Журнал «Золотой Лев» № 73-74- издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

М. Гельман

 

Поле чудес Чубайса, а Буратино на нём - вся Россия,

или Как последние геостратегические ресурсы страны использовать для её спасения

 

Появляясь на свет, дети демонстрируют миру сначала свои врожденные физиологические способности. А уж прочие человеческие свойства и качества проявляются и приобретаются ими позже, по мере взросления и старения. Думаю, не открою большого секрета, если скажу, что мораль и нравственность индивидууму прививаются с детства, причем в немалой степени под влиянием прочтения детских книжек. Больше всего малышам нравятся сказки. А в них есть хорошие персонажи и плохие. Так что героями для подражания оказываются и те и другие. Нередко на всю жизнь.

Если взять, к примеру, Анатолия Борисовича Чубайса, то его любимыми героями для подражания стали, по всей видимости, кот Базилио и лиса Алиса из известной сказки про Буратино. Полагать так есть основания. Ведь принципы жульничества этой парочки Анатолий Борисович неоднократно претворял в жизнь. Причем столь успешно, что его деяния по своим масштабам и результатам существенно превзошли лукавые проделки сказочных персонажей.

 

Кражи по ваучерам

 

Взять хотя бы печально известную ваучерную приватизацию. Многие по сию пору не ведают, каким образом их тогда облапошили и они оказались в роли Буратино, закопавшего свои монеты, то бишь ваучеры, на Поле чудес, и почему ваучеры не только не обернулись двумя обещанными каждому «Волгами», но и сами исчезли в чужих карманах.

Напомню, гражданам России было решено раздать равными долями часть госсобственности на сумму 1,5 трлн. рублей в ценах 1990 года. Каждый получил чек (ваучер) номиналом в 10 тысяч рублей, и их предполагалось в дальнейшем обменять на равноценные акции. Но обмен подменили аукционной распродажей акций за чеки, причем за них давали акций в среднем лишь на 1 тысячу рублей. А многие свои ваучеры продали за бутылку водки либо доверили многочисленным чековым инвестиционным фондам, которые их попросту украли. В итоге все чеки их первичным владельцам были отоварены лишь на сумму 150 млрд. рублей, что составило 10% выделенного для приватизации имущества. Остальные 90% на сумму 1,35 трлн. рублей в качестве «премиальных» достались тем, кто приобрел ваучеры за гроши.

Чтобы чеки девальвировались и их получатели не смогли бы докупить акции за свои деньги, сбережения населения враз обесценили отпуском цен на свободу. Но ни утерянные доходы людей, ни их исчезнувшие вклады в Сбербанке никак не скомпенсировали. Как не проиндексировали и оборотные средства предприятий, коллективы которых из-за этого тоже не смогли самих себя приватизировать. Ведь к тому же стоимость основных фондов из-за инфляции тогда дважды переоценивали, увеличив её примерно в 150 раз.

Однако номинал ваучеров сохранили прежним, хотя он должен был бы тоже возрасти - до 1,5 млн. рублей. Таким образом, стоимость уворованного у населения имущества в ценах 1994 года составила 202,5 трлн. рублей. Это вам не несколько монет, украденных у Буратино котом Базилио со своей подельницей Алисой.

Последующее отчуждение общенародной собственности в пользу определенных лиц происходило под вывесками откровенно жульнических залоговых аукционов и инвестиционных конкурсов, в результате которых за бесценок были приватизированы многие сырьевые и металлургические предприятия. Так, благодаря стараниям Анатолия Чубайса «Альфа-Групп» стала собственником Тюменской нефтяной компании, заплатив за неё всего 90 млн. долларов. Но, создав СП с Бритиш Петролеум, «Альфа-Групп» оценила ТНК уже в 10 млрд. долларов.

