Журнал «Золотой Лев» № 77-78 - издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

Н.А. Ильичёва

 

Император славян

13 марта 971 г. - 1035 лет назад начался Второй византийский поход князя Святослава

 

"Никто из древних князей российских

не действует так на моё воображение,

как Святослав"

Н.М. Карамзин

 

Ныне в России мало что о Святославе знают, а между тем летописцы древности сравнивали его с великим Александром Македонским. В православной историографии принято считать, что умер он язычником, а стало быть, и говорить о нём не надо. Однако на самом деле никто не знает о последних днях Святослава. Никто не мог рассказать о том, как он умирал. Вся его дружина погибла вместе с ним в решающей битве. Среди его воинов было много христиан, каждый из которых мог совершить Таинство Крещения Князя даже перед последней битвой.

Святослав, сын святой равноапостольной Ольги и отец святого равноапостольного Владимира, без сомнения, подготовил почву для Крещения Руси. Не мог бы святой Владимир выбирать для нас веру, потому что ни Руси, ни русских просто не было бы, если бы великий Святослав в совете со своей святой матерью не объединил славянские племена, не укрепил Русь как единое государство.

Он даже чуть было не утвердил славянскую Восточно-Европейскую империю. И не его вина в том, что ей не суждено было устоять. А если бы она устояла в соседском дружественном союзе с православной Византийской империей (именно этого желали Святослав и св. Ольга), то не было бы унизительного падения Второго Рима, не было бы и монгольского ига на Руси. Но такой гармонии на земле, видимо, не может быть. Святослава обманули, предали, продали. И во всемирной истории всё было так, как было. Однако фундамент величия Русского государства, будущего Третьего Рима, святая равноапостольная Ольга и её сын всё-таки успели заложить.

Великим Князем Святослав стал в три года, когда древляне убили его отца, князя Игоря, сына родоначальника русских князей Рюрика. Уже через год он должен был впереди дружины вместе со своею матерью идти на древлян. Так начиналось собирание племён в государство.

Когда Святославу было 16 лет, св. Ольга приняла Крещение. "Сын мой любимый, крестись", - сказала она ему. А он ответил:

- Я не хочу быть в раю один, без своей дружины, с которой и после смерти не желаю расставаться ("Повесть временных лет").

В этих словах нет отвержения истины. Он согласен креститься, но только вместе со своей дружиной. Это ответ юноши, дорожащего воинским братством.

Св. Ольга не настаивала. Она молилась. И уж, конечно, молитвы такой матери могли вытащить сына с морского дна. Несомненно, он читал Евангелие по-гречески, ибо образование получил у греческих монахов, которых Ольга привезла из Константинополя. В Киеве тогда было по меньшей мере два православных храма и немало христиан. Никаких гонений от Великого Князя они не претерпели. Он вырос в православной среде и был одним из самых просвещённых правителей своего времени.

В 964 году князь собрал большое войско и начал свои славные походы. Прежде чем напасть на кого-то он, единственный полководец во всемирной истории, посылал гонца с предупреждением: "Иду на вы". Сын святой Ольги, он имел великую душу.

Походы Святослава нужны были для укрепления границ Древне-Русского государства. Необходимо было утвердить княжескую власть в землях по Оке, Волге и Дону. В то время племена, жившие там, платили дань Хазарскому каганату. Святослав победил хазар, взял их столицу Белую Вежу, город на берегу Дона. Тогда же он присоединил к Руси восточные берега Азовского моря, древнее Тмутороканское княжество, племена Северного Кавказа (ясов и касогов).

После победоносных походов Святослава Русь стала называться Русью, обозначая уже не одно из славянских племён, а название самостоятельной страны. Слава о юном князе разнеслась по всему миру. Византийская империя много лет безуспешно вела войну с Хазарским каганатом. И вдруг получила освобождение от него. По сути, русский Великий Князь спас тогда Второй Рим, продлил дни Византийской империи. Надо отметить, что перед походом на хазар Святослав заключил с Византией дружественный союз на вечные времена. Но во время войны Империя не помогала ни одной из сторон.

