Проект в редакции 23.02.99

ОСНОВНОЙ ЗАКОН РОССИИ

Мы, русский народ, в многовековом традиционном союзе с иными коренными народами России образующие нерушимую русскую нацию, в целях сохранения, продолжения и развития всероссийской государственности, начало которой принято датировать 862 годом; для охраны общественной безопасности, организации обороны, содействия общему благосостоянию и обеспечения благами и свободами существующего и будущих поколений соотечественников, а также провозглашая правопреемство Российской империи, установленной в 1721 году, Российской Республики, установленной в 1917 году, и Союза Советских Социалистических Республик, установленного в 1922 году в форме континуитета, принимаем нижеследующий Основной Закон России.

Статья первая

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УКЛАД

1.1. Россия есть единое, неделимое, суверенное и самодержавное государство, основанное на русском праве. Суверенитет принадлежит всем гражданам России; он неделим, неотчуждаем и неотъемлем. Никто не имеет права присваивать или принимать на себя его осуществление.

1.2. Источником власти являются граждане России. Граждане осуществляют власть через создаваемые избирателями органы государственной власти, а также через органы общинного самоуправления, определенные Основным Законом.

В России осуществляется республиканская форма правления.

1.3. Гражданами России являются подданные Российской Империи, граждане Российской Республики и граждане Союза Советских Социалистических Республик, а равно их дети, добровольно не отказавшиеся от гражданства и не принявшие гражданства других государств, а также их потомки - независимо от места рождения и места проживания на момент принятия настоящего Основного Закона, если они не приняли гражданство других государств, а равно если они приняли такое гражданство по принуждению.

1.4. Государственный суверенитет России распространяется на все территории, водное и воздушное пространство, недра, континентальный шельф и иные объекты, принадлежащие ей по праву.

Решения в отношении вопросов суверенитета вправе принимать только Земским Собором в соответствии с законами, действующими на момент принятия решения.

Россия не признает никакие ограничения или умаления суверенитета, в том числе и в отношении правопреемства, принятого ею согласно Основному Закону.

Ничто в Основном Законе не может толковаться в ущерб законным интересам, целям, ценностям и притязаниям России.

1.5. Государственную власть в России осуществляет Правительство России, разделённое на Главу государства и органы законодательной, исполнительной и судебной власти, предусмотренные Основным Законом.

Правительство, учреждения, им образованные, а также государственные служащие могут действовать только в соответствии с полномочиями, прямо определенными Основным Законом и законами, принятыми органом законодательной власти России.

1.6. Правительство России вправе распоряжаться территорией или иной собственностью, принадлежащей России в соответствии с Основным Законом.

1.7. Во имя национальных интересов граждан, демократического общества и государственных интересов России Правительство России в соответствии со своими полномочиями:

а) защищает суверенитет, территориальную целостность и национальные интересы России;

б) обеспечивает государственную безопасность, общественный порядок и обороноспособность России;

в) утверждает и охраняют права и свободы граждан России, их честь, достоинство и законные интересы;

г) защищает и покровительствует гражданам за пределами России;

д) создает условия и поощряет хозяйственную инициативу и предприимчивость, направленные на развитие экономики, рост производительности и качества труда;

е) регулирует экономическую деятельность;

ж) принимает меры по охране природной среды, рационального использования земли и ее недр и природных ресурсов;

з) создает условия для научного и интеллектуального развития, подготовки научных кадров;

и) обеспечивает благоприятные условия в области трудовых отношений;

к) развивает системы здравоохранения, социального обеспечения, инфраструктуры, народного образования, физической культуры и спорта;

л) принимает меры по поощрению использования результатов научных исследований и разработок в народном хозяйстве, государственной деятельности и иных сферах;

м) обеспечивает охрану, использование и поощрение искусства и художественного творчества.

1.8. Необходимое для целей управления административно-территориальное устройство России представляет собой федерацию равноправных территорий, именуемых губерниями.

Губернии и иные административно-территориальные образования не могут обладать правосубъектностью. Они не могут вступать в договоры, союзы и конфедерации, создавать вооруженные формирования, выпускать платежные средства, наделять а равно лишать кого-либо гражданских и имущественных прав, принимать решения, нарушающие обязательства по договорам либо имеющие обратную силу, вводить таможенные сборы либо пошлины на ввоз или ввоз товаров.

1.9. Местопребыванием Правительства России является город Москва. Земский Собор может определить местопребыванием Правительства специальный округ вне пределов города Москвы и Московской губернии и равно не входящий в какую-либо иную губернию, о чем должен быть принят закон.

1.10. Все денежные средства, необходимые для обеспечения деятельности Правительства и Российской избирательной комиссии, сосредотачиваются в Государственном казначействе, а для обеспечения деятельности правлений губерний и общинного самоуправлений - в губернских казначействах и его отделениях на местах.

Никакие денежные средства не могут быть получены из казначейства иначе, как на основании утвержденной росписи доходов и расходов на соответствующий бюджетный год, а если роспись не утверждена - на основании соответственно постановления Земского Собора; постановления губернского земского собрания; решения представительного органа общинного самоуправления.

1.11. Президент, члены Земского Собора, Кабинета Министров, судьи, мировые судьи, члены правлений губерний, общинного самоуправления и другие служащие государства получают за счет средств казначейства установленное законом жалование.

Жалование Президента не может быть увеличено или уменьшено в течение срока его полномочий.

Жалование членам Земского Собора, членам Кабинета Министров, судьям, членам представительных органов общинного самоуправления устанавливается одинаковое в пределах одного ранга независимо от исполняемых в соответствующем органе должностей или функций.

1.12. Правомочия, определенные Основным Законом в отношении органов власти, должностных лиц, а равно прав и обязанностей граждан России не могут быть передоверены ими кому-либо, а равно приостановлены.

1.13. Иммунитет в отношении отстранения от должности принадлежит депутатам Государственной Думы, сенаторам Сената и членам представительных органов общинного самоуправления, занимающих выборные должности в этих органах власти.

1.14. Граждане, поступающие на службу России, если они обязаны получать содержание из средств государственного казначейства, в первый день службы принимают и подписывают присягу на верность России, народу и Основному Закону в порядке, установленном законом.

1.15. Отстранение от должности находящихся на службе России граждан, не имеющих иммунитета, может иметь место при обвинении их в измене, мятеже, взяточничестве или ином тяжком преступлении.

1.16. Изменой России считается ведение войны против нее, присоединение к ее врагам, оказание им помощи и услуг и иные умышленные деяния, покушающиеся на ее суверенитет, территориальную целостность и национальные интересы. Мятежом считается деяние находящихся на службе России граждан по неисполнению или нарушению положений Основного Закона. Более подробные правила в отношении измены и мятежа и их пресечения устанавливаются законом.

1.17. Основной Закон действует на всей первоначальной территории, на которой осуществляется суверенитет России на момент вступления его в силу. В остальных землях России он вступает в силу по их воссоединении и присоединении.

Статья вторая

ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

2.1. Все граждане равны перед законом, властью и правосудием независимо от какого бы то ни было различия в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, этнического и социального происхождения, имущественного, сословного положения.

2.2. Каждый человек обладает неотъемлемым правом на жизнь. Никто не может быть произвольно лишен жизни, за исключением смертной казни.

Смертные приговоры могут выноситься только за самые тяжкие преступления в соответствии с законом и только компетентным судом. Смертный приговор не выносится за преступления, совершенные лицами моложе восемнадцати лет, и не приводится в исполнение в отношении беременных женщин.

