Д.О. Рогозин
Необходимость
конституционной реформы становится очевидной
Были времена, когда в каждом
парке культуры и отдыха среди игр и развлечений, предлагавшихся посетителям,
был аттракцион под названием «бег в мешках». Желающие влезают в мешок и
завязывают его веревочкой на талии, потом дается старт. Участники пытаются бежать
к финишу, но сразу понимают, что могут только кое-как семенить. Но и это
трудно: ноги запутываются в мешковине, бегуны падают, вымазываются в грязи,
чертыхаются, пытаются встать, шаг-другой - и снова падают. И так всю дистанцию под хохот болельщиков.
Воспоминания об этом пришли
на память, когда я наблюдал за политическим кризисом, связанным с попыткой
оппозиционных фракции Государственной Думы вынести
вотум недоверия российскому
правительству. Все закончилось полюбовно, но конфликт неожиданно оказался
более значимым, чем могло показаться стороннему наблюдателю.
Казалось бы, ничего особенно
не произошло. Еще один разыгранный на потребу электорату популистский
спектакль на тему «Много шума из ничего», еще один «контролируемый кризис», вновь подтвердивший,
что ни правительство, ни парламент не заинтересованы в том, чтобы доводить
ситуацию до критической точки, за которой возникает возможность неуправляемости
дальнейшим ходом событий. Обе стороны справедливо опасаются, что подобные
события, в случае их начала, могут смести и власть, и оппозицию. Неудивительно,
что инстинкт самосохранения и на этот раз сработал четко, позволив быстро
найти приемлемый выход и выпустить пар из кипящего котла общественной
напряженности.
Это - на первый взгляд.
Однако все происходившее в последние дни высветило и другое - несовершенство
правил, по которым живет страна. Правил, которые определяют нашу жизнь, но -
увы! - входят во все более глубокое противоречие с новыми политическими реалиями,
сложившимися сейчас в России. В этом смысле
конфликт между правительством и парламентом - лишь часть гораздо более
масштабного кризиса - кризиса российской государственности.
Конституция 1993 г. была
написана и принята по горячим следам октябрьского силового противоборства в
Москве. Написана “победителями”, что, естественно, в полной мере отразилось в
ее положениях и нормах. Казалось бы “победители” просто закрепили фактическое
положение дел, которго они добились в 1991 году и могли говорить об
“освобождении от гнета тоталитарной системы”, о “возможности построения
правового государства, гражданского общества и рыночного хозяйства”. Но жизнь
показывала, что “победители” не только провалили всю свою политическую
программу, но дали России такую Конституцию, что она оказалась тем самым мешком
на ногах России, который опутывает ее, заставляет падать, ползти, дергаться из
стороны в сторону, вместо того чтобы быстро и уверенно двигаться вперед.
Основной закон вместе с породившими его силами превращается в тормоз развития
страны, фактор застойного кризиса, выход из которого, как оказывается, может
быть только “нелегитимным”. Легитимный путь изменения “правил игры” сегодня малореален,
потому что невыгоден ни власти, ни оппозиции, которые приобрели черты
паразитической поросли, процветающей только при условии, когда общество тяжело
больно.
Между тем, формирование
структур гражданского общества идет недопустимо медленно, становление правового
государства сталкивается с серьезными препятствиями,
бюрократическая система становится все более абсурдной, структуры институтов национальной демократии не построены или не прочны и зачастую носят лишь декоративный
характер. Баланс и разделение сфер полномочий в системе власти практически отсутствуют,
система сдержек и противовесов эфемерна, что превращает исполнительную власть в единственную реальную силу в стране,
которая в то же время не имеет концепции развития государства, не желает понять
исторической традиции, не может сформировать стратегию преодоления экономического
и духовного кризиса.
Народ, как и прежде,
отчужден от власти. В обществе нет гражданского согласия, нет надежных механизмов
контроля за властью, по сути дела - не граждан. Нарушения правопорядка становятся массовыми, углубляется
расслоение общества, возрастает опасность социальных н
национальных конфликтов. Стабильность, о которой любят поговорить
чиновники высших эшелонов, призрачна. Наоборот, идет накопление взрывоопасного
материала. Этого стараются не замечать.
