Журнал «Золотой Лев» № 73-74- издание русской консервативной
мысли
(www.zlev.ru)
К.Мартынов
«Сволочи»
- контркультура и антиистория
Российский зритель в последнее время избалован фильмами о
войне. Поиск отечественного героя неизбежно ведет к военной теме в русской
истории, которой, как известно, в этой истории всегда было в избытке. И вот
завтра на экраны кинотеатров страны выходит новый фильм, повествующий о
событиях 1943 года. Только название у фильма какое-то странное - «Сволочи».
Режиссер Александр Атанесян снял свой фильм по
«автобиографическому» роману писателя Владимира Кунина. В нем рассказывается о
якобы существовавшей в годы Великой Отечественной войны в горах Алатау под
Алма-Атой спецшколе НКВД по подготовке диверсантов-смертников из малолетних
преступников-сирот. Согласно сюжету картины, только что освободившийся из
тюрьмы полковник Вишневецкий (Андрей Панин) организует военную школу подготовки
диверсантов. Учеников для этой школы набирают из тюрем и колоний из числа
14-15-летних подростков. После суровой подготовки их отправляют на уничтожение
немецкой базы в Альпах. Мальчишек учат альпинизму, рукопашному бою и прыжкам с
парашютом. То, что из них готовят смертников, воспитанники школы не знают...
Если характеризовать этот сюжет одним словом, то придется,
пожалуй, назвать его шизофреническим. Начнем с одной детали. Какую мотивацию
должно иметь уничтожение в 1943-1944 годах высокогорной немецкой базы в Альпах,
да еще и ценой гибели подготовленной диверсионной группы? Ни фильм, ни повесть
Кунина этого никак не объясняют, да и объяснить не могут. Бессмысленная
подготовка детей-беспризорников и их бессмысленная гибель в Альпах - примерно
такую сенсационную историю предлагают нам авторы картины.
Но самым интересным является то, что такая школа в действительности
существовала. Вот только организовали ее немцы. Существуют документы, согласно
которым в населенном городе Гемфурт возле города Кассель на территории Германии
находилась школа по подготовке диверсантов из подростков, организованной
Абверкомандой-203 в июле 1943 года. Согласно архивным материалам, для обучения
в школе сотрудники абвера вербовали находившихся на оккупированной территории в
детских домах в городах Орша и Смоленск. Спутать немцев и наших - за такое даже
в дворовой игре могло сильно достаться. А здесь господа кинематографисты
сделали целый высокобюджетный фильм - все для падкого на такие вещи так
называемого широкого зрителя.
Надо заметить, что в СССР детей в армию вообще не
призывали. Подростки могли быть в партизанских отрядах и даже могли находиться
в действующей армии в качестве «сынов полка», но организовать школу смертников
неизвестно для каких целей из них могла только буйная фантазия писателя Кунина.
В этом контексте фильм очень напоминает одну из
многочисленных ревизионистских сказок, развесистой клюквой продаваемой нашим
соотечественникам еще с начала 90-х годов, особенно в многочисленных творениях
известного «историка» Резуна (Суворова).
Художественные достоинства этой исторической химеры также
более чем сомнительны. Критики уже определи «Сволочей» как своеобразный клон «9
роты». Те же ракурсы и спецэффекты уровня американских «блокбастеров» класса B.
Те же шаблонные характеры. То же смертельно надоевшее противопоставление
«плохих командиров» и добрых преступников (теперь это малолетние уголовники, а
не политические страдальцы сражаются за родину). Та же плоская мораль -
«воевать не умели».
Действия, предпринятые авторами сюжета и режиссером
картины, достаточно четко могут квалифицировать как клевета. Единственная
очевидная лазейка здесь - это утверждение о том, что фильм представляет собой
художественный вымысел и, следовательно, выражает пресловутое право художника
на выражение своих мыслей и эмоций. Не ясно только, почему эти мысли и эмоции
«художников» снова столь варварски смешивают с грязью память о войне. Да и сами
авторы картины не раз утверждали, что их фильм имеет историческое основание.
ФСБ России уже выступило с официальным опровержением
наличия такого основания у художественного фильма «Сволочи». Как говорится в
поступившем в ИТАР-ТАСС сообщении Центра общественных связей ФСБ, в связи с
выходом фильма в ЦОС поступают обращения представителей СМИ и ветеранской
общественности о соответствии сюжета фильма исторической действительности. ЦОС
сообщает, что "в архивах ФСБ и Комитета национальной безопасности
Республики Казахстан каких-либо материалов, подтверждающих существование в
системе органов НКВД такого рода "детских диверсионных школ",
аналогичных описанной в фильме, не имеется". Также нет и документов об
операциях по переброске диверсионных групп из числа подростков советскими
органами госбезопасности в тыл противника в годы Великой Отечественной войны,
подчеркнули в ФСБ.
Складывается достаточно тревожная тенденция. Практически
каждый художественный фильм, направленный вроде бы на то, чтобы развивать у
зрителя патриотическое чувство и знание истории, не обходится без определенного
«двойного дна», призванного показать, что наша история - это в действительности
череда преступлений и подлостей. Так было со всеми телепостановками последнего
времени, так случилось и с «9 ротой», и тем более с нынешней премьерой.
Пожалуй, единственным исключением стал вышедший на экраны несколько лет назад
фильм «72 метра» режиссера Хотиненко (еще можно вспомнить «Звезду»,
представляющую современную переделку фильма 40-х годов). И особенно тревожно
то, что «мастера кино» все чаще обращаются в своем желании рассказать «правду»
(и, конечно, собрать «кассу») к теме Великой Отечественной войны, победа в
которой стала нашей подлинной национальной святыней. Сегодня еще живы участники
тех событий, отстоять честь которых должны мы, их потомки. В то же время
массовой зритель, скорее всего, уже мыслит нашу великую войну и великую победу
в терминах, навязанных киношлягерами последних лет, в каждом из которых «плохие
комиссары» забрасывают трупами немецкие пулеметы. То, что такая политика в
отечественном кино проводится неслучайно, - нет, увы, уже почти никаких сомнений.
А мораль в этой истории очень проста - не смотрите
«Сволочей».
Полемика и дискуссии
2.02.2006