Журнал «Золотой Лев» № 95-96 - издание русской консервативной мысли

(www.zlev.ru)

 

Две ноябрьских статьи В.В. Путина[1]

 

АТЭС – принципиальный выбор России в Азиатско-тихоокеанском регионе.

 

С 1998 года наша страна – полноправный член «Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества». В преддверии открывающегося в Ханое очередного саммита АТЭС хотел бы поделиться своим мнением о пути, пройденном этим многосторонним объединением, и, естественно, о перспективах нашего взаимодействия.

За 17 лет, прошедшие с создания форума, он превратился в одну из самых представительных и авторитетных интеграционных структур в Азиатско-Тихоокеанском регионе. На сегодняшний день экономическая зона АТЭС – наиболее динамично развивающаяся в мире. И наши эксперты предсказывают упрочение лидерских позиций форума.

Россия как евразийская держава во многом связывает планы социально-экономического развития (особенно подъема сибирских и дальневосточных районов) с активным участием в региональной интеграции. Этот подход для нас – естественный и стратегически принципиальный.

Прежде всего для нас важен накопленный АТЭС опыт совместного формирования правил торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества. Безусловно, взаимодействие в этой сфере строится в основном на критериях ВТО, членом которой Россия пока не является. Тем не менее мы с интересом наблюдаем за этой работой. И где это возможно – принимаем участие. В том числе на таких направлениях, как снижение транзакционных издержек, ликвидация чрезмерного госрегулирования в экономике, совершенствование национального законодательства в экономической сфере.

Нам близки и понятны стоящие перед АТЭС задачи укрепления основ рыночного хозяйства и активизации государственно-частного партнерства, направленные на подъем среднего и малого предпринимательства, решение проблем социального развития. Большой интерес вызывает у нас процесс создания и функционирования различных по конфигурации зон свободной торговли в регионе АТЭС. Мы обстоятельно изучаем предлагаемые партнерами модели по улучшению внутреннего инвестиционного климата, а также опыт борьбы с коррупцией. Все это имеет практическое значение для наших реформ, которые ориентированы на наращивание и диверсификацию внешнеэкономических связей России.

Мы в полной мере солидарны с теми экономическими и социальными устремлениями, которые объединяют всех членов форума. В этой связи нам важна положительная оценка российского индивидуального плана действий в АТЭС.

В Ханое, где пройдет саммит, нам предстоит обсудить план действий по реализации уже одобренной «дорожной карты» движения к Богорским целям. Мы связываем с этим документом серьезные ожидания. И надеемся, что он станет важным шагом в построении в регионе системы свободной и открытой торгово-инвестиционной деятельности.

Вместе с тем очевидно, что путь к поставленным целям не столь прост, как это могло казаться в момент принятия Богорской декларации и Осакского плана действий. Мы отчетливо видим изменение политической и экономической ситуации в мире, появление новых вызовов, угрожающих международной безопасности и стабильности, а значит, нормальному хозяйственному развитию в мире и отдельных регионах. Форум АТЭС и его участники должны учитывать эти происходящие изменения. При этом полагаю, надо стремиться избегать ситуации, когда жестко установленные ориентиры объединения, зафиксированные в Богорской декларации, могли бы войти в противоречие с логикой глобального развития и реальными возможностями экономик АТЭС.

Форум АТЭС создавался как многосторонний механизм преимущественно экономической направленности. Но сама жизнь постоянно заставляет вносить в его повестку вопросы международной и региональной политики.

Так, одна из ключевых задач – это противодействие международному терроризму. Страны Азиатско-Тихоокеанского региона, включая и членов АТЭС, различны по уровням развития. И не секрет, что в ряде экономически менее благополучных районов террористы активно ищут себе «временное пристанище». Поэтому наряду с мерами по ликвидации террористических очагов необходимо последовательно работать над устранением «социальных корней» терроризма: бедности, голода, хронической безработицы. И в целом – сокращать разрыв в социально-экономическом развитии государств и народов.

Убежден, что АТЭС предоставляет для этого немало возможностей. И в работе по поощрению государственно-частного партнерства, инвестиционной и экономической активности нужно учитывать и такой аспект, как содействие подъему беднейших стран. В первую очередь с использованием фондов АТЭС и средств, которые предоставлялись бы международными организациями и финансовыми институтами по целевым запросам форума.

Не менее актуален гуманитарный, идеологический вектор борьбы с террором. Особое значение в этой связи имеет инициатива АТЭС о развитии диалога между культурами и религиями. Азиатско-Тихоокеанского региону – с его уникальным культурным и этническим многообразием – важно выработать стойкий иммунитет к идеологии т.н. «межцивилизационного противостояния», национализма и экстремизма. Уверен, что присущий АТЭС дух доверия, терпимости и партнерства – благоприятная основа для решения данной задачи. И, на мой взгляд, глубоко символично, что среди основных разработчиков упомянутой инициативы активную роль сыграли Индонезия и Россия – страны, население которых уникально по своему многонациональному и многоконфессиональному составу.

