ДЕЗИНФОРМАЦИЯ И НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
В последние годы о проблемах безопасности у нас твердят слишком много, причем без должного профессионального подхода и здраво поставленных целей. Вот почему необходимо разобраться с причинами происходящего и, отсеяв зерна от плевел, не допустить забалтывания проблемы.
В отсутствие соответствующей
концепции и теории, представляется уместным остановиться на трех моментах: а)
исходные предпосылки и понятия проблемы, в) сущность противоречий, ее породивших
в) неотложные меры по парированию угроз нашей национальной безопасности.
О природе угроз и ценностей нации
Прежде всего отметим, что
под безопасностью обычно подразумевается ситуация, при которой кому-либо не
угрожает что-нибудь. При этом особо подчеркнем, что занимаясь безопасностью,
необходимо иметь дело с системой,
включающей хотя бы одну потенциальную жертву и по меньшей мере один источник
опасности. Опасность же удобно
трактовать как возможность причинения ущерба какой-либо биологической особи или
популяции, прежде всего — вследствие ухудшения их самочувствия и условий
жизнедеятельности.
В большинстве случаев,
однако, человек проецирует все опасности на себя, справедливо полагая, что
может пострадать непосредственно, например, в результате болезни или несчастного
случая, либо опосредованно — через неблагоприятные изменения своего окружения
или лишение принадлежащих ему ценностей. С его точки зрения, безопасность
обеспечивается при условии парирования всех угроз тремя методами: уничтожение, уклонение и/или защита от
разрушительного воздействия их носителей (источников опасности).
Логично утверждать поэтому,
что безопасность человека, отдельных
этносов и конкретных наций достигается
удовлетворением тех потребностей, которые необходимы для их самосохранения,
самовоспроизводства и самоусовершенствования. В сущности, способность
удовлетворять эти потребности является для биологических популяций главным
системообразующим фактором. Ее значимость для человека и животных подтверждают
соответствующие врожденные и приобретенные инстинкты, утрата которых
равносильна гибели всей популяции.
Безопасность, т.е.
сохранение жизнедеятельности конкретной нации, предполагает необходимость в
наиболее подходящих для нее (исторически апробированных) территории и укладе
жизни — источниках удовлетворения материальных, социальных и духовных потребностей.
Обострению проблем национальной безопасности всегда предшествует притупление
инстинкта ее самосохранения, обычно приводящее к утрате или подмене указанных базовых ценностей. Неумение
приспособиться к новым условиям может оказаться для нации губительной.
Вот почему нашу национальную безопасность следует
интерпретировать системным свойством,
характеризующим способность русской нации, как государственно образующей общности,
удовлетворять совместно с другими
этносами России перечисленные выше жизненно важные потребности; главными
объектами Системы ее обеспечения
считать а) русских и других граждан России, б) уклад их духовной и общественной
жизни, в) исторически принадлежащую им территорию.
На наш взгляд, использование
термина “национальная безопасность” вполне корректно и правомерно. Не следует
избегать его употребления, боясь обидеть другие этносы России, или подменять
безопасностью “государственной”. В доказательство этому можно привести по
меньшей мере три довода: а) Россия — по
доле русских — столь же мононациональна, как и другие страны; б) русская нация
образует государство, она выше его, поскольку с ее гибелью обречено и оно; в)
выше нации может быть только дух и вера, для нас, русских — православная.
Использование “потребностей”
в качестве базовой категории национальной безопасности (вместо пока принятых у
нас “интересов”) более оправдано и конструктивно. Если первый аргумент вытекает
из определения (politicos — много интересов) и очевиден биологически: нет
большей угрозы для нации, чем угроза ее гибели от голода, болезней или невозможности
воспитать детей, то на втором следует
остановиться более подробно. Проиллюстрируем это несколькими примерами,
позволяющими уточнить значимость и факторы рассматриваемой проблемы.
1. Причина обострения угроз
национальной безопасности России. Вряд ли можно оспорить то, что
основным противоречием современной
эпохи является явное несоответствие между потребностями увеличивающего
человечества и возможностями скудеющей среды нашего обитания. Его следствием
стало то, что государства фактически встали на путь жестокой и бескомпромиссной
борьбы за исчезающие невозобновляемые природные ресурсы. Безусловно, что в этой
борьбе за жизнь выживут не все народы,
многие из них уйдут в историческое небытие.
