Журнал «Золотой Лев» № 97-98 - издание русской консервативной
мысли
В.Д. Соловей
ВОССТАНИЕ РУССКОЙ ЭТНИЧНОСТИ[1]
В России наметилась долговременная тенденция изменения
этнического баланса: сокращение абсолютной численности и доли русских и ряда
других российских народов и повышение численности и доли иммигрантов из Средней
Азии и Китая в составе населения. Между тем западный опыт позволяет вывести
эмпирическую закономерность: повышение свыше определенного уровня доли
иммигрантов, <расово чуждых> автохтонному населению, ведет к
дестабилизации принимающей страны. Так что же, в перспективе через 10-15 лет
России придется столкнуться с восстанием <иноплеменной> этничности,
первые признаки которого сейчас проявляются на Западе?
На самом деле восстание уже началось, но это восстание
русской этничности.
Заметная валоризация (повышение ценности) русской
этнической идентичности (в другой терминологии - <рост этнического
самосознания русских>) началась с середины прошлого десятилетия в ситуации
относительной социоэкономической стабильности и первой адаптации населения к
новой ситуации. В это же время впервые был отмечен рост (тогда еще не очень
значительный) массовой этнической неприязни к <чужакам>. Вероятно,
тяжелейший кризис 1998 года и вторая чеченская война форсировали эти процессы,
но вряд ли их влияние было определяющим. Ведь в аналогичной, если не более
тяжелой ситуации первой половины 90-х годов русская идентичность находилась во
фрустрированном состоянии, а этнофобия находилась у пороговых значений. Другими
словами, и рост национального самосознания, и рост этнофобии происходили бы
даже в том случае, если бы дела шли относительно хорошо. Что, кстати,
подтверждается динамикой идентичности и этнофобии в последние несколько лет,
считающиеся пиковым временем постсоветской стабильности и <процветания>.
Таким образом, этнические и социокультурные процессы в
России развивались относительно независимо от экономических и политических
факторов. И слава Богу! Если бы дело обстояло иным образом, если бы этническая
идентичность напрямую зависела от социоэкономической ситуации, то острейший
кризис конца 90-х годов прошлого века должен был вызвать очередную массовую
фрустрацию, новый приступ национального мазохизма, чреватый дезинтеграцией
страны. Именно валоризация русской идентичности сыграла колоссальную, вероятно,
определяющую роль в том, что Россия не рухнула в пучину хаоса после разрушительного
дефолта и при бездействовавшей власти. Потому и не рухнула, что значительная часть
общества к этому времени вышла из полосы <черного сознания>, преодолев
навязывавшееся болезненное самоуничижение, и хотя бы отчасти восстановила
личное и национальное самоуважение. Более того, произошла спонтанная (вне и
помимо власти) самоорганизация населения, наметилось даже (еще до <золотого
дождя> нефтяных цен) некоторое подобие экономического подъема. Можно
сказать, что русское национальное самосознание сыграло роль компенсатора
провалов и ничтожества государства[2].
Стойкость и мужество русского народа сохранили тогда страну от ужаса новой
Смуты[3].
Показательно, что именно с 1998 года начался рост
популярности лозунга <Россия для русских>: его полная и частичная
поддержка увеличилась с 45% в 1998 году до 53% на исходе 2005 года. Было бы
ошибкой или заблуждением трактовать эту идею исключительно как проявление
русского национализма, ведь в понимании большинства респондентов ее содержание
вовсе не националистическое. Основная часть симпатизантов данного лозунга понимает
его в первую очередь как <государственную поддержку русской культуры,
национальных традиций>, что не имеет никакого отношения к национализму и
вообще не содержит негативных коннотаций (47% ответов)[4].
Еще для 37% ответов характерна трактовка этой идеи как средства поддержания
стабильности в стране: <административный контроль за действиями тех групп
нерусских, которые высказывают враждебность к ценностям и традициям русского
народа>. От четверти до трети ответов вкладывают в идею <Россия для
русских> этнофобское содержание: рестриктивные меры в отношении нерусских
этнических групп. Однако этнофобия не тождественна национализму. И, наконец,
только каждый пятый ответ (21%) можно рассматривать как проявление собственно
национализма: <преимущества для русских при занятии государственных и других
руководящих должностей, при поступлении в институты>[5].
