М. ИВАНОВ

Информационно-аналитический центр РОНС

 

Что Чубайсу хорошо, то для русских — смерть!

 

Весной 1997 года Россия стала свидетельницей “дворцового переворота” внутри правительства. Результатом этого переворота стало значительное усиление в “Белом доме” либерально-реформаторских элементов при формальном сохранении премьера — представителя старой хозяйственной номенклатуры. Переворот сопровождался шумной и напористой кампанией поддержки в официозных средствах массовой информации, суть которой можно кратко выразить словами: “Наши пришли!”. По истечении первых месяцев своего правления “реформаторы”, похоже, и сами уверились в мысли, что это надолго, а уверившись, развернулись в боевой порядок и пошли в широкое и тщательно подготовленное наступление. Итак, весна 1997 года может считаться временем, когда радикально-либеральной группировке “ режимной партии” удалось открыто взять под контроль систему органов центральной исполнительной власти РФ.

Лето в России, как и во всем мире — пора отпусков. Осенью баталии будут активизироваться. Поэтому сейчас самое время подвести итоги деятельности “молодых реформаторов”, наступление которых на Российскую Федерацию проводится пока по следующим основным направлениям: а) секвестр бюджета; б) налоговый кодекс; в) жилищно-коммунальная реформа; г) реформа армии. Параллельно с этим резко усилилась “раскрутка” основных фигур радикально-либерального клана (Чубайс, Немцов, Березовский и проч.).

Чтобы лучше понимать, что такое чубайсовский секвестр, приведем два факта. Во-первых, почти десять триллионов рублей в год планируется “экономить” на ограничении размера пособий по беременности и родам. На фоне нынешней демографической катастрофы подобные “инициативы” выглядят кощунственно. Во-вторых, проект выделения в 1998 году денег на помощь русским беженцам из Чечни, представленный Федеральной миграционной службой, был полностью (полностью!) вычеркнут лично Чубайсом.

Первые думские баталии по секвестру принесли правительству лишь частичный успех. Коммунисты испугались открытого конфликта с так называемой “партией власти”, но чтобы сохранить лицо, принятие секвестра “прокатили” до осени. Впрочем, мало кто сомневается в том, что правительство будет выполнять тот и только тот бюджет, который захочет, а не тот, который утвержден Думой.

Налоговый кодекс был принят в первом чтении. Кроме этого в Думу были вброшены пакеты  законопроектов по урезанию социальных льгот, “жилищно-коммунальной реформе” и ужиманию естественных монополий. Само содержание этих проектов в принципе не так важно — опыт последних лет свидетельствует, что единственное, что есть общего у действий правительства на бумаге и в жизни, это стремление поглубже залезть в карман к населению, а если и вылезать оттуда, то с крепко зажатыми в кулаке деньгами. Значительно важнее понять политический и экономический смысл этих инициатив.

С Налоговым кодексом все понятно — его задача не уменьшить налоги, а упростить их сбор. Сокращение социальных льгот, провозглашая вполне нормальную цель — снизить насаждавшиеся социализмом иждивенческие настроения — вызывает резкое несогласие  уже потому, что большинство получателей льгот от них зависит настолько, что попросту вымрет, не успев найти себе место в рыночном (тем более — кризисном) хозяйстве. Говоря о жилищно-коммунальных проектах,  можно лишь вспомнить, что на правительственном языке слово “реформа” всегда означает “подорожание”. Тут, правда, есть еще одна интересная деталь: проект жилкоммунреформы рассчитан до 2003 года. Напомним, что президентские выборы (если они не будут досрочными) должны состояться в 2000 году, то есть налицо явное предупреждение: “Все равно мы будем править”. Что же касается естественных монополий, то тут борьба ведется прежде всего за усиление контроля над их государственными паями,  проще говоря, за более всеобъемлющий контроль радикально-либеральной группировки над огромными деньгами и сырьевыми ресурсами. А стремление контролировать сырьевые деньги, не развивая производство, ясно свидетельствует о стремлении сохранять сырьевую ориентацию РФ.

Еще одной своей задачей правящая группировка считает развертывание денежной приватизации. Считается, что в ходе предыдущих лет “реформирования” экономики структуры, примыкающие к радикал-либералам, заняли господствующее положение в финансовой сфере и пора переходить к установлению контроля над экономикой реальной и несырьевой.

