ј.ј. Ћивен

 

ѕам€тна€ записка по поводу закона о флоте

и судостроительной программы

(в сокращении)

 

«а последнее врем€ политическое положение ≈вропы становитс€ очень тревожным. ѕостепенно и планомерно подготовл€ютс€ крупные событи€. ¬се указанисход€тс€ к 15-му или 16-му году, как к началу великой борьбы, долженствующей в корне изменить существующее веками соотношение держав.

ѕримечание: “акие указани€ вовсе не исключают взрыва в ближайшем будущем. — приближением предположенного времени отношени€ стали настолько напр€женными, что вс€ка€ случайность может вызвать катастрофу.

÷ентральным €влением в развитии исторических событий нашего времени выступает соперничество между јнглией и √ерманией на почве владенипут€ми сообщениконтинентальной ≈вропы с открытым океаном. ¬опрос этот чисто морской и сводитс€ к борьбе за господство над Ќемецким морем.

«начение Ќемецкого мор€ дл€ экономической жизни ≈вропы выдвигаетс€ в 16-м веке, вследствие открытијмерики и включени€ јтлантического океана в сферу действи€ мировой торговли. ѕервым владельцем этой позиции выступает √олланди€, котора€, воспользовавшись своим выгодным положением в усть€х большой реки, против самого выхода в океан торговых путей средней и восточной ≈вропы, сделалась передаточным складом всего товарообмена между западом и востоком.

Ќо уже в середине 17-го века јнгли€ начинает оспаривать √олландскую монополию и после упорной 20-ти летней борьбы последн€€ принуждаетс€ уступить своему более сильному сопернику. ¬ конце 17-го века еще ‘ранциЋюдовика ’IV сделала попытку завладеть подходами к Ќемецкому морю, но соединившиес€ недавние противники, јнглии √олланди€ заставили ее отступить. — тех пор эти две державы остаютс€ единственными владельцами торговых путей средней ≈вропы к океану. ќднако √олландиполитически слаба€, с малым числом населении с экономически отсталым тылом, начала скоро сдавать перед своим более счастливым конкурентом. ”же во второй половине 18-го века ‘ридрих ¬еликий говорил про английский корабль с голландской шлюпкой на буксире. “аким образом, к концу 18-го и всю первую половину 19-го столети€ јнгли€ оставалась бесспорным владельцем торговых путей из океана к континентальной ≈вропе. ќна сделалась центром паровой торговли и главным складом товарообмена между последней и остальным светом.

¬о второй же половине прошлого века на старых голландских позици€х по€вилась нова€ сила, стрем€ща€с€ оспаривать у ¬еликой Ѕритании ее исключительное положению, а именно √ермани€. ¬ 50-х годах начались первые попытки посредством учреждени€ непосредственных пароходных сообщений с американскими портами в Ѕремене и √амбурге. ѕосле же 70-го года √ерманска€ импери€ стала делать гигантские шаги к освобождению себ€ от английской опеки. «анима€ географически положение, приблизительно одинаковое со старым противником јнглии, новый соперник зан€л значительно боль­шее прот€жение береговой черты. ќблада€ очень глубоким тылом, экономически развитым, с огромным народонаселением, он в ко­роткое врем€ про€вил такую мощь, что старому владельцу мировой торговли пришлось быстро уступать одну позицию за другой...

—ост€зание это ведетс€ столь успешно с немецкой стороны, что јнгли€ может в один прекрасный день, дл€ сохранени€ своего народного благососто€ни€, увидеть себ€ вынужденной прибегнуть к политическим репресси€м и тогда неминуемо последует вооруженное столкновение. — другой стороны, √ермани€, завоевав мирной работой свою экономическую независимость, рискует ежедневно потер€ть ее, если свобода доступов к своим портам не будет обеспечена фактическим господством над водными пут€ми, а это может быть достигнуто лишь вооруженной силой. “аким образом, созданное положение неизбежно приведет к вооруженному столкновению из-за обладани€ Ќемецким морем; и к этому решению уже многие годы €вно и откровенно готов€тс€ обе стороны.

ƒл€ –оссии исход этой борьбы имеет огромное значение. —ообщение с внешним миром нашей родины ограничено двум€ узкими проливами: Ѕосфором и Ѕельтом. ƒл€ развити€ нашей экономической и торговой самосто€тельности необходимо, во что бы то ни стало, держать их открытыми. ѕока равновесие сил ≈вропейских держав не позвол€ет одной из них сделатьс€ исключительным хоз€ином этих проливов, наше собственное вли€ние может обеспечить нам сравнительно свободные сообщени€. “ак и было до сих пор. ћорское могущество јнглии скорее способствовало свободе мореплавани€ в Ѕалтийском и „ерном мор€х, так как оно не позвол€ло непосредственным владельцам проливов слишком беззастенчиво пользоватьс€ своим географическим преимуществом. —овершенно друга€ картина получитс€, если √ермании удастс€ вытеснить английское вли€ние из области сообщений средней ≈вропы с океаном. ќсвободившись от вс€ких преп€тствий к своему экономическому развитию, она политически достигнет гегемонии в ≈вропе и окружит нас сплошным кольцом своего могущества от Ќорд- апа до ћалой јзии. ”же теперь Ўвеци€, јвстри€ и отчасти “урци€ наход€тс€ под немецким вли€нием. ƒани€ беспомощна перед своим великим соседом. Ћегко предвидеть, как √ерманска€ импери€, оттеснив ‘ранцию и јнглию к западу и сделавшись хоз€ином Ќемецкого мор€ и јнглийского канала, станет бесспорным решителем судеб всех вышеупом€нутых второстепенных государств. “огда –оссии, отделенной от остального мира сплошной полосой √ерманской империи, останетс€ лишь смотреть на весь белый свет сквозь немецкие очки и от доброй воли √ерманского »мператора зависит решение, оставить ли нас существовать в нынешнем виде или оттеснить нас от берегов Ѕалтийского и „ерного морей в глубину нашей равнины, где дл€ нас наступит новый многовековой период одичани€.