Таким образом, хотя идея <Россия для русских>
содержит националистический заряд, в своей основе она вовсе не
националистическая. Этот лозунг выступает наиболее концентрированным
выражением, своеобразным фокусом русской идентичности. И рост его популярности
свидетельствует о радикальном изменении структуры русской идентичности и вообще
всего ценностно-культурного поля отечественного сознания.
Важно подчеркнуть, что позитивная динамика русской национальной
идентичности никоим образом не была стимулирована официозной стратегией
<нового государственничества>. Здесь присутствовала обратная связь:
стихийная и спонтанная валоризация русской этничности побудила власть
предержащую обратиться к патриотизму, сделав его важной частью официальной
идеологической доктрины. Вот уж не откажешь в правоте англичанину, заметившему
когда-то: <Даже для негодяев патриотизм оказывается последним убежищем>.
Ведь еще недавно, в первой половине - середине 1990-х
годов, культурная и идеологическая политика отечественной элиты[6]
целенаправленно дискредитировала русское сознание, национальную историю и
культуру. Русским агрессивно навязывались комплекс национальной неполноценности
и чувство коллективной вины за демонизировавшуюся империю. Успех массового
распространения антирусской мифологии в публичном пространстве был обеспечен
благодаря контролю основных коммуникационных каналов и наиболее влиятельных СМИ
со стороны либеральной элиты[7].
Дело в том, что структуры отечественного либерального и
колониального дискурсов совпадают. Презумпция внутренней ущербности русского
народа, периферийность русской цивилизации, неполноценность русской традиции,
неадекватность ее ценностей современному (читай: западному) обществу - эта
аксиология доморощенного либерализма с <железной необходимостью>
продуцирует отношение к России и ее народу как колонизуемой территории с
<неполноценным> населением.
Сознательная или неосознанная стратегия негативизации
русских и России доминирует в отечественных СМИ (особенно электронных),
несмотря на смену высшего политического руководства страны и проведение так
называемого <государственнического> курса в идеологии и культуре. Хотя
конструирование негативного образа России и русского народа, продуцирование
антирусской мифологии происходит теперь в более <мягких> и скрытых формах,
суть политики остается неизменной.
Речь идет о гораздо большем, чем социокультурное отчуждение
элиты и общества. Эта ситуация как раз типична для России, послужив в начале XX
века капитальной причиной <Красной смуты>. Мы имеем дело с
аксиологическим и экзистенциальным отвержением русскости и России, в основе
чего лежит стремление расстаться с этими общностями и перейти в группу, имеющую
более высокий статус.
В конкретных условиях России эта стратегия оказалась не чем
иным, как национальной изменой: условием перехода в высокостатусную группу -
мировую элиту - была фактическая сдача страны и колониальная эксплуатация
собственного народа. (Хлесткий термин <национальная измена> означает в
данном случае не только моральную инвективу, но и политико-правовую
констатацию.) Подобное коллективное предательство элиты, к сожалению, не столь
уж беспрецедентно для России: в Смуте начала XVII века оно носило не менее массовый
характер, чем последние пятнадцать лет.
Перефразируя Льва Толстого, сказавшего о Пьере Безухове,
что тот выздоровел вопреки усилиям врачей, как ни <старалась>
отечественная элита, больной все же не умер, хотя и вполне выздоровевшим его
назвать также нельзя. Если элита предпочла расстаться с больным этническим
сообществом и даже усугубить его состояние политикой этнической негативизации,
то общество восстановило собственную позитивную идентичность, пересмотрев ее
содержание. Доминанту массовых стихийных настроений составило стремление
<преодолеть комплекс национальной неполноценности, сформированный под
давлением массированных медиаатак, вольно или невольно дискредитировавших
ключевые системы и фигуры: от старых и новых вождей - до перспектив развития России
в целом> (Е.Омельченко).
