Журнал «Золотой Лев» № 87-88- издание русской консервативной
мысли
Б. Вишневский
Сильнее всего бюджет позаботился
о чиновнике
От проекта федерального бюджета
на 2007 год большинство экспертов ждало социального уклона - год-то
предвыборный. Однако, похоже, главным приоритетом стали не столько
"социальные" статьи бюджета, сколько административные. Расходы на
госаппарат должны вырасти почти на 50% по сравнению с нынешним годом.
Всего по разделу
"Общегосударственные расходы" предусмотрены траты в размере 821 млрд.
рублей. Впрочем, к "общегосударственным расходам", помимо средств на
содержание всего госаппарата, относятся и расходы, связанные с выплатой процентов
по государственному долгу. Если вычесть эти так называемые процентные расходы в
размере 157 млрд. рублей, то "административная" часть расходов
составит 664 млрд. рублей. В прошлом году эта цифра была 444 млрд. Рост - 49,5%
- поражает, особенно на фоне социальных статей расходов.
Так, расходы на социальную
политику в бюджете-2007 оказываются даже меньше, чем в 2006 году, - 212 млрд.
рублей против 217 млрд. Если учесть, что именно федеральный бюджет несет на
себе нагрузку по выплате компенсаций для "льготников", которые по
мере инфляции полагается индексировать, - картина становится странной...
Правда, вырастут расходы на
образование (277 млрд. рублей против 208 - рост на 33%) и на здравоохранение и
спорт (205 млрд. рублей против 156 - рост на 31%). Но абсолютные цифры таковы, что даже будучи сложены вместе, все три упомянутые
"социальные" статьи недотягивают до 700 млрд. рублей: чуть больше,
чем на госаппарат. И можно только удивляться, почему премьер Михаил Фрадков
заявляет, что "прочность основных бюджетных параметров дает возможность
реализовать приоритетные задачи в социальной сфере".
Меньше, чем в 2006 году,
оказываются в бюджете-2007 и расходы на жилищно-коммунальное хозяйство - 49
млрд. рублей против 53 млрд. С учетом состояния этого самого хозяйства картина
не менее странная, чем с социалкой. Нет денег? Так
отчисления в Стабфонд планируется увеличить вдвое -
до 1,7 трлн. рублей...
Если вернуться к
"бюрократической" составляющей бюджета-2007, то 6,4 млрд. рублей
выделены на "функционирование главы государства" - на содержание
президента, его администрации и полпредств в регионах. 6,5 млрд. пойдет на
содержание законодательных органов и органов местного самоуправления, 1,5 млрд.
рублей - на содержание российского правительства и "высших органов
исполнительной власти" в регионах.
Самая большая расходная статья в
"бюрократическом" разделе - на содержание финансовых, налоговых и
таможенных органов: 188 млрд. рублей вместо 125 млрд. в нынешнем году.
Аргументы Минфина таковы: надо капитально ремонтировать здания, покупать
оборудование, расширять численность и повышать зарплату.
Последнее выглядит особенно
трогательно: таможенники устами нового руководителя ФТС Андрея Бельянинова обосновывают необходимость повышения
зарплаты... борьбой с коррупцией. Конкретно - в три раза. По словам Бельянинова, люди, которые дают бюджету более 40% его
доходов, получают в среднем по 9 тысяч рублей в месяц. А надо, по мнению главы
ФТС, - около 1000 долларов США. В этом его поддерживает один из его предшественников,
председатель думского Комитета по экономической политике Валерий Драганов, по словам которого, "между ростом зарплаты и
снижением коррупции есть прямая связь".
Что же, эти аргументы не новы. Но
указанную Драгановым связь еще никому в России не
удавалось доказать экспериментально. Или кто-то знает хоть одного таможенника,
который бы уволился с работы по причине низкой зарплаты? Как-то они все
выживают в этих "нечеловеческих" условиях, и мы примерно знаем, как
именно. Так зачем рассказывать сказки о том, что, получая много, будут брать
мало?
В 2007 году существенно больше
будут получать судьи - в среднем по 82 тысячи рублей в месяц. Вот только
изменится ли в связи с этим что-либо в судебной системе? Трудно удержаться от
сравнения: практически столько же - по 3 тысячи долларов - получают в России
футбольные судьи за проведение одного матча в премьер-лиге.
Казалось бы, немалая сумма. Но в результате только стон стоит по просторам
страны от якобы "случайных" судейских ошибок в пользу команд с
солидным бюджетом...
Давно известно: снижение
коррупции достигается не увеличением зарплаты чиновников, а ограничением их
свободы рук и жесткой регламентацией их полномочий. Вот в каком направлении
следовало бы поработать правительству и парламенту.
Между тем за первые пять месяцев
2006 года численность занятых в системе государственного управления выросла на
13,8%. В результате даже Алексей Кудрин начинает критиковать собственное
правительство, заявляя, что "градус недовольства забюрокраченностью
и коррумпированностью системы растет и, безусловно, вызовет новую волну
изменений".
МН №32 (25.08.2006)