Одновременно, конечно же, опять не без активного участия Анатолия Чубайса, но пребывавшего теперь за заслуги перед «семьей» в роли министра финансов и первого вице-премьера, правительство, творчески переработав метод лукавой парочки из сказки по выращиванию денег, начало строить гигантскую финансовую пирамиду. В итоге, как известно, благодаря действиям узкой группы лиц, включая героя нашего повествования, Россия вновь оказалась в роли Буратино. И население страны по сей день выплачивает долги по ценным государственным бумагам, полученные по которым деньги были уворованы финансовыми спекулянтами. Как известно, не чурался игр с ценными фантиками и сам Анатолий Борисович, владевший нужной информацией.

Ко времени провозглашения дефолта в августе 1998 г., инициатором которого являлся и Анатолий Чубайс, наш герой уже пребывал в кресле главы РАО «ЕЭС России». Правда, то, как он заполучил бразды правления энергохолдингом и удерживает их, вызывает много вопросов с точки зрения права (см. «Чубайса председателем правления РАО «ЕЭС» назначила пресс-служба общества». – Промышленные ведомости, № 15, октябрь 2004 г.).

Спрашивается, чего ради человек с ментальностью «купить-продать» вознамерился вдруг руководить стратегически значимой для страны отраслью, что требует не только специальных знаний, но ещё и системного, да и государственного мышления?

 

Решение щекотливых финансовых проблем

 

Думается, одной из причин тому явились намерения Анатолия Чубайса заново переделить собственность, причем на сей раз большей частью в свою пользу и в пользу своих приближенных, заполучив для этого макросистемный инструмент – электроснабжение страны. Для передела собственности создается дефицит электроэнергии и делают её сверхдорогой, чтобы потребители побежали со своими активами к Анатолию Борисовичу, слёзно умоляя не погубить их.

Как известно, под предлогом обновления энергетических мощностей у потребителей в тарифе на электроэнергию вымогают инвестиционную компоненту. Хотя акционерное общество – не кооператив и капитальное строительство должно вести за счет амортизационных отчислений и заимствования средств у кредитных организаций. По оценкам, собранная таким образом сумма за 10 лет превысила 10 млрд. долларов. Однако с появлением в РАО «ЕЭС» Анатолия Чубайса расходуют на обновление отрасли из собираемых на инвестиции денег вместе с амортизационными отчислениями не более половины. Куда деваются остальные средства – неизвестно.

Замечу, что в бытность свою первым вице-премьером и «лучшим министром финансов в мире» Анатолий Чубайс добился причисления инвестиционной компоненты в тарифе к категории прибыли энергетиков. С той поры она лукаво именуется «прибылью целевого назначения», из которой выплачиваются также и дивиденды акционерам. Иное целевое назначение этих средств оказывается весьма туманным, и они оборачиваются дополнительным налогом для потребителей, который не значится в Налоговом кодексе РФ. Что же касается бюджетных организаций, то выплачиваемая ими энергетикам инвестиционная компонента есть не что иное, как безвозмездное финансирование акционерных обществ энергохолдинга или, проще говоря, нецелевое использование бюджетных средств. Так что в этом случае налицо ещё и нарушение Бюджетного кодекса РФ.

Помимо инвестиционной компоненты в тариф на электроэнергию включены и другие поборы, в том числе так называемое перекрёстное субсидирование, суммарно как ми-нимум вдвое превышающие её себестоимость. В итоге эти поборы оборачиваются для предприятий «стерилизацией» части их оборотных средств, а для населения - еще одним дополнительным налогом, включенным в цену потребительских товаров и услуг. Что касается перекрёстного субсидирования, то это навязанный предприятиям кредит населению, проценты по которому в виде НДС население платит в казну. Однако самые громадные поборы ожидают потребителей электроэнергии в скором будущем на «рынке», который появится в результате реформирования РАО «ЕЭС» (см. «Мафиози на ФОРЭМе». – Промышленные ведомости, № 15, август 2003 г.).