Поскольку правящая группировка считает свое положение достаточно прочным, летом интенсивность пропагандистского обеспечения ее действий несколько снизилась. Вернее, эта пропаганда приобрела, как сейчас говорят, “имиджевый” характер. В массовое сознание внедряются идеологические штампы, призванные формировать определенное восприятие персон и кланов. Помните, в брежневские времена существовал набор словосочетаний, из которых, как из кубиков, можно было сложить любой пропагандистский материал: “верный ленинец”, “несгибаемый борец за дело рабочего класса”, “ответственный работник” и прочее. Сейчас, правда, такими упрощенными конструкциями не пользуются. Сказывается, должно быть, образовательный уровень, но... Правительство — “кабинет профессионалов”, секвестр — “реальный бюджет”, Чубайс с Немцовым — “молодые реформаторы” и т. д. и т. п. Вот о последних следует, пожалуй, поговорить особо, ибо это на сегодня ключевые, ударные фигуры радикал-либералов в публичной политике. Несколько особо стоит самый известный замсекретаря Совбеза и достойный преемник чеченолюбивого генерала Лебедя израильский гражданин Березовский, но о нем речь пойдет отдельно.

Что Чубайсу специально создается образ жесткого, уверенного в своей правоте политика, это не ново. Интересно то, как сам вице-премьер действует в рамках своего официально рекомендуемого образа. В июне, например, он заявил: “Мы решим все задачи так, как никогда ни один предшествующий строй не в состоянии был решить”. Чувствуете металл в голосе?  Вот уж действительно, “железный вице-премьер”.

А если вдуматься, то сразу встает вопрос: а собирался ли вообще какой-нибудь “предшествующий строй” решать именно те задачи, которые хочет решить Чубайс? Попробуйте на досуге вдуматься в то, какую ахинею несут облеченные властью временщики, и откроете много интересного для себя. Кстати, в этой чубайсовской фразе важно не ее содержание и не то, что его там нет. Важно, что это было сказано на пленуме печально известного “Демократического выбора России”. Трудно сказать, как именно можно рассматривать официальное благорасположение режима к полумертвой в идейном и организационном отношениях партии, которая не смогла переползти через 5-процентный  барьер на выборах в Думу в 1995 году, но это благорасположение было высказано ясно и вполне официально.

Немцов — тема не менее интересная. То, что ему создается образ “реформатора с человеческим лицом”, понятно. Понятно и то, почему это делается — после очевидного всем провала раскрутки Явлинского в качестве общенационального лидера, нижегородский губернатор остался едва ли не единственным “незамазанным” публичным политиком в составе радикал-либералов, точнее, единственным лидером из “лиц демократической национальности”, не имеющим пока стойкого негативного восприятия в общественном сознании. В самом деле, представьте, что на президентских выборах кандидатом “партии власти” выставлен Чубайс. Представили? А теперь представьте, каких трудов и денег будет стоить фальсификация итогов этих выборов, чтобы приписать Чубайсу хотя бы 30 процентов голосов.

Необходим отметить, что раскрутка Немцова идет куда более грубо и с большими оборотами, чем в свое время раскрутка Явлинского. Понять можно — времени до будущих выборов не так много. Гарантии, что они не будут досрочными нет. И едва ли найдется другой такой кандидат в президенты, который приблизит к себе Чубайса. В целом попытки сделать Немцова “отцом российской демократии” свидетельствуют об отсутствии кадрового изобилия у радикал-либералов. В самом деле, на протяжении последних лет мы видим, как одни и те же персонажи перемещаются  из одних кресел в другие. Характерный пример Лившиц — бывший помощник президента, бывший министр финансов, а ныне замглавы администрации президента.

Хорошо заметно и стремление радикал-либералов обходиться без подставных фигур. Видимо, опыт использования имеющего собственные интересы Черномырдина, своевольного Лебедя и дряхлеющего Ельцина убедил “кукловодов” в ненадежности такого прикрытия. Не следует сбрасывать со счетов и этнический фактор — для радикал-либералов “свой” это не только единомышленник, это еще и единокровник. Понятно и стремление к легализации на первых ролях тех, кто еще с горбачевской “перестройки” прятался за спину формальных правителей. Кстати, Ельцин, все более и более выносимый за скобки нынешней системой, тоже решил легализовать свою дщерь в качестве государственного деятеля. Г-жа Дьяченко теперь “советник президента” и вполне официально будет заниматься его образом.

Что и как будет происходить с теми, кто перестает быть нужным клану “реформаторов”, видно на примере Станкевича, Кобеца и того же бывшего министра юстиции Ковалева.  Эти деятели, несмотря на старание, проявленное в прислуживании либералам, просто выбрасываются на помойку. Что интересно, каждый подводится под вполне реальный компромат. Конечно, брать “на чай” от сомнительных дельцов (Станкевич), махинировать с офицерскими квартирами (Кобец) или пользоваться услугами проституток (Ковалев) нехорошо, но моральный облик этих господ куда более красноречиво характеризуется их многолетним угодливым и отнюдь не бескорыстным участием в играх антинациональной кремлевской номенклатуры. И то, что они “доигрались”, в целом вполне логично.