Столь же очевидно, что на ее
острие окажется Россия с ее Сибирью — кладезем природных ресурсов и “кормилицей
планеты” в случае прогнозируемого многими экспертами потепления климата. Если
сегодня мы ощущаем пока робко высказываемые территориальные притязания и
полушутливые предложения продать Сибирь, то что будет лет через тридцать-сорок,
когда иссякнут невозобновляемые энергоресурсы, а житницы Северной Америки и
Австралии могут стать полупустынями?
2. Классификация ценностей и угроз
национальной безопасности. В
отличие от нечетко определенных по своей природе интересов человека и нации в целом, их потребности к настоящему
времени достаточно хорошо изучены и классифицированы. Все они сводятся обычно к трем группам — индивидуальные, социальные и
духовные. Более того, для их удовлетворения необходимы хотя и разнообразные по
форме, но крайне ограниченные по содержательному наполнению ресурсы —
энергетические, материальные и информационные.
Универсальность деления всех
потребностей и ресурсов на три группы подтверждает возможность подобной
классификации базовых ценностей нации, а также соответствующих им опасностей,
угроз и вызовов. При этом, последние могут быть разделены на а) техногенно-производственные,
связанные с вероятностью причинения ущерба накопленной в технологических
объектах энергией; б) природно-экологические, вызванные возможностью вредного
воздействия на людей со стороны природной cреды; и в)антропогенно-социальные,
обусловленные спецификой интерпретации человеком информации. В отличие от
предыдущих, информационные потоки воздействуют не прямо, а косвенно, через сознание
людей.
3. Устранение дезинформации относительно объектов безопасности. Толкование национальной
безопасности через жизненно важные “потребности” позволит избавиться от
подменяющих их “ценностей” и “интересов”. Ведь ценности, по определению — то, что ценно, т.е. объективно пригодно
для всех, а вот интересы — всегда
субъективны, так как зависят от конкретного индивидуума, его потребностей и
представлений о ценностях. Нечеткая определенность и чрезвычайная изменчивость
двух последних категорий делают их непригодными для определения безопасности с
научной и юридической точек зрения.
Возможность же
манипулирования интересами и ценностями путем умышленного искажения информации
— одна из главных причин высокой значимости соответствующих угроз для
национальной безопасности. Особенно это актуально для России, средства массовой
информации которой ведут явно выраженную антинациональную политику. В силу
крайне высокой социальной напряженности и неприязни происходящего населением,
разной его информированности и убежденности, умело осуществленная
дезинформация может катализовать мощные разрушительные процессы, способные
смести не только разумные проекты государственного, но и материальные препятствия.
Вот почему акцент на
биологические, социальные и духовные потребности, а также учет их связанности с
энергетическими, материальными и информационными ресурсами представляются нам
вполне обоснованными. Только эти категории позволяют вытеснить нечетко
определенные интересы и ценности, заменить их триединой классификацией тех опасностей,
угроз и вызовов национальной безопасности, которые обусловлены
своевременным неудовлетворением
жизненно важных материальных и духовных потребностей русской нации. Опираясь на
них, легче понять и связанную с дезинформацией главную угрозу нашим основным
ценностям — населению, укладу и территории.
Невежество — вызов национальной
безопасности
Думается, что самое
лаконичное и проблемно ориентированное определение рассматриваемого нами
предмета дано Э.Хемингуэем: “Безопасность — это когда знаешь как увернуться от опасности”. Из него очевидна как важность
осведомленности и компетентности для обеспечения национальной безопасности, так
и роль их антиподов — дезинформации и
невежества в разрушении системы ее обеспечения. Да и опыт истории подтверждает
этo: все великие империи, по мнению П.Левиса,
погибли из-за невежества, прежде всего — их правителей.
Первейшая роль соответствующей
дезинформации в нашем случае —
утаивание основных для нации опасностей и потребностей, сокрытие действительных
ее ценностей и подмена их фиктивными,
провозглашение каких-либо абстрактных интересов и субъектов — с одной
стороны, а также раздувание несуществующих или малозначимых угроз и вызовов
для них — с другой. Естественно, что
легче всего это достигается при некомпетентности и безнравственности первых лиц
государства или окружении их “чернью”, для которой — по И.Ильину — личная выгода
выше выгоды государственной.
Проиллюстрируем как это
делается на нескольких примерах, чрезвычайно злободневных для нашей
национальной безопасности.