Урожай, собираемый с закапываемых в электроэнергетику денег, видимо, показался недостаточным, и его стали дополнять множеством заемных средств и неплатежами. Об этом свидетельствует громадная кредиторская задолженность энергохолдинга, главным образом бюджету. Только за первые 2,5 года правления Чубайса она на 217 млрд. рублей превысила «дебиторку», хотя до его появления в РАО «ЕЭС» сальдо было обратным по знаку (о способах увода денег из отрасли подробно рассказано в статье «Левые дела правого Чубайса», опубликованной в «Промышленных ведомостях» № 11, май 2001 г.).

Кредиторскую задолженность энергохолдинга следовало бы увеличить ещё примерно на 2 млрд. долларов. Именно во столько оцениваются потери бюджета от экспорта электроэнергии, так как с РАО «ЕЭС» почему-то не взимают экспортную пошлину. При этом скрытно экспортируется и газ, используемый для выработки электроэнергии, приобретаемый по внутренней цене, а продаваемый по европейской.

Напомню, что «лучший в мире министр финансов 1997 г.» пришёл в РАО «ЕЭС», чтобы привлечь в него инвестиции.

Однако отрасль за эти годы деградировала и сама превратилась в инвестора для множества посредников, а также членов правления и совета директоров общества, получающих официальных доходов ежемесячно от 100 тысяч долларов и больше. А деньги эти изымают из карманов населения, которое в конце концов оплачивает все затраты предприятий, их прибыль и налоги. Лишь по итогам 2004 г. многим членам совета директоров заплатили «премиальных» по 1 млн. долларов. Что касается председателя правления, то по некоторым сведениям его среднемесячный доход со всеми доплатами предположительно превышает 300 тысяч долларов — истинная сумма держится в тайне. В то же время средняя месячная зарплата в отрасли не превышает 12 тысяч, но не долларов, а рублей. Напомню, что контрольный пакет акций РАО «ЕЭС» находится в руках государства, а впечатление такое, будто им распоряжается кто-то иной.

По оценкам, кредиторская задолженность энергохолдинга сейчас примерно на 150 млрд. рублей превышает дебиторскую, значительная часть которой – это реструктурированные долги бюджету. Спрашивается, кто их станет возвращать после упразднения материнской компании РАО «ЕЭС» и ее «дочек»? Ведь выделенные из них новые компании не являются их правопреемниками.

Замалчивается также, кому достанется суммарный добавочный капитал «матери» и ее «дочек» в размере более чем 520 млрд. рублей, превышающий примерно в 3,5 раза сумму уставных капиталов членов «семейства». Создан он в основном на средства потребителей, выплаченные в виде инвестиционной компоненты, представляющей собой, как показано выше, незаконно взимаемый налог. Неведомо и как распорядятся громадной суммой нераспределенной прибыли, которая только в материнской компании на начало 2004 г. превышала 147 млрд. рублей, и накопленной тоже за счет инвестиций потребителей.

Так что реформирование РАО «ЕЭС», напоминающее скрытое банкротство, позволит «решить» многие щекотливые финансовые и хозяйственные проблемы, возникшие за годы правления Анатолия Чубайса. Поэтому затеянный развал электроснабжения, а значит, экономики страны можно, видимо, объяснить сугубо корыстными личными интересами инициаторов реформы, прикрываемыми для обмана общества псевдорыночной фразеологией и демагогией, как это уже происходило во времена ваучерной приватизации и залоговых аукционов. Эта версия представляется весьма вероятной хотя бы потому, что апологеты реформы РАО «ЕЭС России» сознательно уходят от публичного обсуждения многих принципиальных вопросов, в том числе и упомянутых выше.

 

Реформа РАО «ЕЭС» как его скрытое банкротство

 

Абсурдность и порочность затеянного реформирования со всей очевидностью проистекают уже из рассмотрения физических свойств электроэнергии. Этот виртуальный, в виде непрерывно движущейся массы электронов, товар, который невозможно складировать и хранить, передается по проводам со скоростью света и должен потребляться практически мгновенно – спустя тысячные доли секунды – после своего появления на электростанциях. Поэтому производство, передача, распределение и потребление электроэнергии – процесс физически и технологически единый и неделимый, требующий в интересах безопасности и надежности единого управления и непрерывного, без малейших задержек, согласования во всех его неразрывных фазах.

