Пустые хлопоты Лужкова

Многочисленные прогнозы показывают, что популярность лидера движения “Отечество” Ю. Лужкова и самого движения остаются достаточно высокими, и если бы парламент формировался на основании опросов, то “Отечество”, скорее всего, заместило бы в нем фракцию НДР.

Вместе с тем, опросы говорят лишь о некотором намерении, которое может быстро измениться в условиях предвыборных баталий. Кроме того, наметились некоторые тенденции, которые до выборов серьезно изменят весь расклад сил. Относительно “Отечества” это выражается в том, что оно систематически и крайне энергично разрушает свои собственные перспективы, уже разбазарив все свои стартовые преимущества перед потенциальными конкурентами.

Причины утраты движением Лужкова привлекательности для избирателя были заложены еще на стадии его формирования.

Во-первых, движение образовалось слишком поздно, чтобы в нем к выборам успели утрястись внутренние интриги (региональное лидерство, борьба за “близость к телу” и т.п.).

Во-вторых, с самого начала в “Отечестве” организационные позиции были заняты не общественными деятелями, знакомыми с основами организационной работы в современных условиях, а также с информационными технологиями в политике, а отставные бюрократы, известные разве что своими провалами – люди типа престарелых комсомольцев Мишина и Вольского.

В-третьих, с самого начала в “Отечество” родилось без каких-либо признаков идеологии. На учредительном Съезде все выступления (включая выступление Лужкова) были обо всем и ни о чем.

В дальнейшем образ “Отечества” как объединения государственников начал быстро размываться. Присутствие в нем таких организаций, как “Женщины России”, “Солдатские матери”, таких деятелей, как В. Лысенко, Е. Лахова, А. Кокошин, Е. Савостьянов и др., поначалу незаметное для обывателя, теперь все более очевидным образом демонстрирует генетическую связь “Отечества” с радикал-реформаторами.

Утрате электоральных перспектив способствовали явно провальные акции, предпринимаемые лично Лужковым без всякой подготовки и без “обратной связи”, которая могла бы показать “как не надо делать”.

Наибольший урон перспективам “Отечества” нанесен кампанией против РНЕ, которая дала этой организации невиданный взлет популярности. Акция мэра Москвы против баркашовцев показала протестным слоям населения, что Лужков неактивен в области разного рода патриотических инициатив не потому что у него связаны руки. Напротив, он готов активно действовать против этих самых протестных слоев в лице символов протеста – коммунистов и нацистов. Между тем, рост популярности РНЕ обусловлен именно такого рода вниманием к ним. Эти слои избирателей поняли, что страшнее РНЕ для Кремля зверя нет. Значит, это “наши”, а Лужков – “не наш”!

Действия против экстремистской организации (как и бесплодный демарш против Макашова) могли бы стать конструктивными только в том случае, если бы была ликвидирована монополия на защиту этой организацией интересов народа. В принципе выпад против фашизма и антисемитизма мог бы сочетаться с циклом конференций по русскому вопросу или хотя бы парой сильных фраз о роли русского народа в истории России. Но Лужков оказался на это не способным, сдав в короткий срок несколько миллионов голосов тех, кто ранее склонен был считать его “засланным казачком” в чуждой среде.

Второй удар по собственной перспективе Лужков нанес коалицией с интернационалом сепаратистов “Вся Россия”. Образ государственника начал превращаться в противоположность. Все потенциальные конкуренты “Отечества” испытали облегчение и получили полную свободу облечения Лужкова как противника государственного единства России.

Более того, демонстративный союз с Шаймиевым и Аушевым сделал присутствие в “Отечестве” патриотических организаций типа КРО или “Державы” просто неприличным. Такого рода организации должны либо умереть в глазах своих идеологических сторонников, либо осуществить жесткие демарши против внедрения в “Отечество” национал-сепаратистов или создания союзов с ними.

Скажем, КРО Дмитрия Рогозина надо каким-то образом искать выход из создавшегося положения, поскольку ситуация грозит полным уничтожением этой организации. Претендент на защиту интересов русского населения России и зарубежных соотечественников достаточно явно определился – Жириновский, который только за счет полного перехвата лозунгов КРО добился двукратного увеличения своего президентского рейтинга.

Избиратели, увидевшие Лужкова и Шаймиева плечом к плечу поняли, что в “титульных” республиках власть снова отдается целиком и полностью “националам”, с которыми Лужков не собирается конкурировать. Разумеется, вся русская оппозиция в этих республиках не станет голосовать за такой блок, хотя в значительной части могла бы поддержать “Отечество”.

Таким образом, объявление об избирательном блоке “Отечество – вся Россия” нанесло ущерб и своему электоральному ядру, и единству внутри организации. Причем, обратной дороги уже нет. Те, кто обманывался на счет Лужкова, благодарят судьбу, что увидели его реальное лицо до момента голосования. Те же, кто в самом “Отечестве” вел борьбу за Лужкова-патриота, с ужасом увидели, что патриот в нем побежден бюрократом.