В функциональном отношении этот пересмотр сыграл роль
компенсаторного механизма, амортизировавшего исторический провал и кризис
прошлого десятилетия. Причем его основой послужили не рациональные калькуляции,
а заложенный в природе человека механизм самосохранения - глубинная и не
нуждающаяся в рациональных доказательствах потребность в позитивных отличиях
собственной группы, альтернативой чему была отнюдь не метафорическая смерть
русского народа как субъекта истории.
В начале третьего тысячелетия 85% респондентов указывали,
что гордятся своей национальностью, а 80,5% испытывали чувство гордости за
Россию. Источником самоуважения для русских служило прошлое - славная история и
богатая национальная культура, а не составляющие главный предмет современной
гордости западных народов актуальные экономические достижения. Однако, несмотря
на восстановление позитивного морально-психологического модуса, ощущение
глубинной слабости у русских сохранилось, что связано с сохранением и
усугублением системного социополитического, экономического кризиса,
подорванностью витальной силы. Не может чувствовать себя здоровым и уверенным
народ, все структуры бытия которого переживают деградацию и упадок.
Русские[8]
перестали быть имперским (общесоюзным) народом не только в политико-правовых категориях,
но, главное, в ментальном плане. В сущности, 25 декабря 1991 года было лишь
формальной датой гибели советской державы, в умах она почила в Бозе гораздо
раньше. В противном случае в стране нашлись бы люди и институты, готовые
проливать кровь - чужую и свою - ради ее сохранения как высшей ценности.
Внешняя оболочка мессианского государства разрушилась после и вследствие того,
как в массовом сознании умерли его идея и ценность[9]..
Это медленное умирание произошло уже в советскую эпоху, а
последнее десятилетие русская традиция развивалась в отчетливо внеимперском
русле, что подтверждается драматическим ослаблением фантомной советской
идентичности и неуклонно продолжающимся снижением рейтинга идеи восстановления
СССР[10].
Число ее сторонников не превышает 15% населения (а по некоторым данным, меньше
чуть ли не в два раза), это преимущественно люди (пред)пенсионного возраста,
законопослушные, сторонники коммунистов, которые по своим качественным
характеристикам даже при самом богатом воображении не могут составить силу
политического реванша. В то время как прошедшее политическую социализацию в посткоммунистической
России молодое поколение в подавляющем большинстве идентифицирует себя с Россией
в ее нынешних границах.
Этот взгляд становится преобладающим среди русских, нередко
сочетаясь с идеей <большой России>, то есть сближения и, возможно,
объединения трех восточнославянских государств - России, Украины, Белоруссии.
Идея славянского союза (тройственного или российско-белорусского) еще держится,
но при этом большинство российских респондентов отчетливо предпочитает союз
суверенных государств формированию объединенного государства. В отношении
постсоветского пространства лейтмотивом становится (обращаю внимание на
незавершенность процесса) формула: <да> - сотрудничеству и интеграции,
<нет> - объединению в общее государство[11].
Не имеет поддержки и ирредентистская идея объединения всех
русских людей и земель в едином государстве. Путь <железа и крови> чужд
русским, принявшим статус-кво: отождествление крайне сомнительных и ущербных
административных границ РСФСР с государственными границами России. Даже
осознавая проблемы русских меньшинств в <ближнем зарубежье> как часть
проблем собственно России, <материковые> русские в подавляющем
большинстве не склонны выходить за пределы демонстрации моральной солидарности
с компатриотами[12].
Русская идентичность потеряла имперско-союзный характер,
утратила мессианское и вообще трансцендентное измерение[13].
Идея особого предназначения русских в эсхатологической перспективе - красная
нить русской интеллектуальной и культурной истории - деградировала и не
способна более вызывать напряжение, сохраняя значение лишь как ядро исторической
идентичности. В современной России социологически не удается выявить трансцендентно
мотивированные системы идей и надличностные ценности, обладающие массовым
мобилизующим потенциалом. Почти 60% респондентов <заявляют о своей
неготовности к каким бы то ни было жертвам во имя какой бы то ни было
"великой цели". За исключением угрозы безопасности лично себя и своих
самых близких> (Л.Бызов)[14].
