В.Л. МАХНАЧ
СЯДУТ ЛИ
КОЗЛИЩА СПРАВА?
К сожалению,
приходится признать, братия и сестры, что нас в очередной раз обокрали. У нас
в очередной раз крадут наши идеи. Так уже бывало. Нетрудно вспомнить, как у нас
леворадикальные разрушители Отечества отобрали флаг России, еще не признанной
тогда официально, а потом и герб. И долго решали - следует лишить его корон,
державы, скипетра или все-таки сохранить его историческое начертание?..
Кстати, не сохранили.
На действующем государственном гербе Российской Федерации отсутствует символика
св. апостола Андрея Первозванного, первого крестителя Руси.
И вот сейчас у нас
снова крадут. Как украли идеи, мысли во время прошлой избирательной кампании
1995-1996 годов, когда противоборствующие стороны - и Ельцин с Президентской
командой и властными структурами, и Зюганов с коммунистической оппозицией -
состязались под теми самими словами, знаменами, лозунгами, которые были
созданы патриотическими политиками и за которые двумя-тремя годами раньше
человеку вешали на шею ярлык фашиста. ан,
все пригодилось, все стали патриотами. Самое печальное, что патриотами
стали и нынешние, и бывшие разрушители Отечества. А теперь у нас крадут
достойное имя «правых».
Всегда ли так было? Да
конечно нет. Во времена горбачевской перестройки тогдашние ее «прорабы» именовали
себя «левыми», то есть революционными, а «правыми» звали коммунистов. Но,
насидевшись у власти, они решили «правыми» стать сами. Теперь коммунисты -это
«левые», а радикалы - Явлинского, и даже - смешно сказать, - Гайдара, - это
«правые» и даже - «правая оппозиция». Безобидно ли это?
А посмотрите сами, как
это звучит для русского слуха. Ведь понятие «правый» -«правая партия», «правые
движения», «правый политик», идеолог, общественный деятель, профессор, - все
это ассоциируется для русского человека с замечательными словами - «право»,
«правда», «правосознание», «справедливость», «Православие», «праведник», наконец.
«Правым подобает похвала» - звучит в богослужебном тексте.
А с чем ассоциируется
понятие «левый»? Ну разве что со словосочетаниями «загнать налево» и «сходить
налево». «Левый доход», «левые деньги»... - вы чувствуете? Это все не может
не действовать на вас, особенно на уровне подсознания, когда вы даже на
анализируете, что вам сказали. «Правый» -значит, приличный.
Посмотрите на нашу русскую
словесность. В ней «правый» соотносилось всегда с непогрешимостью или хотя бы
благочестием. В словаре В.И.Даля мы читаем: «Правый - прямой, истинный,
чистый, непорочный». Но есть гораздо более высокий авторитет - авторитет Писаний.
В 25-й главе Евангелия от Матфея сказано: «Когда же придет Сын Человеческий во
славе Своей и все Святые Ангелы с Ним, тогда сядет на Престоле славы Своей. И
соберутся перед ним все народы, и отделит одних от других, как пастырь
отделяет овец от козлов. И поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по
левую». И много раз и в Писании, и в Предании мы читаем, что Сын Человеческий
восседает на Престоле Славы одесную Отца (посмотрите наш православный Символ
веры).
Кого же исторически
называют «правыми»? Довольно разных по своим убеждениям лиц. «Правые» - это
прежде всего монархисты. Но также - националисты, фашисты, английские
консерваторы, итальянские либералы, германские христианские демократы. Правыми
партиями в дореволюционной Государственной Думе были монархисты и русские
националисты - весьма достойные люди. Но мы видим, что «правыми» бывают
разные люди, одни симпатичные, другие - нет. Хотя, если признаться, правые
всегда симпатичнее левых.
И все-таки, что же, собственно,
их объединяет -правых, в том числе и тех, с кем мы не хотели бы, может быть,
быть одинаковыми? Думается, можно дать строгое определение. «Левый» бывает
традиционен, но дороже традиции для него всегда - прогресс. «Правый» бывает прогрессивен, но дороже
прогресса ему всегда будет традиция.
Говорят о правых
радикалах и даже правых экстремистах. Это не то, что приличествует
христианину. Однако и даже правый экстремист - это всего лишь тот, кто
стремится самыми радикальными мерами восстановить разрушенную традицию. В то
время как левый экстремист, в том числе и коммунист, -этот тот, кто стремится
радикально сломать традицию. Вдумайтесь, и все станет понятным! У нас сейчас
почти нет правых политиков среди тех, которых представляют нам СМИ, и почти,
кроме считанных единиц, нет правых политиков в Госдуме. И мы должны об этом
думать сейчас, дабы уже на ближайших выборах в Думе заметно стало присутствие
подлинно правых политиков. Правых! Ну а нормальным плодом нашего покаяния перед
лицом Господа за все, что мы позволили сделать с Россией, было бы то, что во главе
государства в ближайшие два года оказался бы «правый» деятель, то есть если не
праведный, то стремящийся к праведному образу правления, к праведной жизни.
Это - возможно. У Господа все возможно и, как сказал любимейший наш князь,
святой благоверный Александр Невский: «Не в силе Бог, а в правде!»
Сейчас же есть одни
левые и другие левые. Могу порекомендовать «левых» вчерашнего дня, то есть
всевозможных коммунистов и тех, кто так не называется, но практически являются
коммунистами, как «Аграрная партия» - «заднелевыми», потому что их день был
вчера, а нынешних властителей именовать «передне-левыми», ибо власть их
сегодня.
Заметьте, в таком
собрании невозможно быть центристом. В центре чего будет находиться политик,
когда все - «левые»? На боковой подножке? Желательно откинутой! Но такой проиграет
всегда. Это и предостережение, и рекомендация к размышлению общественным деятелям,
политикам и избирателям, которые подумывают о центризме. Вот когда у нас
будет настоящая «правая» партия, желательно «правая большинства», вот тогда
станет возможным и центризм.
Хочу предостеречь: мы
не можем с вами признать «правым» даже и националиста (хотя национализм - это
достойная позиция) неправославного и тем более враждебного к Православию. Это
вытекает из предложенного выше определения: не может правый испанец не быть
римским католиком. Конечно, у него может быть православная душа, он может стремиться
к Православной Вселенской Церкви, он может стремиться, наконец, чтобы католичество
эволюционировало не в сторону протестантизма, а в сторону Православия. Но
быть врагом своей Церкви не может. Не может правый англичанин не быть
англиканином. Не может правый русский не быть православным, пусть если и не
вполне церковным, то, по крайне мере, искренним и глубоко уважающим стержень
нашей традиции, нашей культуры, нашей жизни - Православие.
Вот
пожалуй и все. Вот с этими критериями так легко ориентироваться в том, что преподносят
вам другие, не правые, а левые.