Два мощных информационных повода для разрушения собственной электоральной базы (история с РНЕ и союз с Шаймиевым) дополнены со стороны “Отечества” еще двумя взлелеянными в собственном организме вирусами – вирусом бюрократизма и вирусом идейной неразборчивости. Бюрократия сожрала зиму и весну 1999 года, в течение которых “Отечество” не провело ни единой общероссийской акции, а идейная неразборчивость породила дикую по своему непрофессионализму программу (собственно программу и пустопорожний манифест к ней). Московский митинг “Отечества” показал, что у него практически нет массовки, а его активистам не о чем говорить. Даже крайне удобная во всех отношениях тема – война в Югославии – не позволила “Отечеству” отличиться. Организация показала себя приготовишкой в политике.

По уровню организационных и информационных технологий, как и по уровню профессионализма в подготовке программных документов, “Отечество” оказалось в лучшем случае на уровне 1991-1992 года. Это проявляется даже в деталях – в порядке ведения съездов, в способе подготовки документов, в отношениях с региональными отделениями и т.п. По этому параметру даже НДР выглядит на голову выше. В настоящее время “Отечество” характеризуется

- предельно неэффективной организационной системой, непрерывной должностной чехардой и борьбой за место в окружении лидера;

- абсолютным идейным хаосом и отсутствием более или менее связанной политической платформы;

- противоречивой политической линией, формирующей образ “Отечества” как организации недопатриотов и недодемократов;

- внутренним организационным и идейным конфликтом, находящимся пока в тлеющей стадии;

- отсутствием реального политического лидера, способного к формулированию новых идей и волевому руководству собственной организацией (Лужков ни на идейное, ни на организационное лидерство оказался неспособным).

Даже при крайне неблагополучном положении в других политических организациях, положение “Отечества” выглядит просто катастрофическим. Нет буквально ни одного параметра, по которому “Отечество” могло бы доказать свои преимущества. Коммунисты, жириновцы, яблочники, эндээровцы должны просто благодарить судьбу за такого конкурента-самоубийцу.

Прогнозируя перспективу “Отечества” нельзя не отметить, что надежды на какую-то оперативную реакцию Лужкова на неудовлетворительное состояние своей организации, наивны. Если Лужков не сделал до сих пор ни одного верного шага в своей президентской программе, то ожидать от него чего-то разумного в будущем тоже не приходится.

Вывод ясен – “Отечество” придет к выборам без шансов взять даже заведомо свои голоса. Его рейтинг будет на грани провала. Даже если “Отечество” вопреки сегодняшним прогнозам не сможет преодолеть пятипроцентный барьер, это не должно удивить тех, кто наблюдал за движением Лужкова в течение последних месяцев.

В случае, если образ Лужкова-хозяйственника как-то сыграет на пользу “Отечеству”, то фракция в Думе у этой организации будет куда более нелепой, чем у НДР с 1995. Никакой единой законодательной политики, никакой единой позиции во фракционной борьбе она не сможет освоить. Более того, уровень профессиональной грамотности кандидатов от “Отечества”, как уже ясно сейчас, будет крайне низким. Фракция станет только обузой для Лужкова, которому придется отдуваться за ту беспрерывную парламентскую склоку, которая, вне всяких сомнений, снова начнется сразу после выборов.

Основательность нашего прогноза подтверждается тем, что история “Отечества” один к одному повторяет скоковский КРО в 1995 году – то же соединение несоединимых организаций (например, СПТ и собственно КРО), тот же союз с сепаратистами (“Союз народов России”), та же программная беспомощность, та же двойственность позиции по отношению к Кремлю. КРО, имея рейтинг на старте избирательной кампании около 20% получил в итоге около 5 %. Это ждет и “Отечество”. Более того, нет никаких оснований считать, что отдельные депутаты, прошедшие в Думу от “Отечества”, не разбредутся так же, как разбрелись депутаты от КРО.

Таким образом, при всем внешнем благополучии, “Отечество” заведомо обречено на поражение – более или менее полное, но всеобъемлющее в части надежд на изменение образа власти. Даже если “Отечеству” или его лидеру удастся каким-то образом усилить свое присутствие во власти (а на сегодняшний день “Отечество” – типичная “партия власти”, как бы не хотелось Лужкову убедить всех в обратном), ничего путного с этой властью “Отечество” сделать не сможет. Об этом говорит состав его верхушки – преимущественно (за самым малым исключением) людей недееспособных, малообразованных и явно не чувствующих себя обязанными защищать национальные интересы страны. Все эти люди должны попасть в “отброс”, который состоится в связи со сменой политической элиты, которая неизбежна.

Конечно же все это не остановит Лужкова. Он пойдет на президентские выборы. Вместе с тем, есть целый ряд обстоятельств, который должен был бы охладить пыл Юрия Михайловича, но в силу специфики его натуры и политической судьбы им самим не осознается.

Во-первых, Лужков рассчитывает на голоса москвичей, которые оказали ему решительную поддержку на выборах мэра в 1996 году. Зря надеется. Часть москвичей захочет придержать популярного мэра для продолжения решения городских проблем, часть будет голосовать за своих любимцев - Явлинского, Лебедя, Черномырдина.