ѕри такой перспективе €сно, что нам надо всеми силами воспреп€тствовать образованию  немецкой блокады наших морей и вс€чески поддерживать јнглию в ее усили€х ограничить германскую гегемонию в немецких и балтийских водах. “ак как вопрос этот чисто морской, то тут сухопутными силами ничего не поделаешь, разве только нам удастс€ завоевать √ерманскую империю, что навр€д ли возможно. ѕри оборонительном же положении нашей армии она никакого вли€ни€ на ход событий иметь не может. ≈динственна€ поддержка јнглии в ее стремлени€х не допускать исключительного господства √ермании над нашими же выходами в океан может быть оказана флотом. ќдно существование сильного –усского флота в тылу во врем€ войны с јнглией и необходимость вследствие этого разделить свои морские силы может на бесконечное врем€ преп€тствовать решимости √ермании осуществить свои заветные мечты и дать нам врем€ настолько окрепнуть, что проект нашей политической блокады вообще окажетс€ неосуществимым.

ќднако дл€ выполнени€ этих задач нам нужен насто€щий флот, способный на самосто€тельные действи€, а не пароди€, вроде контр-флота, который одно врем€ у нас проповедывалс€, к сожалению, не одними только посторонними флоту лицами, или вроде плавучих средств сухопутной армии, как себе представл€ет флот, например, генерал-адъютант  уропаткин в записке по поводу распределени€ кредитов. ≈сли ограничитьс€ полумерами, то лучше понапрасну денег не тратить, ибо они никакой пользы не принесут. ¬ таком случае гораздо выгоднее сразу же переменить политику государства и хот€ бы дл€ временной безопасности подчинитьс€ воле германского соседа.

 онец будет очевидный: исключение –оссии из списка великих держав; но другого выхода нет: или у нас будет флот и –осси€ останетс€ на завоеванных ѕетром ¬еликим позици€х, или флота не будет и нам придетс€ отступить в глубь —арматской равнины.

“аково политико-стратегическое положение наших военно-морских вопросов в широких чертах. Ќо существует более близка€ и непосредственна€ опасность, вытекающа€ не из результата, а из начала гр€дущего столкновени€ главных соперников на европейской арене.

ƒл€ вы€снени€ этого факта надо рассмотреть положение √ермании...

Ёкономический рост √ерманской империи и всей средней ≈вропы создал такое положение, что свободное сообщение с океаном стало вопросом насущной жизненной потребности. ¬озможность закрыти€ дл€ нее јнглийского канала и Ќемецкого мор€ имеет характер катастрофы, а между тем она до сих пор еще далеко не обеспечена от такой случайности. Ѕерегова€ черта, которой она теперь владеет, не дает ее морским силам подход€щей базы дл€ наступательного движени€ против ¬еликобритании, да и сам военный флот задерживаетс€ в своем развитии недостатком места и средств, так как √ермани€ политически не владеет всем пространством своего экономического распространени€ и не пользуетс€ его плодами. ƒл€ вооруженного выступлени€ против јнглии ей необходимо политически зан€ть те же позиции, на которых она уже так успешно боретс€ в торговом отношении, на которых маленька€ √олланди€ так долго отстаивала свои преимущества против сильнейшего соседа. ƒругими словами, она должна зан€ть Ќидерланды (√олландию и отчасти Ѕельгию)... ѕротивники очут€тс€ друг против друга на берегах узкого пролива и борьба за обладание водами последнего произойдет с приблизительно равными шансами. ¬ерх возьмет тот, кто про€вит большую выносливость и больший запас материальных и нравственных сил: а √ерманска€ импери€, представл€€ в данном случае всю среднюю ≈вропу, облада€ вследствие этого значительно более глубоким тылом с более многочисленным населением, нежели ее соперник, имеет полное право рассчитывать на благопри€тный исход...

Ќаши союзники мало помогут. ќт ‘ранции навр€д ли можно ожидать энергичных действий. –еспублика с демократическим правительством, политика которого находитс€ с одной стороны под вли€нием еврейских финансистов, а с другой - под давлением общественного мнени€, не способна к военной инициативе...

јнгли€ как держава всегда отличалась дальновидной политикой и, конечно, сделает все от нее завис€щее, чтобы облегчить наше положение, но сила ее  чисто морска€, в Ѕалтийское море она без нашего содействи€ попасть не может, а мы же, за отсутствием флота, не в состо€нии оказать ей помощи в этом отношении. ќна может обеспечить нас в „ерном море и блокировать Ќемецкие берега, но и то надо помнить, что только при наличии нашего флота от јнглии можно ожидать энергичных мер. ѕри полном его отсутствии может даже случитьс€, что и англичане вовсе откажутс€ от активных выступлений.  ому нужна обуза дл€ мощного союзника? ‘актически мы во вс€ком случае останемс€ одни лицом к лицу с могущественной коалицией...

¬ 1904 году главна€ и единственна€ задача войны лежала на флоте. ќн должен был овладеть морем и не пустить €понцев на материк. –аз он вследствие своей собственной слабости с недостаточно обеспеченной базой не мог выполнить предъ€вленные ему требовани€, то кампани€ была безвозвратно проиграна и никакие усили€ сухопутной армии не могли бы изменить ее результата.

ћоре не есть преп€тствие, а идеальное средство сообщени€. ѕрежде, при несовершенстве и медленности парусных кораблей, можно было говорить о неудобствах морских перевозок, но теперь обсто€тельства совсем изменились. ¬одное пространство может быть рассматриваемо как железна€ дорога с бесконечным числом параллельных путей, притом еще ведущих по всем направлени€м. ѕровозоспособность зависит исключительно от количества подвижного состава. ѕоследний по своей грузоподъемной способности и даже скорости передвижени€ превосходит воинские поезда и почти всегда может быть приобретен в неограниченном количестве. ¬следствие этого хоз€ин мор€ может смотреть на береговую черту как на превосходно оборудованную коммуникационными лини€ми собственную границу, совершенно притом недоступную дл€ непри€тельского вторжени€. ѕреп€тствовать высадке невозможно, так как она происходит в месте по свободному выбору нападающего и всегда, так сказать, под стенами крепости, т. е. своего флота, который огнем своей сильнейшей артиллерии никогда не допустит сопротивлени€ полевых войск.