А что же премьер Черномырдин, второе лицо в государстве по официальной “табели о рангах”? Его положение с появлением новых первых замов ухудшилось. Ухудшилось весьма и весьма значительно. Прежде всего, потому что сильно снизилась степень контролируемости им “Газпрома”. Прикрываясь здравой идеей взыскания с этого газового монополиста налогов (в прошлом году они составили почти 26 процентов всех налоговых поступлений, а в текущем — аж 41), “молодые реформаторы” переводят их под свой контроль (Чубайс совмещает вице-премьерство с креслом министра финансов). Гарантий, что Черномырдина не выгонят — никаких. Вот и приходится премьеру, пока он еще занимает это кресло, как-то выворачиваться.

Выворачивается г-н Черномырдин главным образом двумя способами: общением с Госдумой и поездками за рубеж. Дума и раньше выказывала некоторую благосклонность премьеру, а когда замаячила перспектива перемещения в главное правительственное кресло кого-то из новообретенных вице-премьеров, эта благосклонность перешла почти что в нежную любовь. “Лучше Черномырдин, чем Чубайс” —  вот нехитрая формула любви Думы и премьера. Что же касается зарубежных поездок, то тут Виктор Степанович старается стать фигурой международного масштаба, которую вроде бы не так удобно просто выпихнуть. Особенно любит Черномырдин наезжать в США, где постоянно заявляет о приверженности России “курсу реформ”, “рыночным ценностям” и проч. Позорную традицию, бытовавшую в XIII веке, когда князья ездили в Орду за ярлыком на великое княжение, восстановил нынешний президент РФ  Ельцин, который систематически наведывался в Штаты перед своим возвышением. Теперь перед вашингтонским ханом стремится отмечаться Черномырдин (как, впрочем, и Лебедь, и Лужков), в надежде на заступничество. Заслуживает внимания и то, что в Америке премьер систематически встречается с т. н. “предпринимателями” (причем обычно встречи финансирует американская сторона) и представителями еврейских организаций. Что ж, скажи мне, кто твой друг...

 

Но для Чубайса с Немцовым на Черномырдине свет клином не сошелся. Еще одна политическая территория, где они пытаются закрепиться — регионы и региональные лидеры. Как и положено, здесь проводится политика кнута и пряника, но преимущество остается, естественно, за кнутом. Собственно, пряником здесь можно назвать только слова — именно Совет Федерации выбрал Чубайс для провозглашения идеи секвестра, давая тем самым региональным лидерам понять, что он их ценит и готов прислушаться к их мнению. Несколько позже Чубайс обещал губернаторам существенное повышение роли СФ в разработке и принятии следующего бюджета.  Куда более весомым оказался кнут, в том числе бюджетный — постановка размеров трансфертов в зависимость от активности в проведении жилкоммунреформы и иных мероприятий правительства.

Но отношения центра с регионами — не только отношения бюджетные. Есть еще и персональные особенности, связанные с теми или иными губернаторами. Похоже, что на особо самостоятельных открыт охотничий сезон.

Объектом образцово-показательного расстрела был выбран досаждавший Москве своей строптивостью приморский губернатор Наздратенко, которого, ко всему прочему, очень не любят московские “демократы”. Фактически в Приморье назначен альтернативный губернатор — представитель президента. Ему переданы часть губернаторских прерогатив, на чем Кремль, видимо, счел задачу выполненной. Несмотря на то, что местная дума и Совет Федерации фактически поддержали Наздратенко и ему удалось удержаться на своем посту, нахождение под ударом будет постоянно нервировать приморского губернатора. В течение какого-то времени Чубайс не будет стремиться изменить статус-кво. Что ж, логика понятна: повешенный вызывает трепет у зрителей, а стоящий под перекладиной с веревкой на шее трепещет еще и сам. Еще одна сторона “приморского похода” Кремля — отработка новых методов контроля над удельными вождями. Сейчас уже готовится указ об усилении роли представителей президента на местах, в котором предусматривается наделение их значительно большими правами и возможностями. Планируется также назначать куратора не в конкретный субъект федерации, а в целый регион, где представитель президента будет контролировать сразу несколько областей. Стоит отметить также отстранение от власти традиционно проправительственного кемеровского губернатора Кислюка и назначение на его место левого популиста Тулеева.

Другой способ ограничить свободу губернаторов — создание при Ельцине так называемого “Совета по местному самоуправлению”. Идея понятна — “сверху” обложить губернаторов бюджетной зависимостью, “наравне” — представителями президента, “снизу” — местным самоуправлением. А поскольку настоящее местное самоуправление правящей группировке ни к чему, создается этот самый совет, председателем коего числится президент, а секретарем назначен давний коллега Чубайса, некий Максим Бойко. Держать местное самоуправление под контролем должно и возложение на него части ответственности за проведение “реформ”, под что будут выделяться бюджетные (то есть контролируемые Кремлем) деньги.