1. Концепция устойчивого развития человечества. Нельзя не согласиться
с рядом ученых, расценивающих этот “консенсус политиков”, принятый в 1992 году
на международной конференции в Рио-де-Жанейро под давлением промышленно
развитых стран, мягко говоря, как “заблуждение, противоречащее законам энтропии
(термодинамики) для открытых диссипативных систем”.
Дело в том, что
антропогенная нагрузка на биосферу ныне на порядок превышает приемлемый для нее
уровень. Дальнейшее же развитие (рост потребления и численности) человечества
возможно лишь в локальных масштабах и за счет еще большей деградации среды нашего
обитания. Для исправления ситуации нет альтернатив кроме соответствующего снижения
объемов потребления или числа людей. Разговоры о разных “безотходных” технологиях
также не выдерживают критики: они требуют не меньших, а еще больших роесурсных
издержек.
Декларацию устойчивого
развития в этих условиях, т.е. обещание и впредь достатка богатым и реального благополучия всем бедным трудно
оценить иначе, чем искажение реальности и
умышленная дезинформация. Поскольку Запад вряд ли сократит темпы потребления,
а Восток — прироста населения, то “устойчивое развитие” скорее всего подразумевается
не для всех, а только для так называемого
“золотого миллиарда”.
Именно в таком смысле нужно
понимать данный консенсус “мирового правительства” — лидеров развитых стран такого миллиарда, а устанавливаемый ими
“новый мировой порядок” — как курс на еще большую насильственную дисриминацию
наций на богатых и нищих, с предполагаемым резким уменьшением численности
последних за счет естественной убыли. Для достижения этого, не обойтись без
НАТО — Вооруженных сил такого правительства,
призванных для навязывания и сохранения нового мироустройства.
Происходящее ныне в России
подтверждает, что страны “золотого миллиарда” уже вступили в борьбу за наши
ресурсы. Под прикрытием “тумана” Концепции и “партнерства” уничтожают
стратегические ядерные силы сдерживания, разрушают производственный потенциал,
ограждают нас щитом НАТО, стравливают с мусульманами, осуществляют геноцид
населения, растаскивают цветные металлы, вывозят энергоносители и опошляют
традиционные ценности. Трансляцией специально подобранных информационных
программ (например, “Куклы” и “Времечко”) или высказываний типа “хотели как
лучше ...” нации внушают комплекс неполноценности, подготавливают нас к
худшему и подрывают волю к борьбе за
самосохранение.
2. “Политика...” Ю.Батурина и “Послание президента РФ” по вопросам
обеспечения нашей национальной безопасности. Вместо законодательно оформленной Концепции
национальной безопасности мы получили спешно подготовленные аппаратом Ю.Батурина
одноименные “Политику...” и Послание Б.Ельцина Федеральному Собранию (1996). В
них — практически ни слова об основном противоречии современной эпохи, почти не
упоминаются русские, как государственно образующая нация, ни слова о
православии и других наших фундаментальных ценностях, зато много рассуждений
об угрозах и вызовах демократии, гражданскому обществу и гипотетической личности.
Появление этих
документов в период предвыборной
президентской кампании фактически осталось незамеченным, а Послание так и не
рассмотрено даже Государственной думой. Похоже, что их цель — подменить
Концепцию, как жизненно важную идею, пробуждающую, примиряющую и мобилизующую
народы России перед угрозой уничтожения, а также снять упреки в игнорировании
Б.Ельциным проблем национальной безопасности. Подтверждение тому — объявленный
им недавно конкурс на разработку какой-то иной, чем самосохранение, русской “национальной идеи”.
Что шокирует в
рассматриваемых здесь материалах, так это колоссальный объем внешне
правдоподобных и совершенно не систематизированных угроз и вызовов нашей
национальной безопасности. Сдается, что и это сделано не случайно, а скорее с
намерением ошеломить русских критичностью ситуации и, возможно, как бы
подготовить нас к безысходности. По мнению экспертов, рассмотренные документы
не только не способствуют самосохранению нации и государства, а лишь еще больше
“затуманивают” проблему и способы ее
разрешения.
