Журнал «Золотой Лев» № 81-82 - издание русской консервативной
мысли
Открытые
письма Л. Газмана и Владыки Кирилла
Открытое письмо
Леонида Гозмана Его Высокопреосвященству
Владыке Кириллу,
митрополиту Смоленскому и Калининградскому
Ваше Высокопреосвященство.
Внимание общественности к Вашему выступлению на Х Всемирном
Русском Народном Соборе говорит не только об уважении лично к Вам и авторитете
Русской Православной Церкви, но и, прежде всего, о том, что Вы подняли
исключительно важные для всего общества вопросы.
Разделяя, как и большинство граждан России, Ваше
беспокойство о будущем страны, считаю, что высказанные Вами идеи нуждаются не
просто в одобрении или отвержении, но в серьезном содержательном обсуждении. Я
не стал бы писать Вам, если бы Вы адресовались только своим прихожанам,
поскольку не отношусь к их числу. Но Вы говорите обо всей стране, поэтому позволю
себе обратиться к Вам с рядом вопросов и высказать определенные несогласия с
Вашей позицией.
Говоря о необходимости соотнесения поведения человека и
законов государства с нравственными нормами, Вы обходите вопрос о том, кто
будет производить это соотнесение. По-видимому, Вы считаете, что это
является естественной прерогативой Церкви, а фактически, ее иерархов. Вопрос о
нравственных ограничителях стоит и в либеральной традиции, только там это
задача самого человека и тех, кто волею людей, а не церкви или государства,
приобретают статус моральных авторитетов и личным примером показывают людям,
как следует жить, для чего использовать данные им или завоеванные ими свободы.
Для многих из нас[1] таковыми
были Андрей Сахаров и Дмитрий Лихачев, для кого-то - это Александр Солженицын,
для кого-то, наверняка - иерархи РПЦ. Но в любом случае это личный выбор, директивы
и самоназначения здесь неуместны.
Вы фактически ставите знак равенства между народом России и
российским государством с одной стороны, и Вашей паствой и Русской Православной
Церковью с другой. Мне, нерелигиозному, не принадлежащему ни к какой церкви
еврею, трудно с этим согласиться[2].
Россия - моя страна ничуть не меньше, чем Ваша. Гражданские права не
определяются верой. Мои предки, как, наверное, и Ваши, внесли немалый вклад в
строительство и защиту нашей страны, да и свою работу в РАО «ЕЭС России» я
считаю не менее важной для общества и государства, чем даже Ваше служение.
Вы, Ваше Высокопреосвященство, прекрасно знаете, как много
людей либеральных взглядов, часто будучи нерелигиозными, с риском для себя
выступали во времена СССР в защиту церкви и свободы совести. Меня тоже
возмущали препятствия, которые чинило верующим людям коммунистическое
государство[3],
пренебрежительное отношение к религиозным традициям и символам. В середине
восьмидесятых, когда выходила моя первая книга, я считал принципиальным для
себя добиться того, чтобы слово Бог было напечатано там с большой буквы. Но
точно так же я против того, чтобы сегодня Церковь брала на себя функции
советской цензуры.
Вы не приемлете либеральной идеологии и я, разумеется, не
собираюсь переубеждать Вас. Хочу, тем не менее, напомнить, что защита прав
меньшинств, без чего, в конечном счете, страдает и большинство, не равнозначно
пропаганде их взглядов и образа жизни. Мне, как и Вам, не нравятся гей-парады -
демонстрация сексуальных пристрастий кажется мне столь же неуместной, как и
вынесение на всеобщее обозрение собственных религиозных чувств[4].
Однако я убежден, что запрет гей-парада нанесет обществу не меньший вред, чем
безнаказанный разгром некими «алтарниками» выставки «Осторожно, религия».
Кстати, выставка эта мне не понравилась, но я выступил инициатором того, чтобы
Союз Правых Сил заплатил штраф за ее организаторов, потому что хочу сохранить
свободу художникам создавать то, что они считают нужным[5],
Вам - свободу осуждать их произведения, а себе - свободу публично оспаривать
Вашу точку зрения. Согласитесь, Ваше Высокопреосвященство, что Вы, как и
десятки миллионов наших сограждан, пользуетесь сегодня плодами именно
либеральных преобразований.
Русская Православная Церковь, как, впрочем, и другие признанные
государством традиционными конфессии, объявляет сегодня именно себя
ответственной за нравственность не только своих прихожан, но и всего общества.