Соответствующие раздумья должен вызвать у региональных лидеров и арест бывшего тульского губернатора Севрюгина. Здесь, правда, сыграли свою роль и некоторые специфические моменты. Дело в том, что и Севрюгин, и занявший его место Стародубцев делали свой бизнес на производстве спирта. Пока никто никого не трогал, все было тихо. Но после ареста Севрюгина появился спиртовой компромат и на Стародубцева — видимо, для поддержания баланса сил. Что ж, коммунисты — и бывшие, и нынешние — всегда любили спаивать народ. Опять же ясно, что было одной из основ благополучия “образцового” стародубцевского колхоза.

 

В приступе “реформаторского” зуда руки радикал-либералов дотянулись  до силовых, как сейчас принято говорить, структур. Устранение Родионова — цветочки по сравнению с тем, что последовало затем. Стратегическое управление Вооруженными Силами было изъято у Генштаба и Минобороны и передано Совету обороны, где секретарем состоит один из лидеров либеральной группировки Батурин. Батурину же (то есть тому же Совету обороны) поручено “реформировать” погранвойска, воинские части Министерства по чрезвычайным ситуациям, ведомственные военизированные структуры и (внимание!) внутренние  войска МВД. В переводе с бюрократического языка на русский это означает попадание в зависимость от Батурина еще и министра внутренних дел Куликова. Но это еще не все. “Финансово-экономическое обеспечение военной реформы” (то есть финансирование армии) передано особой комиссии, которую возглавил вездесущий Чубайс.

Установление контроля либерального клана над армией — свидетельство его стремления к тотальному упрочению своего положения в стране. Если еще три-четыре года назад можно было говорить, что главная цель “реформаторов” — все развалить и скрыться “за бугром”, то сейчас речь идет об их стремлении сделать так, чтобы “за бугор” бежали от них. Застой типа брежневского, хотя и основанный на иных экономических принципах — вот цель “реформаторов”. Теперь в этом уже нет сомнений.

 

Поскольку что для “реформаторов”, что для “газпромщиков” сырьевая ориентация РФ — вопрос их личной ответственности перед “цивилизованным миром”, все, что касается сырьевой (особенно топливно-энергетической) отрасли, они стараются не выпускать из своих рук ни на секунду. Вот и в “чеченском урегулировании” нефтяной запах чувствуется весьма явственно. В значительной степени все переговоры с чеченскими мятежниками — это дележ будущих доходов от перекачки азербайджанской нефти в Европу через Грозный. Здесь нельзя забывать, что Баку оказывал чеченским бандформированиям немалую помощь. стремясь воспрепятствовать самой идее перекачки нефти через РФ, а сейчас привлекает “чеченскую сторону” к переговорам о трубопроводе, чтобы деньги за перекачку нефти в значительной степени доставались не официальной России (даже той России, где правит Чубайс), а чеченским сепаратистам и их бакинским друзьям.

Куратором кавказской политики Кремля все больше становится Березовский. Иногда складывается впечатление, что свои действия, в том числе захват заложников, Масхадов координирует именно с Березовским. Ситуация у чеченов здесь беспроигрышная. Набрав заложников, они решают сразу две задачи: получают выкуп (чем больше Березовский говорит, что это не так, тем больше убеждаешься в обратном) и оттеняют “светлый образ” чеченского “президента” Масхадова, грозно клеймящего позором похитителей людей. Кстати, выкуп осуществляется за государственный счет, а посредниками при его передаче выступают обычно деятели средств массовой информации. Помните про отказ Чубайса выделить деньги для русских беженцев?!

Но Кавказ, как известно, Чечней не ограничивается. Кроме Грозного и Баку Борис Абрамович зачастил в Тифлис (Тбилиси) и Сухум. По официальной версии, поучаствовать в миротворчестве приглашают его абхазы, желающие взять за основу мира с Тбилиси те “договоры с Чечней”, которые готовил Березовский. То есть власти Сухума фактически сделали г-ну Березовскому рекламу как защитнику интересов сепаратистов. Отметим, что доброе слово о Березовском сказал и Шеварднадзе. Видимо, и ему светит возможность погреть руки на деятельности Бориса Абрамовича.

Но это уже, как говорится, совсем другая история. Для нас здесь важно то, что когда все эти березовские, масхадовы, рыбкины и прочие шеварднадзе с алиевыми обделывают свои (свои, а не наши!) делишки, все это оплачивается за наш с вами счет. И можете себе представить, где именно мы видали заклинания о “правовом государстве” после того, как чеченские бандиты без наручников входят в государственные учреждения, именуются “договаривающейся стороной” и подписывают “договоры”, отличающиеся от туалетной бумаги только размерами...


Реклама:
-