С.В. Хатунцев[1]
ПРОЕКТ
ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО УСТРОЙСТВА
РОССИИ ХХI ВЕКА
Что такое Россия? Это -
специфическая часть света, особый самодовлеющий мир: особая цивилизация, особое
пространство и особое человечество. Как таковая, она имеет определенные
естественные границы, которые заметно шире, нежели границы этнической
территории русского народа, и определенную внутреннюю структуру. Именно
естественная граница российского мира, его "лимес"
(от лат. limes - граница, предел), должна, рано или
поздно, стать границей возрожденной и модернизированной Российской Державы, а
органическая его структура - выразиться в системе территориально-политического
ее устройства.
По мнению автора данных
тезисов, естественные рубежи России во многих своих чертах совпадают с
государственными границами распавшегося колосса - СССР. При этом, однако,
именно к российскому, а не к какому-либо
другому культурно-историческому и природному миру следует отнести некоторые
округа Восточной Финляндии, Валахию и Молдову,
Северную Болгарию, Афганский Туркестан, Кашгарию и
Джунгарию, Халху, многие районы так называемой
Внутренней Монголии, но, в то же время, необходимо признать, что земли
Восточной Пруссии, Закарпатья и Закавказья, часть Приамурья, Южное Приморье и
Южные Курилы в состав российского культурно-географического мира не входят.
Впрочем, решение проблемы принадлежности и статуса вышеуказанных территорий -
дело достаточно отдаленного будущего, по всей вероятности - следующих поколений
россиян. Об этом будет сказано ниже.
Рассмотрим внутреннюю
структуру российской части планеты. Россия,
также как и другие цивилизационные субъекты,
состоит ив множества регионов - значительных по площади пространственных
единиц, отличающихся друг от друга набором и характером своих культурно-географических
признаков. По своему положению и функциональной роли в составе общего целого
все российские регионы можно разбить на несколько групп.
К Лимесу
- естественной границе России, примыкает пояс земель, связывающих ее с
другими цивилизациями Старого Света - европейской, афразийской
(ближневосточной) и восточноазиатской. К
нему относятся Карелия, Прибалтика, Западные Украина и Белоруссия,
Молдова, область Нижнего Подунавья, Крым,
Северный Кавказ, основная часть Туркмении и Таджикистана, Внутренней Монголии,
юго-восток Узбекистана и Халхи, Афганский
Туркестан и Кашгария. Природа и культура этих
земель являются переходными, то есть несут в себе, помимо российских, множество
черт, присущих тем цивилизационным мирам,
которые являются их соседями. В дальнейшем изложении данные территории будут
именоваться территориями лимитрофными, или же просто лимитрофами (от лат. limes и греч. trophos -
питающий, образующий).
За лимитрофами лежат земли
Лимба (от лат. limbus - кайма), земли, природа и культура которых, при несомненном
преобладании черт российских, содержит заметное количество элементов,
свойственных иным, вышеупомянутым цивилизационным субъектам.
К лимбовым территориям можно отнести
Северо-Западный регион Российской Федерации, большую часть Украины и Белоруссии,
районы между Нижним Доном и Волгой, юго-западные, южные и юго-восточные области
Казахстана, северные и центральные регионы Узбекистана, Киргизию, Северный
Таджикистан, Джунгарию, Горный Алтай, Туву,
Бурятию, Забайкалье, Западную и Центральную Халху.
Залимбовой зоной располагается большой
ареал, составляющий наиболее самобытную и наиболее глубинную часть российского
культурно-географического мира - его платформу.
С севера его обрамляет еще
более обширная область малоосвоенных, колонизируемых в цивилизационно-географическом
плане земель. К ним можно причислить территории Кольского
полуострова, Ненецкого, Ямала-Ненецкого, Таймырокого,
Эвенкийского, Чукотского автономных округов. Хабаровский край.
Камчатскую и Магаданскую области, северные районы республики Коми, большую
часть Ханты-Мансийского автономного округа, республики Соха, Сахалинской области, значительную часть Амурской, Иркутской,
Томской областей и Красноярского края как
такового.