Однако из необратимого (в силу необратимости эволюции
сложных социальных систем) кризиса имперской и мессианской идентичности вовсе
не следует, что в России формируется политическая, гражданская нация
<россиян>. Самоидентификация русских как <граждан России> означает
для них прежде всего идентификацию с территорией, а не с политическим
сообществом.
Кем же ощущают себя вчерашние хранители Советского Союза и
несостоявшиеся члены политической нации? Ответ парадоксально прост: русскими.
Массовая этнизация сознания достигла наконец русских. Малые народы Российской
Федерации пережили ее пик раньше, в первой половине 90-х годов прошлого
столетия. Такой крупный национальный массив, как русские, чьей парадоксальной
этнической чертой исторически была надэтническая (государственническая)
акцентуация[15],
втянулся в этот процесс со значительным запозданием. Да и сейчас русский народ
находится лишь в начальной фазе этнической мобилизации. Изрядно упрощая, можно
утверждать: русские все больше склоняются к тому, чтобы считать себя русскими,
а не гражданами России, православными или атеистами, коммунистами или демократами.
По большому счету, это подлинная революция, но не в
политике или социально-экономической жизни, а в более важной сфере - ментальности
и культуре. Происходит без преувеличения исторический переход русского народа к
новой для него парадигме понимания и освоения мира - этнической. Кардинально
меняется взгляд на самое себя и на окружающий мир, который осмысливается и
воспринимается с явной или имплицитной этноцентристской позиции. В
теоретическом отношении этот процесс отлично описывается известной концепцией
Б.Андерсона о национализме как культурной системе, новом принципе видения и
организации социальной реальности. С той важной поправкой, что речь идет не о
национализме, а об этнической идентичности[16].
Вкратце суть происходящего можно охарактеризовать как
превращение русских из народа для других в народ для себя. Столь радикальная
трансформация, знаменующая разрыв с почти пятивековой отечественной традицией,
- несравненно более фундаментальное и важное по своим стратегическим
последствиям изменение, чем политические и экономические пертурбации последних
полутора десятков лет.
Дополнительный драматизм революции идентичности придает то
обстоятельство, что в структуре самой этнической идентичности биологический
принцип (кровь) начинает играть все более весомую роль и конкурирует с
культурной компонентой (почвой). Хотя культурно-лингвистическое понимание
русскости по-прежнему превалирует, отечественное общество все больше занимают
<вопросы крови>. Это следует хотя бы из того, что в фокусе русской
этнофобии оказались именно визуальные меньшинства, то есть такие, которых отличает
от русских неславянская внешность, чужая <раса>.
В старших возрастных группах манифестации национализма и
этнофобии в значительной мере нейтрализуются восходящим к Просвещению советским
наследием. Но в молодежной среде (причем вне зависимости от социального статуса
и уровня образования) отчетливо наметилась тенденция перехода от традиционной
для России культурной матрицы этничности к биологической.
Нельзя не задаться вопросом о причинах происходящей
революции. Хотя возможность этнизации сознания заложена в самой природе
человека, из этого вовсе не следует неизбежность ее реализации, должны быть
какие-то причины и обстоятельства, активизирующие этнический пласт сознания, выводящие
его на передний план.
Самой общей предпосылкой этнизации сознания послужил всеобъемлющий
кризис витальной силы русского народа. Причем наиболее важен не экономический
или социальный, а именно психологический, ментальный аспект переживаемой
ситуации. Впервые за последние пять столетий национального бытия русские
почувствовали (но до конца еще не осознали!) себя слабым и неудачливым народом[17].
У них появилось тягостное чувство, что карты истории на этот раз легли для
России неудачно. Это ощущение тем более драматично и беспрецедентно, что на
протяжении последней полутысячи лет русские являли собой один из наиболее успешных
народов мировой истории.
Ощущение неудачи приобрело характер трагедии, когда на
глазах русских и при их молчаливом согласии распалось великое государство -
Советский Союз, который они небезосновательно считали своей Родиной[18].