Так жить дальше - значит топтаться
на месте или неуверенно семенить вслед уходящим вперед народам и государствам.
Это, судя по последним событиям, начинают понимать
ныне и в Кремле. Иначе чем еще объяснить появление на свет таких внеконститунионных образований, как «большая
четверка» н «круглый стол», с помощью которых
президент, правительство и парламент намереваются развязывать узлы
государственных проблем. Шаг, безусловно, нужный, только вот в чем загвоздка:
у «четверки» и «стола» не хватает понимания проблем
мировоззрения, с котороыми столкнулась Россия. Их согласие, даже если оно будет
достигнуто (а в неофициальном варианте оно уже налицо), не устранит
первопричину кризиса. Не лучше ли сразу заняться первопричиной, а не разгребать
последствия? Но для этого нужно какое-то просветление в мозгах, которого пока
не наблюдается.
Продолжать упрямо отрицать
целесообразность и насущную необходимость конституционной реформы смерти
подобно. Изменение Конституции - сегодня, пожалуй, единственный шаг, который
мог бы примирить многих (хотя бы создал выход из патовой ситуации), мог бы
открыть путь в политику иным силам, способным не только имитировать антикризисные
мероприятия, но и проводить их в жизнь в соответствии с ясной и понятной населению
стратегией.
Пора приступить к
реформированию Основного закона, превращению его в действительно эффективный
инструмент обновления страны. Политическая и избирательная системы,
государственное устройство, местное самоуправление - вот сферы, где
необходимость перемен становится уже велением времени. Подошел срок дать честные
ответы на вопросы, от которых многое зависит в
нашей жизни.
Нужен ли нам по-прежнему
гипертрофированный перекос в пользу президентской власти? Может быть, он и был оправдан в глазах
определенного слоя политиков в 1993 г., когда вероятность силовых действий
оппозиции в ответ на расстрел парламента все еще существовала, но сейчас о
подобных подходах говорят разве что маргиналы-одиночки,
не представляющие никого, кроме себя самих.
Надо
внимательно посмотреть и на выборы в парламент. Очевидно,
настало время проститься с партийными списками - пресловутой
«лазейкой», через которую в число законодателей попадают лица некомпетентные,
иногда с сомнительным прошлым, которые лишь дискредитируют депутатский
корпус.
Правительство - еще один повод для серьезного разговора. Пора
формировать его фракцией или коалицией фракций, получивших большинство
депутатских мест в парламенте. Члены кабинета также должны утверждаться законодателями.
Это позволит не пропустить сторонников крайних точек зрения на ключевые посты в
правительстве и приведет к образованию цивилизованной оппозиции.
Федерацию следовало бы формировать
по принципу экономической и управленческой целесообразности,
а не этнической исключительности. Право народа на самоопределение должно
означать только право на национально-культурную автономию в рамках единого и
неделимого государства. Кстати, экономическому здоровью
страны способствовало бы укрепление регионов. Вместо 89 субъектов разумнее,
чтобы их было 12-13, причем де-факто они уже есть. Это исторически
сложившиеся экономические районы Сибири, Дальний Восток, Черноземье, Большая Волга. Большой Урал и т.д.
Давно нужно положить конец и
разноголосице в области разграничении полномочий
между федеральной и местной властями. Это помогло бы не только приблизить
правительство к избирателям, но и наладить плодотворное сотрудничество между различными институтами государства.
Если Афины кажутся нам великими,
говорил Перикл, учтите, что их величие было
добыто людьми, знавшими, в чем состоит их долг. Наш долг сегодня в том, чтобы
сбросить с ног мешок, сотканный из устаревших конституционных правил, мешающий
ей свободно идти вперед. Наш долг в том, чтобы вместо беспомощных рассуждений
о «российском самобытном будущем» не откладывая начать
совершенствовать механизм превращения России в нормальную страну, где жить
гражданам будет тепло и уютно.