Журнал «Золотой Лев» № 85-86- издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

В.И. Меркулов

 

Художник старой Москвы

 

Аполлинарий Михайлович Васнецов был младшим братом известного художника Виктора Михайловича Васнецова. Однако, как считают исследователи искусства, он отнюдь не был робкой тенью более известного родственника. Его жизнь была плодотворной, а творчество - ярким и насыщенным, как все картины, принадлежащие его кисти.

Будущий художник родился 6 августа 1856 года в селе Рябово Вятской губернии в многодетной семье священника. С детства он воспитывался в духе православия и русских традиций, но судьба вскоре нанесла юному Аполлинарию страшный удар - он лишился матери, а вскоре и отца, оставшись в тринадцатилетнем возрасте сиротой. Его взял под опеку старший брат Виктор, который наставлял младшего к рисованию, видя, что в нём открывается фамильный талант к живописи. В те годы младшему Васнецову особенно нравилось рисовать природные пейзажи и этюды, и они остались его страстью на всю жизнь. "Писать, писать с натуры, пока глаза видят, и руки держат кисть, - говорил он позднее. - За этюдами молодеешь!"

В 1872 году Аполлинарий Михайлович окончил Вятское духовное училище и по настоянию брата переехал в Петербург, чтобы попытать счастья на вступительных экзаменах в Академию художеств. Его первые годы жизни в Петербурге были полны различных событий. Он познакомился с уже состоявшимися художниками И.Е. Репиным, М.М. Антокольским, В.М. Максимовым, много занимался науками, готовясь к поступлению, и, конечно, писал картины.

Спустя три года А.М. Васнецов ненадолго приехал в Вятку, чтобы сдать необходимые экзамены в реальном училище, дающие право на поступление в Академию художеств. Но в Петербург он уже не вернулся… А.М. Васнецов живо включился в политическую жизнь Вятского края, увлёкся народническими идеями и решил посвятить себя просвещению крестьян. Получив звание народного учителя, он уехал в Орловскую губернию работать с людьми, а вовсе не в Петербург, чтобы поступать в Академию.

Однако Аполлинарий Михайлович не переставал рисовать, но тогда не считал живопись делом своей жизни, предпочитая ей общественную работу. В будущем организационный талант А.М. Васнецова особенно проявится, но сочетаясь уже напрямую с талантом художественным. Пока же он был молодым идеалистом, стремившимся принести пользу простому народу. Лишь со временем он осознал, что народ не принимал народнических идей и не ощущал потребности в подобном просвещении. Как память об этом этапе жизни художника сохранился любопытный рисунок - "Идеальная деревня будущего".

В 1878 году Аполлинарий Михайлович переезжает к брату в Москву. С этого времени он все свои силы отдаёт искусству, воспевая русскую природу и воссоздавая картины прошлого страны. Его полотна и их пафос были намного более понятными для русских людей, нежели туманные рассуждения о "просвещённости". Увлечение народническими идеями оказалось для А.М. Васнецова временным. Он окончательно избрал путь не мечтательного философа, а деятельного художника-патриота.

Почти сразу в его творчестве проявляется городская тема. "Очутившись в Москве в 1878 году, после деревенской жизни, - писал в воспоминаниях А.М. Васнецов, - я был поражён видом Москвы, конечно, главным образом Кремлём. Жил неподалёку от него на Остоженке, и любимыми прогулками после работы было кружение около Кремля: я любовался его башнями, стенами и соборами". Россия издревле была страной городов-крепостей, став страной деревень только после разрушительного монгольского нашествия, перевернувшего весь уклад русской жизни. Город как таковой в определённом смысле противоположен деревне, и художник чувствовал это подсознательно. По какому пути должна пойти Россия - по деревенскому или по городскому? Но это должен быть не путь вымирающих деревень, как и не путь огромных мегаполисов, стирающих грани традиций и самобытности.

Тяжёлое материальное положение вынуждало А.М. Васнецова готовить заказные иллюстрации для нескольких художественных изданий, меньше времени оставляя для собственного творчества. Кстати Аполлинарий Михайлович направлял в журналы не только свои рисунки, но и рассказы, повествующие о народной жизни, крестьянских обычаях и праздниках.