–аз только высадка произошла, то высадившийс€ окажетс€ и в данном месте всегда сильнее своего противника, так как он всегда успеет в единицу времени доставить к месту большее количество войск, нежели его противник по сухому пути. Ёто превосходство ему вполне обеспечено, пока он не отдалитс€ от своей базы, от мор€. –ассто€ние, на которое он может углубитьс€ в страну, конечно, зависит от очень многих фактов. ¬о вс€ком случае, вблизи мор€ он всегда в полной безопасности и может рассчитывать на быстрые подкреплени€. ≈му нечего бо€тьс€ за свой тыл, нечего опасатьс€ неудач, ему всегда остаетс€ выход вернутьс€ к своей базе и там подкрепитьс€. ѕоэтому €сно, что оборон€ть прибрежную полосу сухопутными силами физически невозможно.

¬с€ эта обстановка была мало пон€тна дл€ –оссии, как чисто сухопутной державы, да кажетс€, и до сих пор многими не усвоена.  огда €понцы высадились, то слышны были выражени€, вроде: мы их столкнем в море.  ак будто армию можно столкнуть в собственную базу. ќднако, по мере развити€ событий, обстановка давала себ€ знать помимо €сного понимани€ стратегического положени€. японцы чувствовали себ€ в полной безопасности, они позвол€ли себе вс€кие смелости, они рисковали последним солдатом, прекрасно сознава€, что даже временное поражение им не повредит. ќни были спокойны за свой тыл и пони­мали, что всегда успеют поправитьс€ в случае неудачи. Ќаоборот, наши генералы, на деле ощуща€ слабую св€зь с источниками своих сил, дорожили каждым человеком, каждым орудием.

“олько этим можно объ€снить сплошные отступлени€. ¬ообще кровопролитные бои под Ћ€о€ном и ћукденом были собственно страте­гической бессмыслицей, ибо даже победы с нашей стороны не изменили бы исхода войны. »з южной ћаньчжурии и  ореи никогда не уда­лось бы вытеснить €понской армии. ќна слишком удобно и широко опиралась на свою морскую базу.

јналогичное положение получаетс€ в ѕрибалтийском крае, если √ермани€ владеет морем. ќборон€ть наше побережье сухопутными силами невозможно. –азве только мы выставим здесь на месте 20 солдат против каждого человека, которого противник сможет перевезти на судах. »ли же мы возьмем Ѕерлин. “огда, конечно, вс€кие попытки к высадкам прекрат€тс€. Ќо то и другое очевидно невозможно, особенно, если мы разбросаем наши силы от “орнео до Ѕатума дл€ защиты берегов. ѕри отсутствии нашего флота, немцы сделают большую ошибку, если они не воспользуютс€ огромным пробелом в нашей обороне и не перенесут направлени€ главной операции на ѕетербург.

Ќадо пон€ть, что при немецком господстве над Ѕалтийским морем, граница √ермании начинаетс€ у  ронштадта и идет по всей нашей береговой черте. ƒвига€сь на ѕетербург, непри€тельска€ арми€ следует вдоль собственной базы и, кроме того, имеет возможность высадитьс€ в непосредственной близости к столице, укрепитьс€ и уже оттуда начать операцию против войск, прикрывающих таковую. » тут-то повторитс€ обстановка €понской войны. Ќепри€тель всегда успеет подвозить большее число подкреплений, нежели мы, тем более, что наша железнодорожна€ сеть вовсе не рассчитана на сосредоточение к правому флангу. —уществует мнение, будто мы обеспечены от непри€тельского похода на столицу, если флот задержит возможность высадки до конца нашей мобилизации. Ќо это вовсе не так. ƒаже, если противнику потребуетс€ целый мес€ц на уничтожение или заблокирование наших слишком слабых морских сил, то и после этого срока не устранитс€ возможность операции против ѕетербурга. ”казанные выше услови€ останутс€ в полной силе. »зменитс€ лишь потребное количество десанта.

Ќевозможной эта операци€ станет лишь в том случае, если флот наш останетс€ свободным оспаривать владычество над морем у непри€тел€ или если он окончательно вытеснит его из наших вод.

Ќо какой же флот нам дл€ этого нужен? ¬ выработанном ћорским ћинистерством законе о флоте строго определен тот минимум требований, который необходим дл€ нашей государственной безопасности.   счастью у нас есть сильный союзник на долгие годы, св€занный с нами не договорами, а нуждой, общностью крупнейших жизненных интересов, это јнгли€. Ѕез нее осуществление морской обороны было бы дл€ нас предпри€тием безнадежным, но в предположении согласованных с этой державой действий мы можем рассчитывать на постепенное улучшение нашего печального состо€ни€ и в конце концов даже на полную безопасность... јнглийское наступление задержит большую и лучшую часть √ерманских морских сил в Ќемецком море, предоставл€€ нам сравнительную свободу действий в Ѕалтийских водах...

—амый опасный момент - насто€щее врем€, так как мы сейчас совершенно беззащитны. Ќо на наше счастье и у √ермании имеетс€ крупный недочет, а именно,  ильский канал еще не оборудован дл€ прохода новейших броненосцев. —ообщение последних между  илем и ¬ильгельмсгафеном идет вокруг —кагена, что, конечно, на случай войны с јнглией крайне неудобно.  анал будет готов лишь в 15-м году и мы имеем основание думать, что до этого времени √ермани€ ничего серьезного не предпримет. ( онечно, если не произойдет кака€-нибудь непредвиденна€ дл€ всех случайность).