Миллионы людей в одночасье потеряли скромный достаток и были ввергнуты в
нищету; осмеянию и унижению подверглось все, что составляло предмет
национальной гордости нескольких поколений; стала очевидной демографическая
слабость русских. Убежав от империи, русские не приобрели уверенности, а
наоборот, стали все более неуверенно чувствовать себя даже в собственном доме.
Этимология слова <фобия> - страх, ужас - точно
фиксирует переживаемые русскими массовые опасения по поводу их вытеснения из
привычного жизненного пространства, трансформации традиционной социокультурной
среды обитания, этнической конкуренции в экономике и на рынках труда[19].
Русские испытывают глубокое беспокойство в связи с утверждением <чужаков>
в коренной России. Это подлинно чужие - чужие от внешности до манеры поведения,
чья биологическая сила контрастирует с русской демографической слабостью,
которые не поддаются ассимиляции и в перспективе массового сознания
ассоциируются с преступностью и терроризмом.
Ощущение угрозы основам национального бытия, неуверенности
в будущем, чувство потерянной удачи поразили русских в ситуации, которая, в
общем, не давала оснований для тотального пессимизма и национального
самоуничижения. Русские остаются становым хребтом страны в политическом,
культурном, экономическом и военном отношениях; составляя 79% населения России[20],
они еще и обладают очевидным демографическим перевесом, чего не было в
заключительных исторических фазисах Российской империи и Советского Союза[21].
Морально-психологический и экзистенциальный кризис мог быть
преодолен посредством новых для России форм исторического творчества и
самоутверждения. Очевидная логика подсказывала путь выхода из кризиса -
строительство нации-государства[22].
Оставляя в стороне интеллектуально увлекательную проблему возможности
учреждения национального государства - детища модерна - в мире постмодерна,
отмечу, что для России (как вообще для любой конституирующейся страны) не
существует альтернативы государственному строительству. В теории, именно
государство и элиты служат источником новых смыслов и конструируют новые
идентичности. Однако, как уже указывалось выше, стратегия культурно и
идеологически доминировавшей на протяжении большей части 90-х годов группы
элиты минимизировала русскость и Россию. То была не антикризисная, а
прокризисная - усугублявшая фрустрацию и морально-психологический упадок -
политика.
В более широком смысле в России не получилось строительство
эффективного государства - не важно, нации-государства или нет, а просто
компетентного и минимально эффективного государства, исходящего из аксиологии
общественного блага[23].
По небезосновательному мнению ряда наблюдателей, именно провал государственного
строительства или, в более мягкой формулировке, <сомнение в устойчивости
социального порядка, недоверие к институциональной системе> развернули
массовое сознание в сторону этнизации - простейшей формы защиты и
психологической компенсации. <Наметившаяся пока лишь в качестве тенденции
этнизация является ответом общества на негативный результат процесса строительства
государства-нации. Не сформировав эффективных общенациональных субъектов, подчинив
практическую политику корпоративным интересам, государство само провоцирует
всплеск этничности как государственной квазиидеологии> (Л. Бызов). В
ситуации слабости государства и ассоциировавшейся с ним идентичности этнизация,
бывшая дотоле одной из гипотетических возможностей, стала вероятностью.
Вероятное стало неизбежным в контексте нового социального
порядка, формирующейся в России новой социальной системы. Определение
современного российского государства как неудавшегося, недостроенного
национального государства или, в максималистской формулировке, как
<конченого государства> - не <схватывает> отечественную реальность.
На самом деле в России оформляется принципиально новый в мировой истории тип
государства - корпорация-государство.
Такое государство отказывается от аксиологии общественного
блага; отказывается от главной цели любого государства - определения, что
справедливо, а что нет (Аристотель); минимизирует социальные и
антропологические издержки с целью максимизации прибылей, используемых в
интересах элиты. По самой своей субстанции это государство враждебно обществу и
поэтому не испытывает потребности в лояльности общества по отношению к себе;
значит, ему не нужна государственная идентичность. Формирование
корпорации-государства находится в России в начальной стадии и может быть
остановлено и даже повернуто вспять. Но само появление даже в виде слабого
ростка открывает новую страницу отечественной и мировой истории[24].