Необходимо продолжать работу по пресечению финансовой подпитки терроризма. В АТЭС такая задача обозначена достаточно четко. Это еще раз свидетельствует о способности форума адаптироваться к реалиям сегодняшнего дня. Хочу подчеркнуть, что Россия готова к самому активному сотрудничеству с партнерами в этой сфере.

Мы также открыты для наращивания взаимодействия в рамках АТЭС по борьбе с организованной преступностью, наркобизнесом, контрабандой оружия. Уверен, что правоохранительные органы наших стран способны не только наладить обмен соответствующей информацией. На повестке дня также разработка и осуществление скоординированных акций в отношении нарушителей закона.

Крайне значимым направлением считаем обеспечение транспортной и информационной безопасности. Это одно из основных условий функционирования торговых и телекоммуникационных артерий, имеющих жизненно важное значение для обширного Азиатско-Тихоокеанского региона. Как официальные органы власти, так и деловые круги в одинаковой степени заинтересованы, чтобы эти артерии работали в нормальном режиме и были надежно защищены от любых преступных посягательств. Конкретным вкладом России в сотрудничество на этом направлении стала выдвинутая недавно в рамках Специальной группы АТЭС по борьбе с терроризмом инициатива о создании системы защиты ключевых объектов энергетической инфраструктуры, включающей оперативное реагирование на возникающие угрозы.

Ключевую роль в экономическом развитии играет международная энергобезопасность. Мы признаем, что для многих стран АТЭС она сегодня весьма актуальна в связи с ростом мировых цен на нефть.

Как один из ведущих поставщиков энергетического сырья на глобальные рынки, Россия открыта для сотрудничества в этой сфере. Убеждены: здесь следует выстраивать выгодные для всех условия партнерства. Они должны основываться на взаимной ответственности производителей и потребителей энергоресурсов, справедливом распределении рисков между ними, обмене активами в энергетическом секторе. В этой связи отмечу, что принятый на саммите «восьмерки» в Санкт-Петербурге план действий предусматривает меры по повышению прозрачности, предсказуемости и стабильности энергетических рынков, по улучшению инвестиционного климата в целом. Наряду с этим важно развивать энергосберегающие технологии, диверсифицировать виды энергоносителей и маршруты их транспортировки. Существенные практические шаги нужны и на таких направлениях, как обеспечение безопасности энергетической инфраструктуры, борьба с энергетической бедностью и решение экологических проблем.

Все эти вопросы особенно актуальны с учетом растущей потребности создания в АТР новой, более надежной энергетической конфигурации. Россия готова активно участвовать в реализации этой масштабной инициативы. Более того – мы намерены предложить и реализовать ряд конкретных инфраструктурных проектов. Речь идет о строительстве нефте- и газопроводов для поставки углеводородов в Азиатско-Тихоокеанский регион из восточной части нашей страны. Полагаю также, что механизмы АТЭС способны повысить эффективность решения задачи по бесперебойному энергоснабжению региона.

Кроме того, сотрудничество в рамках АТЭС открывает новые возможности и в борьбе с инфекционными заболеваниями. В наших общих интересах – создание действенной системы обмена информацией и выработки согласованных решений при возникновении эпидемий и пандемий. Полностью поддерживаем и развитие партнерства стран – членов АТЭС в области раннего предупреждения о возникновении чрезвычайных ситуаций в регионе, а также в сфере совместной ликвидации их последствий.

Исключительно важен для нас накапливаемый в АТЭС опыт взаимодействия в инновационной сфере, особенно в развитии нанотехнологий, обмен знаниями в таких высокотехнологичных отраслях, как информатика, биотехнологии. Россия выступает за активизацию сотрудничества на этих и других направлениях, определяющих научно-технический прогресс в ближайшей перспективе. И, конечно, более пристальное внимание должны уделить страны – участницы АТЭС наращиванию взаимодействия в сфере образования.

 

***

 

В заключение еще раз подчеркну: мы с оптимизмом смотрим на будущее АТЭС. И в наших силах преодолеть новые вызовы и продолжать последовательное продвижение к общим целям развития. Его главный вектор наглядно подчеркивает центральная тема предстоящего саммита АТЭС во Вьетнаме – «К динамичному сообществу в интересах устойчивого развития и процветания».

Россия (в русле нашего принципиально важного выбора в АТР) намерена активно участвовать в совместном решении стоящих перед форумом перспективных задач.

Уверен, что форум АТЭС, уже добившийся значительных результатов, способен сделать еще очень многое на благо наших государств и народов, в интересах мира, стабильности и прогресса в нашем общем регионе.