3. Закон РФ “О безопасности”, принятый в 1992 году. Вот уже почти пять лет данный
закон используется как бы в качестве концепции государственной безопасности
Росси. Как утверждают, подготовлен он был не без помощи “заокеанских
консультантов”, а принят — в период демократической эйфории. Со слов авторов, с
которыми солидарны и причастные к его появлению зарубежные “эксперты”, данный закон — один из “самых прогрессивных”
в мире. Однако, его содержание, подкрепляемое критическим уровнем нашей национальной
безопасности, свидетельствуют о совершенно обратном.
Судите сами: в законе,
например, записано, что ”Безопасность —
состояние защищенности жизненно
важных интересов личности, общества и государства...”, а этими интересами определены “права и
свободы, конституционный строй, суверенитет...” По сути, нам разрешена лишь
пассивная защита подобных интересов и ценностей, без права на уклонение или
превентивное уничтожение носителей более серьезных угроз. И это тогда, когда их
действие налицо: число граждан России катастрофически сокращается, ее
территория ампутирована, ресурсы разграбляются, а уклад духовной и общественной
жизни полуразрушен.
Можно было бы привести и
другие “перлы” этого, не подлежащего, почему-то корректировке Госдумой закона.
Но и приведенных достаточно для вывода о его несоответствии как природе вещей,
так и опыту других стран. Для сравнения, если следовать Стратегии национальной
безопасности США, то оказывается, что основными ценностями, а стало быть и
объектами защиты там являются не права и свободы абстрактных личности и
общества, а — вполне конкретные американцы с их территорией и образом
жизни. Да и способов активной борьбы за
самосохранение нации там более чем достаточно.
К сожалению,
нет возможности детально проиллюстрировать другие примеры коварных подмен,
явной и утонченной дезинформации. Ограничусь лишь перечислением наиболее важных
из них, таких как: а)уничтожение оборонной промышленности под видом ее конверсии;
б)удушение производственного потенциала во имя борьбы с инфляцией; в)слом структуры
и резкое сокращение стратегических ядерных сил. Не надо иметь семи пядей во
лбу, чтобы увидеть их пагубность: (а) — оставит Россию без передовых отраслей
машиностроения и кадров, (б) — всего лишь оттягивает, но уже не постепенную, а
взрывную суперинфляцию, предварительно лишив нас средств производства, (в) —
сохранение, вместо многозарядных шахтных ракет, только морских и однозарядных
наземно-мобильного базирования — в десятки раз удешевляет создаваемую американскими
“партнерами” ПРО и облегчает их ликвидацию обычными средствами с
катастрофическим ущербом для нашей территории ...
В совокупности же, все
вышеприведенное убедительно иллюстрирует пагубность для нашей национальной
безопасности невежества и безнравственности властей, необходимость принятия
самых радикальных и срочных мер по
совершенствования Системы ее обеспечения. О том, как к этому подступиться — в
заключительной части статьи.
О неотложных мерах по самосохранению нации
Наш великий соотечественник
Д.И. Менделеев рекомендовал приступать к решению любых проблем с просвещения
тех, кто причастен к ним. Коль проблема национальной безопасности России во
многом зиждется на невежестве властей и касается всех граждан, то и наше спасение — в своевременном пробуждении, примирении и объединении россиян
вокруг русской нации. Иными словами — начинать нужно с принятия и обнародования
Концепции самосохранения, как вполне
очевидной и жизненно важной русской национальной идеи.
Завершение ее разработки и
законодательное оформление следует возложить на рабочую группу Федерального
собрания и Совета безопасности. Обнародование основ государственной политики по
обеспечению национальной безопасности с самоидентификацией России упростит
идентификацию наших партнеров и соперников на международной арене. Государства,
признающие наши суверенитет и целостность, способствующие сохранению лидерства
России в культуре, науке и воздушно-космических технологиях, воспринимаются
нами как партнеры и союзники, а при несоблюдении этого — как соперники и
потенциальные противники.
Определение Концепцией
нашего понимания произошедших в мире перемен и своего места в нем чрезвычайно
важно для возрождения духовного потенциала нации. Это избавит ее от
дезориентации и блуждания в историческом времени и пространстве, а также от
фактической изоляции в связи с утерей прежних идеалов и союзников. Во
внутренней жизни такая Концепция станет мерилом срочности и важности заключения
новых и ратификации подписанных межгосударственных соглашений, принятия или
корректировки существующих законодательных актов и целевых программ.