  1915-му году перва€ сери€ наших новых броненосцев должна быть уже в строю, а к следующему 16-му и втора€ сери€ из броненосных крейсеров. “огда уже можно будет считать себ€ до некоторой степени обеспеченным от слишком беззастенчивого обращени€ со стороны нашего соседа. Ќо надо обратить внимание, что нам нельз€ медлить ни одной минуты с началом судостроени€ и оборудовани€ нашей укрепленной базы. ћы уже почти опоздали. “олько счастлива€ случайность дает нам еще возможность своевременно поправить дела. «акон о флоте и св€занна€ с ним программа 5-ти летнего усиленного судостроени€, рассчитаны на минимальную допустимую величину наших морских сил, сообразу€сь с постепенным ростом иностранных флотов. ¬с€ка€ задержка в его выполнении поставит нас в критическое положение, так как она создаст момент такой относительной слабости нашего флота, что непри€телю удастс€ захватить окончательное господство над Ѕалтийским морем со всеми его последстви€ми.

»так, резюмиру€ наше положение можно сказать следующее: центр т€жести международных интересов в ≈вропе переместилс€ с суши на море. Ќа первом плане стоит борьба јнглии с √ерманией из-за обладани€ Ќемецким морем. ¬ случае осуществлени€ немецких вожделений –осси€ будет окончательно отрезана от океана. Ќам вследствие этого следует вс€чески поддерживать јнглию в этой борьбе, но, не име€ флота, мы ничего предпринимать не можем, а только рискуем потер€ть ѕрибалтийский край с ѕетербургом, так как защищать побережье сухопутными силами физически невозможно.

ƒл€ освещени€ этого последнего факта очень полезно обратитьс€ к собственной истории.

¬ 1200 году король ƒатский ¬ольдемар высадил в Ћивонии рыцарей, овладел страной и обратил –игу и –евель в стапельные пункты своей торговли: тогда-то весь южный берег Ѕалтийского мор€ отошел от державы –юрика.

ƒл€ возвращени€ его потребовалось полтыс€чи лет напр€женной военной борьбы, приводившей –усское государство к т€жким шатани€м...

¬ конце XVII столети€ борьба за морской берег еще продолжалась и также неудачно: при царе јлексее ћихайловиче мы снова должны были оставить попытку завоевани€ Ћивонии, ограничившись безрезультатным опустошением страны.

¬се эти т€желые дл€ всего народа вековые попытки армии к овладению морскими берегами имели лишь одно практическое значение: они подготовл€ли –оссию к сознанию необходимости флота.

≈ще »оанн √розный, не будучи в состо€нии своими войсками вз€ть ни –евел€, ни –иги, снабжаемых от шведского флота средствами дл€ войны, пришел к убеждению в необходимости иметь военный флот на Ѕалтийском море, и просил королеву ≈лизавету прислать ему людей, знающих кораблестроение и кораблевождение. »звестно также, что, исполнив все другие просьбы »оанна, королева английска€ не прислала ему как раз только этих людей, и как она огорчила этим »оанна...

ќтсутствие флота в –усском государстве слишком от€гчало борьбу за обладание морскими берегами, что привело –оссию к истощению материальному и нравственному, но и в смутное врем€ иде€ о военно-морской силе не умерла на –уси, и в первой же грамоте ѕатриарха √ермогена распадающейс€ –оссии содержитс€ напоминание о господстве над морем. ¬от эта грамота: Уќтцы ¬аши не только к ћосковскому царству врагов своих не припускали, но и сами ходили в морские отоки, в дальние рассто€ни€ и в незнаемые страны, как орлы острозр€щие и быстролет€щие, как на крыль€х пар€щие и все под руку покор€ли ћосковскому √осударю-÷арюФ.

 огда √устав јдольф оторвал –оссию от финл€ндских берегов и когда, насмеха€сь, писал своей матери о том, что Урусские теперь не скоро перешагнут через этот ручеекФ - Ќеву, у истоков которой построен был шведами Ќотебург - и не скоро вернут себе выход в ‘инский залив, он хорошо знал, почему так случилось, что бедна€ ничтожна€ страна победила страну великую: он пон€л это еще лучше, когда ему пришлось отнимать у императора —тральзунд.

√устав јдольф так объ€снил разницу между немецкой военной силой в 1628 году и русской в 1612 году: Д” русских не было тогда и лодки, на которой они могли бы показатьс€ на море, (прибрежный, т. е. позиционный, речной флот - был), среди них не нашлось бы тогда и человека, понимавшего в морском деле, у императора же в распор€жении - громадные средства дл€ постройки флота, у него найдутс€ и сведущие мор€ки, гавани его так защищены, что вредить им нет возможности, блокировать трудноФ... »ными словами, √устав јдольф считал отсутствие флота у ћосковского государства причиною потери Ѕалтийских берегов.

Ќо в то же врем€ и русские люди понимали значение флота, пон€л его царь јлексей ћихайлович, пон€л его ќрдын Ќащокин, - Уи хот€ намерение отческое не получило конца своего, однако ж достойное оно есть вечнаго прославлени€, понеже довольно €вл€ет, какого духа был оный монарх, и от начинани€ того аки от добраго семени произошло нынешнее дело морскоеФ - говоритс€ в предисловии к первому ћорскому ”ставу.

» когда процвело это Удоброе сем€Ф цар€ јлексе€ ћихайловича, Уи не суетна€ €вилась надежда быть совершенному флоту морскому в –оссииФ, то создатель его »мператор ѕетр 1-й осудил всю прошлую русскую историю такими словами: У¬о времена древни€, в которы€ доходить может пам€ть историческа€, не имела –осси€ флота ћорского, хот€ и могла иметь, если бы мысль о том и попечение было. Ќастали же времена лютейши€, когда о том ниже мыслить было возможноФ.

“аким образом это наступление Улютейших временФ дл€ –оссии как бы поставлено в зависимость от того, что в предшествовавшие времена флот не был создан...

