так, часть акций "Сибнефти",
приобретенных "Газпромом", досталась его нидерландской
"дочке" (экономия 1 млрд.долл. налогов по схеме, аналогичной
поставленной в вину М.Б.Ходорковскому, — относительно мелкий гешефт, лишь
дополняющий стратегическую цель).
Таким образом, реальным проектом силовой олигархии
представляется вывод за рубеж десятков миллиардов долларов с их
"отмыванием" и скупкой на них конкурентоспособной части России.
Использование тривиальных схем, отлаженных в агонии СССР, а затем при
"гайдаровцах" всех мастей, позволит вывести из страны любые суммы,
загнав лишенную собственности Россию еще и в кабалу внешнего долга[2].
Недаром рост внешнего долга части госкомпаний (без учета,
как минимум, "Газпрома") был поистине головокружительным: с $570 млн.
в 2000 и $1,75 млрд. в 2002 до более чем $20 млрд. в 2005 году!
ОТРАВЛЕННОЕ НАСЛЕДСТВО ПУТИНА
Когда вывод прав собственности на ключевые активы России в
юрисдикции развитых стран станет необратимым, Запад вернется к используемым им
как оружие "общечеловеческим ценностям". Возможно, взбешенные
вынужденной уступкой западные элиты уже готовят своим питерским партнерам
участь своих прошлых "друзей" — Милошевича и Саддама.
Скорее всего, они заберут у доверившихся им силовых
олигархов и право собственности на Россию, и право требования по искусственно
созданным внешним долгам. Нынешние властители России смогут рассчитывать — и то
лишь при полной покорности — на мелочи, достаточные для роскошной жизни, но не
позволяющие и думать о влиянии на что бы то ни было. Так завершится начатый еще
Горбачевым обмен национальных интересов на мелкие персональные (не только
материальные) гешефты. (Интересно, что силовые олигархи действуют в стиле
ненавидимого ими Березовского, вместе с Чубайсом выведшего их к власти!).
Наивность представителей силовой олигархии вызвана не
только расчетом на сохранение им роскошного содержания. Не стоит забывать, что
это хотя и неглупые, и весьма изощренные, но в целом ограниченные люди.
Персонаж "Сказки о Тройке" Стругацких, Клоп-говорун, думал, что
Вселенная имеет форму матраца. Похоже, что члены путинской "бригады",
сменившей у кормила (от слова "кормить") нашей страны ельцинскую
"семью", столь же искренне полагают, что мироздание имеет форму их
кошелька.
Изложенное означает ужасную вещь: следующему поколению российских лидеров придется, собирая уже не только земли, но и активы России (без которых невозможна модернизация), вступать в прямую конфронтацию с Западом: слишком многое из отданного ему придется возвращать назад.
Завтра 8.02.06
[1] Процесс, описываемый автором, является не огосударствлением, а феодализацией, при котором отдельные лица или кланы приобретают привилегии, а прочие - повинности (здесь и далее прим. ред. ЗЛ).
[2] На сайте «Завтра» статья сопровождалась следующим
комментарием читателя:Иностранные инвестиции. В 2005
г. сбылась давняя мечта российских чиновников: впервые в истории современной
России приток частного капитала в страну превысил отток. Чистый ввоз капитала
составил 300 млн. руб., в том числе вывоз - 76,7 млрд долл., ввоз - 77,0 млрд
долл. Положительный чистый ввоз был обеспечен только благодаря рекордным
заимствованиям за рубежом банков и государственных компаний. В сумме они
набрали долгов на сумму более 57 млрд долл., что почти в 2,5 раза превышает
результат 2004 года. Только две госкомпании - "Роснефтегаз" и
"Газпром" - взяли кредиты на 20,6 млрд долл. Первая заняла 7,5 млрд
долл. на покупку акций "Газпрома", вторая - 13,1 млрд долл., на
которые купила "Сибнефть". "Если бы не эти два заимствования
сделанные государственными компаниями, то был бы чистый отток капитала в
размере 20,6 млрд долл.
Внешний долг РФ возрос с 214,5 млрд долл.
на 1.01.2005 г. до 228,3 млрд долл. на 1.10.2006 г., т.е. на 13,8 млрд. долл.
Рост долга был целиком обеспечен за счет роста внешних заимствований
коммерческими банками и предприятиями. Государственный внешний долг Российской
Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской
Федерацией) на 1.01.2005 г. составлял 114,1 млрд долл. К началу ноября 2005 г.
он был снижен до 86,8 млрд долл. (-27,3 млрд долл.). В настоящее время он
находится в районе 83 млрд долларов. Из этого следует, что негосударственный
внешний долг составлял на 1.01.2005 г. 100,4 млрд долл., а на начало 2006 г. - 145,3,
т.е. возрос на 44,9 млрд. долл.
Государственный внутренний долг РФ на 1 января 2006 г
составил порядка 850 млрд руб. против 756,82 млрд. руб. на 1 января 2005 г.,
т.е. возрос за год на 93 млрд. руб. Он выражается в эмитированных Минфином
государственных ценных бумагах с различными сроками гашения. В 2006 г Минфин
планирует привлечь посредством выпуска государственных ценных бумаг (ОФЗ) 238,2
млрд руб. Чистое привлечение в 2006 г составит 170 млрд руб., т.е. ожидается,
что на эту сумму внутренний долг РФ и возрастет.