Каждый, кто приговорен к смертной казни, имеет право просить о помиловании или о смягчении приговора. Амнистия, помилование или замена смертного приговора могут быть дарованы во всех случаях.

2.3. Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному или унижающему его достоинство обращению и наказанию.

Ни одно лицо не должно без его свободного согласия подвергаться медицинским, научным или иным опытам.

2.4. Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии, а равно принуждаться к принудительному или обязательному труду.

2.5. Каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Никто не может быть подвергнут произвольному аресту или содержанию под стражей. Никто не должен быть лишен свободы иначе, как на таких основаниях и в соответствии с такой процедурой, которая установлена законом.

Каждому арестованному сообщаются при аресте его причины и в срочном порядке сообщается любое предъявляемое ему обвинение.

Каждое арестованное и задержанное по уголовному обвинению лицо в течение не более трех часов доставляется к судье, которому принадлежит по закону право осуществлять судебную власть, и имеет право на судебное разбирательство в течение разумного срока или на освобождение. Содержание под стражей лиц, ожидающих судебного разбирательства, не должно быть общим правилом, но освобождение может ставиться в зависимость от представления гарантий явки на суд, явки на судебное разбирательство и, в случае необходимости, явки для исполнения приговора.

Каждому, кто лишен свободы вследствие ареста или содержания под стражей, принадлежит право на разбирательство его дела в суде, чтобы этот суд мог безотлагательно вынести постановление относительно законности его содержания и распорядиться о его освобождении, если оно незаконно.

Каждый, кто был жертвой незаконного ареста или содержания под стражей, имеет право на компенсацию.

2.6. Все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности.

Никто не может быть лишен свободы на том только основании, что он не в состоянии выполнять какое-либо договорное обязательство.

2.7. Гражданам принадлежит право на свободное передвижение и свободу выбора местожительства в России, право покидать и право въезжать в Россию. Реализация этого права устанавливается законом.

2.8. Каждый имеет право при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявляемого ему, или при определении его прав и обязанностей в гражданском процессе на справедливое и публичное разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.

Каждый обвиняемый в уголовной преступлении имеет право считаться и считается невиновным, пока виновность его не будет доказана согласно закону. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.

Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют какой-либо юридической силы.

2.9. Каждый имеет право при рассмотрении любого предъявляемого ему уголовного обвинения как минимум на следующие гарантии на основе полного равенства:

- быть в срочном порядке и подробно уведомленным на языке, который он понимает, о характере и основании предъявляемого ему обвинения;

- иметь достаточное время и возможность для подготовки своей защиты и сноситься с выбранным им самим защитником;

- быть судимым без неоправданной задержки в его присутствии и защищать себя лично или через посредство выбранного им самим защитника;

- допрашивать показывающих против него свидетелей или иметь право на то, чтобы эти свидетели были допрошены, и иметь право на вызов и допрос его свидетелей на тех же условиях, какие существуют для свидетелей, показывающих против него;

- пользоваться бесплатной помощью переводчика, если он не понимает русского языка или не говорит на этом языке;

- не быть принуждаемым к даче показаний против самого себя или к признанию себя виновным, а равно в отношении родителей и членов семьи.

2.10. Каждый, кто осужден за преступление, имеет право на то, чтобы его осуждение и приговор были пересмотрены вышестоящей судебной инстанцией в порядке апелляции или кассации согласно закону.

Если лицо окончательным решением было осуждено за уголовное преступление и если вынесенный ему приговор был впоследствии отменен, или ему было даровано помилование на том основании, что какое-либо новое или вновь обнаруженное обстоятельство неоспоримо доказывает наличие судебной ошибки, то это лицо, понесшее наказание в результате такого осуждения, получает компенсацию согласно закону, если не будет доказано, что указанное неизвестное обстоятельство не было в свое время обнаружено исключительно или отчасти по его вине.

Никто не должен быть вторично судим или наказан за преступление, за которое он уже был окончательно осужден или оправдан в соответствии с законом и уголовно-процессуальным правом России.

2.11. Никто не может быть признан виновным в совершении уголовного преступления вследствие какого-либо действия или упущения, которое, согласно действовавшему в момент его совершения закону, не являлось уголовным преступлением. Равным образом не может назначаться более тяжкое наказание, чем то, которое подлежало применению в момент совершения уголовного преступления. Если после совершения преступления законом устанавливается более легкое наказание, действие этого закона распространяется на данного преступника.

2.12. Каждый гражданин, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности.

2.13. Гражданин не может подвергаться произвольному или незаконному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным или незаконным посягательствам на его честь и репутацию.

Каждый имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств.

Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни гражданина без его добровольного согласия не допускается, кроме случаев, указанных в законе.

Жилище неприкосновенно, никто не вправе проникать в жилище против воли законно проживающих в нем граждан. Ордера на обыск или проникновение в жилище не выдаются без достаточных оснований, подтвержденных показаниями. Такие ордера могут выдаваться только компетентным судьей и должны содержать подробное описание места обыска, а также подлежащих аресту лиц или имущества.

2.14. Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это право включает свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору и свободу исповедовать свою религию и убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком, в отправлении культа, выполнении религиозных и ритуальных обрядов и учений.

Никто не должен подвергаться принуждению, умаляющему его свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору.

Родители и законные опекуны вправе обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии с собственными убеждениями.

Культовые сооружения и предметы культов не могут использоваться в нерелигиозных целях, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Служителями религиозных культов вправе быть только граждане.

2.15. Каждый гражданин имеет право беспрепятственно придерживаться своих мнений, а равно право на свободное выражение своего мнения, которое включает свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи устно, письменно или посредством печати или художественных форм выражения или иным способом по своему выбору.

Ограничения этих прав могут быть установлены только законом и являться необходимыми для уважения прав и репутации других лиц и для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения.

Никто не вправе проводить опросы граждан с целью выявления их политических мнений или религиозных убеждений, а равно распространять или публиковать какие-либо прогнозы относительно результатов выборов органов власти или общинного самоуправления.

2.16. Пропаганда войны против России, а также публичные выступления в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти к русскому и иным коренным народам России, представляющие собой подстрекательство к дискриминации, вражде или реальному насилию запрещаются.

2.17. Никакой орган власти не может ограничивать каким-либо образом право граждан на мирные собрания, митинги, шествия, демонстрации и пикетирование.

2.18. Каждый гражданин по достижении 18 лет имеет право на свободу ассоциаций с другими гражданами, включая право создавать профессиональные союзы и вступать в таковые для защиты своих интересов, за исключением входящих в состав вооруженных сил, полиции или администрации.

2.19. Граждане, достигшие 21 года, имеют право на объединение в политические партии, общественные организации, а равно политические массовые движения, которые могут иметь территориальные структуры.

Уставы партий и движений регистрируются в Российской избирательной комиссии, после чего партии и движения вправе выражать политическую волю от имени своих членов или участников движения и участвовать в выборах.

Партии и движения в январе и июле публикуют данные об источниках денежных средств и принадлежащем им имуществе за предыдущий период.

Не могут быть членами партии и участниками движений Президент, должностные лица и служащие рабочих органов Президента, Контрольной палаты и Ревизионной палаты, рабочих органов Земского Собора, рабочих органов Премьер-министра, Кабинета Министров и министров; губернских канцелярий и административных комитетов, судьи и служащие органов судебной власти, административных органов общинного самоуправления, служащие Российской избирательной комиссии, служащие органов надзора и следствия, служащие специализированных учреждений России.

Порядок деятельности партий, общественных организаций и движений определяется законом.

2.20. Гражданин вправе одновременно быть членом только одного выборного органа власти.