При этом она либо не считает нужным, либо не может объяснить согражданам ни
сотрудничества с коммунистами[6],
стоившего жизни лучшим священнослужителям, ни весьма реакционной политической
позиции - чего стоит лишь постоянное противопоставление России Западу, ни
сомнительных способов укрепления собственной финансовой базы. Но даже если бы и
не было этих печальных моментов, такого рода претензии в светском государстве и
в нерелигиозной, в целом, стране - Ваши прихожане составляют никак не больше
нескольких процентов населения - вряд ли вполне обоснованы. И вообще, я, например,
не считаю никого, даже Святейшего Патриарха, ответственным за себя. Во всех
своих грехах я виноват сам. Но зато и добрые дела и чувства, в той степени, в
какой они были - мои собственные достижения и результат воздействия на меня
моих родителей и тех, кого я сам себе выбрал.
Будучи либеральной партией, «Союз Правых Сил» выступает за
свободу совести и, безусловно, поддерживает церковь как институт гражданского
общества[7].
При этом мы решительно против того, чтобы церковь превращалась в
государственную структуру, что, как это ни печально, происходит сейчас. Мировой
опыт показывает, как велика роль церкви, когда она сохраняет независимость от
государственной власти, и как быстро она деградирует, начиная выполнять несвойственные
ей в современном мире государственные функции. Выступая за светский характер
государства, за отделение церкви от государственных институтов, мы тем самым,
защищаем и саму церковь от повторения той нравственной трагедии, которую она
пережила при советской власти.
Ваше Высокопреосвященство! Когда-то отцы церкви не боялись
вступать в публичные дискуссии со своими оппонентами. Не окажете ли Вы мне
честь обсудить роль церкви и религии в современной России в прямом эфире или
просто в присутствии аудитории? Ведь нас обоих волнует судьба нашей страны.
С искренним уважением
Леонид Гозман
заместитель Председателя Политсовета Союза Правых Сил
Полит.ру 18.04.06
Ответ митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла на
открытое письмо зампреда политсовета Союза правых сил Л. Гозмана
Уважаемый Леонид Яковлевич!
Сожалею, что не смог сразу ответить Вам по получении Вашего
письма. Оно пришло ко мне в дни, когда православные христиане молитвенно
вспоминали страдания Господа Иисуса Христа, а затем праздновали Святую Пасху.
Как известно, в течение этих двух недель верующие особенно сосредоточены на
богослужебной жизни и оставляют занятие мирскими делами на последующее время. Я
весьма положительно оцениваю Ваш призыв к серьезному и содержательному
обсуждению идей X Всемирного Русского Народного Собора и готов
прокомментировать тезисы, содержащиеся в Вашем письме.
Первый вопрос, который Вы поднимаете, касается роли Церкви
в современном обществе. В связи с этим Вы делаете предположение, что Церковь в
лице ее иерархов стремится восхитить некое право соотносить «поведение человека
и законов государства с нравственными нормами» и далее, отталкиваясь от
либеральной традиции, отказываете ей в этом праве. Поскольку высказанное Вами
предположение никак не вытекает ни из документов Собора, ни из состоявшейся на
нем дискуссии, то, скорее всего, в этом случае речь идет о Ваших личных
опасениях. Позвольте, ссылаясь на ту же либеральную традицию, заметить, что
никто - ни частные лица, ни тем более субъекты гражданского общества, - не
может кем-либо исключаться из общественных дебатов. Именно поэтому у Церкви есть
такое же право, как и у других, высказывать свою точку зрения о принимаемых в
стране законах или о каких-либо общественно значимых событиях. Скажу больше:
добровольно отказавшись от участия в выборах и в политической борьбе, Церковь
как политически неангажированный участник общественной дискуссии имеет особое
моральное право на публичную этическую оценку политических программ и законов.
При этом Церковь никогда и нигде не заявляла претензий на монополию в этой
области.
Более того, соответствие какого-либо закона или
политического курса нравственным нормам, в первую очередь, должно выверяться
теми, кто ответственны за процесс принятия решений. Очень важно, чтобы люди,
наделенные властными полномочиями, учитывали в своей работе не только сугубо
прагматические аргументы, но и соображения нравственного порядка. Роль же
Церкви и других религиозных организаций заключается в том, чтобы формировать
нравственные принципы и развивать способность современного человека действовать
на основе этих принципов. Именно поэтому, с нашей точки зрения, должны,
наконец, быть выстроены полноценные отношения Церкви и общества в системе
образования, социальной работы, средств массовой информации. Для этого
необходима соответствующая законодательная база и политическая воля. Церковь
должна иметь возможность осуществлять свое разнообразное служение среди тех
граждан, которые называют себя православными и для которых Церковь является
свободно выбранным авторитетом. А их число сегодня составляет по разным оценкам
от 60 до 80% жителей России.