Что же касается платформы
российского цивилизационного мира, то необходимо
оказать, что регионы, ее составляющие, принадлежат
к двум крупным историко-этнографическим и природно-географическим областям:
Сибирской и так называемой Восточно-Европейской, расположенной на Великой
Русской равнине. Разделяет их Уральский хребет. С запада к нему примыкают
земли, имеющие значительное число сибирских культурноприродных
черт, однако облик которых определяет все-таки восточно-европейская этногеографичеокая среда, а с востока - территории,
обладающие множеством восточно-европейских особенностей, чей характер ,тем не менее, диктует принадлежность к Сибири. К
первым относятся центральные и восточные районы Татарстана и республики Коми,
Пермская область. Коми-Пермяцкий автономный округ, Удмуртия,
Башкирия, основной массив земель Оренбуржья, большая часть Уральской и
северо-запад Актюбинокой областей. Ко вторым -
Свердловская, Челябинская и Кустанайская области,
восточные районы области Оренбургской, центральная и западная части Курганской области, северо-восток
Актюбинской и северо-запад Тургайской области. Эти переходные земли образуют
оплошной меридиональный пояс, составляющей подлинную
сердцевину России, ее "Хартленд". Именно
через них тысячелетиями осуществляются многообразнейшие
контакты между Восточно-Европейской (Русской) равниною и Сибирью, именно
они обеспечивают целостность и единство всего российского мира как такового.
Полосу вышеописанных территорий можно назвать также внутренним лимитрофом
России.
По обе стороны от него ( но в пределах платформы российской цивилизации)
лежат наиболее стабильные и устойчивые регионы Российского мира. Назовем их
совокупность землям штатными. Штатные земли представляют собой два мощных
территориальных массива.
Таково, на взгляд автора,
органическое строение российской части планеты. Какую же модель будущего
территориально-политического устройства нашей страны можно предложить, исходя из данной картины?
В его основу должно быть
положено естественное членение России на регионы. При этом для каждой группы
регионов необходимо предусмотреть особый статус в соответствии с ее
культурно-географической спецификой. Из лимбовых, колонизируемых,
штатных территорий и внутреннего лимитрофа следует образовать новое федеративное
государство. В его составе будет лишь два субъекта, построенных как культурно-экономические
объединения-ассоциации регионов Сибири и Восточной Европы. В каждое из них
войдут территории, расположенные в соответствующих частях российского мира. Для
колонизируемых регионов следует выработать особый, экономический, а для
регионов лимбовых и составляющих внутренний
лимитроф - особый культурный статус, несколько отличающиеся
и одном из данных аспектов от статуса регионов штатных.
Будущая Российская Федерация
должна стать не анархическим "синдикатом",
а крепкой державой, управление которой основывалось бы на иерархически четком
разделении полномочий между руководством Центра, региональных Ассоциаций и регионов.
Первое будет заниматься делами общероссийской важности: внешней политикой,
обороной, национальной безопасностью, определением основных направлений политики
внутренней, формированием бюджета Федерации и т.д., второе
- вопросами, значимыми более чем для одного региона, но не выходящими на
уровень межассоциационных проблем, третьи - решать вопросы сугубо внутрирегиональные. Это сделает Россию государством
хорошо управляемым, мобильным и динамичным, имеющим минимальный бюрократический
аппарат.
Столица России должна быть
перенесена из Москвы в культурно-географический "Хартленд"
российской цивилизации, на земли внутреннего лимитрофа. Более всего для
ее размещения подходит область лесных, степных и лесостепных ландшафтов, расположенная
между Уфой, Оренбургом, Сроком, Челябинском и Екатеринбургом. Она имеет
достаточно развитую инфраструктуру, хорошо обеспечена природными и человеческими
ресурсами, и именно она составляет ядро российского
"Хартленда", поскольку именно здесь сконцентрированы основные
каналы, посредством которых осуществляются и осуществлялись связи между
восточными и западными регионами российского мира - как в настоящее время, так
и в археологически обозримом прошлом. Думается, что вся эта область должна
находиться вне рамок и Восточно-Европейской, и Сибирской ассоциаций, но стать территорией центрального подчинения
- федеральным регионом.
Что же касается тех
государств, которые будут находиться в лимитрофной полосе российского цивилизационного мира, то вое они, в довольно
отдаленной перспективе, должны будут образовать с обновленной Российской
Федерацией целостный военно-политический блок - Российский
Союз. Страны лимитрофного пояса получат статус автономных государств -
стратегических союзников Федерации. Союзные государства, располагая всею
полнотою внутреннего суверенитета, не будут являться субъектами международного
права. Члены Российского военно-политического блока станут проводить единую
внешнюю, в том числе внешнеэкономическую, и оборонную политику, пользоваться собственной единой для всех валютой во взаимных расчетах решать ряд финансовых и прочих вопросов, затрагивающих общие интересы.