Совершенно очевидно, что при разделении нынешних энергосистем на части по «видам бизнеса» никакая из новых специализированных компаний не захочет, да и не сможет из-за ограниченности средств хозяйствовать и развиваться, ориентируясь на нужды своих соседей в технологической цепи и, в конечном итоге, на нужды потребителей. При этом исчезнут юридические лица, ответственные за собственно процесс электроснабжения в стране и регионах – комплексное управление им, его надежность и безопасность, а также поддержание и опережающее развитие его технологической базы. В результате разрушится управляемость этим процессом, а следовательно, и сам процесс, что наглядно продемонстрировала катастрофа в московской энергосистеме в мае прошлого года.

Расчленение региональных энергосистем АО-энерго и материнского РАО «ЕЭС» на множество независимых компаний, которые непонятно кто и как сможет организационно выстроить в прежние, но уже неформальные системы для поддержания их технологического единства, необходимого для выполнения совокупности прежних функций, разрушит не только управляемость энерго- и теплоснабжения всех регионов и сам этот процесс. Дробление активов энергосистем также существенно понизит общую инвестиционную привлекательность новых субъектов в сравнении с и без того ничтожной привлекательностью нынешнего энергохолдинга, приведет к неподконтрольной монополизации региональных рынков тепло- и электроэнергии, дальнейшему существенному росту их дефицита и цен, а в итоге - к окончательному разрушению основных фондов энергетики.

Поэтому ожидать прихода в разрушаемую отрасль инвесторов, которых там и прежде-то почти не было видно, не приходится (см. «Антигосударственный переворот в РАО «ЕЭС России». Как его ликвидировать». – Промышленные ведомости, № 14, сентябрь 2004 г.). А без обновления технологического оборудования, включая магистральные линии электропередачи и подстанции, жить Единой энергосистеме страны осталось, по оценкам экспертов, лет 10-15.

Все эти и другие соображения вынуждают предприятия позаботиться о приобретении собственных энергоисточников. Иначе говоря, реформа электроэнергетики вынуждает перейти от экономически эффективного централизованного к индивидуальному и автономному групповому электроснабжению потребителей. Хаотичный переход на такое самообслуживание чреват дополнительным существенным скачком инфляции и ускорением развала систем электроснабжения (см. «Реформа РАО «ЕЭС» вынуждает предприятия строить собственные электростанции». – Промышленные ведомости, № 11, ноябрь 2005 г.).

Уже к концу 2006 года РАО «ЕЭС» и все АО-энерго упразднят. Поэтому так называемое реформирование электроэнергетики, камуфлируемое для обмана властей, бизнеса и общества псевдорыночной фразеологией, сильно смахивает на скрытое искусственное банкротство энергохолдинга РАО «ЕЭС России», типичные признаки которого налицо.

Во-первых, из материнской и дочерних компаний выводятся во вновь надуманно создаваемые компании активы, которые неизвестно как ввиду их различной стоимости и изношенности распределят между акционерами нынешних и многочисленных новых обществ. Делается это вопреки закону не по решениям общих собраний акционеров, а келейно, решениями советов директоров, где преобладают ставленники Чубайса. При этом, как отмечалось, умалчивается, кому достанутся громадный добавочный капитал и изрядная сумма нераспределенной прибыли, что наводит на весьма грустные размышления.

Во-вторых, за всеми членами энергетического семейства числится упоминавшаяся громадная кредиторская задолженность, существенно превышающая дебиторскую, реструктурированная в части долга федеральному и местным бюджетам. Перед ликвидацией РАО «ЕЭС» и АО-энерго все активы из них будут уже выведены, останутся одни долги. Поэтому кредиторы, главный из которых - государство, окажутся обманутыми.

