В.Л. МАХНАЧ

 

 

СЯДУТ ЛИ КОЗЛИЩА СПРАВА?

 

К сожалению, приходится признать, братия и сестры, что нас в очередной раз обо­крали. У нас в очередной раз крадут наши идеи. Так уже бывало. Нетрудно вспомнить, как у нас леворадикальные разру­шители Отечества отобрали флаг России, еще не при­знанной тогда официально, а потом и герб. И долго реша­ли - следует лишить его ко­рон, державы, скипетра или все-таки сохранить его исто­рическое начертание?..

Кстати, не сохранили. На действующем государствен­ном гербе Российской Феде­рации отсутствует символи­ка св. апостола Андрея Пер­возванного, первого крести­теля Руси.

И вот сейчас у нас снова крадут. Как украли идеи, мысли во время прошлой избирательной кампании 1995-1996 годов, когда про­тивоборствующие стороны - и Ельцин с Президентской командой и властными структурами, и Зюганов с коммунистической оппози­цией - состязались под теми самими словами, зна­менами, лозунгами, кото­рые были созданы патрио­тическими политиками и за которые двумя-тремя года­ми раньше человеку веша­ли на шею ярлык фашиста. ан, все пригодилось, все стали патриотами. Самое печальное, что патриотами стали и нынешние, и быв­шие разрушители Отече­ства. А теперь у нас крадут достойное имя «правых».

Всегда ли так было? Да конечно нет. Во времена гор­бачевской перестройки тог­дашние ее «прорабы» имено­вали себя «левыми», то есть революционными, а «правы­ми» звали коммунистов. Но, насидевшись у власти, они решили «правыми» стать сами. Теперь коммунисты -это «левые», а радикалы - Явлинского, и даже - смеш­но сказать, - Гайдара, - это «правые» и даже - «правая оп­позиция». Безобидно ли это?

А посмотрите сами, как это звучит для русского слуха. Ведь понятие «правый» -«правая партия», «правые движения», «правый поли­тик», идеолог, общественный деятель, профессор, - все это ассоциируется для рус­ского человека с замечательными словами - «право», «правда», «правосознание», «справедливость», «Право­славие», «праведник», нако­нец. «Правым подобает по­хвала» - звучит в богослу­жебном тексте.

А с чем ассоциируется по­нятие «левый»? Ну разве что со словосочетаниями «заг­нать налево» и «сходить на­лево». «Левый доход», «ле­вые деньги»... - вы чувствуе­те? Это все не может не дей­ствовать на вас, особенно на уровне подсознания, когда вы даже на анализируете, что вам сказали. «Правый» -значит, приличный.

Посмотрите на нашу рус­скую словесность. В ней «правый» соотносилось все­гда с непогрешимостью или хотя бы благочестием. В словаре В.И.Даля мы чи­таем: «Правый - прямой, ис­тинный, чистый, непороч­ный». Но есть гораздо более высокий авторитет - автори­тет Писаний. В 25-й главе Евангелия от Матфея сказа­но: «Когда же придет Сын Человеческий во славе Сво­ей и все Святые Ангелы с Ним, тогда сядет на Престо­ле славы Своей. И соберут­ся перед ним все народы, и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов. И поставит овец по правую Свою сторону, а коз­лов - по левую». И много раз и в Писании, и в Предании мы читаем, что Сын Челове­ческий восседает на Пре­столе Славы одесную Отца (посмотрите наш православ­ный Символ веры).

Кого же исторически назы­вают «правыми»? Довольно разных по своим убеждени­ям лиц. «Правые» - это преж­де всего монархисты. Но так­же - националисты, фашис­ты, английские консервато­ры, итальянские либералы, германские христианские демократы. Правыми парти­ями в дореволюционной Го­сударственной Думе были монархисты и русские наци­оналисты - весьма достой­ные люди. Но мы видим, что «правыми» бывают разные люди, одни симпатичные, другие - нет. Хотя, если при­знаться, правые всегда сим­патичнее левых.

И все-таки, что же, соб­ственно, их объединяет -правых, в том числе и тех, с кем мы не хотели бы, может быть, быть одинаковыми? Думается, можно дать стро­гое определение. «Левый» бывает традиционен, но до­роже традиции для него все­гда - прогресс. «Правый» бывает прогрессивен, но до­роже прогресса ему всегда будет традиция.

Говорят о правых радика­лах и даже правых экстреми­стах. Это не то, что прили­чествует христианину. Одна­ко и даже правый экстремист - это всего лишь тот, кто стремится самыми радикаль­ными мерами восстановить разрушенную традицию. В то время как левый экстремист, в том числе и коммунист, -этот тот, кто стремится ра­дикально сломать традицию. Вдумайтесь, и все станет по­нятным! У нас сейчас почти нет правых политиков среди тех, которых представляют нам СМИ, и почти, кроме считанных единиц, нет пра­вых политиков в Госдуме. И мы должны об этом думать сейчас, дабы уже на ближай­ших выборах в Думе замет­но стало присутствие под­линно правых политиков. Правых! Ну а нормальным плодом нашего покаяния пе­ред лицом Господа за все, что мы позволили сделать с Россией, было бы то, что во главе государства в ближай­шие два года оказался бы «правый» деятель, то есть если не праведный, то стре­мящийся к праведному обра­зу правления, к праведной жизни. Это - возможно. У Господа все возможно и, как сказал любимейший наш князь, святой благоверный Александр Невский: «Не в силе Бог, а в правде!»

Сейчас же есть одни левые и другие левые. Могу поре­комендовать «левых» вче­рашнего дня, то есть всевоз­можных коммунистов и тех, кто так не называется, но практически являются ком­мунистами, как «Аграрная партия» - «заднелевыми», потому что их день был вче­ра, а нынешних властителей именовать «передне-левы­ми», ибо власть их сегодня.

Заметьте, в таком собра­нии невозможно быть цент­ристом. В центре чего будет находиться политик, когда все - «левые»? На боковой подножке? Желательно отки­нутой! Но такой проиграет всегда. Это и предостереже­ние, и рекомендация к раз­мышлению общественным деятелям, политикам и изби­рателям, которые подумыва­ют о центризме. Вот когда у нас будет настоящая «пра­вая» партия, желательно «правая большинства», вот тогда станет возможным и центризм.

Хочу предостеречь: мы не можем с вами признать «правым» даже и национали­ста (хотя национализм - это достойная позиция) непра­вославного и тем более враждебного к Правосла­вию. Это вытекает из пред­ложенного выше определе­ния: не может правый испа­нец не быть римским като­ликом. Конечно, у него мо­жет быть православная душа, он может стремиться к Православной Вселенской Церкви, он может стремить­ся, наконец, чтобы католи­чество эволюционировало не в сторону протестантиз­ма, а в сторону Правосла­вия. Но быть врагом своей Церкви не может. Не может правый англичанин не быть англиканином. Не может правый русский не быть православным, пусть если и не вполне церковным, то, по крайне мере, искренним и глубоко уважающим стер­жень нашей традиции, на­шей культуры, нашей жизни - Православие.

Вот пожалуй и все. Вот с этими критериями так лег­ко ориентироваться в том, что преподносят вам дру­гие, не правые, а левые.


Реклама:
-