Журнал «Золотой Лев» № 87-88- издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

А. Комеч

директор государственного Института искусствознания

 

Спас на гаражах

 

В июне в печати была опубликована таблица финансовых расходов государства на ближайшие четыре года. Если расположенные столбиком расходы России на оборону, безопасность, содержание государственного аппарата занимают примерно 5 сантиметров, траты на культуру не достигают и трех миллиметров. Это я к вопросу о краже произведений искусства в Эрмитаже. На мой взгляд, это беда, ЧП, которое может случиться в любом доме. Ужасно, что беда связана с перерождением психологии музейного работника. Сколько же надо плевать в него, чтобы довести до такого состояния, когда сдавать музейные экспонаты в ломбард ему показалось выгоднее, чем охранять их. Но Эрмитаж - место престижное, а что делается в других российских музеях, которые держатся только на самоотверженности своих сотрудников? Иногда человеческая натура ломается.

На днях общественность взволновало сообщение о краже и подмене чертежей в Российском госархиве литературы и искусства. И я подумал: а почему нас в такой же степени не возмущает то, что происходит с недвижимыми памятниками, которые сносят по стране десятками, приговаривают к смерти и заменяют макетами? В угоду коммерции на износ эксплуатируются природные ресурсы. В угоду коммерции идет полное уничтожение городских пейзажей. В интернете на сайте Нижнего Новгорода под фамилией Шанцев и вспомогательных слов "объекты культурного наследия" я читаю, что число памятников в Нижнем - и это администрация заявляет! - следует сократить в десять раз, а если памятник мешает новому строительству, его надо переводить в резервацию на окраину, это дешевле, чем сохранять на прежнем месте. И ведь никто не кричит.

Недавно я был в командировке в Киеве: его памятники XI?XII веков дарят такую радость, перед которой многие наши проблемы кажутся суетными. Но одно из острых переживаний в Киеве - изменение городского пейзажа. Для человека, приезжающего из Москвы со стороны Днепра, особенно заметна деградация городского силуэта, который раньше определяли соборные комплексы вдоль реки. Облик Киева, сложившийся в XI столетии, совершенно не ценится. И быстро уходит.

Но вернемся к себе. Создается впечатление, что руководство нашей столицы не любит старую Москву и древние здания точно так же, как коммунисты 20?30-х годов. Тем мерещился простор асфальтовых площадей и небоскребы. Нынешним градоначальникам небоскребы мерещатся на периферии, а исторический центр, по дорогому их сердцу замыслу, полностью превращается в типовой проект XXI века с евроремонтом и космополитическим стилем. Когда к нам приезжали великие архитекторы, по-моему, испанец Бафил так и сказал: молодцы, московские власти, они будут строить прямо в центре, уничтожая старую застройку и заменяя ее современными зданиями.

Полагая, что в основе всего лежит коммерческий интерес, выхода из ситуации я не вижу. Воздействовать на этот процесс невозможно. Вот смотрите. Стояла гостиница "Интурист", и все говорили - какое плохое здание. Но вместо нее воздвигли целый комод. Он не такой высокий, но громадный по плановому, объемному масштабу. Новый "Интурист" абсолютно чужд архитектуре Москвы, которую он якобы пытался поправить. Он просто съел часть зрительной среды в старом городе. Гостиница при Доме музыки испортила весь силуэт Замоскворечья. Новый дом в начале Арбата противоречит всей атмосфере улицы. Вместо гостиницы "Москва" будет тоже гостиница "Москва", только побольше. Это убийственная цена, которую мы платим за разрушение истории.

Похожая история с храмом Христа Спасителя. Я думаю, что при возведении новодела пропорции в основном сохранили, зато нарушили всю структуру, поверхность собора. У прежнего не было такого цоколя. В новом цоколе к двум этажам, которые используются для нужд храма, добавлены два этажа гаражей. Недаром его называют Спас на гаражах. Раньше его стены были каменные, теперь мраморные. Рельефы были мраморные, сейчас - бронзовые и пластмассовые. Позолота на куполах была золотой, сейчас там титановое напыление. О чем говорить? Вольный макет. Он всегда будет производить чужеродное впечатление, даже если точно повторяет старый абрис.

Когда вы стоите на Воробьевых горах, слева поднимается Сити, которое уже по масштабу перекрывает весь пейзаж. Невозможно даже себе представить, какой величины фантом появится в Москве, когда строительство будет закончено. Он настолько громаден, что со стороны нынешней гостиницы "Россия" и Замоскворецкого моста возвышается над башнями, храмами и колокольнями Кремля. Мы построили панораму будущего сооружения и показали ее Юрию Михайловичу. Он сказал: "А мне нравится".

 

МН №32 за 2006 год (25.08.2006)


Реклама:
-