Б.С. Романов

 

УГРОЗА ИСЛАМСКОЙ ТЕОКРАТИИ

 

Сегодня в мире широко распространилось понимание важности проблемы перенаселения Земли. Этой проблеме была посвящена даже конференция ООН в Каире в 1994 г. Однако при рассмотрении этого вопроса из поля зрения часто выпадают религиозно-политические аспекты, без которых мировое сообщество, и прежде всего Запад, не может адекватно представить себе, как конкретно демографический кризис может отразиться на развитии современной цивилизации. Игнорирование религиозно-политических аспектов демографического кризиса связано не с недостатком подготовки специалистов, а прежде всего с политическими обстоятельствами. Две крупнейшие силы мирового сообщества - Запад и Исламский мир - заинтересованы в том, чтобы за рамками официального обсуждения оставалась проблема исламской теократии.

Известно, что динамика роста населения крайне неравномерна с географической точки зрения. В то время как коренное население Европы практически не растет, а в ряде стран сокращается, в то время как падают темпы роста населения в странах с .наибольшим числом жителей (Китай, Индия, Россия, США), демографический взрыв начался в странах Африки и ряде других стран Исламского мира. Темпы роста населения здесь достигают 5?и. Это связано прежде всего с переходом этих стран от аграрного общества к аграрно-индустриальному. В этом нет ничего особенного - такую же стадию развития проходило большинство стран Европы. Резкий рост населения и сопровождающее эту стадию развития разрушение традиционных структур вызывает вскоре волну социальных потрясений, крайнюю радикализацию политического сознания (Франция 1789-1871 гг., Германия - 1848- 1933 гг., Россия - 1904-1921 гг.). На этой революционной волне могут возникать крайне авторитарные, часто тоталитарные режимы, проводящие агрессивную внешнюю политику. Можно сказать, что мировые войны первой половины XX столетия были одним из аспектов демографической проблемы Европейской цивилизации.

 

Сравнивая Европейский опыт с опытом стран исламского мира, нельзя не отметить ряд существенных различий.

Радикализация общественного сознания в Европе в Х1Х-в начале XX в. сопровождалась его секуляризацией. В исламском мире происходит прямо обратное (что и позволяет называть этот впер исламским) Формирование радикальных "антиимпериалистических" движений происходит здесь все больше на основе мусульманства, а не светских доктрин. Радикальные движения выступают здесь с требованием теократии, т.е. прямого вмешательства религии в политику, приведение государственной политики в соответствие с религиозными нормами.

Темпы развития большинства исламских стран (исключая ряд "свсрхбогатых" арабских нефтедобывающих стран, чье развитие на время замедлено обилием ресурсов) значительно превышают скорость' развития стран христианского мира в соответствующую эпоху (что объясняется легкостью получения информации в современном мире).

Исламский мир, в отличие от Христианского, в гораздо большей степени внутренне солидарен. Внутренние конфликты в исламском мире до 1990 г. были вторичными по сравнению с внешними. Это обстоятельство хорошо иллюстрирует лозунг Иранских лидеров в войне с Ираком: "Через Багдад - на Иерусалим". Раскол исламского мира в 1990 г. в связи с мерами Ирака по инкорпорации Кувейта, когда в события активно вмешался Запад, оказался временным явлением.

Эти особенности обусловлены в значительной степени особенностями мусульманской религии. Как и всякая мировая религия, ислам глубоко укоренен в народную культуру и является одной из основ любого культурного развития стран, в которых он доминирует. И радикальные и умеренные, и правые, и левые идеи выражаются здесь в исламской форме. Но в отличие от других мировых религий, ислам в гораздо большей степени связан с государственной теорией и практикой, так как это единственная мировая религия, основатель которой был также основателем государств, вскоре превратившегося в империю. В то время как в основе других мировых религий лежит разделение государственной и религиозной практики, ислам в основе своей теократичен, и его стремление к мировому распространению непосредственно связано с идеей государственно-политической экспансии (джихад).

Конечно, и другие религии теснейшим образом переплетались с государственной практикой. Однако это переплетение прямо противоречило заветам основателей и в XIX к не выдержала натиска радикальных светских идей. Теократизм ислама органичен и последователен, он провозглашен основателем и развит в религиозно- юридической системе шариата - аль-фатха, которая в последнее время оказывает ее большее влияние на конституционные и законодательные принципы мусульманских стран (в 80-е гг. наметилось даже усиление этого влияния).

В тоже время мусульмане, несмотря на все противоречия между ними, продолжают ощущать свою близость и оказывают поддержку революционно-теократическим исламским режимам, образовавшимся по периметру мусульманского мира (прежде всего Афганистан, Босния, на территории России Чечня ).

Таким образом, сочетание демографических и религиозных факторов создает крайне опасную ситуацию, в которой демографический взрыв может вызвать резкое обострение социальных проблем региона, которые в очень короткие сроки могут быть канализированы в радикальное исламское движение, направленное на решение социальных проблем мусульманского мира за счет "богатой" Европы. По мере свержения традиционных режимов и возможного частичного объединения исламского мира, в распоряжение радикально-теократического режима могут перейти богатые экономические возможности, недостаточные для решения проблем региона, но достаточные для мирового джихада.


Реклама:
- модели кораблей