Журнал «Золотой Лев» № 87-88- издание русской консервативной
мысли
С. Ямщиков
ЗАКОНОМЕРНАЯ СЛУЧАЙНОСТЬ
Пропажи в Эрмитаже
Весть о разграблении фондов
одного из главных музеев России настигла меня во Пскове
и заставила содрогнуться, словно мощный электрошоковый разряд. Вот уже почти
полвека работая в области сохранения культурного наследия, привык я принимать
близко к сердцу любое происшествие, наносящее ущерб памятникам архитектуры или
музейным коллекциям.
Нынешнее же преступление
совершено в наиболее защищённом и тщательно охраняемом
мегамузее, а потому особенно тревожно и знаково. Оправившись от первичного потрясения, вспомнил я о
серьёзном предупреждении, которое шесть лет назад комиссия Счётной палаты во
главе с Юрием Болдыревым сделала руководству
Эрмитажа. Меня обескуражило тогда поведение его директора — г-на Пиотровского,
который серьёзнейшие нарушения режима хранения ценностей, выявленные в процессе
ревизии, пропустил мимо ушей, обрушив артистически разыгранный гнев на главу
комиссии. Юрий Болдырев — один из немногих политических
и государственных деятелей, не запятнавших свою тогу гражданина России в годы
беспредельного её разграбления и оплёвывания. Вместо
того, чтобы цинично-победительски
поносить его в средствах массовой информации, следовало бы обласканному
властями хозяину Эрмитажа незамедлительно принимать меры по выявлению причин
пропажи многочисленных предметов старины из различных отделов и наводить
порядок в доме. Но, видимо, важнее для г-на Пиотровского было открытие филиала
Эрмитажа в Лас-Вегасе (!), приобретение за миллион долларов потанинских
денег совсем не для царской резиденции писанного Малевичем "Чёрного
квадрата" или пополнение классической коллекции более чем сомнительными
творениями его кумира-постмодерниста Кабакова.
Во Пскове я был уверен, что через
день после случившегося г-н Пиотровский, следуя мировой музейной традиции,
подаст прошение об отставке. Вместо такого закономерного и достойного решения
директор стал искать виноватых в предании гласности случившегося и приказывать
сотрудникам держать язык за зубами. Ну да это у него наследственное. Лет двадцать
пять назад, когда в Эрмитаже один из хранителей похитил драгоценные камни, заменив
их стекляшками, а оригиналы вывез в чужеземство, отцу
г-на Пиотровского, вместо заслуженного наказания, вручили звезду Героя Соцтруда.
Промолчал герой и когда международный аферист Хаммер "подарил" Эрмитажу фальшивый портрет якобы "кисти Гойи", получив взамен от Советского правительства холст Малевича, проданный потом спекулянтом за несколько миллионов долларов. Любят демократы, к цвету которых относит себя Пиотровский-младший, цитировать слова Галича "промолчи — попадёшь в палачи", забывая, что это и про них сказано.
Выяснять, виновны ли в совершении преступления умершая на работе музейная сотрудница и её родственники — дело следственных органов. Меня же радует, что владелец антикварного магазина "Ортодокс-Антик" В. Студеникин незамедлительно вернул "Росохранкультуре" два предмета, приобретённых несколько лет назад, увидев их фотографии в Интернете. Он неоднократно показывал эти вещи на антикварных салонах, но никто из подчинённых г-на Пиотровского не обратил внимания на свою собственность. Кстати, обескураживает музейных специалистов почти полное отсутствие фотографий в картотеках Эрмитажа, куда занесены сведения о похищенных предметах. Негожее это дело!
Чиновники культурных ведомств,
наперебой выказывая внешнюю готовность к борьбе с нерадивыми подопечными,
единодушны в своём решении насчёт тотальных проверок и принятия чуть ли не
карательных мер ко всем без исключения российским музеям. Это непродуманное,
продиктованное сиюминутной паникой решение. Служа по России, я с абсолютной
ответственностью заявляю, что хранители историко-культурного наследия в
провинции не могут быть даже подозреваемы в нарушении музейной дисциплины и
каких-либо попытках разжиться, пользуясь служебным положением. Получая
смехотворное жалованье, верой и правдой стоят они на страже государственного
имущества. Какие-то нелепые случайности, конечно, возможны, но они, к счастью,
происходят крайне редко. Абсолютно спокоен я за судьбу раритетов, хранящихся в
Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Историческом музее,
Третьяковской галерее и других столичных сокровищницах, ибо руководят ими
профессиональные и рачительные специалисты.
Самую большую тревогу и
озабоченность в связи с "эрмитажной трагедией" вызывает у меня
непродуманная, искусственно выстроенная управленческая система в области культуры.
Сразу три ведомства отвечают за судьбу важнейшей составляющей государственного
аппарата. Министерство культуры и массовых коммуникаций, Федеральное агентство
по культуре и кинематографии и "Росохранкультура".
У семи нянек, как известно, дитя всегда без глазу. Особенно если в няньках
ходит самодеятельный шоумен г-н Швыдкой, успевший
нанести непоправимый вред нашей культуре за время своего волюнтаристского
правления.
Несколько месяцев назад я
отправил письмо Президенту России В.В. Путину, где указал на самые вопиющие
проступки бывшего министра, а ныне председателя ФАККа
Швыдкого! Подручные обвиняемого мною, обязанные
подготовить ответ мне, прислали лживые бюрократические цидульки. И сегодня,
когда я вижу на экранах телевизора повинного в эрмитажном ограблении чиновника,
я не верю ни одному его слову. Единомышленник и ближайший подельник г-на
Пиотровского грозится обложить его денежным штрафом, что выглядит смешными
считалочками для детей дошкольного возраста.
В своём бездарном шоу "Культурная
революция" Швыдкой сумел нанести ощутимый удар
по духовному воспитанию современного человека. "Музеи — кладбища
культуры" — вот один из лозунгов, озвученных ответственным за судьбу
культурного наследия чиновником. Можно ли после таких передач удивляться
плачевному состоянию музейного дела и участившимся случаям разграбления
государственных кладовых?
P.S. Промолчал отец Пиотровского,
когда заинтересованные органы разыгрывали фальшивый спектакль о надуманной
свадьбе дочери тогдашнего ленинградского хозяина Романова. Не гулялась эта свадьба в Эрмитаже и не билась царская посуда
партийными лидерами, ибо они привыкли пользоваться тарелками с гербами СССР и
маркировкой "Общепита".
Завтра