Искусственное банкротство РАО «ЕЭС России» является весьма эффективным инструментом достижения предполагаемых целей инициаторов реформы. Это новый передел собственности во всех сферах экономики и, возможно, захват власти за счет создания в стране дефицита электроэнергии и тепла, провоцирования тем роста протестных настроений в обществе и организации давления на президента, правительство и губернаторов. Как раз накануне новых выборов в Госдуму и президента страны – вспомним хотя бы недавние угрозы обесточить Москву в морозные дни. К этому времени государство уже лишат возможности как-то влиять на объекты своего ведения – федеральные энергосистемы, что предписано статьей 71 Конституции РФ. Ведь реформа как раз и направлена на разрушение этих объектов. Но не только.

 

Неорасизм на рыночный манер

 

Из интервью с бывшим председателем Госкомимущества Владимиром Полевановым «К развитию бандитского капитализма в России» (Промышленные ведомости, № 10, декабрь 2000 г.):

- Когда я пришел в Госкомимущество и пытался изменить стратегию приватизации, в том числе и для того, чтобы наши сограждане, создавшие национальное богатство, получили бы свою долю имущества и им стало лучше жить, Чубайс заявил мне открытым текстом: "Что вы волнуетесь за этих людей? Ну, вымрет тридцать миллионов. Они не вписались в рынок. Не думайте об этом - новые вырастут".

Заполучив фактически в единоличное управление электроснабжение страны, Чубайс, прикрываясь придуманным рынком, похоже, начал осуществлять свою «мечту», не дожидаясь ухода людей, в первую очередь стариков и инвалидов, из жизни только от голодной смерти. Теперь обреченным помогают скорее умереть, оставляя их еще и без тепла и света. Но работа предстоит большая. Ведь Чубайс речь вел о 30 миллионах человек, которые "не вписались в рынок". В числе «не вписавшихся в рынок» оказалась и недавно родившаяся в Марий Эл девочка, прожившая всего десяток минут, которую не смогли спасти врачи из-за отключенного в роддоме электричества.

- Не правда ли, все это напоминает расистскую идеологию главарей гитлеровского рейха? Разница лишь в том, что Чубайс делит людей по "полноценности" не по национальному, этническому признаку, арийцы они или нет, а исходя из их предрасположенности к рынку, разрешая дальше жить только "вписавшимся" в него. Хотя как "вписывались в рынок" избранные благодаря той же приватизации в олигархи, известно. Но ведь сам-то Анатолий Борисович, судя по его делам, никакой не рыночник.

- Несколько лет назад Чубайс заявил, что он и его «коллеги» выбрали бандитский капитализм для России как альтернативу коммунизму. Так как выбор бандитского пути развития страны был осознанным, Чубайс фактически признал себя бандитом. Между тем человек, не скрывающий своей сути и даже щеголяющий ею, продолжает оставаться у руля стратегически значимой системы. Сейчас по его команде отключается электроснабжение целых регионов.

Чубайс в РАО "ЕЭС" продолжает по сути свою прежнюю многолетнюю политику развала экономики страны и провоцирования социального недовольства масс. Сегодня эти протесты направляются прямо против российского президента. Утверждаю, что под прикрытием демагогической трескотни о рынке президенту брошен вызов, но он почему-то не спешит сменить наемных управляющих компании, разрушающих национальную энергосистему (конец цитаты).

Устремления Чубайса удивительным образом вписываются в экономическую и социальную политику, навязанную России при попустительстве властей его сторонниками Германом Грефом, Алексеем Кудриным, Михаилом Зурабовымѕ Политика эта якобы во имя борьбы с инфляцией нацелена на существенное ограничение платежеспособного спроса в стране, что достигается грабительским налогообложением населения при существенном ограничении его реальных доходов и изъятием из обращения, «стерилизацией», почти половины денежной массы.