»так, 500 лет –осси€ тщетно старалась вернуть себе потер€нное Ѕалтийское побережье и за неимением флота ничего достигнуть не могла. ќна лишь изнемогала в этой борьбе и дожила до Упютейших временФ. Ќеужели это не доказательство?

¬ –оссии посто€нно приходитс€ повтор€ть старую истину, что дл€ обороны берегов нужен флот, что главным источником богатства страны €вл€етс€ морска€ торговл€ и открытый доступ к мировым рынкам, и что все это зависит от морских вооруженных сил. ќсобенно в последнее врем€, вследствие сильного экономического подъема всех цивилизованных народов, морские пути приобрели вы­дающеес€ значение, а вместе с ними и морска€ оборона. ѕо ежегодным бюджетам континентальных держав видно, как расходы на флот начинают все более равн€тьс€ с издержками на армию и в скором времени надо ожидать, что значение последней отступит на второй план и что военна€ сила государств выразитс€ главным образом в боевой способности флота. Ќо у нас пройдет еще много времени, пока народное хоз€йство достигнет достаточной степени напр€женности, чтобы все эти €влени€ стали не только пон€тными, но и ос€зательными дл€ общества. —о дн€ смерти ѕетра I в нашей родине борютс€ два направлени€: дух ¬еликого »мператора и инстинкты старого ћосковского ÷арства. ќснователь нашего флота заставл€л –оссию насильно выгл€дывать в прорубленное им окно в ≈вропу и по сей день у ней осталось стремление пр€татьс€ обратно в свой терем. ¬о вс€кое врем€ процветание флота бывало делом рук отдельных просвещенных и энергичных людей. Ќикогда создание его не исходило из сознани€ народного.

ƒо сих пор огромное большинство не только простонародь€, но даже нашей интеллигенции никогда не видало мор€, имеет крайне смутное о нем пон€тие, не любит и боитс€ его. ¬оенный флот дл€ него сказочный царевич, ничего общего с действительной жизнью не имеющий, и теперь еще представител€м морских вооруженных сил приходитс€ преодолевать не только естественные преп€тстви€ в их трудном деле, но и пассивное сопротивление своей родины.

ѕри таком отсутствии реальной св€зи с народом, флот нуждаетс€ в посто€нной рекламе, и вс€ка€ неудача гибельна дл€ его по­пул€рности. ƒаже такие вопиющие доказательства его необходимости, как вз€тие —евастопол€ и ѕорт-јртура или потр€сающее впечатление, произведенное вторым –оченсальмским боем и поражением Ќассау-«игена возымели самые неожиданные последстви€.

¬место того, чтобы немедленно приступить к воссозданию своих морских сил, –осси€ каждый раз стала сомневатьс€ в их пользе: ƒа подходит ли вообще к нам это заморское изобретение? —тарые московские инстинкты очень живучи.

¬ последний раз они дали себ€ знать в скрытом виде. явно отрицать пользу флота никто не посмел. Ёто было бы необразованно. Ќо с одной стороны стали искать ему более дешевый суррогат, а с другой - воспользовались этим вопросом дл€ внутренней политики и дл€ соблюдени€ экономии. ќструю нужду в нем ощущали лишь немногие отдельные лица.

∆елание заменить флот чем-нибудь более дешевым есть хро­ническое €вление у всех сухопутно настроенных народов. ќно происходит, главным образом, от непонимани€ огромной важности мор­ской обороны. »наче они не предлагали бы строить дело такого государственного значени€ на случайност€х нового изобретени€. ¬с€ка€ гениальна€ иде€ и усовершенствовани€ в области техники очевидно может принести неизмеримую пользу. ¬спомним, например, по€вление монитора в войне северных и южных штатов. Ќо не надо забывать, что вс€кое новшество дает нам преимущество лишь короткое врем€, пока оно не сделаетс€ общим досто€нием, а кроме того, следует твердо помнить, что по законам природы успех вс€кого дела пр€мо пропорционален вложенному в него труду и средствам. Ќа случайном исключении из этого правила нельз€ строить крупное государственное предпри€тие.

„то касаетс€ того, что у нас 5-ть лет после войны упущены в пререкани€х законодательных палат с ћорским ведомством, в сокращении средств на морскую оборону и в нерешительности всего правительства при воссоздании флота, несмотр€ на €сно выражен­ную ¬ысочайшую ¬олю, то это можно также приписать лишь неведению размеров опасности, вытекающей дл€ »мперии из недостатка морских вооруженных сил. ≈сли бы правительство и общество ощущали непосредственное значение флота, то давно нашлись бы средства и нравственные и материальные, чтобы не только поддержать ћорское ведомство в своих попытках к возобновлению флота, но даже в случае надобности, чтобы заставить его развить самую энергичную де€тельность... Ћишь два года тому назад были заложены четыре броненосца, и только в 1911 году по€вилась перва€ необходима€ мера дл€ планомерного создани€ морской обороны, а именно. был выработан закон о флоте.

«акон этот, определ€ющий состав флота и планомерное развитие его по срокам, имеет первостепенное значение. ќн составл€ет основу всего дела создани€ морских сил. –асход на флот огромный и добывание средств дл€ него стоит государству т€желых жертв, оправдываемых лишь насто€тельной необходимостью обеспечить собственную безопасность. ћеры, от которых зависит дальнейша€ судьба »мперии, не могут и не должны подвергатьс€ случайност€м. Ќельз€ поставить их в зависимость от остатков бюджета, от удачного или неудачного финансового года, от необходимости других расходов по государственной росписи или даже от настроени€ законодательных учреждений. –асходы на оборону страны подлежат удовлетворению в первую голову раньше всех других потребностей, так как без них никакие расчеты экономической жизни не обеспечены выполнением. ѕоэтому нет надобности, да и нет возможности определить точную финансовую смету судостроени€ и других расходов впредь на многие годы, но надо во вс€ком случае обеспечить наиболее целесообразное и экономичное применение отпускаемых средств. — этой целью необходимо определить заранее в широких чертах размеры и способ развита€ морских вооруженных сил, посредством закона, об€зательного к выполнению дл€ всех ведомств и дл€ всей »мперии, в расчете, что необходимые средства должны быть отпущены тем или иным путем, по мере действительной надобности.