В начале 80-х годов А.М. Васнецов любил проводить летние месяцы на даче у брата в Абрамцеве, продолжая писать этюды. С 1883 году он начинает представлять свои картины на мероприятиях Товарищества передвижных художественных выставок. Художники, объединённые в едином творческом порыве, впоследствии получили название "передвижников". Вместе с тем Васнецов путешествует по России, вдохновляясь новыми впечатлениями на Украине, в Крыму, в Сибири, на Кавказе и на побережье Финского залива. За картину "Днепр перед бурей" он был принят в Товарищество передвижников. Вершиной творчества А.М. Васнецова в это время стала картина "Родина" - обобщённый пейзаж русской природы, бескрайние и величественные просторы России.

Москва вызывала у художника восхищение как историческая столица великой страны. И московская тема в творчестве А.М. Васнецова вскоре стала главной, прославившей его имя. Впервые художник обратился к ней в 1891 году, выполняя иллюстрации  к лермонтовской "Песне о купце Калашникове".

Особый колорит и художественная индивидуальность проявились в последующих картинах Васнецова на исторические темы: "Улица в Китай-городе", "На рассвете у Воскресенского моста. Конец XVII века", "Москворецкий мост и водяные ворота Китай города. Середина XVII века", "Гонцы. Ранним утром в Кремле. Начало XVII века" и другие. Одной из лучших акварелей считается его "Площадь Ивана Великого в Кремле" с изображёнными на ней санями, повозками, боярами в меховых шапках. Васнецову везде удавалось удивительно точно передавать образ старой Москвы и облик древних москвичей.

В 1912 году художник написал картину "Московский застенок. Конец XVI века" и уже в следующем году полотно было удостоено золотой медали на выставке в Мюнхене. Около кремлёвской стены, в пристройках надо рвом изображены пыточные застенки, из ворот палач вытаскивает трупы, невдалеке толпятся родственники истязуемых. А в это время ранний луч солнца прорывается бликами на золотых куполах башен Кремля.

В ходе работы Аполлинарий Михайлович сблизился со многими историками и археологами, среди которых были Д.Н. Анучин, В.О. Ключевский, И.Е. Забелин и другие. Он стал членом Комиссии по охране древних памятников при Московском археологическом обществе, а потом и самого археологического общества. Как художник он серьёзно помогал науке своими зарисовками старых зданий, руководил реставрацией икон.

Будучи уже действительным членом Академии художеств, художником "с именем", А.М. Васнецов в 1903 году принял участие в организации Союза русских художников. Занимался он и педагогической деятельностью, написав книгу "Художество (опыт анализа понятий, определяющих искусство живописи)", в которой затронул как теоретические аспекты живописи, так и проанализировал состояние современного ему искусству.

В живописи Васнецова историческая составляющая  переплеталась с архитектурной, он разработал несколько проектов для светских и церковных построек. С эстетической точки зрения его влекло к образцам древнерусского зодчества.

В советское время А.М. Васнецов стал активным деятелем общества "Старая Москва", участвовал в археологических раскопках, спускался в шахты строящегося метрополитена. С 1918 по 1929 он был председателем, а потом почётным председателем Комиссии по изучению старой Москвы.

А.М. Васнецов был убеждён, что "история города есть в то же время и история края, целой эпохи. В постепенном его изменении складывается и общий ход событий данного времени. Вид города служит, так сказать, вещественной скрижалью истории". Старая Москва была для него олицетворением былой России. Нашёл бы Васнецов вдохновение в сегодняшней лужковской Москве, которая давно перестала быть русским городом?

Умер художник в 1933 году. В его доме в Фурманном переулке впоследствии был открыт мемориальный музей. Художник, историк, общественный деятель - все эти ипостаси переплелись в жизни Аполлинария Михайловича Васнецова. Но главное, у него был дар воскрешать в своих картинах русское прошлое - дар, который сделал имя художника бессмертным. Сам Васнецов пророчески оценивал своё творчество так: "На мне написано - Старая Москва".


Реклама:
-