2.21. Закон и органы власти обязаны защищать семью как естественную и основную ячейку государства.

Мужчины и женщины, достигшие брачного возраста, вправе вступать в брак и основывать семью, при этом ни один брак не может быть заключен без свободного и полного согласия вступающих в брак.

2.22. Каждый ребенок, родившийся под юрисдикцией России, вправе быть немедленно после рождения зарегистрирован и наречен, приобретая тем самым гражданство России.

Меры защиты, охраны и помощи детей, подростков и малолетних граждан со стороны семьи, общества и государства определяются законом и органами власти.

2.23. Закон и органы власти обеспечивают каждому гражданину право и возможность принимать участие в ведении государственных дел, голосовать и быть избранным на периодических выборах, производимых на основе избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей.

2.24. Граждане, принадлежащие к этническим, религиозным и языковым меньшинствам, вправе совместно с другими членами той же группы пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять ее обряды, а также пользоваться родным языком. Никто не может быть принуждаем к определению и указанию на принадлежность к меньшинству, а равно никто не может требовать особых прав на основании такой принадлежности.

2.25. Законом обеспечиваются права, привилегии и традиции, исторически принадлежащие казачеству как особому сословию России.

2.26. Каждый гражданин, достигший 16-летнего возраста, имеет право на труд, которое включает право на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается.

Органы власти обязаны повседневно принимать надлежащие меры к обеспечению этого права, включая программы профессионально-технического обучения и подготовки, пути и методы достижения неуклонного экономического, социального и культурного развития и полной производительной занятости в условиях, гарантирующих основные политические и экономические свободы человека и гражданина.

2.27. Граждане имеют право на справедливое и благоприятные условия труда, включая, в частности, вознаграждение, обеспечивающее как минимум всем трудящимся справедливую заработную плату и равное вознаграждение за труд равной ценности; удовлетворительное существование для них самих и их семей; условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены; одинаковую для всех возможность продвижения в работе на соответствующие более высокие ступени исключительно на основании трудового стажа и квалификации; отдых, досуг и разумное ограничение рабочего времени и оплачиваемый периодический отпуск, а равно вознаграждение за праздничные дни.

2.28. Профессиональные союзы вправе образовывать национальные федерации или конфедерации, которые в свою очередь могут основывать международные профессиональные организации или присоединяться к таковым. Профессиональные союзы вправе функционировать беспрепятственно без каких-либо ограничений, кроме тех, которые могут быть предусмотрены законом.

2.29. Граждане имеют право на забастовки, осуществление которых определяется законом. Право на забастовки не распространяется на граждан, входящих в состав вооруженных сил, полиции или администрации.

2.30. Каждый гражданин имеет право на социальное обеспечение по возрасту, в случае утраты трудоспособности, потери кормильца, вдовства, сиротства и в иных установленных законом случаях, а также на социальное страхование. Пенсии, пособия и другие виды социальной помощи должны обеспечивать уровень жизни не ниже установленного законом прожиточного минимума.

2.31. Закон устанавливает специальную охрану матерям в течение разумного периода до и после родов, в течение которого работающим матерям должен предоставляться оплачиваемый отпуск или отпуск с достаточными пособиями по социальному обеспечению.

2.32. Законом устанавливаются надлежащие меры по обеспечению осуществления достаточного жизненного уровня гражданина и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и направленные на непрерывное улучшение условий жизни.

2.33. Правительство обязано принимать меры, обеспечивающие право каждого гражданина на свободу от голода, включая проведение конкретных программ для улучшения методов производства, хранения и распределения продуктов питания.

2.34. Каждый гражданин имеет право на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья, на бесплатную медицинскую помощь в государственной системе здравоохранения.

Правительство обязано проводить мероприятия, необходимые для обеспечения сокращения мертворождаемости и детской смертности и здорового развития ребенка; улучшение всех аспектов гигиены внешней среды и гигиены труда в промышленности; предупреждение и лечение эпидемических, эндемических, профессиональных и иных болезней и борьбы с ними; создание условий, которые обеспечивали бы всем медицинскую помощь и медицинский уход в случае болезни.

2.35. Каждый гражданин имеет право на образование. Правительство обеспечивает обязательность и бесплатность для граждан начального и среднего образования. Высшее образование одинаково доступно для всех граждан на основе способностей. Условия обеспечения права на образование определяются законом.

Право отдельных граждан и организаций на создание учебных заведений и руководство ими определяется законом.

2.36. Каждый гражданин имеет право на участие в культурной жизни, на пользование результатами научного прогресса и их практического применения и пользование защитой моральных и материальных интересов, возникающих в связи с любыми научными, литературными или художественными трудами, автором которых он является.

2.37. Гражданство России пожизненно и неотчуждаемо. Гражданин не может быть выслан за пределы России, а равно не может быть выдан другому государству или объявлен вне защиты или юрисдикции России или лишен ее покровительства, где бы он ни находился. Приобретение и прекращение гражданства России определяются законом.

2.38. Граждане других государств, находящиеся на территории России законно, обладают правами и свободами, определяемыми законами, на началах взаимности по отношению к гражданам России в тех государствах, гражданами которых они являются. Правосубъектность лиц без гражданства на территории России устанавливается законом.

2.39. Гражданин, подлежащий воинской повинности на службе России, убеждения противоречат применению оружия против человеческой жизни, имеет право на замену этой службы иной гражданской повинностью в порядке, определяемом законом.

2.40. Граждане лично или коллективно имеют право направлять петиции и иные обращения любому государственному органу или должностному лицу, которые обязаны рассмотреть их, принять по ним решения и дать мотивированный ответ в установленный законом срок.

2.41. Каждый гражданин имеет неотчуждаемое право быть собственником. Право наследования гарантируется законом. Право предпринимательской деятельности, не запрещенной законом, гарантируется.

2.42. Граждане имеют право на жилище в домах государственного и муниципального жилищного фондов в соответствии с законом и актом правового регулирования губернии.

2.43. Каждый гражданин вправе защищать свои права, свободы и законные интересы всеми способами, не противоречащими закону.

2.44. Правительство обеспечивает гражданину возможность ознакомиться с документами, находящимися под юрисдикцией России, непосредственно относящимися к гражданину или его семье в порядке, определяемом законом.

2.45. Гражданин имеет право на компенсацию от преступлений или злоупотреблений со стороны институтов власти в установленном законом порядке.

2.46. Порядок использовать оружие, принадлежащее гражданам, определяется законом.

2.47. Наказание граждан или ограничение их прав могут предусматриваться только законами, при этом такие законы вступают в силу только после их опубликования в официальном порядке и не ранее, чем через три месяца после этого.

2.48. Права и свободы человека принадлежат ему от рождения. Перечень прав и свобод, закрепленных Основным Законом, не является исчерпывающим и не умаляет других прав и свобод человека и гражданина. Никакое право или свобода не может ограничить или отменить другое право или свободу.

2.49. Пользование правами, предусмотренными Основным Законом, не подлежит ограничениям, кроме тех, которые предусматриваются законами и которые необходимы в интересах суверенитета, государственной безопасности, общественного порядка или для ограждения прав и свобод других граждан, а также для охраны здоровья и морали.

2.50. Каждый человек, находящийся в пределах юрисдикции России, обязан соблюдать Основной Закон и законы России, уважать права и свободы, традиции и верования других лиц, нести иные установленные законом обязанности. Незнание официально опубликованного закона не освобождает от ответственности за его несоблюдение. Исполнение явно преступного или явно не соответствующего закону приказа влечет за собой ответственность по закону.