Замечу, согласно официальной статистике, налоги и прибыль предприятий, которые в конечном итоге оплачивает население, приобретая потребительскую продукцию, исключая внешнюю торговлю, достигают в сумме 80-85% от годовой заработной платы в стране. Именно эти обстоятельства не только не позволят к 2010 году удвоить ВВП, т. е. достигнуть уровня 1990 г., далеко не самого благополучного. Эти обстоятельства не позволят и качественно изменить нынешнюю сырьевую ориентацию товарного производства, повысить благосостояние большей части населения и уменьшить его вымирание (см. «Многоликий валовой внутренний продукт и неопределенности с его удвоением».- Промышленные ведомости, № 24, декабрь 2003 г.).

Вступление же России в ВТО окончательно угробит из-за их неконкурентности ещё остающиеся на плаву несырьевые отрасли российской промышленности и лишит работы десятки миллионов человек. Вот тогда-то и сбудется мечта Анатолия Чубайса об исчезновении «не вписавшихся в рынок» не только стариков, инвалидов и детей, но и вполне трудоспособных людей. По оценкам, «впишутся» в него не более 20 млн. человек, занятых нынче в ТЭКе и металлургии и их обслуживании.

Превращению России в сырьевой придаток Запада способствует и «реформа» электроэнергетики, неизбежным следствием которой, как свидетельствует опыт других стран, явятся развал электро- и теплоснабжения, подорожание электроэнергии и увеличение её дефицита и дальнейшее сворачивание товарного производства (cм. “Реформа по Чубайсу потерпела в США крах. Разрешат ли ему блефовать у нас дальше?” – Промышленные ведомости, № 3, март 2005 г.). И по мере сворачивания в стране товарного производства высвобождающиеся генерирующие мощности будут использоваться для увеличения экспорта электроэнергии, пока они окончательно не выработают свои ресурсы. Хватит их, как отмечалось, лет на 10-15.

Наконец, достижению целей Чубайса и его единомышленников весьма способствуют «реформы» здравоохранения, ЖКХ, пенсионной системы.

 

Последние геостратегические ресурсы страны во её спасение

 

Если президент страны хочет сохранить для себя и своего преемника возможности для маневрирования с целью развития российской экономики, ему, чтобы восстановить ее управляемость, надо наконец-то избавиться от Анатолия Чубайса и его сторонников в правительстве и кардинально изменить экономическую политику. В частности, необходимо прекратить так называемое реформирование электроэнергетики, восстановив организационное и технологическое единство системы электроснабжения.

Это нужно для последующего объединения ОАО “Газпром”, РАО «ЕЭС России» и государственного концерна «Росэнергоатом» в вертикально интегрированную диверсифицированную холдинговую компанию «Росэнергогазпром», что существенно увеличит их общую инвестиционную привлекательность, так как это будет одна из самых крупных по капитализации и объемам продаж энергетических компаний мира.

Цели такого объединения – повышение надежности, обеспечение полноты востребованности и доступности энергоэлектроснабжения внутри страны, а также увеличение надежности экспортных поставок энергоресурсов для решения экономических и геостратегических проблем страны, в том числе за счет привлечения инвестиций.

Эти цели достигаются:

- переходом на управление балансами производства и потребления топливно-энергетических ресурсов и их оптимизацию в масштабах страны по критериям минимизации общесистемных затрат;

- восстановлением Единой энергосистемы страны путем воссоздания ее прежнего организационного и технологического единства и оптимизации перетоков электроэнергии по критериям минимизации общесистемных затрат. Это позволит, в частности, на 20-30% снизить затраты топлива на производство электроэнергии по сравнению с нынешним потреблением.

