Журнал «Золотой Лев» № 77-78 - издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

В. Варнавский,

доктор экономических наук

 

ПРАВИТЕЛЬСТВУ ДВА ГОДА: КРИЗИС В ГОЛОВАХ

 

Набив шишки на монетизации льгот, правительство за второй год своего существования не допустило серьезных ошибок в социальной политике. Но в экономической деятельности кабинета - явные провалы: в агонии реформа ЖКХ, не поддается контролю инфляция, сокращается численность населения. А министры-экономисты в контексте проповедуемых ими либеральных догм обескровили отечественную экономику и установили своего рода мировой рекорд - за год вывели из оборота и заморозили в запасах 20% ВВП страны!

 

Бюджетная политика

 

Приоритет бюджетной политики по сравнению с другими видами деятельности у правительства наивысший. Благо проводить ее не составляет особого труда: методики известны, опыт накоплен, сбор налогов налажен, нефтедоллары текут в казну.

В позитив правительства можно зачесть укрепление бюджетной дисциплины. Практически нет задолженности перед получателями средств федерального бюджета. По состоянию на 1 февраля 2006 г. задолженность по заработной плате из-за недофинансирования из федерального бюджета составила лишь 89 млн рублей (1,2% от общего уровня задолженности по стране). Сохраняются еще недостатки, связанные с непереходящими остатками бюджетных средств, с поздним поступлением денег при оплате государственных контрактов и др. Однако все это технические и, следовательно, решаемые вопросы.

Но есть две проблемы, которые правительством не анализируются и не рассматриваются. Первая из них состоит в недопустимо низком для такой страны, как Россия, уровне государственных расходов. В текущем году расходы консолидированного бюджета должны составить 6,9 млрд руб., что соответствует 28% ВВП, в то время как в среднем по всем развитым странам этот показатель равен 40,4%, в том числе в США — 35,7%, Великобритании - 45,2%, Германии - 46,1%, Франции - 53,9%.

Вторая проблема — огромное и беспрецедентное в современном мире и в мирных условиях изъятие из воспроизводственного процесса национальной экономики примерно 20% ВВП. Эта цифра складывается из прироста в 2005 г. золотовалютных резервов (57 млрд долл. США), Стабилизационного фонда (1,2 трлн руб.) и профицита федерального бюджета (1,44 трлн руб.). Указанная тенденция не будет переломлена и в наступившем году. В закон «О федеральном бюджете на 2006 год» заложен профицит в размере 776 млрд руб., что в 2,8 раза больше планового значения профицита в 2005 г.

Таким образом, в негативе правительства, как и в 2004 г., остается слабая, порочная, направленная на консервирование структурных диспропорций, а следовательно, противоречащая интересам страны бюджетная политика.

 

Правительство и бизнес

 

Из всех субъектов экономической жизни наибольшую заботу правительство проявляет о бизнесе. Для того чтобы убедиться в этом, надо отвлечься от социальной риторики правительственных чиновников и взять материалы статистики.

Нормы прибыли крупнейших российских компаний в 3—4 раза выше, чем у их зарубежных конкурентов. По темпам капитализации наши «акулы» бизнеса также не знают себе равных. Богатые богатеют. По числу миллионеров на душу населения страна вошла в мировую элиту. Отечественный капитал все более осваивается на фондовых рынках Европы, проникает на американский континент.

В стране идут мощные, поощряемые правительством процессы консолидации капитала. Стоимостной объем слияний и поглощений в 2005 г. превысил 40 млрд долл. США (в 2004 г. -25 млрд долл. США). Особенно быстро увеличивается присутствие на нашем корпоративном рынке иностранных компаний. По темпам прироста иностранные инвестиции сейчас в 5 раз опережают валовой внутренний продукт страны. В прошлом году в экономику России из-за границы поступило 53,7 млрд долл. США иностранных инвестиций, что на 32,4% больше, чем в 2004 году. Если в 2004 г. доля нерезидентов в общем объеме приобретений составляла 11% (по стоимости активов), то в прошлом году она возросла до 27%. Тем самым российские предприятия все в большей степени переходят под контроль иностранных компаний.

С одной стороны, это хорошо. Кроме денег иностранцы приносят с собой ноу-хау, современные методы управления, культуру обслуживания и исполнения контрактов. Но, с другой стороны, приходят они к нам не из альтруистских соображений и благотворительных целей. Им нужна прибыль более высокая, чем в других странах и регионах. И достигается она в том числе за счет повышенной эксплуатации наших ресурсов — трудовых, природных, интеллектуальных.