“ака€ мера необходима по следующим причинам:

1) ƒл€ фактического осуществлени€ судостроительной программы надо приблизительно знать намерени€ правительства на 20-ть лет вперед. ”силенное развитие флота нигде и даже в јнглии не обходилось без соответственного добавлени€ к судостроительным средствам страны. ” нас, где такой частной промышленности вовсе не существует и где судостроительные заводы служат исключительно потребност€м военного флота, средства таковых должны быть строго приравнены к нуждам последнего. ѕри известном увеличении морских сил придетс€ даже вновь создать некоторые отрасли промышленности и сильно расширить существующие. ясно, что и ћорскому ведомству и заводам необходимо знать, на какую производительность они могут рассчитывать в продолжении некоторого не слишком короткого срока, чтобы иметь возможность окупить первоначальные расходы на оборудование. »наче даже невозможно развить в стране необходимые дл€ осуществлени€ судостроени€ заводские средства. ƒл€ упор€дочени€ и удешевлени€ производства необходимо сохранить за заводами равномерную производительность в продолжении многих лет, дл€ чего следует заранее разработать план распределени€ заказов на тот же срок. Ќаконец, торгово-промышленные сношени€ имеют свои привычки и свою рутину. ƒл€ направлени€ их в новую колею потребуетс€ врем€, но только когда они приспособ€тс€ к вновь возникающему производству дл€ нужд флота, можно рассчитывать на подешевление материалов и на нормальные цены. Ѕольшое дело требует больших сроков. Ѕез закона о флоте даже физически невозможно осуществить крупную судостроительную программу...

2) –азвитие морских сил влечет за собой не только постройку кораблей, но создание многих других средств, требующих долголетней подготовки. “аковы порта, базы, укрепленные позиции и прежде всего личный состав. ќсобенно последний нуждаетс€ в долгой и сложной подготовке. ќтносительно офицерского состава затруднени€ еще усугуб­л€ютс€ тем, что его надо не только обучить, но и привлечь на службу. ћало расширить ћорской корпус. Ќадо его наполнить желающими из подход€щих элементов. Ќа все это требуютс€ годы и нельз€ рассчитывать на удовлетворительные результаты, если не будет выработан подробный план комплектовани€ и обучени€ на 10-ть и более лет...

3) ¬с€ка€ военна€ операци€ требует разработки предварительных соображений и плана войны. ¬ данном случае работа эта усложн€етс€ еще и тем, что действи€ флота должны быть согласованными с таковыми же сухопутных сил. «адача его состоит в освобождении армии от заботы о своих флангах и в замене ненадежной и слишком дорогой обороны морского берега сухопутными войсками охраной его целесообразным и естественным способом. ¬ойска ѕетербургского, ќдесского и  авказского округов должны иметь возможность присое­динитьс€ к нашим главным силам на сухопутной границе дл€ обеспечени€ численного превосходство на важнейшем театре военных действий, оставл€€ попечение о морских берегах всецело на флоте. “ака€ замена может происходить лишь постепенно, по мере развити€ морских сил. Ќадо заранее знать, когда и в какой мере можно будет предоставл€ть оборону побережь€ мор€кам и убирать войска... Ќадо заранее знать, на что можно рассчитывать, чтобы не расходовать средства вдвойне дл€ одной и той же цели...

4) —овершенно то же самое надо сказать относительно наших сношений с предполагаемыми союзниками. ≈сли мы хотим действо­вать согласно с ‘ранцией и с јнглией, а главное, если мы хотим быть уверены в взаимной поддержке, когда она потребуетс€, то надо заранее сговоритьс€ относительно момента выступлени€ и способа действий... Ќо не надо себ€ обманывать. Ћюба€ иностранна€ держава согла­ситс€ на взаимную поддержку лишь в таком случае, если она получит уверенность в пользе от нашего участи€... »так, нам и тут надо заранее знать, на какую морскую силу и в какое врем€ мы можем рассчитывать у себ€, чтобы не только сговоритьс€ с нашими союзниками относительно взаимной св€зи и поддержки, но чтобы побудить их вообще к активным действи€м в критическую минуту...

»так, точно определенный и об€зательный к исполнению закон о флоте составл€ет основу вс€кой полезной де€тельности ћорского ведомства. Ѕез него нельз€ даже начать хот€ сколько-нибудь плодотворной работы, нельз€ выработать ни плана судостроительной де€тель­ности, ни мер к образованию личного состава, невозможно предопределить основную идею плана войны и согласовать наши действи€ с сухопутными войсками или союзниками. Ѕудет продолжатьс€ все то же бестолковое судостроение со скачками и перерывами в работе заводов, хронический некомплект в командах и двойна€ трата денег и в армии и во флоте на оборону одних и тех же берегов.

ѕри всем этом нельз€ достаточно часто повтор€ть, что издать такой закон надо немедленно, и приступить к его исполнению безотлагательно. ћы уже достаточно времени потер€ли и положение становитс€ пр€мо-таки опасным.

Ћюди, участвовавшее в ѕорт-јртурских событи€х, снова переживают последние годы “ихоокеанской эскадры. ќп€ть непри€тель €вно готовитс€ к военным действи€м и даже откровенно говорит о своих планах, а мы как будто этого не замечаем. — беззащитными берегами и флотом, далеко несоответствующим своему назначению, мы оп€ть делаем вид, будто мы хоз€ева положени€, будто от нас зависит вопрос войны или мира. √розные тучи собираютс€ €вно дл€ всех, а у нас идет буднична€ жизнь. Ќикакой тревоги, никакой попытки к чрезвычайному усилию дл€ спасени€ положени€ не замечаетс€. Ќастроение, как и тогда, глубоко мирное, расходы на неотложные военные нужды стараютс€ раскладывать на долгие годы дл€ облегчени€ бюджета, рассуждают о несоответствии трат непроизводительных, т. е. военных, с производительными, дающими прибыль в будущем, пока гроза не разразитс€ и расходы и доходы, производительные и непроизводительные, и прибыль вместе с капиталом и всем государственным досто€нием не попадут в руки непри€тел€. Ќеужели нам мало примеров —евастопол€ и ѕорт-јртура, неужели нам к этому списку непременно надо прибавить еще и ѕетербург?...