 

17 ноября 2006 года,

Статья Президента Владимира Путина

 

http://kremlin.ru/appears/2006/11/17/0000_type63382_113926.shtml

 

 

Европе не стоит опасаться российских устремлений

("The Financial Times", Великобритания)

 

Накануне саммита, который состоится в пятницу в Хельсинки, хотел бы поделиться своим видением отношений между Россией и Европейским Союзом, прежде всего, их стратегических аспектов.

Россия является естественной частью 'европейской семьи' по своему духу, истории и культуре. Она не стремится вступить в ЕС, но, размышляя о будущем наших отношений, я не вижу областей, которые не были бы открыты для равноправного стратегического сотрудничества, основанного на общих целях и ценностях. Говоря об общих ценностях, мы также должны уважать историческое многообразие европейской цивилизации. Бесполезно и ошибочно пытаться навязать друг другу искусственные 'стандарты'.

За последние несколько лет ЕС и Россия стали важными политическими и экономическим партнерами. Такое сотрудничество не должно идти в ущерб отношениям с другими странами и регионами. Я лично считаю, что такая политика принесет пользу всем, в том числе, ЕС. Наши отношения становятся зрелыми и хорошо структурированными. Отраслевое сотрудничество набирает темп, а министерства юстиции и внутренних дел наших стран ведут активный диалог. Мы упорядоченно и системно развиваем научные, культурные и гуманитарные связи с целью формирования четырех общих пространств: экономического и природоохранного; свободы, безопасности и правосудия; внешней безопасности, в том числе урегулирования кризисов и нераспространения; а также научно-образовательного, включая культурные аспекты.

Кроме того, созвучны наши подходы к вопросам международной безопасности. Россия и ЕС выступают за укрепление универсальных режимов, прежде всего, нераспространения. Несмотря на тактические разногласия, нас объединяет стремление к решению самых сложных международных проблем, таких как ближневосточный конфликт и вопрос об иранском 'ядерном досье'.

В России внимательно следят за эволюцией ЕС - не в последнюю очередь потому, что темпы развития наших отношений и их будущее в значительной степени зависят от перемен в ЕС, от того, останется ли Евросоюз преимущественно межгосударственным объединением или приобретет наднациональные функции. Россия хочет, чтобы ее крупнейший сосед был стабильным и предсказуемым, и надеется, что перемены и расширение не приведут к размыванию единого правового поля ЕС, прежде всего, в сфере обеспечения равноправия всех жителей ЕС, независимо от страны их происхождения, национальности и вероисповедания.

Мы выстраиваем отношения с ЕС с прицелом на будущее, не живя лишь сегодняшним днем. Я твердо убежден в том, что диалог не должен ограничиваться такими чисто техническими или 'отраслевыми' вопросами, как квоты, тарифы, антидемпинговые и технические стандарты, хотя все они важны и требуют совместного разрешения. Думаю, что сначала мы должны решить, чего мы хотим друг от друга в ближайшие несколько десятилетий, и что мы можем сделать для наших граждан.

Подход России к будущему европейской интеграции хорошо известен. Наша главная цель - создание общего экономического пространства и обеспечение свободного передвижения граждан, к чему призывают наши деловые, культурные и научные круги. Хотя к достижению этих целей ведет долгий и трудный путь, они вполне реалистичны. Многие наши партнеры в ЕС разделяют этот подход.

Вскоре мы начнем работу над новым документом, который придет на смену нынешнему соглашению о партнерстве и сотрудничестве, срок действия которого истекает в 2007 г. Мы надеемся, что ноябрьский саммит Россия-ЕС придаст импульс этим переговорам. На настоящий момент наш диалог свидетельствует о близости позиций по многим положениям будущего соглашения. Россия считает, что оно должно стать компактным, но политически значимым документом, обращенным в будущее и четко определяющим цели и механизмы равноправного сотрудничества.

Надеюсь, что совместная работа над этим документом сблизит Россию и ЕС. Будущие переговоры не должны свестись к обмену претензиями. Мы не сможем отрыть новую страницу в истории нашего сотрудничества, если поддадимся страху перед растущей взаимной зависимостью. Те, кто предупреждает об опасности зависимости Европы от России, видят отношения между Россией и ЕС в черно-белых тонах и пытаются втиснуть их в устаревшую схему 'друг или враг'. Такие стереотипы далеки от реальности, но их неослабевающее влияние на политическое мышление и практику несет в себе риск создания новых разделительных линий в Европе. Прошлое не должно использоваться для разъединения - переписать историю мы не можем. В настоящее время наша цель - объединить усилия для того, чтобы Россия и ЕС смогли построить общее будущее как партнеры и союзники. Россия готова работать над этим, и я надеюсь, что и в ЕС возобладает конструктивный подход.

 

В.В. Путин

 

22 ноября 2006

 

inoСМИ.ru



[1] Название принадлежит редакции «Золотого льва».


Реклама:
-