П. Г. Белов,

полковник, к.т.н.

НИКЕМ НЕ ЗАМЕЧЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ

Почти год назад указом президента РФ № 300 от 17 декабря 1997 г. была утверждена Концепция национальной безопасности. Как ожидалось, появление столь серьезного документа не могло оказаться незамеченным, тем более, что его проект был подготовлен без обещанного ранее всестороннего обсуждения. К сожалению, следует констатировать, что до сих пор Концепция не только не сыграла сколько-нибудь значимой роли в работе органов законодательной и судебной власти, но даже не оказалась в центре внимания средств информации.

Сам факт обнародования данной Концепции свидетельствует о несовершенстве действующего с 1992 года закона РФ “О безопасности” и озабоченности исполнительной власти состоянием дел в данной сфере. Разделяя данную точку зрения, позволю себе не согласиться с рядом положений Концепции и вступить в дискуссию с ее разработчиками. При этом основное внимание на начальном этапе обсуждения следует уделить смыслу и обоснованности базовых понятий и выводов данного документа, а также общему целеполаганию и рекомендуемой им методологии обеспечения нашей национальной безопасности.

О недооценке актуальности и предназначения Концепции

К сожалению, преамбула столь серьезного документа не содержит пояснений ни необходимости его появления, ни его значимости. Как нигде, здесь уместно напоминание о том, что при катастрофических тенденциях к сокращению численности русского населения и средней продолжительности жизни нынешнего поколения, резком ухудшении состояния здоровья людей и окружающей природной среды, дальнейшее затягивание с принятием и обнародованием такой концепции - либо злонамеренный умысел, либо следствие утраты нацией инстинкта самосохранения. Нельзя забывать и о наступающей экологической катастрофе, обусловленной нежеланием одних стран сократить уровни потребления, а других - темпы прироста населения.

Промедление в этих условиях с уяснением сути произошедших в мире глобальных перемен, определением Россией своего места в новых условиях уже привело нацию к концептуальной дезориентации. Пожалуй, впервые в истории мы блуждаем в историческом времени и пространстве - находясь в фактической изоляции, лишившись прежних и не приобретя новых союзников, отказавшись от традиционных ценностей, внутренне протестуя против навязываемого нам иного, чуждого по духу уклада жизни. Вот почему первой из самых неотложных мер по спасению нации и государства должна быть Концепция национальной безопасности - официально принятая и законодательно оформленная система представлений о путях пробуждения, примирения и объединения народов России в борьбе за выживание.

О непроблемно-ориентированном анализе современной ситуации

Естественно, что самым первым шагом в обосновании целеполагания, методологии и технологии соответствующей деятельности должен быть обстоятельный анализ нынешней ситуации, объявление Россией своей миссии и выявление приоритетов. Казалось бы, все это и должно быть отражено в соответствующих (по названию) двух первых разделах обсуждаемой концепции. Что же мы находим в этой ее части в действительности?

Вместо констатации основного противоречия конца 20 и начала 21 веков - несоответствия между все возрастающими потребностями человечества и возможностями деградирующей биосферы по их удовлетворению, в Концепции говорится об “усилении тенденций к формированию многополярного мира”. Вместо вывода, логично следующего из такой оценки глобальной ситуации (вступление наций в эпоху беспощадной и бескомпромиссной борьбы за самосохранение) - о трудностях создания какой-то “модели общей и всеобъемлющей безопасности”. Вместо вытекающего из всего этого следствия о том, что Россия (кладезь природных ресурсов и житница планеты с все теплеющим климатом) неизбежно окажется на острие грядущего передела мира, - об “уменьшении опасности прямой агрессии против РФ”...?!

Об искаженной и пагубной самоидентификации России

А как же авторы Концепции характеризуют саму Россию, ее нынешнюю и будущую миссии? Ведь должны же они знать об исключительной значимости публично сделанных в ней самооценок и притязаний, о которой свидетельствуют, например, такие поговорки: “Не уважая себя, не надейся на уважение других!”, “О людях суди по их замыслам: у великих - они возвышенные!”.

Оказывается, что Россия - всего лишь “влиятельная европейско-азиатская держава, одно из крупнейших многонациональных государств, имеющее многовековую историю и культуру, свои национальные интересы и традиции”. По мнению авторов, наши возможности - не более, чем “обеспечить свою безопасность и процветание своего народа, да играть важную роль в мировых процессах”, а перспективы – “более широкая интеграция в мировую экономику, в том числе в международные кредитно-финансовые институты”.

Думаем - читатель согласиться, что такая официальная самоидентификация России не способствуют самосохранению, а затем и возрождению былого величия нации на основе соответствующего целеполагания. Скорее данные положения следует понимать как утверждение ее авторов о якобы наметившемся ныне духовном надломе русского народа и образованного ими государства, их смирении с участью сырьевого придатка других стран. Заметим, что эти положения нашей Концепции разительно отличаются от того, что сказано в соответствующей Стратегии национальной безопасности США, мобилизующий их нацию на “лидерство на внешней арене, сохранение превосходства в области дипломатии, технологии, промышленности и в военной области”.

Какова же миссия России, по нашему мнению

Было бы правильнее, даже сейчас идентифицировать Россию как супердержаву, носителя особой цивилизации и духовности, а ее цели на 21 век: а) стратегическую - как возрождение былой мощи страны, которая необходима для спасения нации в предстоящей борьбе с агрессорами, претендующими на наши ресурсы, и б) тактическую - как сохранение, а затем и упрочнение ведущих позиций в культуре, образовании, науке, воздушно-космических и других перспективных технологиях.