 ак же относитьс€ к за€влени€м мор€ков, требующих против вс€ких бюджетных правил внесметных ассигнований и довольно неожиданно огромные суммы на постройку флота, наруша€ этим всю планомерность государственного хоз€йства. ќчевидно они не могут рассчитывать на особенное сочувствие, тем более, что флот, если и желателен, то по мнению большинства не настолько необходим, чтобы оправдать такое необычайное нарушение пор€дка.

„то это именно так, €вствует из хронического возражени€, которое у нас непременно встречает вс€кое за€вление о необходимости флота. ¬озражение это: У¬ случае ≈вропейской войны решение произойдет на сушеФ...

ќднако при ближайшем рассмотрении обнаружитс€, что ход€ча€ эта фраза ни что иное, как именно фраза: она собственно ничего не определ€ет. ¬о-первых, из всего изложенного в этой записке €вствует, что мы вовсе не можем быть так уверены, что решение произойдет именно на суше, а не в обстановке, сильно подверженной вли€нию мор€. ¬о-вторых, дл€ –оссии не столь важно, где произойдет это решение, сколь вопрос, какое же оно будет, благопри€тное или нет. » тут-то обнаружитс€ вс€ сомнительность излюбленной фразы. »ме€ в виду столкновение с сильнейшей коалицией, где нам очевидно придетс€ ввести в бой все наши силы, можем ли мы рассчитывать на успех, если мы заранее обрекли на бездействие три округа: ѕетербургский, ќдесский и  авказский, предназначенные дл€ охраны побережь€, и если нам во врем€ войны, может быть, придетс€ подт€нуть еще войска к одному из крайних флангов дл€ отбити€ десантов.

¬ообще, можем ли мы сказать, что мы исполнили свой долг перед родиной, если мы, предвид€ т€желую борьбу против сильнейшего непри€тел€, не сделали все дл€ обеспечени€ за своим отечеством наибольшего развита€ сил, если мы пренебрегли такой важной отраслью военного искусства, как морска€ оборона. ƒостаточно известно, что сухопутное войско неудобное и расточительное средство дл€ защиты берегов. „ем мы можем оправдыватьс€, если мы его не заменили более целесообразным орудием, флотом, и, таким образом, не дали нашей армии сосредоточить все свои силы дл€ решительного удара.

...–осси€ работает, обернувшись спиной к морю, недолюбливает его и не обращает на него внимани€. ќна поглощена совсем другими интересами и не видит грозовых туч, собирающихс€ над морским горизонтом, а если и видит, то они ей ничего не говор€т...

»так, заканчива€ этот краткий обзор существующего положени€, можно следующим образом обрисовать характер необходимых меропри€тий.

«акон о флоте выработан, программа судостроени€ на предсто€щее п€тилетие готова. ќт их немедленного осуществлени€ зависит судьба »мперии. ќт √осударства ожидаетс€ незаур€дное усилие дл€ своевременного создани€ флота.

“акую задачу нельз€ взвалить на плечи одному ћорскому ћинистерству. ƒл€ преодолени€ не только затруднений, но и сопротивлени€ в стране, где отсутствие собственного критери€ при последних неудачах флота возбудили всеобщее к нему недоверие, необходимо: во-первых, €сно выраженна€ ¬ысочайша€ ¬ол€, а во-вторых, самое энергичное и одушевленное выступление всего объединенного правительства...

Ќасто€ща€ записка есть главным образом попытка в этом направлении...

¬ одном отношении мы теперь поставлены в особенно благопри€тные услови€ дл€ воссоздани€ флота. ¬ойна с японией, увлекши в военные действи€, при чрезвычайно т€желой обстановке, большое количество офицеров, боевым крещением создала из них насто€щих морских воинов с правильными пон€ти€ми и верными взгл€дами на обстановку войны на море. “акого контингента сотрудников дл€ образовани€ флота в насто€щее врем€ нет ни в одном ≈вропейском государстве и мы имеем полную возможность организовать наши морские силы лучше и целесообразнее других. ќдно только нужно: энерги€, планомерность и дальновидность. ” наших противников широкие планы. Ќадо встретить их таким же широким размахом.

 

Ќачальник ћорского √енерального Ўтаба,

 онтр-јдмирал —ветлейший  н€зь Ћивен.

 

30 €нвар€ 1912 года

 

 

ќЅ–ј«≈÷ –”—— ќ… √ќ—”ƒј–—“¬≈ЌЌќ… ћџ—Ћ»

 

Уѕам€тна€ записка по поводу «акона о –оссийском императорском флотеФ - блест€щий образец русской государственной мысли. ≈е автор вице-адмирал светлейший кн€зь јлександр јлександрович Ћивен, начальник ћорского √енерального штаба - органа, который в дореволюционной –оссии отвечал за разработку планов войны на море и строительство морских вооруженных сил империи.

ј.ј.Ћивен принадлежал к поколению российских офицеров, пережившему падение ѕорт-јртура и цусимский позор. Ёто его в числе дес€тков и сотен командиров флота Упередовые круги российского обществаФ  огульно обвинили в бездарности и трусости. ћежду тем боева€ биографи€ светлейшего была созвучной его титулу - €ркой и во всех отношени€х достойной.

