Журнал «Золотой Лев» № 75-76 - издание русской консервативной
мысли
(www.zlev.ru)
А.Н. Савельев
Образование нельзя модернизировать. Его
нужно консерватизировать
С некоторых пор наша власть признала, что слово
"реформы" вызывает в народе отторжение. В своих выступлениях в Думе
министр обороны и министра образования признались в этом одинаковыми словами. А
также в том, что намерены заниматься все теми же "реформами", но
называть их "модернизацией". Чтобы не бесить народ. А если точнее, то
ради того, чтобы гадить как прежде, но на время, пока и от
"модернизации" тоже не станет тошно, доводить страну до ручки.
Образование (и это ясно всякому внятно мыслящему человеку)
совершенно чуждо всякой модернизации. Напротив, образования всегда было и будет
крайне консервативным. Или его вообще не будет. Минобр нацелен на последнее -
чтобы образования в нашей стране не было.
Смысл слова "модернизация" в устах наших
образовательных чиновников состоит в том, что им надо снова переставить кубики
административной системы, сформировав их них дойную корову. Они то и дело
проговариваются по поводу "самоокупаемости", то есть коммерциализации
образования. В том числе и государственного. Именно для этого и предназначено
бюрократическое конструирование - превратить расходный институт, формирующий
социум, в доходный - чтобы паразитировать на распаде социума. Именно в этом
причина катастрофического падения уровня образования.
Образование по своему смыслу консервативно. Потому что
воспитание гражданина и снабжение его необходимым объемом знаний не терпит
новаций. В системе образования воссоздается Традиция. А традиции чужда всякая
модернизация. Никак нельзя допустить изменений в понимании естественных и
точных наук, "обновлять" язык и классическую литературу, которые
преподают в школе. С методиками еще можно экспериментировать. Но в крайне
скромных масштабах. Это видно по масштабам разрушений, который нанесли
образованию наши либералы, покуролесившие, начиная с перестройки всласть.
Теперь мы точно знаем, что концептуальные новации в образовании - дело
преступное.
Технология реформ, которые придумали Фурсенко и
олигархическая власть, отдаляют гражданина от образования. Идеи этих реформ
никогда не обсуждались публично. Мол, достаточно мнения специалистов. А за
специалистов выдают вконец разложившийся слою учительства, который держит в
своих "хрупких руках" жизни наших детей и отыгрывается на этих жизнях
за свое униженное положение. Вместе с Минобом они создают корпоративно
замкнутое сообщество, стеной вставшее против участия родителей в контроле за
образовательным процессом и формированием его содержательной стороны. Эти
"профессионалы" превратились в настоящих живодеров.
Теперь, когда Путин объявил набор неких "национальных
проектов" и включил в них программу "модернизации образования",
даже те ничтожные финансы, которые попадут в Минобр, будут разворованы и
растрачены на ерунду. Об этой ерунде всегда можно услышать в любом выступлении
министра Фурсенко, который как будто специально задался целью взбесить народ
своей некомпетентностью и фантастическими прожектами. Таким образом
национальный проект наверняка будет превращен в бюрократический - в еще один
источник наживы олигархических кланов.
Принципиально иной подход в организации системы
государственного образования состоит в реализации ряда принципов:
1. Утверждение образования как дела
государственно-общественного. Данный принцип утвержден в законе и
систематически попирается Минобром, региональными Департаментами образования и
руководством подавляющего большинства школ.
2. Изменения в системе образования должны касаться в
наибольшей степени только средств образования - технических. Не столько
фантастических проектов подключение всех школ к интернету, сколько
использование средств дистанционного образования и расширение таким путем
аудитории наиболее талантливых кадров преподавателей, а также средств создания
мотивов к обучению.
3. Восстановление неразрывности государственной системы
образования - возможности гражданину пройти по всей образовательной цепочке от
дошкольного до послевузовского без привлечения частных услуг репетиторов,
платных курсов и т.д.
4. Профориентация школьников не столько в соответствии с
запросами работодателей, сколько в соответствии с научно обоснованными
прогнозами развития страны, национальными целями и интересами. Работодателям,
как известно, на настоящем этапе нужны в основном кадры с уровнем образования
таджикских землекопов.
5. Восстановление единого образовательного стандарта и
единой методики преподавания, обязательных для всех учебных заведений.
Экспериментирование с методиками лишь в рамках научных исследований. Достижение
равноценности дипломов с одинаковыми специальными - равной квалификации,
независимо от места получения образования.
6. Разворачивание специальных программ обучения и
дальнейшего трудоустройства особо одаренных детей и студентов.
7. Сочетание образования с духовно-нравственным
воспитанием.
Образование должно преподносить единственную, необсуждаемую
истину - традицию, почерпнутую в отечественной истории, религии, культуре и
науке. Критическое мышление должно формироваться в вузе, но не в школе. В школе
лишь формируется способность приобретать знания - уметь учиться. Для этого
преподается необходимая сумма знаний. В вузе - способность применять знания в
жизни. Только взрослый человек с необходимым минимумом образования может
получать право на творческий подход в своей профессии. Все новации - только
после освоения традиции.
Образование сегодня необходимо реанимировать после трех
пятилеток беспрерывного разрушения. Не модернизация нам необходима, а именно
реанимация.
15.03.2006