Нарастающую враждебность между властью и обществом удается
снимать благодаря фигуре президента В.В. Путина, играющей типичную для России
роль суверена - возвышающегося над государством[25]
социального медиатора. Не секрет, что высокое и беспрецедентно устойчивое
доверие к президенту не распространяется на основные государственные и политические
институты, уровень доверия к которым, несмотря на некоторые флуктуации, остается
очень низким. Тем самым в современной России воспроизведен исторически устойчивый
стереотип отечественного сознания: пиетет по отношению к суверену при одновременном
отвержении <средостения> (в данном случае - элиты и государственных институтов)
между <царем> и народом.
Зеркальным отражением корпорации-государства выступает
неоварварское общество. Вместе корпорация-государство и неоварварское общество
образуют принципиально новую социальную систему. Для ее социокультурного
вектора характерен сброс наследия Просвещения, отказ от сложных и
рафинированных социальных идентичностей в пользу простых, примордиальных. Идет
биологизация общества, баланс между <кровью> и <почвой> меняется в
пользу первой.
Можно подытожить: этнизация сознания представляет собой
преодоление глубокого кризиса русской идентичности и форму психологической и
социокультурной адаптации к новой социальной среде; это - естественный механизм
выживания сущностно биологической группы, ощущающей кардинальную угрозу своему
бытию.
В этом смысле этнофобия есть оборотная сторона процесса
этнизации. Если этнизация сознания указывает на изменение содержания русского
Мы, то этнофобию в теоретическом плане можно представить как смену русского образа
конституирующего Другого.
Психологическую подоплеку этого составляет не
экспансионистское устремление, а желание защитить свой очаг, родную землю и
привычный образ жизни. У русской этнофобии оборонительная, защитная мотивация.
Однако как это глубоко парадоксально для народа, всего лишь два десятилетия
тому назад на равных участвовавшего в глобальной конкуренции и ощущавшего
мессианское призвание нести всему миру свет правды, справедливости и новой
жизни![26]
На протяжении столетий имперского бытия внутри России
русские не испытывали конкуренции и не ощущали созависимости с другими народами
- никто не мог бросить вызов их силе, превосходству, встать вровень с ними.
Последние пятнадцать лет Запад сохраняет для русских значение конституирующего
Другого скорее инерционно, следуя исторической традиции, в то время как в
актуальном времени и резко сузившемся российском пространстве подлинным
конституирующим Другим русских становится <внутренний чужак>. Причем
отношения с последним лишены метафизического, мессианского и глобального
измерений; конкуренция с ним рассматривается исключительно сквозь этническую
призму.
Смысл этой статьи вкратце можно выразить так: в течение
последних пятнадцати лет русские интенсивно превращались в другой народ.
Происходящая трансформация столь глубока и всеобъемлюща, что впору говорить о
рождении новой русской нации - нации, которая впервые в своей истории хочет
жить для себя, а не для других[27].
Автор родился в 1960 году на Украине. Доктор исторических
наук. В настоящее время работает в Горбачев-фонде. Живет в Москве.
Москва октябрь 2006
[1] Настоящая работа затрагивает злободневную тему, но написана с позиций, не совпадающих в значительной части с идеологией русского консерватизма (здесь и далее прим. ред. ЗЛ).
[2] Речь идёт о государственной власти.
[3] Весьма странная оценка. Если вспоминать Смуту, то в условиях распада и разложения власти русские, спасая государство, создали ополчение и с оружием в руках восстановили государственную власть. Здесь же русские ведут себя прямо противоположным образом: они с равнодушной стойкостью воспринимают, как узурпировавшие власть клики разрушают целостность государства и растаскивают его по частям. О каком мужестве можно при этом говорить?
[4] Весьма своеобразное понимание русского национализма, в котором отчего-то автор видит одни только каннибальские позывы.
[5] Национализм - не совокупность обывательских настроений, как можно понять в данном случае автора, а свойство высокоорганизованного социума, его самосознание, духовно-нравственное отношение к самому себе. Ничего общего с правилами поступления в вузы национализм, разумеется, не имеет.