Обновление Российской
Федерации и создание Российского Союза следует
осуществлять последовательно и постепенно, в течение нескольких десятилетий. На
первом этапе нужно провести структурную реорганизацию нынешнего российского государства: выявить в его составе
отдельные регионы, консолидировать каждый из них в единое административное
целое, создать Восточноевропейскую и Сибирскую ассоциации регионов, перенести
столицу к Уралу, образовать федеральный регион, разработать для колонизируемых
регионов действенную экономическую политику, способствующую их успешному
освоению, а регионам внутреннего лимитрофа и лимбовой
зоны, уже сейчас входящим в Российскую
Федерацию, предоставить культурную (но не политическую или же экономическую)
автономию, превратить Карелию в автономное государство, союзное Федерации, а на
территории Северного Кавказа создать таковые.
На втором этапе
государственного строительства необходимо добиться вхождения в состав
Федерации, во-первых, той части российской цивилизационной
платформы, которая находится вне современных государственных пределов Р.Ф., а именно - областей Северного,
Северо-Западного, Северо-Восточного и Центрального Казахстана, во-вторых - лимбовых территорий Российского
культурно-географического мира, принадлежащих псевдонациональным
государствам, возникшим в постсоветском пространстве
- Белоруссии, Украине, тому же Казахстану, Узбекистану, Таджикистану, Киргизии,
а также Монголии. И наконец на третьем этапе державного созидания следует:
а) добиться вхождения в Российский Союз лимитрофных областей российской цивилизации,
расположенных как в ближнем зарубежье, там: и в прилегающих к границам бывшего
СССР европейских и азиатских странах - в Финляндии, в Польше, в Румынии, в
Болгарии и в Афганистане, решить в диалоге с Европой проблему Калининградской
области;
б) урегулировать вопрос о
статусе Каштарии, Джунгарии, Внутренней Монголии,
Приморья и Приамурья с Китаем и вопрос о Южных Курилах
- с Японией.
Территориальная структура российского цивилизационного мира
граница СССР
Граница российского культурно-географического
мира,
будущая граница Российского Союза
лимитрофные земли Российской цивилизации, земли,
на которых будут располагаться государства,
союзные
обновленной РФ
граница лимитрофного пояса, будущая граница РФ
лимбовые территории Российского мира, территории
культурных автономий в составе обновленной РФ
область колонизируемых земель Российской
цивилизации
культурных автономий в составе обновленной РФ
граница платформы российского кльтурно-географического
мира
граница восточно-европейской и сибирской природных
и
историко-этнографических областей, будущая граница
региональных ассоциаций
территория столичного (федерального) региона
будущей РФ- ядро, сердцевина “Хартленда”
территория внутреннего лимитрофа России,
ее “Хартленд”
ареалы штатных земель Российского мира
От редакции:
Представленный в тезисах
проект С. Хатунцева основан на гипотезе о том, что геополитическое пространство
можно оформить разумным образом, договорившись с соседями. В реальности такой
возможности обычно не существует. Более того, национальные интересы страны
могут оказаться в противоречии с культурно-исторической гармонией. К примеру,
уступка Курильских островов Японии нанесла бы тяжелейший удар по экономике
Дальнего Востока и поставила бы под вопрос его хозяйственную и политическую
связь с центральной Россией.
Ввиду невозможности
глобального многостороннего обмена территориями с соседними государствами,
безусловно, не может быть и речи о каких-либо односторонних территориальных
уступках. Тем более, что актуальными задачами ближайших лет является
воссоединение Великороссии, Белоруссии и Малороссии, а затем – возвращение
исконно русских земель Казахстана и Прибалтики.
Эти соображения вынуждают
нас относиться к проекту С. Хатунцева как к геополитической утопии,
рациональное зерно которой представляет собой набор аргументов в пользу
внешнеполитического курса, нацеленного на перестройку приграничного политико-географического
пространства России в соответствии с иерархией культурно-исторических связей с
русской цивилизацией. Соответствующим образом должна модифицироваться и
внутренняя политика, в которой система периферийных автономий должна быть
удобным механизмом укрепления «Хартленда» в качестве метрополии.
[1]
Статья представляет собой тезисы доклада, прочитанного на воронежской
региональной конференции “Русский вопрос и национально-государственное
самоопределение России”.