Логическим завершением войн Святослава должно было быть укрепление границ Древней Руси не только в Поволжье, на Дону, в Приазовье но и в Северном Причерноморье. Границы по морям и рекам - самые надёжные. Однако в Крыму, на подступах к Херсонесу, интересы Руси столкнулись с интересами Византии, её торговых колоний. И тогда греки предлагают Святославу отказаться от Северного Причерноморья в обмен на своё согласие укрепления границы Руси по Дунаю. Святослав это предложение незамедлительно принял, ведь на берегах Дуная жили тоже славянские народы, в те времена традиционно дружественно настроенные к восточно-славянским племенам. Но и от Крыма он не отказался. Греческие колонии признали вассальную зависимость по отношению к Руси. Византия же, направляя Святослава на Дунай, тем самым хотела ослабить Болгарию, свою беспокойную и непокорную соседку.

В 967 году Святослав пришёл со своей дружиной на Дунай и его приняли здесь как друга и защитника от деспотии Византийской империи. Русский Великий Князь устроил свою резиденцию в Переяславце на Дунае, заключил мирный договор с болгарским царём Борисом и стал укреплять свою границу. Завоёвывать Болгарию он не собирался. Ему нужны были только крепости на Дунае.

Однако Византию вскоре перестало устраивать такое положение вещей: окончательная потеря Болгарии под защитой новой могучей империи под боком - от Волги до Дуная и от Чёрного моря до Белого - всё это казалось опасным. Не там видели опасность мудрые греки. И ведь доказательства дружеской помощи Руси в войне с хазарами у них были, но боялись они могучего русского князя, обустраивавшего могучее государство.

Византийские послы, чтобы выманить Святослава с берегов Дуная, заплатили печенегам, и те осадили Киев. И вот оттуда примчался гонец с укоризненным посланием: "Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул, а нас чуть было не взяли печенеги, и мать твою и детей твоих. Если не придёшь и не защитишь нас, то возьмут нас. Неужели не жаль тебе своей отчины, старой матери, детей своих?"

Великодушный князь поспешно возвратился в Киев, отразил печенегов далеко от пределов Руси. Считая свой долг выполненным, он сказал матери и боярам, что ему надо возвращаться в Переяславец:

- Там середина моей земли; туда стекаются все драгоценности искусства и природы: греки шлют туда золото, ткани, вино и плоды; богемцы и венгры серебро и коней, русские меха, воск, мёд...

- Я стара и скоро умру, - сказала ему Ольга. - Погреби меня, и тогда иди, куда хочешь. ("Повесть временных лет").

Удивительно то, что суровый воин Святослав беспрекословно послушался свою мать. В этом и любовь, и уважение к ней, но и христианское воспитание тоже очевидно. Ольга вскоре умерла. О чём они говорили в эти последние дни - один Бог ведает. Но можно не сомневаться, что святая равноапостольная Княгиня смогла найти нужные слова, которые приблизили Святослава к Православной вере.

Князь похоронил свою мать по-христиански, как она завещала, и стал собираться в свой Второй византийский поход. Он знал, что время упущено, что греки болгар уже настроили против русских и потому от местного населения поддержки не будет. В 967 году болгары встречали Святослава как освободителя, теперь - как завоевателя, с оружием в руках. Сражавшиеся на родной земле и за родную землю, они уже начали теснить нашу дружину. Но тут Святослав сказал: "Братья и дружина! Умрём, но умрём с твёрдостию и мужеством!" И к вечеру того же дня русские воины победили, князь снова был в Переяславце. Однако болгары были враждебны к нему. Послы из Константинополя обещали им независимость, если они помогут изгнать Святослава. Забегая вперёд, скажем, что это обещание своё они не выполнили. По-настоящему свободной, почти центром земли, Болгария была один раз во всю свою историю, в то время, когда там княжил Святослав.

Вскоре Византийский император Иоанн Цимисхий прислал к Святославу послов с требованием уйти с берегов Дуная. Князь сказал:

- Передайте вашему императору, что скоро я сам буду в Константинополе и выгоню греков в Азию.

Требование Византии было вероломным нарушением договора 967 года, согласно которому Империя сама предложила Руси Дунай вместо Причерноморья.

Цимисхий стал вооружаться, а Святослав, всегда лёгкий на подъём, через несколько дней уже был во Фракии. Почти не встречая сопротивления дошёл до Адрианополя, где стоял с многочисленным воинством имперский полководец Варда Склир, который долго не мог отважиться на битву.

- Решим дело миром, - притворно предлагал он, - скажите, сколько вас, мы на каждого воина пришлём дань.

