Журнал «Золотой Лев» № 85-86- издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

Ю. Нерсесов

 

ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРАВОЗАЩИТЫ

 

Решение Конституционного Суда по «делу Ульмана» дало старт массовой гражданской компании, захватившей уже несколько региональных парламентов. До недавнего времени обвиняемые в негуманном отношении к мирному чеченскому населению военнослужащие встречали поддержку лишь внутри узкой группы населения. Командира танкового полка Юрия Буданова, сапера петербургского ОМОНа Сергея Бабина, лейтенантов Сергея Аракчеева и Евгения Худякова защищали почти исключительно активисты национал-патриотических организаций. Более солидные партии отчасти из-за традиционного равнодушия, отчасти опасаясь обвинений в «русском фашизме» хранили глубокомысленное молчание.

Практически бездействовали и ветеранские организации, включая многочисленные объединения участников последних войн. Корпоративная солидарность никогда не была сильной стороной российских вооруженных сил, чем власти успешно и пользовались. В противном случае она проявилась бы еще раньше — когда Западную группу войск выкидывали из комфортабельных немецких казарм в чисто поле, а целые дивизии по несколько месяцев сидели без зарплаты. Армия любой банановой республики за малую долю подобных художеств, просто вздернула бы своего президента на ближайшей пальме, но господа российские офицеры предпочитали смирно терпеть.

Выступлениям не способствовали и надежды на введение в стране суда присяжных, оправдавших как группу Ульмана, так и Аракчеева с Худяковым. Официозные СМИ настолько шумно рекламировали институт присяжных заседателей, что многие и впрямь поверили — в России его устанавливают всерьез и собираются уважать.

Неудивительно, что до недавнего времени и дела попавших под суд не вызывали в армии особого интереса. Втихаря ближайшие сослуживцы, конечно, помогали, но преобладало мнение: «Меня не трогают — и ладно».

Однако в последний год ситуация изменилась.

В январе 2005-го относительным успехом завершились массовые выступления против монетизации льгот: удалось отстоять дешевый проезд для пенсионеров. Позднее от властей удалось добиться пересмотра дела водителя Олега Щербинского, несправедливо обвиненного в убийстве алтайского губернатора Михаила Евдокимова. Наконец, совсем недавно несмотря на стенания чрезвычайно близких к Кремлю боссов «Транснефти» трубу этой компании удалось отодвинуть от Байкала.

Росту гражданского самосознания способствовали и успешные действия Движения против нелегальной иммиграции, и прежде всего удачное завершение дела Иванниковой. Впервые на территории России возникла национальная сетевая структура, способная решать конкретные задачи по защите прав граждан, а не пугать их флажками с самопальными свастиками.

Не хватало только последнего толчка, и он последовал 6 апреля 2006 года. В этот день Конституционный Суд изъял дела военнослужащих, судимых за совершенное в Чечне, из юрисдикции суда присяжных. Еще раньше главный военный прокурор РФ Александр Савенков назвал решение по делу Ульмана не имеющим отношения к правосудию, а первый вице-премьер Чечни Рамзан Кадыров посетовал, что присяжные, оправдавшие Аракчеева, не учитывают волю чеченского народа.

Стало ясно: относительно конфликтов, связанных с войной на Кавказе, государственная власть[1] не желает вести себя как беспристрастный страж закона. Поскольку недоучет воли чеченского народа грозил неприятностями вплоть до терактов, а лица славянской национальности и приравненный к ним потомок поволжских немцев Ульмана ничего подобного устроить не могли, — крайними должны были стать они.

И вот тут до людей, наконец, стало доходить, что случившееся с Аракчеевым и Ульманом завтра может произойти с ними и их близкими. Первым сбор подписей под обращением к президенту в защиту группы Ульмана, начал публикующий современную военную литературу сайт artofwar.ru. Затем его поддержали другие инициативные группы. К настоящему моменту счет подписавших пошел на десятки тысяч. Позже к ним присоединились Новосибирский областной совет, Народный хурал Бурятии и Законодательное собрание Иркутской области. На очереди парламенты еще нескольких субъектов федерации.