Не надо питать иллюзий — иностранный капитал захватил в России целые отрасли с высокой оборачиваемостью вложенных средств: фармацевтика, пивоваренная промышленность, табачная промышленность, парфюмерия, косметика и производство моющих веществ, оптовая торговля. Лакомым куском является российское машиностроение.

За прошедший год произошел отказ от некоторых либеральных концепций при реформировании крупной промышленности. Фактически взят курс на национализацию ее стратегически важных отраслей: авиапрома, автопрома, сельскохозяйственного и энергетического машиностроения.

Но реально эти процессы идут медленно, да и осуществляются они вне правового поля.

 

Правительство и народ

 

Конечная цель всех действий правительства должна состоять в повышении уровня жизни в стране. Грош цена всей его работе, если человеку становится хуже, продолжительность жизни падает, состояние здоровья ухудшается, дети не рождаются, работы нет, жить не на что. Если оценивать деятельность правительства в этих категориях, то оно заслуживает отрицательной оценки, несмотря на рост средних реальных доходов в стране.

Рождаемость в России за прошедший год снизилась на 42 тыс. человек в сравнении с предшествующим годом. Смертность возросла как в абсолютных цифрах, так и удельная в расчете на 100 тыс. жителей страны. В результате численность населения Российской Федерации за 2005 г. сократилась на 735,5 тыс. человек (в 2004 г. сокращение составило 694 тыс. чел.).

По состоянию на конец января 2006 г. численность безработных в России равнялась 5,7 млн человек, или 7,7% экономически активного населения. И это в условиях экономического роста! А что же будет, если, не дай бог, в стране начнется кризис производства или мировая экономическая конъюнктура пойдет на спад?

Продолжается деградация тех сфер, которые определяют будущее страны: науки, культуры, образования, здравоохранения. Идет хищническая приватизация объектов национального достояния и культурного наследия.

Одна из главных диспропорций России состоит в неконкурентоспособности бюджетной сферы по уровню заработной платы в сравнении с другими секторами экономики.

В декабре 2005 г. средняя начисленная заработная плата в стране составила 11,3 тыс. руб. в месяц, в добывающих отраслях — 30,3 тыс. руб., в финансовой сфере — 32,8 тыс., в государственном управлении — 16,7 тыс. руб. А в образовании — 7 тыс. руб., здравоохранении — 7,2 тыс. руб. По уровню заработной платы врачи, учителя, научные сотрудники, работники сферы культуры — одни из самых низкооплачиваемых профессий в России. Дворник и торговка в палатке получают больше, чем работники, труд которых определяет имидж и будущее нации!

Прибавка в рамках национальных проектов не решает проблемы. В интересах России надо повышать престиж учителей, врачей, доцентов, профессоров, других категорий бюджетной сферы, увеличить им заработную плату не на проценты, как это делается сейчас, а в разы. И деньги для этого у правительства есть. И инфляция если и будет, то крайне незначительная. В 2004 г. почти полутора миллионам чиновников была в несколько раз увеличена заработная плата, и это, как известно, не привело к росту инфляции.

 

Словесные кружева

 

Несмотря на общую повышательную тенденцию в хозяйственном развитии, общество не покидает чувство тревоги за страну, ее экономику, будущие поколения.

Страна практически во всех отраслях проедает капитал, доставшийся ей от Советского Союза. Не ведется крупного промышленного строительства. Нет промышленной политики. Производственная инфраструктура изношена до предела. Многие объекты электроэнергетики, транспорта, ЖКХ находятся на грани техногенных катастроф. А денег из накопленных запасов министрам жалко.

Как и два года назад, у правительства нет представления о том, какой Россия должна стать через 10—20 лет. Разработанные стратегии отраслевого развития (транспортная, энергетическая и др.) не выдерживают никакой критики. Каждый год их приходится исправлять, пересматривать, корректировать. Но главное — нет комплексного планирования и прогнозирования развития производительных сил и производства в стране. Что в этом случае дадут отраслевые стратегии? Да ничего, кроме пустого сотрясания воздуха и бесполезной траты бюджетных денег на их разработку.

Реформаторский зуд первого года правления нынешнего правительства сменился бездеятельностью, риторикой, пустопорожними прениями. Тот раздрай, который наблюдается в правительстве страны в течение двух лет, постоянное ожидание «смены караула», публичные перебранки членов кабинета — в основном по мелким вопросам — создают ощущение безысходности, безнадежности, ограниченности высшего экономического звена в России.

Не понятно, кто, куда и зачем правит страной, если вообще кто-то правит, а она не катится сама по себе, полагаясь на извечный русский авось. Зиму прожили — и на том спасибо. Главное — будет ли урожай зерновых?

 

ФельдПочта

№ 115 - 13 марта 2006 г.


Реклама:
-