Журнал «Золотой Лев» № 73-74- издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

М.Г. Делягин

 

ВЛАСТЬ ПОТРЕБЛЯТЬ

Как силовая олигархия «сдает» Россию

 

2006 год будет продолжением движения по инерции — затухающего роста без развития при усилении силового давления на бизнес. Негативные тенденции будут усугубляться, но не успеют обрушить страну в системный кризис.

 

"ДОГНАТЬ НИГЕРИЮ"!

 

Главное в сегодняшней российской экономике — ее насильственное огосударствление, сначала неявное, в виде "скрытой национализации" (при которой формально частное предприятие контролируется правящей бюрократией), а потом и открытое, при котором доходы огосударствленных структур идут, как можно понять, на благо не общества, а "чисто конкретных" деятелей[1]. Масштабы силового рэкета и чиновного произвола растут, и от них всё больше страдает население.

Огосударствленные компании и иностранный капитал, защищенные от силового рэкета, будут использовать свое неконкурентное преимущество перед российским бизнесом и продолжать "вычищать" его с российского же рынка. Укрепление рубля и раскрытие рынка в ходе вползания в ВТО будет способствовать подавлению импортом всех российских производителей (кроме экспортеров сырья).

Результат — движение даже не к Португалии или Польше (с ее более чем 20% безработных), но к Нигерии: сырьевая огосударствленная (в том числе неявно) экономика, тотальная коррупция, дебилизация государства, произвол силовых органов. Огосударствленные корпорации будут управляться из рук вон плохо из-за не только отсутствия конкуренции, но и стремления правящей бюрократии к личному обогащению, а не общественному благу.

Конкурентоспособный средний и крупный бизнес будет, как в Восточной Европе, скупаться иностранными фирмами, и его прибыли будут служить уже не России, а странам их "базирования".

В малом бизнесе будет усиливаться клановость, вызванная безнаказанным игнорированием всех "правил игры" чиновниками, возглавляющими большинство кланов. Клановым будет быстро становиться и все общество, что сделает его неконкурентоспособным, отторгающим не просто квалифицированных, но и нормальных людей. Его разложение стремительно; уже сейчас, например, множество молодых политологов и журналистов искренне не верят в возможность иметь свое мнение и тем более высказывать его, а не просто за деньги или место транслировать позицию "хозяина".

 

"АНТИИНФЛЯЦИОННОЕ" УДУШЕНИЕ СТРАНЫ

 

В структуре национальных сбережений происходят драматические изменения: доля частного бизнеса, составившая в 2001 году 20,7% ВВП, уменьшилась к 2003 году более чем на четверть — до 15,4% ВВП, а к 2005 году — до 14,2% ВВП.

В 2001-2003 годах это шло за счет роста доли населения — с 3,9 до 6,1% ВВП, но затем она стала снижаться, в 2005 году — до 4,9% ВВП.

С 2004 года сбережения частного бизнеса уменьшались за счет роста доли государства (в виде стерилизации денег и накоплений госкомпаний): в 2001 году они составляли 7,9% ВВП, в 2003 — 7,2%, в 2004 году — 11,3% и в 2005 — 14,4% ВВП.

За 2001-2005 годы национальные сбережения выросли на 1% ВВП (с 32,5 до 33,5% ВВП), причем сбережения частных компаний сократились в 1,45 раза, на 6,5% ВВП — с 20,7 до 14,2% ВВП, сбережения государства выросли на те же 6,5% ВВП — с 7,9 до 14,4% ВВП, а населения — лишь на 1% ВВП, с 3,9 до 4,9% ВВП.

Еще наглядней изменения последних 2 лет: за 2003-2005 годы национальные сбережения выросли на 4,7% ВВП — с 28,8 до 33,5% ВВП. При этом сбережения частного бизнеса снизились на 1,2% ВВП (с 15,4 до 14,2% ВВП), населения — также на 1,2% ВВП (с 6,1 до 4,9% ВВП), а вот государства выросли вдвое, на 7,2% ВВП — с 7,2 до 14,4% ВВП — превысив сбережения частных компаний. Масштабы якобы антиинфляционной политики стерилизации денежной массы, лишающей Россию инвестиций, видны наглядно.

За 2005 год в неиспользуемых остатках только федерального бюджета "заморожено" 815,9 млрд.руб., а сами они выросли в 1,9 раза — с 933,4 до 1.749,3 млрд.руб. (в том числе Стабфонд — в 2,4 раза: с 522,3 до 1237,0 млрд.руб.). С учетом направленных на досрочное погашение внешнего долга 523,6 млрд.руб. в федеральном бюджете в 2005 году было стерилизовано 1,339,5 млрд.руб. — это 6,3% ВВП, более четверти всех его доходов, более половины налогов. К борьбе с инфляцией, вызываемой сейчас не избытком денег, а произволом монополий, это заведомо не имело отношения (именно поэтому попытки снизить ее ужесточением финансовой политики кончаются позорным крахом).

