Журнал «Золотой Лев» № 85-86- издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

М. Диунов

 

Миф о среднем классе

 

Наверное, все слышали, что средний класс - это основа стабильного общества. В либеральных доктринах предполагается, что средний класс - это опора демократического устройства государства и последовательный сторонник либеральных ценностей. Наверное, поэтому, начиная еще с 90-х годов, продолжаются поиски среднего класса в пореформенной России. Но все эти поиски чаще всего оказываются безуспешными, так как найденный в современной России средний класс никак не хочет соответствовать принятым для него стереотипам.

Вместо большинства населения страны в средний класс или попадает меньшинство, или состав среднего класса никак не вписывается в стандарты современного общества потребления. Так, на начало века И.Березин предлагал считать численность среднего класса равной 35% населения применительно к населению Москвы и ряда крупнейших городов. Приблизительно такие же данные давали исследования, проводимые журналом "Эксперт" совместно с КОМКОН-2 (2000 г.) и Группой Monitoring.ru (2001 г.). Если же параметры, использованные в данных работах, применить к среднему уровню граждан России, то окажется, что число среднего класса сразу существенно сокращается. Это было подтверждено в ходе исследований ряда областей Центрального федерального округа, проводимых автором этой статьи в 2002 г. Конечно, с того времени общее повышение уровня жизни увеличило число среднеобеспеченных людей, но нескольких лет явно недостаточно, чтобы увеличить средний класс хотя бы вдвое.

В результате мы имеем такую социальную структуру общества: высший класс 2-3%, около 20-25% среднего класса и более 70% малообеспеченных слоев. В крупнейших городах эта структура несколько изменяется, число высшего и среднего класса увеличивается приблизительно вдвое (равно как и доходы обеих социальных групп), но число людей, оказавшихся внизу, все еще находится в районе 50% от числа жителей. При этом надо учитывать, что средний класс в Москве совершенно не равен среднему классу провинциального города. Разница в доходах людей, отнесенных теоретически к одной социальной группе, составляет до 50-100%. Естественно, эта диспропорция в доходах порождает ситуацию, когда работать в Москве (или ином крупной региональном центре) оказывается выгоднее, что приводит к гипертрофированному притоку трудовых мигрантов в крупные города.

В России складывается ситуация удивительно похожая на то что уже давно наблюдается в слаборазвитых странах третьего мира. Столица и портовые города, ориентированные на перераспределение национального богатства и вывоз природных ресурсов, представляют собой картину вполне европеизированной среды с более-менее достойным уровнем дохода, в то время как основная часть страны и большая часть населения проживает в условиях слаборазвитой экономики, отсталой социальной сферы и существует на доходы, существенно отличающиеся от столичных. Если мы взглянем на карту, то увидим такую картину в Латинской Америке, чей пример особенно показателен (каждый 5 мексиканец живет в Мехико, каждый 6 колумбиец в Боготе и т.д.), Азии, Африке (большинство столиц африканских государств). В России уже сейчас, по некоторым оценкам, численность населения Москвы приближается к 15 миллионам, что означает, что каждый 10 житель России живет в столице.

Дальнейшая концентрация населения в нескольких крупнейших и богатейших городах очень опасна для развития страны. Наиболее энергичные и квалифицированные кадры покидают провинцию, для того чтобы искать счастье в столице. В результате тормозится развитие регионов - квалифицированные кадры уезжают, а если готовить новые, то это приводит к затратам времени и все равно не решает проблемы, так как подготовленные специалисты, приобретя квалификацию, также зачастую покидают свои города и перебираются в столицу.

Потребление также сосредотачивается в небольшом количестве городов, что приводит к росту рынка и соответственно доходов работников, задействованных на обслуживании растущих рынков. Современный бум потребительского кредитования - это также одно из следствий продолжающейся стагнации в регионах. Потребители тратят мало, в результате обслуживающая сфера получает мало средств с оборота капитала, что, в свою очередь, приводит к тому, что денег на то, чтобы тратить на потребление, у людей оказывается совсем недостаточно. Рост потребления вызывает рост уровня жизни, если же уровень жизни невысок, то и потребление невелико, а отсутствие возможности его наращивать приводит к невозможности роста уровня жизни. Кредиты - это одна из инстинктивных попыток людей вырваться из этого порочного круга.

Еще одной проблемой среднего класса является чрезвычайно большой разрыв в уровне доходов населения, в том числе и тех, кто принадлежит к среднему классу. Так, в 2001 г. нижняя граница принадлежности к среднему классу была установлена "Экспертом" в доходе от 150 долларов на члена семьи, а верхняя граница была обозначена И.Березиным на уровне 3500 долларов. Так, в рамках одной социальной группы мы получаем разрыв в доходах более чем в 23 раза! Даже с учетом того, что исследователи делят средний класс на нижне-средний, средне-средний и верхне-средний классы, цифра все равно слишком велика. Когда в рамках одной группы существует столь большой разрыв в доходах, нельзя говорить о социальном единстве слоя, очевидно, что его интересы будут расколоты, и отличия во взглядах верхушки так называемого среднего класса от его низов будет абсолютным.

Причем, исследуя картину благосостояния среднего класса, надо помнить, что даже рост его доходов в последние годы не носит стабильного характера, да и вообще все существование среднего класса - это какой то вызов стабильности. Упади цена на нефть, что случится с ныне "процветающим" сословием офисных клерков? Рухнет система кредитов, на которой сейчас строится благосостояние среднего класса, нечем будет платить за столь необходимое жилье, купленное по ипотеке, и новый автомобиль, купленный в кредит. Разве можно говорить об опоре общества на средний класс, когда само его существование столь призрачно?

Конечно же, ни о какой социальной стабильности при опоре на столь химерическую общность, как современный русский "средний класс", говорить не приходится. Мало того, что в российском обществе присутствует огромное социальное неравенство и расслоение таких масштабов, что сам факт его наличия - постоянная угроза стабильности социума, так еще и потенциальная опора государства - средний класс - столь же разобщен и нестабилен.

В результате мы видим, что средний класс остается не более чем социологическим мифом, который используют либо в политических, либо в экономических целях. Россия сейчас по социальной структуре - типичная латиноамериканская страна, но этого факта еще ни общество, ни власть не осознали. Мы все еще внушаем себе мысль, что мы часть Европы и часть развитого мира, просто пока живем хуже. Но это не так. Россия сейчас превратилась в подобие Мексики, и если ничего не изменится, то нас ожидает будущее именно латиноамериканских стран - узкий, чрезвычайно элитарный слой суперпроцветающих людей, чуть большая группа обслуживающих это процветание и огромные массы малообеспеченных, бедных и просто нищих.

Осознание проблемы - это уже первая ступень в ее решении. Если не успеть понять, как нам угрожает латиноамериканизация, то спустя уже одно поколение социальное устройство законсервируется, и изменить его станет гораздо сложнее. Потомки социальных низов, не получившие образования и привыкшие к тому, что единственный путь карьеры для них - это преступность, не способны на социальную модернизацию. Сейчас, когда русское общество еще сохраняет структуру, в значительной части унаследованную от Советского Союза (который как раз был вполне типичным обществом западного типа, характерным для развитых стран), еще остается возможность не допустить падения в пропасть, где нас ждет Колумбия, Нигерия, Бангладеш и другие страны. Впрочем, в них, в отличие от России, теплый климат, и поэтому жизнь в коробке из-под телевизора может там считаться приемлемой для небогатого гражданина. Для России же движение в этом направлении будет путем национальной катастрофы.

 

РЖ

7 августа 2006


Реклама:
-