2.51. Законом устанавливается ответственность за действие или бездействие, связанные с покушением на природу и окружающую природную среду, животный и растительный мир, историческое и культурное наследие, памятники истории, культуры и природы.

2.52. Служба России открыта для граждан в зависимости от их здоровья, образования и способностей по достижении 21-летнего возраста и прекращается по достижении 60-летнего возраста. Граждане, находящиеся на службе России, не могут совмещать эту службу с какой-либо иной публичной или частной деятельностью, за которую полагается вознаграждение.

2.53. Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

2.54. Граждане, являющиеся избирателями, в порядке, установленном законом, обязаны участвовать в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей.

2.55. Граждане обязаны защищать Россию, если имеет место покушение на ее суверенитет, территориальную целостность или национальные интересы, а мужчины нести военную службу в Вооруженных силах в соответствии с законом.

2.56. Любое принуждение граждан к исполнению обязанностей или повинностей, не предусмотренных Основным Законом и законами России, наказывается согласно закону.

2.57. Гражданское состояние удостоверяется паспортом гражданина России. Паспортная система едина и определяется законом.

Статья третья

ГЛАВА ГОСУДАРСТВА

3.1. Полномочия главы государства выполняет Президент России, избираемый без прений Земским Собором на пять лет.

3.2. На должность Президента может быть избран тот, кто является гражданином России по рождению, не имеет и не имел другого гражданства, достиг сорокапятилетнего возраста, но не более шестидесятипятилетнего возраста, постоянно проживает в России перед назначением на должность не менее пятнадцати лет, имеет статус избирателя, избирался в состав Государственной Думы или Сената и не слагал с себя полномочий, не занимал должности в органах исполнительной власти России перед назначением в течение не менее десяти лет. Одно и то же лицо может быть Президентом не более одного срока и не может избираться повторно на эту должность.

3.3. Рабочим органом Президента является Государственный секретариат, возглавляемый Государственным секретарем, который назначается на эту должность Президентом с совета и согласия Сената на срок полномочий Президента.

3.4. К ведению Президента относятся:

а) периодическое представление Земскому Собору и нации послания, но не реже одного раза в год;

б) назначение и отзыв дипломатических представителей России с совета и согласия Сената;

в) выполнение полномочий верховного главнокомандующего вооруженными силами России согласно закону;

г) помилование за преступление против России, за исключение случаев осуждения за измену или мятеж;

д) принятие верительных и отзывных грамот дипломатических представителей в России;

е) награждение государственными наградами, присвоение специальных званий, высших воинских званий в порядке, определяемом законом;

ж) объявление чрезвычайной ситуации в соответствии с законом;

з) решение вопросов гражданства на основании закона;

и) предоставление политического убежища.

3.5. Для обеспечения Президентом своих полномочий при нем состоят Совет безопасности, Контрольная палата и Ревизионная палата.

В состав Совета безопасности по должности входят Государственный контролер, Государственный ревизор, председатель Государственной Думы, председатель Сената, Государственный секретарь, Премьер-министр, министры внешних сношений, обороны, внутренних дел и полиции, государственной безопасности, экономики и финансов, канцлер, председатель Верховного Суда, Генеральный Прокурор, руководители специализированных учреждений, организаций России. Структура, полномочия и порядок формирования Совета безопасности определяется законом.

Контрольная палата обеспечивает общий контроль за состоянием России и возглавляется Государственным контролером.

Ревизионная палата проводит ревизии деятельности органов исполнительной власти, состояния дел в губерниях, Прокуратуре, Следственной палате, в специализированных учреждениях и организациях России, в Российской избирательной комиссии и возглавляется Государственным ревизором.

Государственный контролер и Государственный ревизор назначаются на должность Президентом с совета и согласия Сената на срок полномочий Президента.

Структура, полномочия и порядок деятельности Контрольной палаты и Ревизионной палаты определяются законами.

3.6. Законы и постановления Земского Собора представляются Президенту, который подписывает их в течение четырнадцати дней с момента принятия, после чего они немедленно публикуются. Президент может до подписания закона или постановления мотивированно предложить Земскому Собору повторно их рассмотреть. Если хотя бы одна из палат не согласится на повторное рассмотрение, Президент обязан подписать закон или постановление в течение трех дней. Закон не может быть возвращен позднее чем за десять дней окончания сессии палат.

3.7. Список лиц, могущих быть избранными на должность Президента, публикуется для всеобщего сведения за девяносто дней до дня голосования Государственным секретариатом, Юридической палатой и Государственной канцелярией. Граждане, включенные в указанный список и желающие баллотироваться на должность Президента, подают письменное заявление в течение тридцати дней в Российскую избирательную комиссию, которая публикует общий список кандидатов в течение пятнадцати дней, но не менее чем за сорок дней до голосования.

3.8. Президент избирается на совместном заседании палат Земского Собора тайным голосование большинством в две трети от установленного числа членов Собора. Если Президент не избран при первом голосовании, следующие голосования проводятся через каждые десять дней, при этом после третьего голосования достаточно абсолютное большинство от установленного числа членов Собора. Земский Собор не прекращает заседаний до избрания Президента.

3.9. Если должность Президента не занята или прекращены полномочия Президента, его должность исполняется впредь до вступления в должность вновь избранного Президента совместно председателями Государственной Думы и Сената.

3.10. Президент вступает в должность на тридцатый день после избрания в порядке, установленном законом. При вступлении в должность Президент приносит следующую присягу: "Я торжественно клянусь, что буду честно выполнять обязанности Президента и по мере своих сил охранять и защищать Основной Закон России".

3.11. Президент по вопросам, отнесенным к его ведению, издает указы.

3.12. Президент не вправе подать в отставку, за исключением мотивов ухудшения состояния здоровья.

Полномочия Президента прекращаются: по истечении их срока; отставки; стойкой неспособности их осуществлять; отрешения от должности; кончины.

Полномочия в связи с истечением срока прекращаются с момента принесения присяги вновь избранным Президентом.

Полномочия в связи с отставкой прекращаются на десятый день с момента подачи в отставку, в течение которых он не вправе делать какие-либо назначения.

Полномочия в связи со стойкой неспособностью их осуществлять прекращаются с момента провозглашения решения Верховного Суда по представлению государственной комиссии, назначенной совместным постановлением Государственной Думы и Сената.

Полномочия в связи с отрешением от должности прекращаются с момента провозглашения решения Сената согласно Основному Закону.

Статья четвертая

ОРГАНЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

4.1. Законодательная власть принадлежит Земскому Собору, который состоит из трех палат - Государственной Думы, Сената и Государственного Совета.

4.2. Государственная Дума состоит из 500 депутатов, избираемых на два года по общенациональным партийным спискам. Сенат состоит из 200 сенаторов, избираемых на шесть лет от равных по численности избирателей избирательных округов. Государственный Совет состоит из председателей палат губернских земских собраний.

4.3. После первых выборов сенаторы путем жребия разделяются на две равные части. Места сенаторов первой группы становятся вакантными по истечении трех лет после первых выборов, второй группы - по истечении шести лет после первых выборов. В дальнейшем все сенаторы избираются на шесть лет.