Вызванный этой политикой разрыв между сбережениями и инвестициями — кредитование Россией развитых стран — вырос за 2003-2005 годы в полтора раза: с 8,4% до 12,6% ВВП.

Эти деньги и, главное, годы потеряны для развития. Это подарок, сделанный за наш счет правящей бюрократией нашим стратегическим конкурентам.

 

ВЗЯТКА ЗАПАДУ

 

Стремление к потреблению (как материальному, так и символическому), являясь ключевой мотивацией правящей бюрократии, лишает ее способности отстаивать интересы России в конкуренции с Западом. Ведь тот, обеспечивая наиболее комфортное потребление, автоматически становится "хозяином" помыслов компрадорской силовой олигархии, пусть даже ощутившей себя во главе "энергетической сверхдержавы".

В 2005 году оформились контуры стратегического "размена" с Западом (в первую очередь США): Россия отдает растущий контроль за ключевыми для них сферами — своими ядерными объектами и запасами нефти и газа, а также участвует (пусть непоследовательно) в сдерживании Китая. В обмен правящая бюрократия получает положение легитимного союзника Запада и молчаливую поддержку им всех своих действий.

Даже нарастающий вплоть до доминирования и навсегда закрепляемый присоединением к ВТО доступ на российский рынок транснациональных корпораций менее значим для развитых стран!

Для России это оборачивается колониальными соглашениями и преференциями западным капиталам. Так, продолжает действовать Каспийский трубопроводный консорциум — он не просто противоречит интересам России, создавая конкуренцию нашей экспортной нефти, не просто приносит убытки вместо прибыли, но еще и прямо противоречит российским законам!

На чудовищную невыгодность для России кабальных соглашений о разделе продукции (СРП) указала даже Счетная палата. По ним, каждая тонна добытой нефти приносит нашей стране не прибыль, а всё новые долги — и, несмотря на это, освоение Штокмановского месторождения пойдет, похоже, на основе именно этого, заведомо невыгодного механизма.

Вероятно, будет дан "зеленый свет" и второй очереди печально известного проекта "Сахалин-2", и наша страна после возмещения гомерически растущих затрат иностранных инвесторов будет получать лишь 10%(!) добываемого газа, причем не в сжиженном виде, что потребует строить газопровод.

В рамках "энергетического диалога" с США и ЕС правящая бюрократия будет делать всё новые уступки, повышая зависимость России от транснациональных корпораций. Право реэкспорта газа, которым было заплачено европейцам за молчание по "делу "ЮКОСа", расширение прямого участия иностранного капитала в формально российских корпорациях, новые широкомасштабные и относящиеся к России лишь географически проекты, предоставление Украине, Туркменистану и Узбекистану доступа к газовому рынку ЕС очерчивают внятную и последовательную политику.

Правящая бюрократия ведет нашу страну к утрате контроля за природными ресурсами.

Бессодержательный треп о "национальных проектах", эта буря в стакане мутной кремлевской воды, прикрывает знаковую сделку "нового времени" — покупку "Сибнефти" "Газпромом" по завышенной цене и с вероятным "откатом". Но главное — момент проведения операции: 13 млрд. долл. заемных средств легально выведены из страны прямо перед либерализацией акций "Газпрома" и резким расширением участия иностранцев в его капитале.

Грубый захват собственности, как показал опыт ельцинских олигархов, вызывает отторжение в России и сомнения на Западе, а потому не может быть долговечным. Чтобы сделать свое положение прочным, новым "хозяевам" России — силовым олигархам — нужно одобрение Запада.

Добиться его можно лишь мимикрией под западный же капитал. Надо залезть в его шкуру, чтобы Запад, защищая интересы своих глобальных монополий, тем самым увековечил бы и контроль за Россией силовых олигархов.

Механизм прост: захват активов не из России, а из Европы, от имени фирм, зарегистрированных не в тверских пивных (хотя название "Лондон" — шаг в верном направлении) или "прачечных" оффшорах, а в развитых странах. Так, часть акций "Сибнефти", приобретенных "Газпромом", досталась его нидерландской "дочке" (экономия 1 млрд.долл. налогов по схеме, аналогичной поставленной в вину М.Б.Ходорковскому, — относительно мелкий гешефт, лишь дополняющий стратегическую цель).

Таким образом, реальным проектом силовой олигархии представляется вывод за рубеж десятков миллиардов долларов с их "отмыванием" и скупкой на них конкурентоспособной части России. Использование тривиальных схем, отлаженных в агонии СССР, а затем при "гайдаровцах" всех мастей, позволит вывести из страны любые суммы, загнав лишенную собственности Россию еще и в кабалу внешнего долга[2].