Вскоре требования переросли конкретное дело, и конференция общественных организаций Новосибирска приняло чрезвычайно примечательную резолюцию.

Собравшиеся потребовали:

1.Устранить в ближайшее время несоответствие в федеральных законах о характере военных действий в горячих точках, статуса военных частей и подразделений, военнослужащих в районах боевых действий.

2. Устранить противоречия между статьи 40 Устава внутренней службы Вооруженных сил Российской Федерации и статьи 42 Уголовного кодекса Российской Федерации, которые способствуют развалу армии.

3. Признать решение Конституционного суда от 6 апреля 2006 года, принятое по требованию президента Чечни в связи с делом Ульмана, как противоречащее Конституции Российской Федерации, разжигающее национальную рознь и подрывающее одно из звеньев государственности — армию.

4. Прекратить практику однобокого подхода к амнистии, когда с помощью этого закона, с одной стороны освобождаются тысячи боевиков, а, с другой стороны, отклоняются все обращения военнослужащих о смягчении наказания за преступления на территории Чечни.

5. Указать на тенденциозность подхода Главной военной прокуратуры и Военной коллегии Верховного суда при рассмотрении дел российских военнослужащих, обвиняемых за деяния, совершенные на территории Чечни, в отношении которых, как правило, все оправдательные вердикты, вынесенные судом первой инстанции, как например, в деле Ульмана, отменяются.

6. Устранить недостатки Федерального Закона о мерах социальной поддержки ветеранов боевых действий и членов их семей.

7. Пересмотреть вопрос по обеспечению военнослужащих, находящихся в ·горячих точках, денежным довольствием. Считаем не допустимым уравнивание финансового обеспечения военнослужащих, проходящих службу в ·горячих точках (в условиях, сопряженных с угрозой жизни) и командировок гражданских лиц.

8. Исключить такие позорные социальные явления, как непредоставление крова семьям погибших военнослужащих, отказ в помощи инвалидам, получившим ранения и увечья в результате боевых действий в горячих точках, где военнослужащие исполняли свой воинский долг.

9. Обратить внимание на нередкие в последнее время случаи ущемления социальных прав ветеранов военной службы: перевод их на социальную поддержку в регионы, низкий уровень пенсионного обеспечения, несовершенство порядка обеспечения военнослужащих и ветеранов военной службы жильём и т.д.

10. Принятое конференцией обращение довести до общественных организаций Новосибирской области и других регионов для его поддержки и согласования совместных действий по обозначенной проблеме, предложить его для публикации в средствах массовой информации.

О каждом из этих пунктов можно спорить, но общая зрелость требований сомнения не вызывает. Неожиданно оказалось, что пресловутое гражданское общество в России не ограничивается валютными правозащитниками и медиаолигархами. Наоборот, без них борьба людей за свои права избавилась от дурного запаха забугорных благодетелей, навострившихся манипулировать процессами еще со времен «Пражской весны» и «Солидарности».

Как будет развиваться национальное правозащитное движение дальше, пока неясно. До сих пор ни Кремль, ни «оранжевая оппозиция» не определили свое отношение к нему, хотя где-то в акциях участвуют отдельные «медведи», а где-то, наоборот, — явлинцы с каспаровцами. Но определятся рано или поздно придется.

Если Кремль в очередной раз «выберет волю чеченского народа»[2], тогда у людей, желающих отстоять свои законные права в рамках существующего режима, может возникнуть реальный соблазн выйти за эти рамки.

Что же до офицерского корпуса, то здесь возможен переход к массовому саботажу любых приказов, исполнитель которых может увидеть себя на месте Ульмана и Аракчеева. Чем это может закончится — догадаться нетрудно.

 

Спецназ России, июнь 2006



[1] В авторской версии: государство.

[2] В том, что именно так и будет, нет никакого сомнения (прим. Ред. ЗЛ).


Реклама:
-