4.4. К ведению Земского Собора относятся:

а) установление и взимание единообразных налогов, пошлин и сборов для обеспечения обороны и благосостояния;

б) заключение займов от имени России;

в) принятие изменений к Основному Закону России;

г) ратификация и денонсация международных договоров России с другими государствами;

д) принятие в Россию новых земель и территорий;

е) изменение внешних границ России;

ж) регулирование внешней и внутренней торговли;

з) установление правил о гражданстве и натурализации;

и) установление правил о неплатежеспособности и банкротстве;

к) установление единообразных правил, регулирующих отношения собственности, бюджетной и финансовой системы, определение ценности национальной и иностранных валют;

л) регулирование отношений в области охраны природной среды;

м) установление порядка организации и деятельности органов Правительства, правления и самоуправления;

н) определение статуса политических партий, общественных организаций и массовых движений, а также церкви, осуществляющих деятельность на территории России;

о) утверждение государственной росписи доходов и расходов России;

п) определение планов и программ экономического и социального развития;

р) определение основных мероприятий по обороне и государственной безопасности;

с) учреждение государственных наград и установление почетных званий;

т) признание других государств либо согласие на участие в деятельности или учреждении межгосударственных или международных организаций;

у) решение вопросов войны и мира.

4.5. Земский Собор проводит совместные заседания только в случаях, предусмотренных Основным Законом, при этом председательствуют на таких заседаниях поочередно председатели палат.

4.6. Государственная Дума и Сенат являются постоянно действующими палатами Земского Собора, прерывающими свои заседания с 15 декабря по 15 января и с 15 июня по 1 августа. Государственный Совет собирается в год на две сессии - с 1 ноября по 14 декабря и с 1 мая по 14 июня.

4.7. Принятие, изменение, отмена и толкование законов относится к совместному ведению Государственной Думы и Сената, которые равноправны, при этом законопроект проходит три чтения в каждой палате. Право вносить законопроекты на рассмотрение палат принадлежит членам этих палат.

4.8. Государственная Дума и Сенат принимают законодательство:

в области государственного права: об административно-территориальном устройстве; об избирательной системе; о статусе депутатов и сенаторов; об органах исполнительной власти; о судоустройстве; об органах судебной власти; о статусе судей, мировых судей, присяжных заседателей; о представительной и административной власти губернии; об общинном самоуправлении; о специализированных учреждениях и организациях; о гражданстве и натурализации; о политических партиях, общественных организациях и массовых движениях; о государственной символике; о государственных наградах; о специальных и почетных званиях; о воинских званиях; о государственных праздниках; об иностранцах и лицах без гражданства; о государственной границе; о воинской повинности и воинской службе; о флагах и знаменах; о государственной службе; о нотариате; о гражданском судопроизводстве; об уголовном судопроизводстве; административное; уголовное; исправительное; об амнистиях и помилованиях; о статистике; о геологии, геодезии, картографии и метеорологии; о чрезвычайных ситуациях; о военном положении; об обороне государства; о государственной безопасности и государственной тайне; о предметах специального оборота; о стандартах, мерах и эталонах; в области хозяйственного права: трудовое; о науке и научных исследованиях; земельное; горное; водное; лесное; хозяйственное; об охране природы и животного мира; строительное; промысловое; транспортное; о внешнеэкономической деятельности; об адвокатуре; антимонопольное; налоговое; о континентальном шельфе и экономической зоне; в области экономического права: финансово-кредитное; таможенное; о национальной валюте; о государственном регулировании цен; бюджетное; бухгалтерское;

в области социального права: о социальном обеспечении; здравоохранительное; о народном образовании; о культурном развитии;

о статусе церкви;

гражданское;

иные законы, предусмотренные Основным Законом, а равно необходимые для обеспечения его положений.

4.9. Для осуществления полномочий на заседании палаты необходимо присутствие не менее половины установленного количества членов палаты. Решение в палате считается принятым, если за него подано более половины голосов от числа присутствующих на заседании.

4.10. Государственная Дума и Сенат избирают сроком на двенадцать месяцев из своего состава председателей палат, их заместителей и секретарей. Государственный Совет избирает из своего состава председателя сессии, его заместителей и секретарей.

4.11. По вопросам, не отнесенным Основным Законом к законам. Земский Собор принимает постановления, которые имеют силу закона.

Принятие, изменение, отмена и толкование постановлений относится к совместному ведению Государственной Думы, Сената и Государственного Совета, которые равноправны, при этом проект постановления проходит два чтения в каждой палате.

Право вносить проекты постановлений на рассмотрение палат принадлежит членам этих палат и Кабинету Министров.

По вопросам, связанным с согласованием кандидатов на государственные должности, Земский Собор или его палаты принимают резолюции, которые проходят одно чтение.

4.12. Вопрос об отстранении от должности возбуждается соответствующим законодательным или представительным органом власти в отношении лиц, занимающих должности, находящиеся в их юрисдикции согласно Основному Закону или закону.

В Земском Соборе вопрос об отстранении от должности может быть возбужден Государственной думой в отношении Президента, Государственного секретаря, Государственного контролера, Государственного ревизора, высших должностных лиц Юридической палаты. Счетной палаты, Экспертной палаты, членов Кабинета Министров, Генерального Прокурора России, специальных прокуроров России, высших должностных лиц Следственной палаты России, высших и старших должностных лиц специализированных учреждений России, высших должностных. лиц Российской избирательной комиссии. Резолюция об отстранении от должности в Государственной Думе считается принятой, если за нее подано более половины голосов от установленного числа депутатов.

Сенату принадлежит исключительное право осуществлять рассмотрение обвинения по отрешению от должности на основании резолюции Государственной Думы.

Для рассмотрения вопроса по отстранению от должности Сенат проводит специальные заседания под председательством члена Верховного Суда, при этом рассмотрение иных вопросов не производится.

Сенат приступает к рассмотрению обвинения в течение трех дней с момента вынесения резолюции Государственной Думой.

Решение в Сенате об отстранении от должности считается принятым, если за него подано более двух третей установленного числа сенаторов, при этом проводится только одно голосование.

В случае принятия решения Сенатом, оно вступает в силу с момента объявления и ограничивается немедленным отстранением от должности и лишением права занимать какую-либо должность или иметь полномочия на службе России.

В дальнейшем отстраненному от должности предъявляется обвинение в порядке уголовного судопроизводства согласно закону.

4.13. Рабочими органами Земского Собора являются Юридическая Палата, Счетная палата, Экспертная палата, порядок организации и компетенция которых определяются законом.

4.14. Органы исполнительной власти, правления губерний, ведомства надзора и следствия, специализированные учреждения и ведомства, Российская избирательная комиссия подают Земскому Собору и Президенту отчеты о состоянии дел регулярно, но не реже одного раза в год.

4.15. Акты законодательства состоят из Основного Закона и отдельных законов, которые объединяются в Свод законов России. Акты законодательства не могут противоречить Основному Закону и друг другу. Издание Собрания законов России и Свода законов России осуществляет Юридическая палата.

Статья пятаяОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

5.1. Исполнительная власть осуществляется Кабинетом Министров, который состоит из Премьер-министра, товарищей Премьер-министра, министров и канцлера.

Кабинет Министров проводит заседания по инициативе и под председательством Премьер-министра для обсуждения и выработки общих мероприятий, связанных с исполнением полномочий, принадлежащих исполнительной власти согласно законам и постановлениям Земского Собора.

Вопросы, отнесенные к компетенции нескольких министров либо не входящие в компетенцию определенного министра решаются исполнительными приказами Премьер-министра.

Вопросы, отнесенные к компетенции определенного министра, решаются исполнительными приказами этого министра.

5.2. Премьер-министр избирается Сенатом и Государственной Думой большинством голосов членов каждой палаты на четыре года, но не более удвоенного срока полномочий состава Государственной Думы.

5.3. Товарищи Премьер-министра, министры и канцлер назначаются на должность Премьер-министром с совета и согласия Сената и Государственной Думы на срок полномочий Премьер-министра.