–усско-€понскую войну 1904-1905 гг. он встретил в ѕорт-јртуре. Ѕой в ∆елтом море 28 июл€ 1904 г. стал последней попыткой 1-й “ихоокеанской эскадры прорвать кольцо €понской блокады. ј.ј. Ћивен командовал крейсером УƒианаФ. ѕосле неудачного бо€ корабль оказалс€ в числе семи единиц прорвавшихс€ в нейтральные порты, при этом УƒианаФ дошла до самого —айгона, где по приказу из —анкт-ѕетербурга разоружилась. ќднако дл€ кн€з€ война не на этом не закончилась. ќн возглавил всю русскую резидентуру на ƒальнем ¬остоке и в »ндокитае, про€вив себ€ незаур€дным разведчиком. Ќесомненной его заслугой было успешное разведывательное обеспечение перехода 2-й и 3-й “ихоокеанских эскадр от ћадагаскара до бухты  амранг ( амрань). ƒальнейшее было не в его власти. Ќи доблесть, ни талант, ни железна€ вол€ командиров, так или иначе вовлеченных в кровавый водоворот ÷усимы, уже никак не могли повли€ть на трагический исход беспримерного по продолжительности и  т€жести похода.

ѕосле войны ј.ј. Ћивен встал в р€ды тех, кто преодолева€ Уцусимский синдромФ поразивший российскую власть и русское общество, начал решительную борьбу за возрождение флота. ќдним из важнейших этапов этой борьбы стала разработка «акона о –оссийском императорском флоте, стратегическое обоснование которого излагаетс€ в публикуемой ниже У«апискеФ, адресованной одновременно императору и √осударственной ƒуме.

У¬етвиФ российской власти не могли прийти к согласию в отношении строительства флота в течение многих лет. ƒо конца 1912 г. думское большинство, чиновники ћинистерства финансов и представители армии как могли блокировали прин€тие кораблестроительной программы, возвращавшей –оссию в число великих морских держав.

Ѕорьба вокруг ассигнований на флот весьма точно отражала состо€ние  русской прав€щей элиты между ѕервой русской революцией и мировой войной, раскол и органическую неспособность к самоограничению во им€ консолидации на основе единого понимани€ жизненно важных национальных интересов.

—трана трещала по швам под грузом неразрешимых противоречий. ƒвор€нство уже впавшее в политический маразм, оберегало только интересы огромного и неэффективного государственного аппарата. –усска€ буржуази€, подло пресмыка€сь перед бюрократией, ежечасно и ежеминутно оскорбл€ла чувства и веровани€ основной массы  народа, бездумно попира€ его представлени€ о справедливости. ÷аредворцы заботились почти исключительно о сохранении полицейского режима, уже не способного оградить себ€ от внешних и внутренних угроз, но все еще слепо вер€щего в силу пр€мого принуждени€ и безграничность русского терпени€. Ћибералы и вообще все, кто располагалс€ Улевее центраФ, в борьбе против правительства и русской УкосностиФ, не моргнув глазом, жертвовали национальными интересами, и были уже вполне готовы пожертвовать самой –оссией. ѕолитические вожди русской элиты ненавидели и предавали друг друга, не уме€ распор€дитьс€ во благо фантастическими богатствами страны, государственным талантом и неистощимой энергией собственного народа.

Ќесмотр€ на это, страна и ее народ продолжали творить великую русскую историю. Ѕолее того, экономика в канун войны демонстрировала впечатл€ющий рост и выраженную тенденцию к модернизации. Ќеотъемлемой частью русской нации было русское офицерство, лучшие черты которого воплощали в себе такие адмиралы как ». . √ригорович, Ќ.ќ. Ёссен, ј.ј. Ћивен. »сторические факты неопровержимо свидетельствуют,  - они сделали все от них зависевшее, чтобы ÷усима не повторилась. ’арактерной чертой документов, разработанных ими в обоснование программ развити€ флота был примат общенациональных интересов, св€занных с перспективой развити€, над интересами ведомственными, как правило апеллирующими к внешним угрозам чисто военного характера. –усские военные стратеги понимали, что опасность, исход€ща€ от вооруженных сил соседей, - вещь непосто€нна€, а конкуренци€ в сфере экономики абсолютно неустранима даже между союзниками. »менно это отличало их подход к строительству вооруженных отличающийс€ от того, что демонстрировали представители ¬оенного (армейского) ведомства, и в чем про€вл€лась неспособность выродившегос€ двор€нства к осмысленному государственному творчеству.

јргументы, к которым прибегали ƒума, ¬оенное ћинистерство и ћинфин, бор€сь против военно-морских программ, оригинальностью не отличались. ћор€кам предлагалось подождать до лучших времен, пока страна не разбогатеет. » несмотр€ на то, что еще 3 августа 1909 г. ѕ.ј. —толыпин, обраща€сь к членам ќсобого совещани€ по рассмотрению программ развити€ морских вооруженных сил –оссии, за€вил, что дл€ него Уне представл€етс€ никакого сомнени€ в том, что дл€ –оссии боевой активный флот совершенно необходимФ, должен был гр€нуть гром, прежде чем вопрос о прин€тии полноценной кораблестроительной программы был переведен в практическую плоскость.

¬ 1909 г. мор€ки просили немногим более 1 млрд. рублей в течение 9 лет, то есть по 177 млн. рублей ежегодно. (ƒл€ сравнени€ - стоимость русского экспорта в 1913 г. составл€ла  1 млрд. 520 млн. рублей, из которых 1 млрд. 140 млн. перевозилось через „ерноморскую проливную систему.) ќсенью 1911 г., в момент реализации урожа€, черноморские проливы оказались закрытыми в св€зи с итало-турецкой войной. —итуаци€ повторилась в апреле 1912 г. и в марте 1913 г., что грозило разорением всего хлебного экспорта, прекращением вывоза марганца и нефтепродуктов. ≈жегодные убытки стали сравнимы со стоимостью дес€тилетней кораблестроительной программы. ƒума вотировала ассигновани€ на флот, отклонив, впрочем, «акон об »мператорском –оссийском флоте. Ќо было уже поздно, через год разразилась мирова€ война, в ходе которой прав€щие российские круги потер€ли все...

 

ћ.—.ћонаков