Говоря о
структурно-содержательном наполнении такой концепции, хотелось бы кратко отметить
следующие соображения. Не вызывает сомнения, что нам не выжить без создания Системы обеспечения национальной
безопасности России, как проблемно-ориентированной функциональной подсистемы,
возглавляемой ее президентом. Цель такой системы — минимизация ущерба основным
нашим ценностям — гражданам страны, территории и укладу жизни от объективно
существующих угроз, а базовые показатели — риск социально-экономического ущерба
и затраты на его минимизацию.
В качестве метода обеспечения безопасности должна
использоваться не только пассивная защита, но и уничтожение или своевременное
уклонение от пагубного воздействия внутренних и внешних источников опасности.
Достигнуть этого возможно только программно-целевым планированием и управлением
соответствующими процессами, предусматривающим разработку, по меньшей мере,
трех крупных целевых программ и создание системы оперативного управления их
выполнением. Эти программы должны быть направлены на парирование всех трех
групп угроз и вызовов нации, связанных с неадекватными, для нашего
самосохранения, самовоспроизводства и всестороннего развития, потоками энергии,
вещества и информации.
Предложенная методология
нуждается в соответствующем законодательном, организационном и финансовом
обеспечении. Основные шаги в этом направлении — следующие: а) подготовка,
помимо концептуального закона, ряда новых проектов с основами законодательства
и законами прямого действия[1];
б) реорганизация Совета безопасности, путем отказа от попыток обеспечения не
поддающихся строгому определению частных безопасностей, защитой реальных
объектов и парированием угроз их безопасности; в) выделение в бюджете отдельной
строкой финансирования целевых программ обеспечения национальной безопасности,
направленных на сохранение, воспроизводство и совершенствование наших базовых
ценностей.
Безусловно, что из всего
многообразия угроз и вызовов, концептуальным, юридическим и организационным
аспектам борьбы с безнравственностью и невежеством должно быть уделено важное,
если не главное место в работе по нашему самосохранению. При этом невозможно
переоценить роль образования, науки и искусства. Ведь еще Ф. Достоевский утверждал:
”Красота спасет мир”, понимая что противостоять безнравственности и невежеству
могут только культура, интеллигентность и просвещенность.
Вот почему, одним из
ключевых направлений в деле нашего самосохранения безусловно должно стать
воспитание и образование, прежде всего — молодого поколения. При пошатнувшейся
нравственности и в отсутствие профессионалов (их нигде не готовят), в безопасность
пришли наиболее предприимчивые и беспринципные люди, уже не раз менявшие свои
убеждения и обязанности. Вряд ли стоит кому-то доказывать насколько это опасно
в столь ответственной сфере нашей повседневной жизнедеятельности.
Но начинать, однако, нужно с
обуздания средств массовой информации, ныне широко используемых для подрыва
духа и нравственных устоев нации. Более того, они сеют сомнения в нашем будущем
и полноценности, зная насколько это губительно: “Даже лев, усомнившийся на
секунду в том, что он не лев — уже не лев!”. Помогают им все те, которые
обеспечивает прикрытие этой деструктивной роли заботой о так называемой
“свободе слова”.
Пора бы, наконец, понять,
что такая, свобода уже явилась одной из причин развала СССР. Если не принять срочных
мер по регулированию доступа к СМИ и контролю за составлением программ их
вещания, то это же ждет и Россию. Представляются уместными самые оперативные
меры по защите нас от дезинформации, например, с помощью соответствующего
закона о правах потребителя информации или другого, специально подготовленного
закона: информация — далеко не бесплатна и совсем не безобидна, как это иногда
кажется!
Для пресечения деструктивной
роли СМИ у национально мыслящих депутатов Федерального собрания, президента и
премьер-министра страны есть все необходимое — “свобода дела”. Было бы только
понимание, да желание. Здесь не следует бояться упреков в зажиме “свободной
прессы” — речь идет о самосохранении не
только России, но и их же собственного высокого положения.
Те из власть предержащих,
кто этого не понимает — глубоко невежественны. Те кто понимает, но по разного
рода причинам ничего не делают для изменения ситуации — столь же циничны и
безнравственны. Им не место в системе управления Россией и они неизбежно будут
прокляты нацией. Даже такой великотерпеливой, как русская.
[1] Подробнее о совершенствовании законодательного и образовательного обеспечения национальной безопасности см. в журнале “Свободная мысль” — соответственно №7 и №11 за 1996 год.