5.4. Отставка Премьер-министра влечет за собой отставку всех членов Кабинета Министров.

5.5. В состав Кабинета Министров входят министры: иностранных дел; обороны; внутренних дел и полиции; государственной безопасности; путей сообщения и связи; энергетики; экономики и финансов; государственных имуществ; здравоохранения и социального обеспечения; государственного строительства и инфраструктуры; науки, образования и культуры; юстиции; сельского хозяйства и заготовок; торговли и промышленности.

5.6. Рабочим органом Премьер-министра и Кабинета Министров является государственная канцелярия, возглавляемая канцлером. Рабочими органами министров являются министерства, состоящие из департаментов, управлений, отделов и окружных отделений.

5.7. При назначении членом Кабинета Министров премьер-министр, его товарищи, министры и канцлер должны быть членами Земского Собора.

5.8. К ведению Премьер-министра относятся:

а) замещение всех вакансий в министерствах и государственной канцелярии для должностных лиц, если для этого не требуется совета и согласия Сената и Государственного Совета;

б) обеспечение точного соблюдения законов исполнительной властью;

в) определение в соответствии с законами полномочий должностных лиц органов исполнительной власти России;

г) предложение Земскому Собору и его палатам мер, принятие которых необходимо и полезно для интересов и блага России;

д) представление Земскому Собору государственной росписи доходов и расходов России, планов и программ экономического и социального развития;

е) назначение должностных лиц России с совета и согласия Сената и Государственной Думы, о назначении которых в Основном Законе нет иных правил и должности которых определены законом, если их назначение не отнесено к компетенции иных членов Кабинета Министров;

ж) представление Земскому Собору предложений по образованию, реорганизации и упразднению министерств;

з) принятие с согласия Сената и Государственной Думы отставки отдельных членов Кабинета Министров;

и) назначение губернаторов с совета и согласия губернских земских собраний;

к) принятие мер по обеспечению государственной безопасности и общественного порядка, когда они подвергаются угрозе на всей территории России или в нескольких смежных губерниях

5.9. К ведению министров в соответствии с их полномочиями, определенными Основным Законом и законами, относятся:

а) решение вопросов государственного управления, отнесенных к ведению исполнительного органа;

б) принятие мер в интересах государства, защите прав, свобод и интересов граждан и русской нации;

в) регулирование соответствующей отрасли народного хозяйства.

5.10. Премьер-министр и министры по вопросам, отнесенным к их ведению, издают приказы, которые обязательны к исполнению на территории России.

Приказ может быть опротестован, если он не соответствует или противоречит актам законодательства или постановлениям Земского Собора, решениям и приговорам суда, вступившим в силу, а также решениям Российской избирательной комиссии по вопросам ее компетенции. Порядок опротестования и отмены приказов устанавливается законом.

Статья шестаяОРГАНЫ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ

6.1. Судебная власть осуществляется Верховным Судом, губернскими, городскими, уездными, районными и волостными судами, а также мировыми судьями. Члены суда избирают из своего состава председателя сроком на два года. Организация и порядок деятельности судов определяется законами.

6.2. Судьи сохраняют свой должности до достижения 70-летнего возраста и пока их поведение является безупречным.

6.3. Вакантные судебные должности замещаются в Верховном Суде решением Сената и Государственной Думы; в иных судах - соответствующими представительными органами власти по представлению министра юстиции.

6.4. Мировые судьи избираются гражданами соответствующего судебного округа сроком на десять лет.

6.5. К ведению Верховного Суда относится:

а) рассмотрение дел в качестве суда первой инстанции в случаях, предусмотренных законами;

б) рассмотрение уголовных дел в качестве суда первой инстанции по делам об измене или мятеже в отношении членов Кабинета Министров, послов, дипломатических представителей России, высших должностных лиц Вооруженных Сил России;

в) рассмотрение дел в качестве апелляционной инстанции, а также кассационной инстанции в случаях, предусмотренных законами;

г) разрешение споров между губернскими судами;

д) рассмотрение жалоб и протестов на приговоры и решения губернских судов;

е) издание руководящих разъяснений по вопросам судебной практики;

ж) рассмотрение дел о соответствии законов и иных актов органов законодательной власти, актов органов исполнительной власти и актов органов самоуправления губерний, а также договоров, подписанных или ратифицированных от имени России, Основному Закону в порядке, предусмотренном законами.

6.6. Рассмотрению в судах подлежат гражданские и уголовные дела, предусмотренные законами, а также споры, которые не могут быть разрешены третейским судом.

К ведению губернских, городских, уездных, районных и волостных судов, а также к ведению мировых судей относится рассмотрение уголовных, гражданских, административных и иных дел в порядке, предусмотренном законами.

6.7. Рассмотрение дел в судах осуществляется с участием жюри присяжных заседателей профессиональным судьей или коллегией из трех профессиональных судей либо профессиональными судьями или судьей в порядке и случаях, установленных законом.

6.8. Судьи и присяжные заседатели неприкосновенны, независимы и подчиняются только Основному Закону и закону.

6.9. Рассмотрение дел в судах осуществляется на началах состязательности и равенства сторон перед судом и законом. Разбирательство дел в судах открытое, за исключением случаев, установленных законом.

6.10. Судопроизводство ведется на русском языке с обеспечением лицам, не владеющим этим языком, полного ознакомления с материалами дела, участие в судебных действиях через переводчика и право выступать в суде на родном языке.

6.11. Никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут наказанию иначе как по приговору суда и в соответствии с законом.

6.12. Деятельность адвоката определяется законом.

6.13. Приговоры и решения суда и мирового судьи, вступившие в силу, подлежат защите наравне с законами.

Статья седьмаяПРАВЛЕНИЕ ГУБЕРНИИ

7.1. Власть в губернии осуществляет правление губернии, разделенное на органы представительной, административной и судебной власти, предусмотренные Основным Законом.

Правление губернии обеспечивает контроль за исполнением на территории губернии решений Правительства России, а также собственных решений;

7.2. Органом представительной власти в губернии является губернское земское собрание, состоящее из председателей городских, районных дум и уездных собраний губернии.

7.3. К ведению губернского земского собрания относятся в установленном законом порядке: принятие губернского уложения; издание актов правового регулирования; установление регламента своей работы.

Губернское уложение устанавливает:

е) административно-территориальное устройство губерний;

б) схему и структуру губернской административной власти, полномочий и порядка назначения ее должностных лиц;

в) губернские налоги и сборы;

Акты правового регулирования губернии устанавливают:

г) губернскую роспись доходов и расходов на бюджетный год или меньший срок;

д) планы и программы экономического, социального и экологического развития;

ж) горные, земельные, градостроительные, санитарные, транспортные, экономические, сельскохозяйственные, социальные, торговые, культурные и иных правила.

7.4.Губерское земское собрание является постоянно действующим органом. Оно собирается в год на три сессии в порядке, установленном регламентом. Для осуществления полномочий на заседании сессии необходимо присутствие не менее половины установленного количества членов собрания.

Собрание избирает сроком на двенадцать месяцев из своего состава председателя, заместителя и секретаря.

7.5. Губернское земское собрание принимает решения. Решение считается принятым, если за него подано более половины голосов от числа присутствующих на заседании.

7.6. Принятие, изменение, отмена и толкование решений относится к ведению губернского земского собрания, при этом проект решения проходит два чтения в каждой палате.

Право вносить проекты решений на рассмотрение принадлежит членам собрания, губернской земской управе и губернатору.

По вопросам, связанным с назначением или с согласованием кандидатов на губернские должности, а равно с увольнением от губернской должности губернское земское собрание принимает резолюцию, которое проходит одно чтение.