Учитывая стратегическую заинтересованность стран ЕС в надежных поставках российских энергоресурсов, что возможно при консолидации финансовых и технологических ресурсов всех заинтересованных сторон, «Росэнергогазпром» может стать ядром будущей евразийской транснациональной энерготопливной компании. Тогда для повышения надежности и эффективности энергоэлектроснабжения своих стран члены такого альянса смогут перейти к координированному управлению балансами производства и потребления своих энергоресурсов. В частности, создание совместно со странами ЕС и СНГ евразийской объединенной энергосистемы, подобной бывшей системе «Мир», позволит частично заместить экспорт газа поставками электроэнергии и тем самым уменьшить капитальные затраты на обновление и развитие газотранспортной системы в России и за ее рубежами.

Создание одной из крупнейших энергетических компаний мира позволит решить многие общие проблемы электроэнергетики, а также топливной и смежных отраслей экономики, которые порознь РАО «ЕЭС» и «Газпром» решать не могут или не хотят.

 

Некоторые достижимые при этом результаты

 

1. Высокая капитализация нового энергохолдинга «Росэнергогазпром» увеличит его инвестиционную привлекательность в сравнении с образующими его субъектами. Все это позволит наконец привлечь средства в развитие не только газовой отрасли и электроэнергетики, но и работающих на эти отрасли других секторов экономики, в первую очередь энергетического машиностроения.

2. Ввиду ожидаемого в ближайшие годы снижения поставок газа, чтобы исключить его дефицит, необходимо уменьшить потребление. Для этого есть существенные возможности. Так, только за счет возврата к прежним оптимальным принципам организации перетоков электроэнергии можно сэкономить до 20% ныне впустую сжигаемого на электростанциях топлива. РАО «ЕЭС» в этой экономии сегодня не заинтересовано из-за снижения прибыли, которая вымогается у потребителей неэффективной эксплуатацией станций. Кроме того, часть тепловых электростанций можно будет заместить атомными. Экономия газа внутри страны позволит выиграть время для открытия новых газовых месторождений и восстановления прежней пропускной способности газотранспортной системы, а также выполнять экспортные контракты.

3. В рамках нового энергохолдинга окажется возможным сбалансированное регулирование тарифов на газ и электроэнергию с повышением нынешней стоимости газа без угрозы последующей инфляции при ограничении цены на электроэнергию. Это также позволит снизить потребление газа в топливном балансе страны.

4. В рамках холдинга часть экспортных поставок газа можно будет заместить более выгодным экспортом соответствующего количества электроэнергии, так как большую часть продаваемого за рубеж голубого топлива сжигают там на электростанциях. Использование имеющихся и строительство необходимых для этого новых линий электропередачи окажется намного дешевле строительства или обновления соответствующих газовых магистралей. Примером такой упущенной возможности является газопровод «Голубой поток», следующим будет через Балтику.

5. Энергохолдинг сможет перейти к комплексной оптимизации электро- и газоснабжения страны, добиваясь системного снижения финансовых затрат и потерь энергоресурсов. В этом будут заинтересованы акционеры холдинга, которыми должны стать потребители электроэнергии и газа. Одним из критериев оптимизации явится системный показатель - минимизация удельных энергозатрат в производстве конечной продукции и увеличение тем самым ее конкурентоспособности. В рамках системной оптимизации можно будет решать, в частности, комплексные задачи экономически рационального размещения новых электростанций, газопроводов и линий электропередачи с учетом оптимизации при этом перетоков газа и электроэнергии и других показателей, добиваясь снижения затрат на снабжение потребителей энергоресурсами.

 

***

 

Создание комплексной энергетической компании, одной из самых крупных в мире, даст России все основания предложить странам Евросоюза и другим заинтересованным государствам Европы и Азии открыть новую страницу в экономических и геополитических отношениях на евразийском континенте.

Электроэнергетика и газовая отрасль, пожалуй, последние остающиеся подконтрольными государству геостратегические ресурсы. И ещё не поздно их использовать в качестве локомотива для вывода экономики страны из кризиса. Но для этого потребуется политическая воля главы государства.

 

Промышленные ведомости

февраль 2006


Реклама:
-