Простодушные русские казались хитроумным грекам этакими детьми-варварами, которых ничего не стоило обмануть. Святослав ответил:

- Нас 20 тысяч.

А на самом деле у него не было и десяти тысяч воинов. Оставленный им править в Киеве старший сын Ярополк помогать отцу не хотел. У него тоже были "мудрые" советчики рядом. Он вообще был коварным человеком. Убил своего среднего брата Олега. Младший брат Владимир спасся от него только потому, что бежал к варягам за море. И отцу Ярополк желал скорой смерти. Чтобы наверняка победить русских, греки выставили против них стотысячную армию, которая со всех сторон окружила святославово воинство. Но русские не дрогнули. Святослав спокойно оглядел поле битвы, спокойно и твёрдо сказал:

- Бегство не спасёт нас. Волею или неволею должны мы сразиться. Не посрамим же Земли Русския! Ляжем здесь костьми: мёртвые срама не имут! Станем крепко. Иду перед вами, и когда положу свою голову, делайте, что хотите!

- Наши головы лягут вместе с твоей, - единодушно ответили русские воины. Они выстроились плотным кольцом, ощетинившись копьями, и отражали все атаки врага.

Греки не устояли, рассеялись, победила русская сила духа. Несмотря на большие потери, Святослав всё-таки пошёл, как и обещал, на Константинополь. Цимисхий, чтобы остановить его, послал ему золото и драгоценные ткани. Но князь и не взглянул на них. Тогда император послал ему оружие. Оружие он принял, ибо воин не должен отказываться от оружия, после этого согласился принять и дань от греков - именно дань, а не дары. И, как победитель, торжественно возвратился в Переяславец. В сущности, Константинополь ему был совершенно не нужен. Если бы Князь Святослав знал о предательстве Ярополка и о том, что помощь с родной земли не придёт, то, вероятно, вернулся бы в Киев. Но он об этом не знал. К тому же Святослав полагал, что изведавшие его силу греки теперь долго не посмеют нападать на него.

Однако Цимисхий скоро выступил в новый поход. Сам он был искуснейшим полководцем того времени, единственным достойным соперником Святославу в доблести и мужестве. Но культурный грек предупреждения о нападении русскому князю не послал. Своим флотом он запер устье Дуная, чтобы русские не смогли по реке получить подкрепление и продовольствие. С отборным легионом "бессмертных", - 13 000 конницы и более десяти тысяч пехоты, - Цимисхий неожиданно явился под стенами Переяславца и напал на восьмитысячное русское войско, которое занималось воинским учением у стен города. Русские удивились, но не растерялись, храбро вступили в бой. Более половины из них полегли в этом бою, но у греков потери были ещё большими. Цимисхий решился начать осаду города, только когда подошли остальные войска.

Святослава в это время не было в Переяславце, он с основными силами стоял в укреплённом стане на берегу Дуная, близ Доростола. Цимисхий предлагал городу сдаться, но тщетно. Ему пришлось брать его приступом. Остатки русских воинов заперлись в царском дворце и мужественно отражали неприятеля. Так и не смог император в честном бою сломить их сопротивление. Велел зажечь дворец, и все они погибли в огне, но ни один не предпочёл рабство смерти.

Все эти события мы описываем по греческим хроникам, а грекам в данной ситуации, конечно, не было смысла преувеличивать храбрость русского воинства. Узнав о взятии Переяславца, Святослав поспешил встретить Цимисхия, который со всеми своими силами приближался к Доростолу. Здесь сошлись два воинства. Твёрдой стеной, по велению князя, сомкнулось русское войско и не отступало ни на шаг до самого вечера под натиском неприятеля. Но силы были слишком неравны, и к ночи Святослав отступил за стены Доростола.

Греческий флот отрезал русских от Дуная, огромное войско Цимисхия окружило со всех сторон город, а Святослав окопал городскую стену глубоким рвом и многочисленными мелкими набегами тревожил неприятеля. "Русские (пишут греческие хронографы) дрались с невиданной храбростью, даже жены их ополчались и, как древние амазонки, участвовали в жестоких сечах. При явном превосходстве сил неприятеля, вынужденные отступить, они шли назад в крепость с гордо поднятыми головами, с неторопливым достоинством, закинув на плечи огромные свои щиты".