7.7. Рабочими органами губернского земского собрания являются юридическая, счетная и экспертная палаты, а также аппарат собрания, порядок организации и компетенция которых определяется законом и актами правового регулирования губернии.

7.8. Органом административной власти губернии является губернская земская управа, которая состоит из губернатора, товарищей губернатора и губернских управляющих.

Губернская земская управа проводит заседания по инициативе и под председательством губернатора для обсуждения и выработки общих мероприятий, связанных с исполнением полномочий, принадлежащих административной власти губернии.

Вопросы, отнесенные к компетенции нескольких губернских управляющих либо не входящих в компетенцию определенного управляющего, решаются распоряжениями губернатора.

Вопросы, отнесенные к компетенции губернского управляющего, решаются распоряжениями этого управляющего.

Административная власть может также осуществляться специализированными административными комитетами, действующими согласно закону или губернскому уложению.

7.9. Губернатор назначается исполнительным приказом премьер-министра с совета и согласия губернского земского собрания на три года. Товарищи губернатора и губернские управляющие назначаются на должность губернатором с совета и согласия губернского земского собрания. Отставка губернатора влечет за собой отставку всех членов губернской земской управы.

7.10. Рабочим органом губернатора и губернской земской управы является губернская канцелярия.

Рабочими органами губернских управляющих являются административные комитеты, состоящие из отделов, а также окружных отделений.

7.11. При назначении членов губернской земской управы губернатор, товарищи губернатора не могут быть членами губернского земского собрания.

7.12. Компетенция, полномочия и порядок деятельности губернской земской управы определяются законами России, исполнительными приказами и губернским уложением, а также губернскими актами правового регулирования.

7.13. Органом судебной власти губернии является губернский суд, организация и порядок деятельности которого определяется статьей шестой Основного Закона и законами.

7.14. Правовые акты и иные решения губернского земского собрания подлежат исполнению на территории соответствующей губернии и подлежат государственной защите наравне с законами.

Статья восьмаяОРГАНЫ ОБЩИННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

8.1. Общинное самоуправление осуществляется в городах, уездах, волостях и районах в крупных городах.

8.2. Общинное самоуправление разделяется на органы представительной, административной и судебной власти, предусмотренные Основным Законом.

8.3. Органом представительного общинного самоуправления в городах и районах в городе являются городские и районные думы, в уездах и волостях - уездные и волостные собрания.

8.4. Городские думы в городах с населением более двух миллионов состоят из двух палат аналогично правилам, установленным для губернских земских собраний.

8.5. Законом устанавливается перечень городов, которые входят в состав уездов и в которых не избираются органы самоуправления, а также перечень крупных городов, в которых образуются районы.

8.6. Городские думы, которые не делятся на палаты, а также районные думы избираются на два года от равных по численности избирателей избирательных округов, но не менее одного представителя от пяти тысяч жителей.

8.7. Уездные и волостные собрания избираются на два года от равных по численности избирателей избирательных округов, но не менее одного представителя от одной тысячи жителей.

8.8. К ведению органов представительного общинного самоуправления относятся в установленном законом порядке:

а) принятие устава о самоуправлении города, уезда, волости или района в соответствии губернскими актами правового регулирования;

б) установление местных налогов и сборов;

в) утверждение местной росписи доходов и расходов на бюджетный год или меньший срок;

г) регулирование в соответствии губернскими актами местных вопросов развития территории;

д) определение схемы и структуры местной административной власти, полномочий и порядка назначения служащих административного самоуправления;

е) обеспечение контроля за исполнением на территории самоуправления решений правительства России, правления губернии, а также собственных решений;

ж) установление регламента своей работы.

8.9. Органами административного общинного самоуправления являются городские, районные, уездные и волостные управы, которые состоят из управляющего и подчиненных ему структурных подразделений.

8.10. Управляющий избирается органом представительного общинного самоуправления большинством голосов на срок своих полномочий, при этом он должен быть членом этого органа. Заведующие структурными подразделениями назначаются на должность управляющим с совета и согласия органа представительного самоуправления на срок полномочий управляющего.

Отставка управляющего влечет за собой отставку заведующих структурными подразделениями.

8.11. Компетенция, полномочия и порядок деятельности административного органа общинного самоуправления определяются уставом о самоуправлении, губернскими актами правового регулирования и законами.

8.12. Органами судебной власти в городах, уездах, волостях и районах являются соответственно городские, уездные, волостные и районные суды, организация и порядок деятельности которых определяются статьей шестой Основного Закона и законами.

8.13. Правовые акты и иные решения представительного органа общинного самоуправления подлежат исполнению на территории самоуправления и подлежат государственной защите наравне с законами.

Статья девятаяВЕДОМСТВА НАДЗОРА И СЛЕДСТВИЯ

9.1. Прокуратура России осуществляет надзор за точным и единообразным исполнением Основного Закона и законов органами исполнительной власти, органами судебной власти, правлениями губерний, органами общинного самоуправления, гражданами и юридическими лицами, иностранцами и лицами без гражданства, а также поддерживает государственные обвинения в суде.

Прокуратура возглавляется Генеральным прокурором России, назначаемым Земским Собором на пять лет.

Специальные прокуроры России назначаются Генеральным прокурором с совета и согласия Сената на срок полномочий Генерального прокурора.

Прокуроры губерний назначаются Генеральным прокурором на срок полномочий Генерального прокурора.

Прокуроры городов, уездов, волостей и районов назначаются Генеральным прокурором по представлению прокуроров губерний на срок полномочий Генерального прокурора.

Порядок деятельности и компетенции Прокуратуры определяются законом.

9.2. Следственная палата России осуществляет предварительное следствие по обвинению в совершении уголовных преступлений за исключением дел частного обвинения и состоит из Главной следственной палаты и подотчетных ей специальных палат, а также губернских следственных палат и их территориальных отделений.

Следственная палата не вправе поддерживать обвинение в суде, а равно служащие палат, расследовавшие дело, не могут быть свидетелями обвинения.

Порядок деятельности и компетенция Следственной палаты России определяется законом об уголовном судопроизводстве.

Статья десятаяСПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ

10.1. Специализированные учреждения России образуются Земским Собором; специализированные учреждения губерний образуются губернскими земскими собраниями; специализированные учреждения в городах, уездах, волостях и районах образуются соответствующими органами общинного самоуправления.

10.2. К специализированным учреждениям России относятся: Государственный банк России; Российское информационное агентство; Российское статистическое агентство; Российский совет стратегического планирования; Вооруженные силы; Полиция; Государственное казначейство.

Структура, организационная основа, компетенция и полномочия специализированных учреждений устанавливаются законами.

10.3. К специализированным организациям России относятся: Ассоциация народов России; Ассоциация предприятий и предпринимателей России; Российская академия наук.

Структура, организационная основа, компетенция и полномочия специализированных организаций устанавливаются законами, при этом организации наделяются правом законодательной инициативы.

10.4. Служащими специализированных учреждений и организаций могут быть только граждане России.

Статья одиннадцатая ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

11.1. Выборы депутатов Государственной Думы, сенаторов Сената, членов представительных органов общинного самоуправления, а также мировых судей являются прямыми, личными, непередаваемыми и равными при тайном голосовании. Участие избирателей в голосовании является обязательным.

11.2. Избирателями считаются внесенные в списки избирателей граждане России по рождению, являющиеся главами полноценной семьи, достигшие 21-летнего возраста, не лишенные судом дееспособности, обладающие гражданскими, имущественными и политическими правами, определенными законом.

