Журнал «Золотой Лев» № 79-80- издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

М.Г. Делягин

 

СКАЗКА О БЕСПЛАТНОМ ЖИЛЬЕ

 

Положение с жильем в РФ действительно ужасает. Резкое сокращение жилищного строительства в результате реформ и коммерционализация оставшейся его части даже без учета падения его качества (когда даже элитные дома в целом ряде случаев из-за ошибок в проектах или нарушений технологии строительства опасны для проживания) практически отменили право граждан на полноценное жилье. Совсем недавно это право было отменено и официально - Жилищным кодексом.

 

Страна вновь бездомна

 

В улучшении жилищных условий, по официальным данным, нуждается 61% русских[1] (по данным Фонда «Общественное мнение» (ФОМ), лишь 19% русских заявляют, что не нуждаются в улучшении жилищных условий; нуждается, соответственно, 81%). При общем жилищном фонде страны в 3 млрд кв.м дефицит составляет 1,6 млрд кв.м, а ввод жилья в строй (в основном, ясное дело, коммерческого, то есть недоступного для большинства нуждающихся) в 2005 году достиг аж 43,5 млн кв.м. Такими темпами, даже если полностью (а не на 60%, как сейчас) загрузить строительные мощности, не удастся не то что обеспечить людей жильем, но даже решить проблему естественного разрушения имеющегося жилья. Так, сегодня по всей России «ветхим и аварийным» официально признано 93 млн кв.м жилья, но даже в Центральном адм. округе Москвы решить эту наиболее острую проблему надеются лишь в 2010 году.

По данным ФОМ, лишь 6% русских считают положение с обеспеченностью жильем в своем населенном пункте «хорошим», а 21% — «удовлетворительным». 67% — две трети опрошенных! — считают его плохим. При этом 51% населения не заметил изменения ситуации за «последние год-два»; лишь 10% отметили ее улучшение, а 30% — в три раза больше — считают, что ситуация еще более ухудшилась.

По уровню обеспеченности жильем РФ отброшена реформаторами едва ли не на полвека назад — в положение перед началом массового жилищного строительства, когда люди жили в коммуналках и бараках в чудовищной тесноте (мои старшие друзья жили на Красной Пресне вдевятером в составе трех семей в комнате в 20 квадратных метров, другие — в церкви в Ипатьевском переулке, практически внутри комплекса зданий ЦК на Старой площади, в которой была устроена трехэтажная коммуналка), в невыносимых санитарных и бытовых условиях. Сегодня взрослые люди в ряде случаев не могут завести нормальную семью просто потому, что им физически негде жить. Многие семьи распадаются также по причине невыносимых бытовых условий.

Какие же меры предлагает руководство страны для решения проблемы в рамках «национального проекта» «Доступное и комфортное жилье»?

 

От жилья до жулья — один шаг?

 

В силу последовательно проводимой руководством РФ социальной политики дети существенно снижают уровень жизни семьи. Чем больше детей, тем, в общем случае, беднее живет семья.

Соответственно, чем больше потребность в жилье — тем ниже возможность эту потребность удовлетворить. Официальные заявления о наличии в РФ 12,4% семей, способных самостоятельно улучшить свои жилищные условия, отражают лишь потенциальных клиентов ипотеки: это относительно обеспеченные люди, большинство из которых уже обеспечили себя санитарно необходимым количеством квадратных метров и используют ипотеку именно для улучшения, а не для нормализации жилищных условий.

Напомню, что, по данным Центра Левады, хорошо корреспондирующим с официальной статистикой, 13% населения испытывают нехватку денег на покупку еды, 51% — одежды, 88% — простой бытовой техники. Ипотека теоретически может решить жилищные проблемы лишь «верхних» 12% — и без того относительно обеспеченных жильем (хотя, конечно, они могут нуждаться в его улучшении). Для остальных 88% русских «доступное» жилье (отбросим понятие «комфортность» как заведомую демагогию) может быть только бесплатным.

Приведем простейший расчет: допустим, семья взяла ипотечный кредит в размере 500 тыс. руб., оплатив часть стоимости квартиры сразу. При кредитовании на 15 лет под сегодняшние 15% годовых семья должна платить ежегодно 40 тыс. руб. основного долга и в первый год — 90 тыс. руб. процентов. Эта сумма будет уменьшаться по мере погашения долга, и при равномерном погашении средние процентные выплаты составят 45 тыс. руб. в год. Таким образом, семье придется платить за не очень большое жилье в среднем 7 тыс. руб. в месяц (сначала 10,8, а в конце 3,8 тыс. руб.) на протяжении 15 лет.

Помимо необходимости иметь гарантированные доходы на полтора десятилетия вперед, данные суммы, какими бы незначительными они ни казались российской (и особенно московской) реформаторской «элите», являются абсолютно непосильными для подавляющего большинства граждан страны.

«Национальный проект» ставит задачу расширить долю русских, способных улучшить свои жилищные условия, с 12,4% до трети населения. Нужды и потребности остальных двух третей, наиболее (просто из-за бедности) нуждающихся в улучшении жилищных условий, открыто и полностью игнорируются. Они, по сути дела, просто не считаются людьми, чьи жизненно важные потребности заслуживают хоть какого-то внимания!

