Журнал «Золотой Лев» № 75-76 - издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

А.Н. Савельев

 

Образование нельзя модернизировать. Его нужно консерватизировать

 

С некоторых пор наша власть признала, что слово "реформы" вызывает в народе отторжение. В своих выступлениях в Думе министр обороны и министра образования признались в этом одинаковыми словами. А также в том, что намерены заниматься все теми же "реформами", но называть их "модернизацией". Чтобы не бесить народ. А если точнее, то ради того, чтобы гадить как прежде, но на время, пока и от "модернизации" тоже не станет тошно, доводить страну до ручки.

Образование (и это ясно всякому внятно мыслящему человеку) совершенно чуждо всякой модернизации. Напротив, образования всегда было и будет крайне консервативным. Или его вообще не будет. Минобр нацелен на последнее - чтобы образования в нашей стране не было.

Смысл слова "модернизация" в устах наших образовательных чиновников состоит в том, что им надо снова переставить кубики административной системы, сформировав их них дойную корову. Они то и дело проговариваются по поводу "самоокупаемости", то есть коммерциализации образования. В том числе и государственного. Именно для этого и предназначено бюрократическое конструирование - превратить расходный институт, формирующий социум, в доходный - чтобы паразитировать на распаде социума. Именно в этом причина катастрофического падения уровня образования.

Образование по своему смыслу консервативно. Потому что воспитание гражданина и снабжение его необходимым объемом знаний не терпит новаций. В системе образования воссоздается Традиция. А традиции чужда всякая модернизация. Никак нельзя допустить изменений в понимании естественных и точных наук, "обновлять" язык и классическую литературу, которые преподают в школе. С методиками еще можно экспериментировать. Но в крайне скромных масштабах. Это видно по масштабам разрушений, который нанесли образованию наши либералы, покуролесившие, начиная с перестройки всласть. Теперь мы точно знаем, что концептуальные новации в образовании - дело преступное.

Технология реформ, которые придумали Фурсенко и олигархическая власть, отдаляют гражданина от образования. Идеи этих реформ никогда не обсуждались публично. Мол, достаточно мнения специалистов. А за специалистов выдают вконец разложившийся слою учительства, который держит в своих "хрупких руках" жизни наших детей и отыгрывается на этих жизнях за свое униженное положение. Вместе с Минобом они создают корпоративно замкнутое сообщество, стеной вставшее против участия родителей в контроле за образовательным процессом и формированием его содержательной стороны. Эти "профессионалы" превратились в настоящих живодеров.

Теперь, когда Путин объявил набор неких "национальных проектов" и включил в них программу "модернизации образования", даже те ничтожные финансы, которые попадут в Минобр, будут разворованы и растрачены на ерунду. Об этой ерунде всегда можно услышать в любом выступлении министра Фурсенко, который как будто специально задался целью взбесить народ своей некомпетентностью и фантастическими прожектами. Таким образом национальный проект наверняка будет превращен в бюрократический - в еще один источник наживы олигархических кланов.

Принципиально иной подход в организации системы государственного образования состоит в реализации ряда принципов:

 

1. Утверждение образования как дела государственно-общественного. Данный принцип утвержден в законе и систематически попирается Минобром, региональными Департаментами образования и руководством подавляющего большинства школ.

2. Изменения в системе образования должны касаться в наибольшей степени только средств образования - технических. Не столько фантастических проектов подключение всех школ к интернету, сколько использование средств дистанционного образования и расширение таким путем аудитории наиболее талантливых кадров преподавателей, а также средств создания мотивов к обучению.

3. Восстановление неразрывности государственной системы образования - возможности гражданину пройти по всей образовательной цепочке от дошкольного до послевузовского без привлечения частных услуг репетиторов, платных курсов и т.д.

4. Профориентация школьников не столько в соответствии с запросами работодателей, сколько в соответствии с научно обоснованными прогнозами развития страны, национальными целями и интересами. Работодателям, как известно, на настоящем этапе нужны в основном кадры с уровнем образования таджикских землекопов.

5. Восстановление единого образовательного стандарта и единой методики преподавания, обязательных для всех учебных заведений. Экспериментирование с методиками лишь в рамках научных исследований. Достижение равноценности дипломов с одинаковыми специальными - равной квалификации, независимо от места получения образования.

6. Разворачивание специальных программ обучения и дальнейшего трудоустройства особо одаренных детей и студентов.

7. Сочетание образования с духовно-нравственным воспитанием.

 

Образование должно преподносить единственную, необсуждаемую истину - традицию, почерпнутую в отечественной истории, религии, культуре и науке. Критическое мышление должно формироваться в вузе, но не в школе. В школе лишь формируется способность приобретать знания - уметь учиться. Для этого преподается необходимая сумма знаний. В вузе - способность применять знания в жизни. Только взрослый человек с необходимым минимумом образования может получать право на творческий подход в своей профессии. Все новации - только после освоения традиции.

Образование сегодня необходимо реанимировать после трех пятилеток беспрерывного разрушения. Не модернизация нам необходима, а именно реанимация.

 

15.03.2006


Реклама:
-