11.3. Не включаются в списки избирателей граждане, в отношении которых вступил в силу приговор суда за совершение умышленного преступления, если мерой наказания избрано лишение свободы; совершеннолетние, находящиеся под опекой; граждане, в отношении которых вступило в силу решение суда о банкротстве, если они не восстановлены в правах.

11.4. Внесение в списки избирателей обязательно. Списки избирателей составляют по территориям общинного самоуправления. Никто не может быть внесен в несколько избирательных списков.

11.5. Избиратели, находящиеся за пределами России в других государствах и зарегистрированные в консульствах России, вносятся в избирательный список территории общинного самоуправления последнего постоянного местожительства в России. Если постоянное местожительство избирателя находится на территории, на которую не распространяется юрисдикция России, он вносится в специальный избирательный список согласно закону.

11.6. Не могут быть кандидатами в любые выборные должности: Президент; должностные лица и служащие Государственного секретариата, Совета Безопасности, Контрольной Палаты и Ревизионной Палаты; члены Кабинета Министров; должностные лица Государственной канцелярии и министерств; судьи; должностные лица специализированных учреждений и организаций России; граждане, находящиеся на службе других государств или международных органов; граждане, постоянно проживающие за пределами России, если это не связано с обязанностями по службе государству; граждане, не являющиеся избирателями; руководители предприятий или предприниматели, пользующиеся гарантиями, субсидиями или иными ресурсами государства; лица, осуществлявшие благотворительность за счет личных средств для неопределенного количества жителей менее чем за двенадцать месяцев до дня назначения выборов.

11.7. Кандидатом на любую выборную должность может быть избиратель, постоянно проживающий в России десять и более лет, военнообязанный, имеющий высшее образование, признаваемое законом; имеющий самостоятельный источник дохода для себя и своей семьи; являющийся собственником недвижимости, не заложенной и не состоящей под судебным арестом.

11.8. Может быть кандидатом в депутаты Государственной Думы избиратель, которому на день выдвижения исполнилось двадцать пять лет.

Может быть кандидатом в сенаторы Сената избиратель, которому на день выдвижения исполнилось тридцать пять лет.

Может быть кандидатом в мировые судьи избиратель, которому на день выдвижения исполнилось тридцать лет и который не менее пяти лет перед выдвижением прожил на территории общинного самоуправления, в пределах которого состоит судебный округ.

Может быть кандидатом в члены городских и районных дум и уездных и волостных собраний избиратель, которому на день выдвижения исполнился двадцать один год, постоянно проживающий или постоянно работающий на территории органа самоуправления не менее пяти лет перед выдвижением.

11.9. Должность мирового судьи несовместима со званием депутата, а звание депутата – с должностью мирового судьи. Указанное обстоятельство не препятствует выдвижению кандидатуры в нескольких списках, если выборы назначены одновременно.

11.10. Кандидаты в депутаты Государственной Думы выдвигаются списком политической партии в порядке, определенном уставом партии, зарегистрированным Российской избирательной Комиссией не менее чем за три месяца до даты объявления выборов.

11.11. Кандидат в сенаторы Сената выдвигается самим гражданином, что должно быть подтверждено большинством собрания избирателей численностью не менее 100 человек, проживающим на территории избирательного округа.

11.12. Кандидат в члены представительного органа общинного самоуправления выдвигается самим гражданином, что должно быть подтверждено большинством собрания избирателей численностью не менее 30 человек, проживающих на территории избирательного округа.

11.13. Кандидат на любые выборные должности, если он выдвигается самостоятельно, и каждая партия, представившая список для голосования, вносит залог, который обращается в доход казны, если кандидат не избран.

11.14. Если место в выборном органе власти оказывается вакантным. Российская избирательная комиссия или ее территориальный орган назначает довыборы, которые проводятся не ранее двух и не позже трех месяцев со дня открытия вакансии.

11.15. Подготовка, проведение и организация выборов, ведение списков избирателей, регистрация уставов партий и движений, регистрация кандидатов, определение границ избирательных округов и участков голосования, а также иные полномочия по обеспечению избирательной системы принадлежат Российской избирательной комиссии, состоящей из лиц, назначаемых Сенатом и Государственной Думой сроком на 10 лет.

11.16. Избирательные правила согласно настоящей статьи определяются законом.

Статья двенадцатаяСИМВОЛЫ ГОСУДАРСТВА

12.1. Государственный герб России представляет собой изображение черного двуглавого орла, увенчанного тремя коронами, держащего в лапах скипетр и державу и имеющего на груди герб Московский, окруженный цепью ордена святого апостола Андрея Первозванного, а на крыльях – гербы исторических царств и великих княжеств России. Подробное описание и применение государственного герба определяются законом.

12.2. Государственный флаг России представляет собой прямоугольное полотнище с равновеликими горизонтальными полосами: верхняя полоса бирюзового цвета, средняя - белого цвета, нижняя - красного цвета, с расположением в верхнем левом углу у древка квадрата золотого цвета с государственным гербом черного цвета. Подробное описание и применение государственного флага определяются законом.

12.3. Слова, мелодия и порядок применения государственного гимна России определяются законом.

12.4. Гербы губерний и городов утверждаются Сенатом по представлению губернских земских собраний.

12.5. К актам Президента, Правительства, правлений губерний, общинного самоуправления прилагается государственная печать в ознаменование окончательного их утверждения. Порядок применения государственной печати определяется законом.

Статья тринадцатаяЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

13.1. Настоящий Основной Закон после принятия вступает в силу на всей территории России на следующий день по его опубликованию. С этого дня утрачивает силу акт, имеющий ранг основного закона, а также действующее на этот день право, если оно противоречит Основному Закону.

13.2. Законопроекты об изменении Основного Закона могут исходить от группы членов Земского Собора численностью не менее одной трети установленного количества, а также от не менее трети губернских земских собраний.

Законопроект об изменении Основного Закона должен быть обязательно рассмотрен всеми палатами Земского Собора, но не ранее шести месяцев после подачи.

Законопроект об изменении Основного Закона проходит три чтения в каждой палате и считается принятым, если за него подано более двух третей голосов от установленного количества членов каждой палаты на совместном заседании Земского Собора.

13.3. Если в течение шести месяцев со дня начала рассмотрения законопроекта об изменении Основного Закона не будет принят соответствующий Закон, законопроект считается отклоненным и не может быть возобновлен в течение не менее двух лет.

Статья четырнадцатая

ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

14.1. С момента вступления в силу Основного Закона не отмененные на эту дату законодательные акты Российской Федерации, РСФСР и СССР подлежат применению в части, соответствующей Основному Закону.

14.2. Право в отношении должностных лиц на службе России, установленное Основным Законом, имеет обратную силу.

14.3. В течение 15 лет с момента вступления в силу Основного Закона избрание народным депутатом РСФСР или депутатом Государственной думы Федерального собрания РФ приравнивается к избранию в состав Государственной Думы или Сената при составлении списка лиц, могущих быть избранными на должность президента.

14.4. Граждане, находящиеся на службе России в день вступления в силу Основного Закона, принимают и подписывают присягу на верность России, русской нации и Основному Закону, что дает основание для продолжения исполнения соответствующих обязанностей.

14.5. Выборы в Государственную Думу и Сенат проводятся не ранее шести и не позже двенадцати месяцев со дня введения в действие Основного Закона.

14.6. Выборы в представительные органы общинного самоуправления в губерниях проводятся не ранее шести и не позже двенадцати месяцев после принятия в губернии административно-территориального устройства согласно Основному Закону.

14.7. Более подробные правила согласно настоящей статье определяются законом.