Однако и «верхней» трети населения рассчитывать на успех проекта не приходится. Ведь в качестве главного условия его реализации официально названо исполнение макроэкономических прогнозов правительства, неадекватность которых уже вошла в поговорку. В частности, для снижения процентной ставки по ипотечным кредитам с нынешних 15 до 8% в 2010 году инфляция должна снизиться как минимум тоже вдвое — до 6%, что представляется заведомо невозможным (инфляционные прогнозы правительства последних лет откровенно не имеют отношения к действительности).

На этом фоне уже не производят никакого впечатления выделяемые средства: за 2006—2007 годы федеральный бюджет должен будет направить на реализацию проекта 86,1 млрд руб. прямых расходов и 60 млрд руб. государственных гарантий, а региональные и местные бюджеты — 36,8 млрд руб. расходов и 30 млрд руб. гарантий.

Конечно, хорошо, что в 2007 году объем жилищного строительства увеличится на треть — до 56 млн кв.м (в том числе на 7,8 млн кв.м — за счет «национального проекта»), а ипотечное кредитование расширится, — но, даже если эти планы и будут выполнены, реально улучшить свои жилищные условия сможет лишь незначительная часть наиболее обеспеченных граждан РФ. Скорее же всего, они будут использовать приобретаемые квартиры просто как инструмент спекулятивного инвестирования средств, что лишит жилищное строительство реального социального значения.

Расширение субсидий в рамках «национального проекта», поддержка ветеранов, молодежи (хотя здесь возможен «двойной счет» — так, поддержка молодых специалистов на селе субсидированием 10—50% стоимости жилья может быть «засчитана» и в проект «Жилье», и в проект «Развитие АПК»), военнослужащих, переселенцев заслуживает добрых слов. В 2006—2010 годах на предоставление субсидий отдельным категориям граждан, только помимо ветеранов и инвалидов, из федерального бюджета будет выделено более 133 млрд руб., что позволит, как предполагается, обеспечить жильем 132 тыс. семей.

Это прекрасно, однако масштабы мер недостаточны для решения жилищных проблем страны, а структура и характер предоставления жилья не только не снизит социальную напряженность, но может еще и увеличить ее.

 

«Это не для нас»

 

Главной проблемой «национального проекта» представляется его полная вписанность в реализуемые жилищную и коммунальную реформы, направленные не на нормализацию условий жизни людей, а исключительно на развитие бизнеса, в том числе и за счет ухудшения условий их жизни.

Доходит до прямого отрицания пока еще конституционного права граждан на жилище. Помимо выселения по решению местных властей при изъятии земли на городские нужды (при котором жильцы теперь будут получать непонятно как рассчитанные денежные суммы, а не квартиры для переселения), жилья при разводе могут лишаться не только не являющиеся его собственниками бывшие супруги, но и дети. Выселение уже производится и из общежитий, и из неприватизированных квартир при невнесении платы за найм, которая, в отличие от платы за жилищно-коммунальные услуги, может быть произвольно высокой.

Существенно, что проект практически не предусматривает реальных мер борьбы с монополизмом строительных организаций, который еще год назад был признан даже Президентом Путиным в качестве главной причины завышения стоимости жилья.

Программа сноса ветхого жилья, то есть решение наиболее острой проблемы, в целом по стране заменяется программой «Обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства», в рамках которой государство снимает с себя обязательства по сносу и расселению ветхого и аварийного жилищного фонда, передавая эту работу частному бизнесу. Если он найдется, государство обновит коммунальную инфраструктуру, снизив его расходы. Однако он может и не найтись — и тогда люди будут ютиться в невыносимых условиях, а возможно, и погибать в собственных рушащихся от ветхости домах.

Правительство прогнозирует, что стоимость жилья в России будет расти во время реализации «национального проекта» быстрее, чем реальные доходы населения. А это значит, что, несмотря на все пропагандистские заклинания, доступность жилья будет не расти, а снижаться.

Таким образом, в результате деятельности государства речь идет не столько о проекте «Доступное жилье», сколько о реализации концепции превращения жилья в заведомо недоступное для большинства русских благо.

Данные ФОМ показывают, что в результате пропаганды «национального проекта» граждане РФ действительно стали лучше понимать его сущность. За время с первой декады марта по первую декаду апреля число русских, считающих, что этот проект не улучшит ситуацию с обеспечением жильем в их населенном пункте, выросло с 33 до 37%, приблизившись к доле оптимистов - 40%.

Число рассчитывающих на улучшение своих жилищных условий значительно ниже и сократилось с 17до 15%, а не верящих в то, что «национальный проект» может им помочь, выросло с 50 до 58%.

 

ФельдПочта

№ 121 - 24 апреля 2006 г.



[1] Русскими считаются все натурализовавшиеся жители исторической России независимо от этнического происхождения. Чтобы возбудить в России межэтническую рознь, власть вместо термина русский использует термин россиянин.(прим. ред. ЗЛ).


Реклама:
-