Речь не идет об отождествлении народа России с государством
и с Церковью, как Вы пишете. Достаточно ознакомиться с Основами социальной
концепции Русской Православной Церкви, чтобы убедиться в отсутствии подобных
подходов. Но вот что важно всем нам принимать во внимание: духовная и
культурная традиция абсолютного большинства народа не может игнорироваться или
принижаться теми, кто по своему воспитанию или мировоззренческому выбору не
отождествляет себя с этой традицией. Очень важно, чтобы все мы возрастали во
взаимном уважении, а не лишали друг друга права апеллировать к своему
религиозному и культурному наследию.
Вы пишете, что в либеральной традиции субъектом определения
нравственных ограничений является сам человек. Православная традиция этого не
оспаривает. Именно сам человек делает нравственный выбор. Более того, только
свободный выбор имеет ценность в очах Божиих. Однако верующие люди, понимающие
ценность свободы и нравственности, предлагают задуматься о том, как должны
формироваться нравственные критерии у личности. Прежде, чем делать выбор,
человек должен иметь представления о нравственности. Эти представления возникают
в процессе воспитания, в котором, наравне с усилиями воспитуемой личности,
большую роль, особенно в детстве и молодости, играют родители, воспитатели и
учителя.
Однако всегда ли при этом человек делает самостоятельный
выбор моральных авторитетов, как Вы утверждаете? Думаю, Вы согласитесь с тем,
что ни Вы, ни я не выбирали своих родителей, учителей в школе и вузе, наконец,
национальность[8] и Родину. Мы
родились в России, а значит, изначально связаны с ее культурой и традициями.
Конечно, в зрелом возрасте люди могут отказаться, по крайней мере, от части
того, что изначально дано им помимо их воли. Таким образом, общественная
система является по-настоящему свободной тогда, когда она не только
предоставляет личности пространство для свободного выбора, но и обеспечивает ее
нравственной основой для реализации этой свободы.
Сказанное имеет отношение к другой важной теме, которую Вы
подняли. Речь идет о пределах человеческой свободы. Вы настаиваете на том, что
в обществе могут допускаться такие явления, как гей-парады или выставки,
подобные выставке «Осторожно, религия!». Вы считаете, что это «сохранит
свободу». Я же полагаю, что поддержка подобных явлений разрушит свободу и
посеет вражду в обществе. В демократической традиции уже давно существует
принцип, согласно которому свободой пользуется тот, кто не отвергает свободы
других. К сожалению, сегодня на Западе этот принцип подвергается эрозии.
События в Европейском Союзе показывают, что движение в поддержку однополых
союзов, опираясь на власть, стремится запретить публичное выражение несогласия
с ним. Любое высказывание о том, что гомосексуализм - это грех, вызывает
осуждение, порицание и даже судебные преследования.
То, что Вы заплатили штраф за устроителей выставки
«Осторожно, религия!», - это дело Вашей совести. В глазах многих Вы оказали
таким образом поддержку тем силам, которые разрушают институт свободы, потому
что они не уважают своих сограждан. И речь в данном случае идет отнюдь не о
свободе творчества. Творчество несовместимо с издевательством над уже
имеющимися шедеврами. Это был не просто плевок в сторону Русской Православной
Церкви, но и глумление над русской культурой, достижения которой, в том числе и
иконопись, являются народным достоянием и признаются во всем мире. Кроме того,
если Вы готовы защищать свободу слова и убеждений, невзирая на содержание
высказываемых мнений, то как быть с неонацистскими и экстремистскими
движениями, которые, если следовать Вашей логике, должны пользоваться той же
свободой мысли[9], что и Ваша
партия? Не думаю, что в обществе сохранится свобода, если со ссылкой на нее
будут оскорбляться религиозные и национальные чувства.
Далее Вы поднимаете вопрос о соотношении интересов
большинства и меньшинства в демократическом обществе. Я убежден, что уважение
прав меньшинства не должно означать пренебрежения к правам большинства. Церковь
как раз призывает к защите прав всех, независимо от того, принадлежит человек к
большинству или меньшинству. Как большинство не должно подавлять меньшинство,
так и меньшинство не должно претендовать на подчинение себе большинства.
Позвольте также прокомментировать выдвигаемые Вами
конкретные обвинения в адрес Церкви. Что означает Ваша фраза: «сотрудничество с
коммунистами»? Если бы Церковь сотрудничала с властью в атеистической
пропаганде, то она просто перестала бы существовать. Конечно, были священники и
миряне, которые публично отрекались от своей веры, но, поступая так, они
покидали Церковь. Если же среди верующих проявлялись слабость, малодушие и даже
предательство, то эти деяния остаются на совести людей, их совершавших, но не
на имени Церкви, объединяющей всех верующих, включая мучеников, исповедников и
тех, кто, будучи изгоем общества, оставался верным своим убеждениям. Если под
«сотрудничеством» Вы имеете в виду исполнение советских законов и требований
власти в сфере церковно-государственных отношений, то, находясь в Советском
Союзе, Церковь исполняла эти законы и предписания потому, что ее главной
задачей была не борьба с режимом, а духовное попечение о людях. Это попечение
можно было осуществлять только с учетом существовавших в стране политических
реалий.