Во-вторых, Лужкову и тем, кто ставит на него, представляется, что на Лужкова в обществе скопилось меньше всего негатива. Социологические исследования это подтверждают. Но это обманчивое благополучие. Лужкова еще никто всерьез критиковать не начал. Его имидж еще только пробуется на прочность в результате распространения небылиц про “русский фашизм”, якобы обосновавшийся в Москве и в рекламных роликах НТВ, где Лужков в ермолке веселится вместе с раввинами. Серьезный компромат на Лужкова еще в резерве и чем дольше он там будет находиться, тем сильнее будет его воздействие в предвыборной кампании.

В-третьих, влияние Лужкова в СМИ резко упало после того, как В. Гусинский, фактически создавший свою информационную империю под покровительством мэра, перешел в более высокую “весовую категорию” и получения звания “олигарха” (что по нынешним временам приравнивается к членству в Политбюро). Теперь Гусинский подкармливает информационные кампании Черномырдина, Явлинского, Лебедя, а Лужкова использует лишь как возбудителя антисемитских настроений. Последнее, по-видимому, очень прибыльное дело.

Что до столичных и центральных газет, то в регионах их практически перестали читать, да и в столице чтение газет - скорее развлечение, чем поиск мотивов для решения о поддержке того или иного кандидата на выборах.

В-четвертых, политический вес Лужкова во многом основан на его проельцинских позициях, на особые отношения с одряхлевшим президентом. Стоит Лужкову хоть намеком высказаться против Ельцина и связанной с ним политической линии, государственная бюрократия получит команду “фас” и столичному мэру небо покажется с овчинку. Если же по прежнему оставаться верным ельцинистом, протестные голоса (а их сегодня - подавляющее большинство) достанутся кому-то другому. Ну а если Лужков будет действовать так, как он действует сейчас, то за него не будут голосовать ни ельцинисты, ни антиельцинисты.

В-пятых, репутация хорошего хозяйственника создана Лужковым в основном за счет эксплуатации старой номенклатурной системы управления, которая оказалась значительно более эффективной, чем либерал-демократическая. В то же время, эта система в течение многих лет продолжала расширять пропасть между бюрократией и обществом. Именно поэтому в Москве нет практически общественных организаций, а у Лужкова нет ни одной политической опоры. Великолепно пользуясь номенклатурно-бюрократическими методами управления, Лужков не в состоянии понять, что они абсолютно непригодны в президентской кампании.

Наконец, в-шестых, Лужкову нечего предложить избирателям, у него нет никакого политического мировоззрения. Хаотичные наскоки (вроде возмущения по поводу действия латвийских властей против русского населения или участие в митинге в Севастополе) скорее вызывали удивление, чем будили у кого-то симпатии. Теперь, после участия мэра в информационных кампаниях Гусинского, эти симпатии вообще кажутся неуместными.

Конечно, Лужков может рассчитывать, что его признают меньшим злом, чем все остальные кандидаты в президенты, негативные стороны которых хорошо известны. Но и у Лужкова есть фундаментальный недостаток. Его всегда будут считать столичной “штучкой”, чуть что бегающей в Кремль. Региональные политики не прочь поживиться за счет Москвы, но перспектива получить Лужкова в качестве президента их пугает. Ведь у мэра Москвы нет опыта работы в регионах, его команда - сплошные москвичи (или десятилетиями омосковляемые провинциалы). Усиления московского отряда номенклатуры, которая и без того захватила в стране очень многое, никого не прельщает. Для “регионалов” даже малопредсказуемый Лебедь будет предпочтительней, ибо за ним нет вереницы соратников, алчущих государственных постов, и нет опыта. Лебедь будет только свирепеть от своего бессилия и пугать слабонервных утробными вибрациями, а Лужков всех свернет в бараний рог.

Сильной стороной многих политиков ведущей группы является определенный опыт избирательных кампаний. У Лужкова и его команды такого опыта нет. Выборы в Москве - не в счет. В них настоящей схватки на равных никогда не было. На президентских выборах - будет. И вот в эту схватку он пойдет с прежним окружением, мнящим, что все можно купить или развернуть в нужную сторону чисто административными рычагами.

Другие кандидаты в президенты будут пользоваться услугами независимых профессионалов, испытанных в боях по всей стране. Они не будут обременены ни должностными обязанностями, ни сворой бюрократической обслуги. Уже хотя бы по этой причине Лужков проигрывает безоговорочно - он фатально безоружен.

Остается только сожалеть, что Лужков, имея все шансы для крутого изменения личной судьбы, и как следствие – для организации политики на благо России, оказался столь же безнадежен, как и другие политики, пытающиеся оседлать вершины власти. Без Лужкова у “Отчества” нет ни малейших перспектив, у Лужкова с “Отечеством” – весьма смутные перспективы. Зато у Отечества-России без Лужкова, без “Отечества” и без похожих на него номенклатурных партий еще какой-то шанс имеется. Вопрос лишь в том, кто этот шанс стране предоставит?

Фонд “Русский проект”