[6] Речь идёт об организованных криминальных шайках и бандах, безнаказанно грабивших страну.
[7] Имеются в виду группировки оголтелых русофобов, монополизировавших власть, СМИ, банковский и сырьевой секторы в России в 90-е годы.
[8] Речь идёт о ныне существующих поколениях русского народа, родившихся в период с 1946 по 1976 гг.
[9] Автор ошибается. В качестве державы государство Российское, как бы его ни называли, не может погибнуть. Однако враги России были бы довольны, если бы в массовом сознании возобладало мнение, что его больше нет. Автор, рассуждая в категориях либеральной или коммунистической идеологии, принимает за гибель государства разложение и распад государственной власти.
[10] Русское сознание, скорее всего, правильно оценило гибельность идеи организации Российского государства в форме этно-конфедерации, каким был СССР. И хорошо, что русские не желают восстанавливать порочную систему, доказавшую свою ничтожность.
[11] Массовое сознание в значительной степени подчинено влиянию правительственной пропаганды. Поскольку политика существующего режима направлена на дальнейшее расчленение страны, то доминирование в массовом сознании идеи сотрудничества и интеграции, как говорит автор, есть форма неприятия политики властей. Пока что весьма пассивная. Если бы власть декларировала идею восстановления территориальной целостности, то, скорее всего, ее разделяли бы все 90% взрослых жителей России.
[12] Дело за политическими силами, которые политическое и территориальное восстановление государства Российского сделают своим программным лозунгом.
[13] Автор, по-видимому, хотел бы найти подтверждение русского мессианства и готовности к массовому героизму через социологические вопросники. Весьма наивное желание.
[14] Если даже не 40, а 20% населения страны готовы пойти на личные жертвы во имя великой цели, то не так уж и безнадежно русское дело, каким она может показаться, если поверить тому, что утверждает автор.
[15] Данное утверждение ошибочно.
[16] В России, надо полагать, этническая самоидентификация русских как народа является предпосылкой национальной самоорганизации русских как нации. Отсюда панический ужас русофобского режима, отвечающего на русскую консолидацию репрессиями по отношению к русским и квалификацией национализма экстремизмом, фашизмом и ксенофобией.
[17] Автор заблуждается. Надо учитывать, что русских целенаправленно пытались денационализировать в XX столетии как коммунистический, так и либерально-бюрократический режимы. Последние 20 лет массовая пропаганда навязывает русским синдром недочеловеков и народа-неудачника.
[18] Типичная ошибка: выдавать за распад государства кризис страны и разложение власти.
[19] Относительно ужаса и страха автор ошибается.
[20] Автор ошибочно считает русскими только великороссов.
[21] Принципиальная ошибка автора: русских в подлинном значении этого понятия в государстве Российском было абсолютное большинство. В Российской империи по переписи 1897 года их было 68,2% (83,9 млн чел из 123,1 млн чел. коренного населения). По переписи 1979 года русских в СССР было 72,8% (199,4 млн. чел из 273,8 млн. коренного населения), в РСФСР они составляли 88,7%. В социальном смысле, который может не совпадать с этнографическим, русские это те, кто считает себя таковыми.
[22] Автор, видимо, отрицает имперскую сущность российской государственности, что не соответствует закономерностям ее развития.
[23] В данном случае автор имеет в виду не государство, а власть в государстве.
[24] Термин «государство-корпорация» в русских условиях имеет иное - принципиально положительное - значение. Оценка, которая дается автором, менее всего подходит к тому, что в действительности должно подразумеваться под русским государством-корпорацией.
[25] Над властью.
[26] Стоит ли удивляться? Изменение положения к худшему произошло из-за предательства правящего класса, иногда именуемого номенклатурой, в конце 80-х годов сдавшего Россию противнику в холодной войне. Ситуация, напоминающая обстоятельства, предшествовавшие капитуляции Германии в 1918 году.
[27] Никакой иной русской нации в прошлом не было, она возникла в результате победоносной Великой отечественной войны и в настоящий исторический период идёт процесс её становления.