Недаром рост внешнего долга части госкомпаний (без учета, как минимум, "Газпрома") был поистине головокружительным: с $570 млн. в 2000 и $1,75 млрд. в 2002 до более чем $20 млрд. в 2005 году!

 

ОТРАВЛЕННОЕ НАСЛЕДСТВО ПУТИНА

 

Когда вывод прав собственности на ключевые активы России в юрисдикции развитых стран станет необратимым, Запад вернется к используемым им как оружие "общечеловеческим ценностям". Возможно, взбешенные вынужденной уступкой западные элиты уже готовят своим питерским партнерам участь своих прошлых "друзей" — Милошевича и Саддама.

Скорее всего, они заберут у доверившихся им силовых олигархов и право собственности на Россию, и право требования по искусственно созданным внешним долгам. Нынешние властители России смогут рассчитывать — и то лишь при полной покорности — на мелочи, достаточные для роскошной жизни, но не позволяющие и думать о влиянии на что бы то ни было. Так завершится начатый еще Горбачевым обмен национальных интересов на мелкие персональные (не только материальные) гешефты. (Интересно, что силовые олигархи действуют в стиле ненавидимого ими Березовского, вместе с Чубайсом выведшего их к власти!).

Наивность представителей силовой олигархии вызвана не только расчетом на сохранение им роскошного содержания. Не стоит забывать, что это хотя и неглупые, и весьма изощренные, но в целом ограниченные люди. Персонаж "Сказки о Тройке" Стругацких, Клоп-говорун, думал, что Вселенная имеет форму матраца. Похоже, что члены путинской "бригады", сменившей у кормила (от слова "кормить") нашей страны ельцинскую "семью", столь же искренне полагают, что мироздание имеет форму их кошелька.

Изложенное означает ужасную вещь: следующему поколению российских лидеров придется, собирая уже не только земли, но и активы России (без которых невозможна модернизация), вступать в прямую конфронтацию с Западом: слишком многое из отданного ему придется возвращать назад.

 

Завтра 8.02.06



[1] Процесс, описываемый автором, является не огосударствлением, а феодализацией, при котором отдельные лица или кланы приобретают привилегии, а прочие - повинности (здесь и далее прим. ред. ЗЛ).

[2] На сайте «Завтра» статья сопровождалась следующим комментарием читателя:Иностранные инвестиции. В 2005 г. сбылась давняя мечта российских чиновников: впервые в истории современной России приток частного капитала в страну превысил отток. Чистый ввоз капитала составил 300 млн. руб., в том числе вывоз - 76,7 млрд долл., ввоз - 77,0 млрд долл. Положительный чистый ввоз был обеспечен только благодаря рекордным заимствованиям за рубежом банков и государственных компаний. В сумме они набрали долгов на сумму более 57 млрд долл., что почти в 2,5 раза превышает результат 2004 года. Только две госкомпании - "Роснефтегаз" и "Газпром" - взяли кредиты на 20,6 млрд долл. Первая заняла 7,5 млрд долл. на покупку акций "Газпрома", вторая - 13,1 млрд долл., на которые купила "Сибнефть". "Если бы не эти два заимствования сделанные государственными компаниями, то был бы чистый отток капитала в размере 20,6 млрд долл.

Внешний долг РФ возрос с 214,5 млрд долл. на 1.01.2005 г. до 228,3 млрд долл. на 1.10.2006 г., т.е. на 13,8 млрд. долл. Рост долга был целиком обеспечен за счет роста внешних заимствований коммерческими банками и предприятиями. Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией) на 1.01.2005 г. составлял 114,1 млрд долл. К началу ноября 2005 г. он был снижен до 86,8 млрд долл. (-27,3 млрд долл.). В настоящее время он находится в районе 83 млрд долларов. Из этого следует, что негосударственный внешний долг составлял на 1.01.2005 г. 100,4 млрд долл., а на начало 2006 г. - 145,3, т.е. возрос на 44,9 млрд. долл.

Государственный внутренний долг РФ на 1 января 2006 г составил порядка 850 млрд руб. против 756,82 млрд. руб. на 1 января 2005 г., т.е. возрос за год на 93 млрд. руб. Он выражается в эмитированных Минфином государственных ценных бумагах с различными сроками гашения. В 2006 г Минфин планирует привлечь посредством выпуска государственных ценных бумаг (ОФЗ) 238,2 млрд руб. Чистое привлечение в 2006 г составит 170 млрд руб., т.е. ожидается, что на эту сумму внутренний долг РФ и возрастет.


Реклама:
-