Вообще, если обвинять Церковь в контактах с советской
властью, то тогда необходимо адресовать те же обвинения практически всем
современным российским общественным и политическим деятелям, многим
представителям науки и культуры, олигархам и бизнесменам, абсолютному
большинству нашего народа, который жил и трудился в то время. Вероятно, по этой
причине следовало бы отстранить от участия в политическом процессе и многих
членов Вашей партии, а может быть, и Вас, если Вы были октябренком, пионером,
комсомольцем или служили в Советской Армии.
Во-вторых, Вы обвиняете Русскую Церковь в поддержке
антизападных настроений. Хотел бы спросить Вас: где и когда Русская
Православная Церковь заявляла о противостоянии Западу или Востоку, Северу или
Югу? Хочу проинформировать Вас, что у Русской Церкви существуют разветвленные
контакты с христианскими, общественными и политическими организациями во всем
мире. Наша Церковь участвует в Конференции европейских церквей и Всемирном
совете церквей, имеет двусторонние связи со многими Церквами и религиозными
организациями. Не вина Церкви, что эти контакты мало освещаются в СМИ. Должен
сказать, что на сегодняшний день Русская Церковь как ни одна из находящихся на
территории России религиозных или общественных организаций, включена в
мегадиалог относительно судьбы европейской и общечеловеческой цивилизации,
ведущийся поверх государственных границ. У нас есть представительства при ООН в
Нью-Йорке, при международных европейских организациях в Брюсселе, при Совете
Европы в Страсбурге, при Всемирном совете церквей в Женеве. Эта деятельность
ведется Московским Патриархатом, потому что судьба Европы и мира небезразлична
для верующих. Признаюсь, не думал, что высказывание собственного мнения, в том
числе и по поводу негативных тенденций в западных обществах, может считаться
плохим тоном в либеральных кругах.
Что касается «сомнительной» финансовой базы Церкви, то
настоятельно рекомендовал бы Вам в будущем пользоваться проверенными источниками
информации, а не «желтой» прессой, публикующей ничем не доказанные обвинения.
Меня весьма удивило и то, что Вы говорите о превращении
Церкви в государственную структуру. Приведите хоть один пример, когда
законодательно или на практике Церковь стала выполнять в современной России
функции государственного органа. То, что церковные деятели встречаются с
представителями власти, а политики посещают церковные мероприятия, я считаю
проявлением нормальных отношений между властью и крупнейшим институтом гражданского
общества. Также я считаю нормальным, что власть вступает в диалог с
общественными организациями, бизнесом и политическими партиями. Другое дело, и
здесь я ничем помочь не могу, что кому-то не нравится тот авторитет и уважение,
которыми Церковь пользуется в обществе. Могу понять таких людей, поскольку факт
существования высокого авторитета Церкви без каких-либо «пиар-технологий»
трудно укладывается в их представления о «нескольких процентах» православного
населения в России.
В заключение Вы предлагаете продолжить обсуждение
затронутых тем. С готовностью принимаю это предложение. Не думаю, что прямой
эфир - подходящее место для серьезной дискуссии, так как он всегда ограничен по
времени и формату, а также предполагает определенный эмоциональный фон, который
отнюдь не способствует вдумчивому диалогу. Полагаю, что самой подходящей формой
такого диалога был бы семинар, круглый стол или конференция.
С уважением и надеждой на то, что обсуждение итогов X ВРНС
будет содействовать возрастанию нашего общества в культуре взаимного уважения
Заместитель Главы Всемирного Русского Народного Собора
митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл
Новая политика, 12.05.2006
[1] По-видимому, автор имеет в виду евреев и либералов.
[2] Автор тем самым подтверждает, что еврей не может быть лояльным гражданином России.
[3] Государство не может быть коммунистическим или капиталистическим.
[4] Автор уравнивает норму и нарушение нормы, добродетель и порок.
[5] Автор подменяет безусловное личное право художника на свободу творчества публичным правом на представление результатов творчества.
[6] Автор подменяет сотрудничество с государственной властью сотрудничеством с партией.
[7] Церковь - не институт гражданского общества, как полагают либералы, а институт государства.
[8] Имеется в виду этническая принадлежность.
[9] Автор подменяет безусловное личное право на свободу слова и убеждений публичным правом на политическое действие. Свобода мысли, какими бы они ни были, принадлежит к числу абсолютных свобод человека. Если допустимо ограничение свободы выражения мысли, если не считать чрезвычайных периодов, тогда под запрет попадает, к примеру, деятельность адвокатов, защита подозреваемых или обвиняемых в преступлениях, в том числе и тягчайших.