Журнал «Золотой Лев» № 73-74- издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

К.Мартынов

 

«Сволочи» - контркультура и антиистория

 

Российский зритель в последнее время избалован фильмами о войне. Поиск отечественного героя неизбежно ведет к военной теме в русской истории, которой, как известно, в этой истории всегда было в избытке. И вот завтра на экраны кинотеатров страны выходит новый фильм, повествующий о событиях 1943 года. Только название у фильма какое-то странное - «Сволочи».

Режиссер Александр Атанесян снял свой фильм по «автобиографическому» роману писателя Владимира Кунина. В нем рассказывается о якобы существовавшей в годы Великой Отечественной войны в горах Алатау под Алма-Атой спецшколе НКВД по подготовке диверсантов-смертников из малолетних преступников-сирот. Согласно сюжету картины, только что освободившийся из тюрьмы полковник Вишневецкий (Андрей Панин) организует военную школу подготовки диверсантов. Учеников для этой школы набирают из тюрем и колоний из числа 14-15-летних подростков. После суровой подготовки их отправляют на уничтожение немецкой базы в Альпах. Мальчишек учат альпинизму, рукопашному бою и прыжкам с парашютом. То, что из них готовят смертников, воспитанники школы не знают...

Если характеризовать этот сюжет одним словом, то придется, пожалуй, назвать его шизофреническим. Начнем с одной детали. Какую мотивацию должно иметь уничтожение в 1943-1944 годах высокогорной немецкой базы в Альпах, да еще и ценой гибели подготовленной диверсионной группы? Ни фильм, ни повесть Кунина этого никак не объясняют, да и объяснить не могут. Бессмысленная подготовка детей-беспризорников и их бессмысленная гибель в Альпах - примерно такую сенсационную историю предлагают нам авторы картины.

Но самым интересным является то, что такая школа в действительности существовала. Вот только организовали ее немцы. Существуют документы, согласно которым в населенном городе Гемфурт возле города Кассель на территории Германии находилась школа по подготовке диверсантов из подростков, организованной Абверкомандой-203 в июле 1943 года. Согласно архивным материалам, для обучения в школе сотрудники абвера вербовали находившихся на оккупированной территории в детских домах в городах Орша и Смоленск. Спутать немцев и наших - за такое даже в дворовой игре могло сильно достаться. А здесь господа кинематографисты сделали целый высокобюджетный фильм - все для падкого на такие вещи так называемого широкого зрителя.

Надо заметить, что в СССР детей в армию вообще не призывали. Подростки могли быть в партизанских отрядах и даже могли находиться в действующей армии в качестве «сынов полка», но организовать школу смертников неизвестно для каких целей из них могла только буйная фантазия писателя Кунина.

В этом контексте фильм очень напоминает одну из многочисленных ревизионистских сказок, развесистой клюквой продаваемой нашим соотечественникам еще с начала 90-х годов, особенно в многочисленных творениях известного «историка» Резуна (Суворова).

Художественные достоинства этой исторической химеры также более чем сомнительны. Критики уже определи «Сволочей» как своеобразный клон «9 роты». Те же ракурсы и спецэффекты уровня американских «блокбастеров» класса B. Те же шаблонные характеры. То же смертельно надоевшее противопоставление «плохих командиров» и добрых преступников (теперь это малолетние уголовники, а не политические страдальцы сражаются за родину). Та же плоская мораль - «воевать не умели».

Действия, предпринятые авторами сюжета и режиссером картины, достаточно четко могут квалифицировать как клевета. Единственная очевидная лазейка здесь - это утверждение о том, что фильм представляет собой художественный вымысел и, следовательно, выражает пресловутое право художника на выражение своих мыслей и эмоций. Не ясно только, почему эти мысли и эмоции «художников» снова столь варварски смешивают с грязью память о войне. Да и сами авторы картины не раз утверждали, что их фильм имеет историческое основание.

ФСБ России уже выступило с официальным опровержением наличия такого основания у художественного фильма «Сволочи». Как говорится в поступившем в ИТАР-ТАСС сообщении Центра общественных связей ФСБ, в связи с выходом фильма в ЦОС поступают обращения представителей СМИ и ветеранской общественности о соответствии сюжета фильма исторической действительности. ЦОС сообщает, что "в архивах ФСБ и Комитета национальной безопасности Республики Казахстан каких-либо материалов, подтверждающих существование в системе органов НКВД такого рода "детских диверсионных школ", аналогичных описанной в фильме, не имеется". Также нет и документов об операциях по переброске диверсионных групп из числа подростков советскими органами госбезопасности в тыл противника в годы Великой Отечественной войны, подчеркнули в ФСБ.

Складывается достаточно тревожная тенденция. Практически каждый художественный фильм, направленный вроде бы на то, чтобы развивать у зрителя патриотическое чувство и знание истории, не обходится без определенного «двойного дна», призванного показать, что наша история - это в действительности череда преступлений и подлостей. Так было со всеми телепостановками последнего времени, так случилось и с «9 ротой», и тем более с нынешней премьерой. Пожалуй, единственным исключением стал вышедший на экраны несколько лет назад фильм «72 метра» режиссера Хотиненко (еще можно вспомнить «Звезду», представляющую современную переделку фильма 40-х годов). И особенно тревожно то, что «мастера кино» все чаще обращаются в своем желании рассказать «правду» (и, конечно, собрать «кассу») к теме Великой Отечественной войны, победа в которой стала нашей подлинной национальной святыней. Сегодня еще живы участники тех событий, отстоять честь которых должны мы, их потомки. В то же время массовой зритель, скорее всего, уже мыслит нашу великую войну и великую победу в терминах, навязанных киношлягерами последних лет, в каждом из которых «плохие комиссары» забрасывают трупами немецкие пулеметы. То, что такая политика в отечественном кино проводится неслучайно, - нет, увы, уже почти никаких сомнений.

А мораль в этой истории очень проста - не смотрите «Сволочей».

 

Полемика и дискуссии

2.02.2006


Реклама:
-