Но силы их всё убывали. К тому же в Доростоле кончились все припасы и начался голод. Помощи ждать было неоткуда, а к Цимисхию приходили всё новые легионы из Византии. На военном совете некоторые предлагали ночью тайно бежать из Доростола. Но Святослав сказал:

- Погибнет слава русская, если ныне устрашимся смерти! Приятна ли жизнь для тех, которые спасли её бегством? Не станут ли презирать нас соседние народы, доселе боявшиеся самого имени русских? По наследию от предков своих мы - мужественные, непобедимые, завоеватели многих стран и племён! Так или победим греков, или падём с честию, совершив дела великие.

С решимостью победить или умереть на другой день русское войско выступило в поле навстречу грекам. Святослав велел запереть городские ворота, чтобы не было пути к отступлению. Сражались с утра до полуночи. В полночь греки начали отступать. Глубокая ночь прервала битву.

Цимисхий был потрясён такой нечеловеческой стойкостью уже, казалось, побеждённого им неприятеля. Он предложил Святославу решить исход войны единоборством с ним, чтобы погибнуть одному из них, а не губить множество людей.

- Я лучше врага своего знаю, что мне делать. Если жизнь ему наскучила, то много способов от неё избавиться: Цимисхий да избирает любой! - отвечал Святослав. Видимо, мать объяснила ему, что поединок, дуэль - это самоубийство и убийство. Тяжкий грех.

Началось последнее сражение. Греки стремились прежде всего убить Святослава, но его час ещё не пробил. Теснимое яростным сопротивлением русских, византийское войско стало отступать. Греки молились святому воину-мученику Феодору Стратилату. И тут силы небесные восстали на непобедимое силами земными воинство Святослава. Страшный ветер поднялся с юга, дул прямо в лицо русским, густые облака пыли слепили глаза людям и коням. Греки праздновали победу. Они рассказывали друг другу, что видели впереди своего войска святого Феодора Стратилата на белом коне, который приводил в смятение русские полки.

Святослав вынужден был заключить мир с греками. Обрадованный Цимисхий прислал ему богатые дары. "Возьмём их, - сказал Святослав, - если же будем недовольны греками, то, собрав на Руси большое войско, снова найдём путь к Царьграду!" В результате заключённого договора русские могли свободно возвратиться в свои пределы, купцам русским можно было свободно торговать в Константинополе. Перед уходом Великий Князь пожелал наедине побеседовать с Цимисхием. Они увиделись на берегу Дуная. Император прибыл на коне, окружённый всадниками в блестящих латах. Святослав приплыл в ладье, сам себе гребя веслом, одетый в простую белую одежду. Греки смотрели на него с любопытством и страхом. На их взгляд, он был очень мрачен и дик. Мрачен он был по вполне понятной причине. А дик Святослав, сын равноапостольной Ольги, не был. Да и Русь, лежащая на пути из варяг в греки, дикой страной не была. Святослав по-гречески около часа наедине беседовал с Цимисхием. Вероятно, он пытался объяснить ему, как нужна Византии в качестве щита и опоры в скором будущем православная, сильная славянская империя, как нелепо рубить сук, на котором сидишь. Из Азии надвигались турки, Западная Европа тоже была враждебна Византии. Святослав с его идеей слияния славянских ручьёв в русском море был нужен Византии живым. Он просил гарантий того, что греки договорятся с печенегами о беспрепятственном возвращении русского войска на Родину.

Цимисхий был очень впечатлен беседой со Святославом. Однако в то время с русским Великим Князем поступили, мягко говоря, непорядочно. В византийских хрониках пишут, что греческий посол не смог договориться с печенегами о беспрепятственном проходе русских, но Святославу об этом не сообщили, и потому он неожиданно для себя попал в капкан на днепровских порогах со своей израненной в боях дружиной. В русских же летописях прямо говорят о том, что греки дали золото печенегам за убийство Святослава. Византийской империи уничтожение империи славянской, способствование началу спора славян между собою, - блага не принесло. Константинополь оказался нравственно недостоин звания центра Православия. Вот потому и пал Второй Рим.

А Великому Князю Святославу, по молитвам его святой матери, была дарована мученическая кончина преданного бывшими союзниками и собственным сыном благородного героя. И вечная память благодарных потомков.

 

Русский дом


Реклама:
-