Упреждая возможных критиков, отметим: мы не боимся неизбежных упреков в таких амбициях, поскольку понимаем, что язык имперского гегемонизма - норма современной жизни, предопределенная инстинктом самосохранения наций. В нынешней их борьбе за существование выживут лишь крупные государства, образованные величием духовной идеи их многочисленных народов и обладающие ресурсами, достаточными для самосохранения, самовоспроизводства и самосовершенствования. А вот проводимая ныне суетливая и несолидная государственная политика, подтвержденная упомянутыми выше официальными самоидентификацией и миссией России, нам непростительна.

Объявление великой, имперской миссии России во всех отношениях более целесообразно. На межгосударственной арене это приведет к ликвидации политического вакуума вокруг нас: государства, признающие такую роль России и способствующие ее реализации, станут нашими партнерами, а затем и союзниками в борьбе за возможный (в сущности неизбежный и уже начатый) передел мира, а все остальные - соперниками и потенциальными противниками. Во внутренней жизни такая миссия будет способствовать единению нации вокруг общей цели - возрождения былой мощи, станет фундаментом для формулирования соответствующего целеполагания и законодательных актов.

О смысле понятия “национальная безопасность” для России

Больше всего в Концепции удивляет, пожалуй, нераскрытость самого понятия “национальная безопасность России”:

1) по определению, концепция - смысл, совокупность представлений о природе чего-либо; неуточнение данного понятия исключает ясность его интерпретации;

2) особенно важно это для России с ее особенностями: а) в уже упомянутом Законе и принятом чуть позднее основополагающем ГОСТе даны совершенно различные определения “безопасности”; в) в отличие от общепринятой практики, наше население рассматривается в Конституции РФ не как одна “нация”, а как “многонациональный народ”?!

Из преамбулы Концепции следует, однако, что ее разработчики придерживаются определения, принятого в законе 1992 года: и там, и здесь используются “защищенность от внешних и внутренних угроз жизненно важных интересов личности, общества и государства”. Можно догадаться и о причине использования такого определения “по умолчанию” - без воспроизведения и ссылки на первоисточник. Скорее всего, этим они продемонстрировали неприятие наших официальных определений безопасности и нации и одновременно не решились взять на себя ответственность за их иное, более точное толкование.

Однако, такое решение исказило сущность национальной безопасности и сделало обсуждаемый нами документ несостоятельным. Неприемлемость трактовки национальной безопасности через “жизненно важные интересы” обусловлена принципиальной невозможностью их точного выражения. Свидетельство тому - отсутствие в Концепции определения “интересы”, их путаница с “ценностями” и “потребностями”, а также уязвимость классификации применительно к “личности, обществу и государству”.

Не может не вызвать недоумения и отнесение в этом документе к наипервейшим жизненно важным интересам личности нынешней России, например, “прав и свобод”, а общества – “демократии”. Уже упомянутое выше вымирание нашего населения - следствие неудовлетворения более приземленных потребностей (в продовольствии, медицинском обслуживании, чистых воде и воздухе), утраты прежних социальных ценностей и духовных идеалов, в том числе - явного “перебора” с демократией, разрушившего наш традиционный уклад и приведшего к дезорганизации экономики, небывалому росту коррупции, преступности и проституции.

Исходя из изложенного, национальную безопасность современной России, на наш взгляд, следует интерпретировать не состоянием защищенности подобных “жизненно важных интересов”, а системным свойством, характеризующим способность населяющих ее народов удовлетворять (с минимальным ущербом для базовых ценностей настоящего и будущего поколений) те потребности, которые необходимы для их самосохранения, самовоспроизводства и самосовершенствования.

О подмене объектов и методов национальной безопасности

Хочется верить, что читатель также согласится и с тем, что главным объектом и субъектом деятельности по обеспечению национальной безопасности России следует считать не гипотетические “личность-общество” и даже не антинародное “государство-правительство”, а русский - государствообразующий - и братские ему (славянские) народы. При этом базовыми ценностями нашей (русской), да и любой другой нации несомненно являются присущий им уклад (способ удовлетворения потребностей) духовной и общественной жизни, а также источник этих потребностей - исторически принадлежащая территория.

Трудно переоценить пагубность подмены цели и главного объекта национальной безопасности России (русского народа) второстепенными по значимости средствами - интересами гипотетической личности и столь же абстрактного общества. Неправомерно выпячивать и интересы государства, которое служит всего лишь механизмом, создаваемым нацией для повышения ее жизнестойкости. Вполне естественно также обеспечивать безопасность не одной лишь пассивной защитой, как это вытекает из официального толкования безопасности, а парированием всех угроз следующими тремя методами - уничтожением, уклонением и/или защитой от разрушительного воздействия их источников.

Акцент на народы России, их территорию, уклад общественной и духовной жизни, вместе с другими соответствующими ценностями и потребностями, представляется нам более обоснованным. Только эти категории имеют четкую определенность и ясный физический смысл. Лишь они, а не субъективные интересы, место которых - в бытовом и политическом лексиконе, объективно пригодны для целеполагания и выявления приоритетов Системы обеспечения национальной безопасности России, декомпозиции ее задач и структуры, выбора методологии и технологии их решения.

Пригодны данные категории также и для объективной классификации угроз и вызовов национальной безопасности, обусловленных неудовлетворением жизненно важных индивидуальных, социальных и духовных потребностей народов России, уклада их духовной и общественной жизни, занимаемой нами территории. Но это - тема следующей дискуссии, которая, как мы убеждены, - не за горами.